gp
Завсегдатай
- С нами с
- 30/09/05
- Постов
- 2 184
- Оценка
- 1 374
- Живу в:
- СПб
- Для знакомых
- Георгий
- Оружие
- есть
- Собака(ки)
- ЗСЛ
Среди моих путевых записок, часть из которых лежат у меня на сайте, эта история пешей прогулки для фанатов пешкодрала - самая старая. Она не охотничья, а скорее спортивно-бродяжья и была записана просто для памяти. Сейчас, конечно, читается с улыбкой - эко тянуло лосячить по бездорожью...
Зеленецкий мох - это огромное верховое болото примерно посередине между Волховом и Тихвином. Я там промышлял ягоду в общей сложности лет 15, с самого начала перестройки.
Зеленецкий мох - это огромное верховое болото примерно посередине между Волховом и Тихвином. Я там промышлял ягоду в общей сложности лет 15, с самого начала перестройки.
Началось мое знакомство с Зеленецкими болотами в 84-м году, когда я "сел на хвост" коллеге по работе и отправился с ним в конце сентября за клюквой. С Московского вокзала последняя электричка на Волхов отходила около полуночи, сидячих мест в ней практически не было. Вагоны были забиты согражданами в брезенте и ватниках, с огромными коробами и рюкзаками. Клюквенный сезон был в разгаре…
К Волхову мы прибыли около трех ночи, некоторая часть сборщиков была уже в состоянии "готовальни"... Рабочий подкидыш на Тихвин и далее на Бабаево отправлялся в пять утра. Все его четыре вагона были заперты, а тепловоз отцеплен. Несколько сотен приехавших питерских мужиков вскоре начали просачиваться в подкидыш через различные отверстия и щели и окапываться в стареньких плацкартах. Когда к семи утра поезд приполз на станцию Валя, еще большая часть народа утратила способность координированно двигаться. Это было неплохо, т.к. уменьшало число конкурентов.Дорогу по первому разу я запомнил лишь в общих чертах, а за три с небольшим часа мы обогнали практически всех приехавших с нами. После 15 км лесных дорог приличного качества следовала пара-тройка км по разбитым гатям времен Отечественной войны, утонувшим в хорошей торфяной жиже, и еще около 8 км по сосновым борам. До цели всего получалось слегка за 25 км. Это расстояние и скорость хода отсекало большую часть конкурентов. До темноты мы брали ягоду на почти нетронутых местах и переночевали в приземистой охотничьей избушке, которых было немало в тех дальних углах болот. Кто не знает - это поставленный в стороне от тропы низенький сруб размером примерно 2,5 на 3 метра, накрытый в 2 - 3 наката жердями и полиэтиленом и с железной печуркой (если повезет). Мимо такого и днем пройдешь - не заметишь, а уж в сумерки - поищешь, даже зная место.
Наутро пол-дня побрали ягоду и двинули на выход к другой станции - около 18 км. Маршрут этот в народе назывался "Тропа здоровья" - 45 км за пару дней после бессонной ночи и с рюкзаком клюквы. С того раза я каждый год по несколько раз в сезон ездил в те места за клюквой, брусникой и черникой, снял кроки местности, нашел и обирал свои фирменные закоулки болот и леса. Нормой было набить за полтора дня "Ермак", в который влезало 30 - 35 литров ягоды. Ходил всегда один и с минимумом вещей (узкая пенка под себя и полиэтиленовая пленка над собой "домиком" ). От городской жизни это "оттягивало" исключительно!
С тех пор многое изменилось в тех местах, появилась к середине 90-х тьма бомжей, весь ягодный сезон живущих в балаганах на болотах, народ в лесу стал злее, участились случаи убийств - и я стал ездить за клюквой и на охоту в более глухие места.
К концу весны 96-го городская жизнь как-то особо остонадоела, надо было срочно рвануть в леса. В июне мой приятель - турист почти было собрался поехать со мной размяться, но - не сложилось. А у меня сложился маршрут "просто прогуляться" от ст. Валя на Тихвинском напрвлении до ст. Пчевжа на Киришской ветке. Почти до половины пути я доходил в 86-м, навыка лазания по болотам хватало. Дальний безлюдный угол леса звал из города…
Поезд на Архангельск отходил в час ночи и останавливался на ст. Валя около четырех утра. Третья полка общего вагона все же лучше ночной электрички и подкидыша…
На Вале в то утро я был один (нэма дурних) довольно рано - в 4 утра. По хорошо знакомой дороге быстро дотопал до гатей, рысью пробежал по ним (это ж не октябрь с его водой). Но воды хватило от дождя, который шел с ночи. Около 8 утра я уже пересек Южную просеку (25-й км) и подходил к Косой. За 10 лет с моего последнего забега в тот край леса все изрядно заросло и изменилось. Тропы - особенно. Народу в дальние углы стало ходить меньше, кустарник поднялся и перекрыл старые визиры и тропинки. Около 10 дня я встретил первого человека - Мишку-хохла, который бомжевал в том углу леса с начала перестройки. Поговорили, нашли общих знакомых из числа "ветеранов местности" (среди "ветеранов" к тому времени я слегка примелькался). Километров 8 - 10 прошли вдоль берега р. Хандеры вместе, около балагана Мишки-хохла похлебали пакетного супчика. Он остался на своем "ранчо", а я потопал дальше по уже незнакомым мне местам.
После войны в тех болотах велась добыча торфа и на карте-двушке остались пунктиры старых узкоколеек. Рельсы с них сняли еще в 50-е годы, но кое-где на сухих участках леса угадывались контуры старых насыпей. Мой путь лежал на запад вдоль Хандеры до ее поворота на юг к Хандарскому озеру. Река исправно повернула налево (на юг), я перелез ее по лесине и пошел дальше на запад. На противоположном берегу угадывалась заросшая лесом насыпь узкоколейки, плавно уходящая в воду бобрового разлива. Лозунг " Убей бобра, спаси дерево!" я тогда не знал, но готов был его придумать. Эти лохматые гидротехники все и испортили… Когда мне удалось обогнуть участок затопленного леса, остатки узкоколейки бесследно исчезли. Вместо частого, но сухого ельника началось полузатопленное чернолесье. Держать направление в таком лесу - не подарок, но вариантов не было. Тропы и визиры отсутствовали (нэма дурних, опять же), пришлось изображать кабана в болоте… Карта, обманчиво обещавшая визирки и узкоколейки, отдыхала в рюкзаке. Пару визир "север - юг" я все же нанюхал, но они меня не устраивали - мне надо было на запад. Потом стало посуше, но подлесок загустел. Временами попадались кабаньи тропы-лазы, шедшие в нужном направлении. Одна беда - мой рост под два метра не очень соответствовал кабаньему… Часам к пяти попалась небольшая сухая полянка - и был устроен получасовой тихий час и неспешное распитие мужественно сбереженной пол-литры пива. Позади была примерно половина пути. Наконец, часам к семи я выбрался из ставшего до боли в ногах "родным" частолесья на болотную гладь и смог кое-как сориентироваться по профилю кромки леса. Ход по азимуту за последние несколько часов "сбросил" меня южнее на пару километров, если можно было верить кромке леса на карте. Гладь позволила сориентироваться, но изрядно вымотала. Верховое болото еще не обсохло после весны, мох эффектно колыхался и проседал под ногами… Через каждые 15 - 20 минут быстрого хода приходилось плашмя отдыхать на кочках... Вот тогда я и порадовлся, что приятель со мной не пошел, а я не взял с собой старую видеокамеру и лишних вещей. Тяжелую камеру я бы, не колеблясь, выбросил к чертям, а приятель убил бы меня за такой маршрут еще часов пять назад…
Но все кончается - и под ногами оказалась более твердая земля. Я примерно знал, куда вышел. До ближайшего жилья было от 40 до 50 км, берег болота был нарезан на кварталы мелиоративными канавами полувекового возраста. Вам не приходилось ориентироваться на листке тетради в клетку? И на карте, и в натуре имелись одинаковые квадраты пересохших канав, плюс - минус 5 - 6 км в любую сторону, ничего более оригинального не ожидалось. Рельеф - плоскость. Время было около 10 вечера, пора было подумать о паузе в пешке, начатой в 4 утра. Одна только мелочь мешала приготовит еду - под ногами был пересохший торф без признаков воды.
Разводить костер в такой ситуации было более чем рискованно: гасить его можно лишь по-пионерски, а пересохший организм был явно к этому не готов… Пришлось на ужин ограничиться малым запасом сахарного песка и водой из фляги. Пакетик супа в-сухомятку как-то не вдохновил. Похрустел песочком - и баиньки!
Нормально поспать не удалось, поскольку откуда-то подтянулась туча гнуса (в такую сушь!) и радостно начала пировать (мной). А палатки, естественно, не было. Был расчет на дымокур. Штормовка, одетая на голову с хитро загнутым рукавом (типа шнорхеля) не спасала, поскольку голодные сволочи на-ощупь пробирались в рукав и дружно жрали в пятак.
В итоге был ранний подъем без утреннего чая и продолжение "смогулия?".
Забег вправо, забег влево… Всюду только квадраты канав. Тю! А вот и след каких-то подобных мне идиотов! Шли на юг. Весь вопрос: шли к неведомой цели или возвращались обратно к жилухе? Мне-то надо на юг - туда и рванем! Но след повернул к болоту на восток… Куда их несло??? Лады, пойдем в обратный зад, хоть мне туда и не надо. Шли двое вчера, а то и позавчера, трава почти не хранила след. Больше часа я изображал Джульбарса на границе, но все же нанюхал след и вышел на заброшенную узкоколейку! В высокой июньской траве темнели ржавые рельсы. Еще метров 200 по рельсам - и - опаньки! - я увидел самодельную дрезину, стоящую на рельсах. Стало быть это рыбаки сюда ездят, ведь до Хандарского озера отсюда не больше десятки по болотной глади.
Пускач с движка снят не был, но угонять чужую дрезину так далеко от жилухи - не в моих правилах. Я ж пошел в пешку!
Ржавые рельсы, заросшие высокой травой, шли на запад. Признаков шпал почти не было, местами узкоколейка пересекала широкие дренажные канавы просто по воздуху: над водой висели рельсы с остатками шпал. Идти-то по ним было не очень ловко, а народ по ним ездил… Вскоре рельсы повернули на юг и наконец-то совпали с обозначением на карте. До финиша оставалось еще около сороковника: я вышел на самую дальнюю ветку узкоколейки.
Около 9 утра, проходя через хороший строевой ельник, я встретил троих мужиков, чаевничающих у костра. Рядом в кустах стояла снятая с рельсов самопальная дрезина. Спросил чаю, угостился горяченьким. Мой ответ на их вопрос "откуда и куда?" поверг мужиков в минуту молчания.
Подсушившись и погревшись у огня я двинул дальше. Места пошли скучные и для прогулок не предназначенные: мокрые луга и лиственные перелески. Солнце жарило уже всерьез, и надо мной гудел рой слепней и малых кровососов… Шпал между рельсов по-прежнему почти не было, шлось быстро. Я сменил сапоги на кроссовки и шел на автопилоте. Из неприятных деталей запомнилась главная: из-за дикого количества слепней пришлось идти в застегнутой штормовке и поминутно сгребать с лица пригоршни кровососов. Рукам тоже от них досталось. На каком-то разьезде уже на подходе к Пчевже я устоил перекур на штабеле старых бревен и услышал шум приближающейся дрезины. Меня приняли на борт и последние 8 - 9 км маршрута я пролетел с ветерком и, что главное: без слепней и оводов!
В три часа дня я уже ехал в питерской электричке домой.
Итого:
Полное время в пути - 35 часов, пройденная дистанция >90 км + 9 км на дрезине.
Потери в живой силе и технике - нет.
Удовольствие - получено.
А уж от городской сидячей жизни оттянулся просто замечательно
Последнее редактирование: