• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Краткий курс про Gps

  • Автор темы Автор темы Лис
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

Лис

Старейшина
С нами с
06/02/04
Постов
2 761
Оценка
811
Живу в:
Питер
Для знакомых
Антон
Оружие
Иж-94 (12Х70-7.62x54) CZ 550 LUX (243) Сайга-Мк03 (7.62x39)
Поскольку много недомолвок, и непонятностей
то получите и распишитесь.

О связке КПК и GPS попозже ;)

GPS - это аббревиатура названия глобальной навигационной спутниковой системы определения местоположения Global Positioning System. GPS-система состоит из некоторого количества специально разработанных низкоорбитальных спутников, которые служат для определения точных координат.

Принцип определения координат заключается в одновременном измерении расстояния до нескольких спутников с известными параметрами их орбит на каждый момент времени и последующем вычислении по измененным расстояниям своих координат, при этом таких спутников должно быть не менее трех.

Первоначально система GPS-навигации была разработана, как это часто бывает, для военных целей, но постепенно стало ясно, что она может успешно применяться и для решения ряда гражданских задач

Над планетой на высоте 20 000 м. вращаются 24 спутника американской системы NAVSTAR. Задача всех этих спутников - непрерывная передача своего идентификационного номера и точного времени, которое отсчитывается по атомным часам, установленным на каждом спутнике. При излучении сигнала используется фазовая модуляция, использование которой совместно с шумоподобным типом сигнала позволяет применять передатчики относительно малой мощности, избавиться от многих помех, возникающих при преодолении немаленького расстояния от спутника до GPS-приемника при прохождении через слои атмосферы, и многих других природных и искусственных помех, встающих на пути сигнала.
Для того чтобы определить координаты любой точки в пространстве, необходимо знать координаты как минимум трех спутников и расстояние от спутников до искомой точки. Если все это известно, то точка пересечения трех сфер вращения, образованных их радиусами длиной в расстояние от спутника до GPS-приемника, и есть местоположение точки в пространстве. Путем несложных математических вычислений эта информация преобразовывается в любую систему координат. Остается единственная задача - узнать расстояние от спутника до GPS-приемника. Траектории всех спутников рассчитаны с огромной точностью на десятки лет вперед, т.е. в любой момент времени известно, где и какой спутник находится. Это необходимо для синхронизации точного времени спутников с обычными часами GPS-приемника. Как только время синхронизировано, начинается непосредственное определение расстояния до спутников. Еще из курса школы известно, что, зная скорость и время, всегда можно найти расстояние. Скорость распространения сигнала, опять же, известна заранее с достаточной точностью, время посчитать не составляет труда, т.к. известно с точностью атомных часов, во сколько сигнал был отправлен спутником и во сколько он был принят GPS-приемником. Все неизвестные найдены, остается измерить расстояния еще несколько сотен раз для достижения заданной точности.
Способ радиообмена между спутниками и GPS-приемником также достаточно необычен. Дело в том, что все спутники вещают одновременно на одной и той же частоте. Для того чтобы GPS-приемник мог определить, от какого спутника исходит данная информация, бортовые передатчики посылают в составе своего сигнала стандартный идентификационный код, который сравнивается с кодами, находящимися в памяти приемника. Таким образом, независимо от того, сколько и каких спутников находятся в поле зрения приемника, последний может без труда идентифицировать источники сигналов. Такой подход не только упрощает схему GPS-приемника, но и, несмотря на малый уровень радиосигналов, позволяет использовать в них малогабаритные приемные антенны.

Немного терминологии
Рассматривая технические характеристики того или иного приемника, можете увидеть различные термины, вроде Cold Start или Warm Start (холодный и теплый старт).

При холодном старте время и координаты приемнику известны с некоторыми ограничениями, а альманах и эфемерида не известны.
При теплом старте время, координаты и альманах известны, опять же, с ограничениями. Эфемерида как минимум от 3-х спутников известна после последнего выключения приемника.

Что такое альманах и эфемерида?

Спутники постоянно передают два типа данных: альманах и эфемериду.

Альманах – данные об орбитах всех спутников. Каждый спутник передает альманах для всех спутников. Эти данные не всегда точны и обновляются примерно один раз в несколько месяцев.
Эфемерида - сравнительно более точные данные об орбите спутника. Часы корректируются отдельно для каждого спутника, что очень важно для максимально точного позиционирования, а каждый спутник передает только собственную эфемериду. Достоверность этих данных определяется особенностями конкретного спутника, а сами данные актуальны в течение короткого времени - от 30 минут до 4-6 часов. Каждый набор эфемерид имеет свой индикатор, сообщающий о том, как долго эти данные будут оставаться актуальными. Эфемериды передаются спутником каждые 30 секунд. Такой промежуток времени выбран для того, чтобы GPS-приемники успевали принимать и обрабатывать эту информацию.

Когда вы включаете GPS-приемник, он начинает искать спутники там, где, по его мнению, они должны находиться. Это мнение основывается на альманахе и текущем времени, и, исходя из этих данных, приемником выбираются спутники для первоначального поиска. Эфемериды принимаются от каждого спутника, видимого приемником, проверяются на достоверность и достаточность информации для определения координат.
Если питание приемника выключить и сразу же включить, эфемериды будут считаться актуальными, и приемник быстро найдет спутники, так как ему нет необходимости обновлять данные. Такая ситуация называется «теплый» старт. Если же эфемериды устарели, GPS-приемник начнет заново собирать новые эфемериды для всех спутников с устаревшими данными, хотя в реальности GPS-приемники постоянно собирают свежие эфемериды.

Рассмотрим ситуацию, когда на момент включения приемника «свежие» эфемериды были менее, чем для трех спутников – в таком случае определение координат местоположения станет невозможным, пока не будет пойман хотя бы еще один дополнительный спутник.
Если приемник перемещается, например, находясь в автомобиле, то сбор эфемерид займет более длительное время, чем при неизменном местоположении, а если GPS-приемник увезти на расстояние нескольких сотен километров в выключенном состоянии, или если в нем сбилось точное время, то эфемериды окажутся недостоверными, и приемник попытается найти спутники там, где их уже нет.
Когда вы приобретаете GPS-приемник и включаете его в первый раз, то он «находится в растерянности», потому что не знает, где находится. Чтобы определить свое местоположение, приемник начинает сканировать частотный диапазон GPS в поисках сигналов спутников. Такой процесс принято называть «холодным» стартом. Холодный старт состоит из поиска спутника, декодирования получаемых сигналов и проведения необходимых расчетов, что в совокупности может занимать от 5 до 20 минут. Точная продолжительность процесса зависит от множества факторов, которые включают количество видимых спутников и алгоритм поиска, реализованный в отдельно взятой модели.
Если же приемник знает свое местоположение, то процесс определения местоположения сокращается в несколько раз, а при наличии в памяти устройства ранее запомненного альманаха точные координаты будут определены в течение нескольких секунд. Такую ситуацию называют «горячий» старт

Аббревиатуры NMEA, SiRF, WAAS, DGPS.

NMEA – протокол передачи сообщений между приборами, установленными на судах. Большинство из существующих навигационных приемников выдают данные в стандарте NMEA-0183, который является международным стандартом, разработанным «Национальной Ассоциацией Морской Электроники» для обмена данными между морскими электронными приборами. Данные NMEA-0183 - это самый обычный текст в кодах ASCII, пересылаемый со скоростью 4800 бод.

SiRF - главный электронный компонент в GPS-чипе приемника. Этот чип производит обработку получаемых от спутников сигналов, пытаясь принять сигналы от всех видимых спутников. Спутники с самыми слабыми сигналами будут проигнорированы чипом, который попытается выделить только спутники с наиболее сильными сигналами.

Большинство GPS-приемников изготовлено на чипсетах американской компании SiRF Technology, а самая последняя разработка – чип SiRF STAR III, который отличается в лучшую сторону пониженным энергопотреблением и способностью принимать до 20 параллельных каналов.

WAAS - "Wide Area Augmentation System" - комплекс спутниковых и наземных средств, обеспечивающий навигаторы GPS корректирующими сигналами, что резко повышает точность определения координат, примерно в пять раз. Навигаторы с возможностями WAAS способны в 95% случаев определять координаты точнее 3 м. Система WAAS бесплатна, и для ее использования никакого дополнительного оборудования приобретать не потребуется.

На данный момент система WAAS действует только на территории Северной Америки. В Южной Америке и Европе нет наземных станций, так что даже если ваш GPS-навигатор и может принимать сигналы WAAS, то на территории нашей страны полный облом, а потому точность стандартной GPS-навигации не повысится.

В Европе существует аналог WAAS - система EGNOS, сокращение от «European Geostationary Navigation Overlay Service» (Европейская геостационарная навигационная оверлейная служба). Эта система разрабатывалась для улучшения точности передачи навигационных сигналов американских спутников GPS и российских ГЛОНАСС. Система EGNOS должна принимать сигналы со спутников обеих систем и обрабатывать их, используя метод коррекции сигнала, повышая точность получаемой информации до 2-3 метров. На самом деле EGNOS - это лишь начало реализации европейской глобальной спутниковой навигационной системы Galileo, которая, как предполагается, будет состоять из 30 собственных спутников и начнет работу в 2006-2008 годах.

DGPS – Differential GPS.
Для DGPS используются координаты от двух GPS-приемников, рабочего и эталонного - стационарно установленного в строго определенном месте, координаты которого измерены с высокой точностью. Оба приемника пеленгуют GPS-спутники в один и тот же промежуток времени, что дает возможность вычислить поправку и довести точность до 3-5 метров. Для приема поправок необходимо иметь специальный приемник в дополнение к стандартному. Система трансляции поправок через FM-радиостанции является платной услугой. Подписчики данной услуги получают специальный FM-приемник, работающий в связке с GPS-приемником, но, опять же, – на территории нашей страны это неактуально.

На что обратить внимание при выборе приемника?

Качество работы приемника определяется и зависит от характеристик применяемого чипсета.

Важно знать:

Число принимаемых каналов – то есть сигналов со спутника, которые приемник в состоянии принимать и обрабатывать одновременно. Чем больше таких каналов, тем лучше, так как точность определения координат повышается.

Чувствительность антенны, dBm - чем выше, тем более слабый сигнал со спутника может быть принят.

Потр****емая мощность, mW – от этого параметра зависит время работы приемника или связки «приемник + КПК».

Характеристики GPS-приемников напрямую зависят от характеристик используемых чипсетов. В идеальных условиях, т.е. при отсутствии внешних факторов, влияющих на прием навигационного сигнала, все приемники будут работать примерно одинаково, но в городе, при наличии поблизости деревьев и высотных зданий, присутствие помех может сказаться негативно на качестве приема сигнала.
 
Последнее редактирование:
Единственная наземная станция DGPS на территории нашей страны установлена в аэропорту "Курумоч" города Самара.
 
Последнее редактирование:
Пара маленькая поправок:
Насчет SiRF. SiRf Technology - всего-лишь один из производителей чипсетов для GPS. Чипсеты его отличаются дешевизной, но (до последних лет) имели вполне средние характеристики. И только SiIRf StarIII стал настолько популярным, что его начали применять даже "монстры". В первую очередь потому, что из-за неплохой вычислительной мощности (ARM7) он позволяет обрабатывать даже ослабленные/отраженные сигналы. И при этом обладает малым потреблением. Плюс к этому, к чипсет обладает вполне мощным SDK, что позволяет его адаптировать под конкретные нужды.
(Спорю с фразой "SiRF - главный электронный компонент в GPS-чипе приемника")

Поправка вторая: как выяснили на форуме http://www.gps-forum.ru/ , SiRF StarIII имеет реально те-же 12 реальных каналов. Есть некоторые маркетинговые тонкости, которые позволяют заявить, что их якобы 20. Garmin GPSMAP 60CSx заявлен как 12-канальный. Ну а больше 9 четко захваченных спутников я не видел на нем даже в лесу на большой поляне (прибор обещал погрешность 2 метра, еще часть спутников "мигали").

"Характеристики GPS-приемников напрямую зависят от характеристик используемых чипсетов." - также готов не вполне согласиться. Для супер-высокоточных измерений (используется для геодезии) необходимо в первую очередь, чтобы GPS-приемник умел выдавать "сырые" данные. При дальнейшей обработке на отдельном компютере можно удалить сигналы наиболее "зашумленных каналов" и т.д. В результате точность может достигать единиц сантиметров, особенно если приемник одновременно принимает GPS/Glonass.
 
Я тоже обратил внимание на дальность, но постеснялся :3:
 
ну начались критикования

это для общего понятия с кучей ошибок
поправок может быть куча ,
это же не научнаая статья.
расстояние поправил :p

Многие вобще не понимают что такое GPS и с чем его едят

в данный момент перешел на ipaq с gps модулем .

забавная штучка получается , мне даже нравиться , пока только не понятно как все это безобразие ндежно защищать .

попробую блютусовский модуль а то СF больно здорово жрет акумы

что получится напишу



осваиваю новый ноотбук .блин опять по клавишам не попадаю :9:
 
А всё таки связка КПК+GPS не самая лучшая
-
1) энергопотребление
2) пылевлагозащищённость
+
1) почти пол компьютера, угу балистический калькулятор и т.п., а некоторые ещё и кино смотрят и в инет ходят :)
2) ну очень удобна в автомобиле из за размеров экрана
3) использование растровых карт
4) нелимитированный трек
5) руссификация

to VVE:
На Гармине выложена версия 2.9 которая имеет возможность писать треки на microSD, но русского нету ессесно. Но теперь самый большой недостаток GPSMAP 60CSx по записи треков пропал в связи с новой прошивкой.
 
А я видел 12 пеньков на Гармине. Правда, только на воде и в глухих местах. Кстати, "атомные" часы отстают от "сигналов точного времени", по моему, секунд на 13. Первый раз заметил, когда выставил наручные по таким в радиообсерватории. Потом увидел на Gpsнике, почитал литературку и понял, в чем дело.
 
Назад
Сверху Снизу