• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Граф и сокольи помытчики.

  • Автор темы Автор темы Dmitri
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

Dmitri

Участник
С нами с
30/06/09
Постов
94
Оценка
6
Живу в:
Tallinn (ЭСТОНИЯ)
Для знакомых
Dmitri
Оружие
" ROGATKA-19 "
Собака(ки)
Нет
В Большом Селе состоялась районная краеведческая конференция школьников. Ее организовали отдел образования администрации и библиотека. Участвовали все школы. Доклады ребят будут храниться в библиотеке до лучших времен. Они рассказали много интересного, хорошо бы издать малотиражный сборник, да средств нет.
среда, 12 декабря 2007

Катя Морозова и Кристина Бурыкина исследовали историю своей школы – «Дорога длиной в 140 лет». Помимо хронологии их занимали её учителя и ученики, прославившие район. Пожалуй, самый знаменитый – ныне покойный Владимир Николаевич Дружинин. Он родился в 1955 году в селе Дунилове, закончил школу в Большом Селе с золотой медалью, потом – Ярославский государственный университет. С 1979 года – сотрудник Института психологии Академии наук СССР, с 1988-го – профессор факультета психологии МГУ, с 1999 по 2001 год – член большого жюри национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея» и тому подобное. Опубликовал около 150 научных работ, главные из них – «Психология научных способностей», «Экспериментальная психология», «Психология семьи». Лауреат премии Сороса в 1994 году, премии имени Рубинштейна РАН в 1996 году, победитель Всероссийского конкурса на лучшую книгу в области образования в 1996 году, премии президента РФ в области образования в 1998 году. Погиб в 2001 году.

Другая жизнь – в работе Тигуль Бегоджановой и Светланы Строгановой из Большесельской школы: «1937 год в истории и судьбах». Они рассказали о семье Нашахаловых, которая не смогла избежать сталинских репрессий. Из Благовещенской школы привезли доклад «История семьи и усадьбы Кладищевых», из Бакунинской – «Лечебные рецепты моей бабушки», «Историю храма Параскевы Пятницы» – из Большесельской. Вареговская занималась торфопредприятием, канувшим в Лету: теперь диву даешься, какая вокруг него кипела жизнь в течение нескольких десятилетий, какие люди там трудились!

Максим Смирнов из средней школы села Нового представил труд «Столетняя война в Юхоцкой волости. Из истории деревни Павлово». При содействии учителей и библиотекарей он ознакомился с редкой брошюрой: «Сведения об Юхоцкой волости, ее прежних владельцах князьях Юхоцких и Мстислав-ских, с приложением статьи об юхоцких сокольих помытчиках Александра Барсукова. Издание графа С. Д. Шереметева. Санкт-Петербургская типография Стасюлевича. 1894 год». Максим также посетил госархив в Угличе. И саму деревню Павлово, обезлюдевшую, но еще живую. Она в десяти километрах от Нового.

Впрочем, сюжет борьбы графов Шереметевых с жителями Павлова и Раткова в этих краях никогда не забывался. Надо отдать должное представителю аристократического рода, издавшему брошюру в 1894 году: исторический интерес взял верх над обидой, нанесенной фамилии изворотливыми простолюдинами. Княжество Юхоцкое досталось первым в России графам – Шереметевым после смерти последнего князя Мстиславского. Петр I им эти земли пожаловал. А тут, на болотах Великий Мох, водилось множество разновидностей соколов: сапсан, чеглок, дербник, кобчик, пустельга, ястреб-тетеревятник… Некоторые использовались для соколиной охоты. Это дорогое развлечение, требующее специальных условий: выездки лошадей, дрессировки птиц и тому подобного. Было доступно только высшим слоям общества. В наших краях соколов ловили и выучивали люди, передававшие навыки из поколения в поколение. Были такие деревни возле Ростова и еще – Павлово и Ратково. Дрессировщиков называли сокольи помытчики. В год они поставляли по 12 соколов на Семеновский потешный двор в Москву (ростовские присылали по три).

Но власть в Юхоцкой волости переменилась. Новоявленные графы проявляли неаристократический прагматизм: им нужны были крепостные работники, а не вольные ловцы соколов. Князь Ромодановский, страстный любитель соколиной охоты, им препятствовал, но безуспешно, хоть и был ближайшим сподвижником Петра. Он попытался пересмотреть результаты приватизации и взять деревни Павлово и Ратково во владение Преображенского приказа, который возглавлял. Но Петр охотой не увлекался и важность сохранения народного промысла не оценил: указом от 1707 года оставил помытчиков за графом Шереметевым.

Да только привычка к свободе не забывалась: помытчики слали в высокие ведомства прошение за прошением в течение нескольких царствований, вплоть до Александровского. Скрипела неповоротливая бюрократическая машина, но, что удивительно, реагировала! Шли бумаги из Ингерманландской канцелярии, дело расследовала обер-егермейстерская комиссия, оно развивалось с переменным успехом: весы склонялись то в пользу всесильных латифундистов, то в сторону упрямых ловцов. Трудно поверить: было назначено генеалогическое исследование семей, населяющих Павлово и Ратково! (Генетическая экспертиза XXI века сразу меркнет перед достижениями XVIII.) Она была необходима, чтобы определить, кто является истинным носителем традиции сокольих помытчиков, а кто притворяется. Оказалось, только Иван и Трофим Сысоевы достойны высокого звания, а остальные претенденты – самозванцы. По мнению графа, нахалы, желающие отлынить от полевых работ. Однако в конце концов добрый император Александр Павлович велел оставить упрямцев в покое и вернуть им льготы. По этому поводу граф Николай Петрович Шереметев писал государю, что «уделял этому делу внимание не из материальной выгоды – она ничтожна, а из принципа».

Вот так. В XIX веке вообще всех стали больше занимать принципы. Соколиная охота потеряла популярность при дворе. А теперь ею увлекаются в основном арабские шейхи. В Павлове им ничем помочь не смогут. После отмены крепостного права в отсутствие графов здешнее население быстро увеличилось: в 1895 году переписчики насчитали 96 мужчин и 86 женщин. Но после советских передряг из местных не осталось почти никого. Жив ли там свободный дух сокольих ловцов Сысоевых? Да вряд ли. Но почему же так бьётся сердце, когда найдешь в траве оброненное соколом полосатое перо?
 
Назад
Сверху Снизу