• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Первопроходцы

  • Автор темы Автор темы walerka
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

walerka

Завсегдатай
С нами с
19/11/11
Постов
7 612
Оценка
1 353
Живу в:
Алтайский край
Для знакомых
Валерий, можно Михалыч, но на ты
Охочусь с
1986
Оружие
мц 20-01ш, тоз-34р
Собака(ки)
была лайка. теперь есть Туся)))
Недавно мне в руки попался любопытный материал из одного школьного краеведческого музея. Читал местами с улыбкой) . Чтоб много не болтать -вот, судите сами. Место действия - Сибирь, Алтайский край. Время действия - конец 18-начало 19 века.
"Село Гилёвка было основано во времена жизни моего прапрадеда Дениса Варфоломеевича Овчин-никова, который был осужден к каторжным работам в возрасте 27 лет. С каторги бежал в возрасте 31 года. А его жизнь длилась 89 лет, а прожил в деревне 58 лет, где у него родился сын, мой прадед Миней Денисович. Он прожил 77 лет из них 17 лет жил при жизни его отца, а 60 лет прожил после кончины его отца. У прадеда родился мой дедушка - Феклист Минеевич он прожил 90 лет. Из них 28 лет прожил при жизни своего отца, а 62 года прожил после смерти родителя. У дедушки родился сын, мой отец Леонтий Феклистович. Он прожил 87 лет, из них 32 года прожил при жизни его отца, а 55 лет прожил после смерти его отца. У отца родился сын я, Артемий Леонтьевич. Сейчас 1908 год, а мне уже 80 лет, после смерти моего отца, я в Гилевке живу 48 лет, а 32 года я жил при жизни моего отца». Д.В.Овчинников, будучи в бегах с каторги при наличии кольца кандалов на левой ноге, на первую зимовку обосновался на берегу озера (ныне называемого Катешное) в дремучем лесу. Причиной остановки на этом месте в период первого зазимка был огонь, (от грозы горел огромный выворот сосны), изобилие мха, являющегося легким материалом для сооружения жилого уюта на зиму, множество в озере рыбы доступной к ловле, многочисленное количество птицы (белая куропатка, рябчик, косач) и зайцы - это зимой. А летом: утки, гуси. Так же в их гнёздах могло находиться до 60 штук яиц. Все это добывалось без затруднений, Летом в бору было много ягод, грибов. Затем в дуплах буреломов обнаружено большое количество меда диких пчел. Перезимовал в сооруженном убежище с неугасающим костром при наличии: ножика, жестяного котелка и сделанного самим туеска из бересты.Весной, по еще не вскрывшимся ото льда озерам, в путешествиях по округе, на островке (ныне называемый Осенинский) обнаружил открытый костер с висящим на сучке сосны котелком, рядом в зарослях на возвышенности землянка - явное присутствие человека, но человека не было. Через недолгое время появился человек с берестяным туесом в руках наполненным водой, увидел у своей стоянки неизвестного человека, остановился вдали. Объяснившись друг другу на расстоянии, сошлись. Обитаемый здесь человек был тоже беглецом с каторги с кандальным кольцом на руке, зимовавший на этом месте уже две зимы. Им оказался поляк по происхождению – Гилевский (имени не сохранилось)
Во время лета в совместном путешествии за реку Обь обнаружили стоянку из 8 человек мужчин и 4 женщин, которые также являлись беглецами. Рассказали друг другу о путешествиях, решили с новыми пришельцами вернуться на место зимней стоянки моего прапрадеда, где и образовалось поселение из людей беглецов. Жильцы свое поселение назвали Гилевка именем старейшего беглеца-каторжника, зимовавшего на острове Осенинский две зимы, по фамилии Гилевский, который через два года умер не оставив после себя никакого потомства».

Как вам история? Сказка, может быть, и ложь, но других данных о том, откуда там взялись русские люди, нет...
 
Последнее редактирование:
Народ был приспособлен к выживанию. То враги сожгут родную хату, то востание замутят. Природа не замученная . Вот Казаки шли не один год, до берегов Лены и товарищей не подъедали.



Первый Усть-Кутский острог.
 
Последнее редактирование:
Как вам история? Сказка, может быть, и ложь, но других данных о том, откуда там взялись русские люди, нет...
Мне кажется, что бОльшая половина поселений Сибири и Дальнего Востока были организованны подобным образом. Очень на правду похоже.
пысы. Отредактируйте текст, пожалуйста. Он у Вас с повторением.
 
Отредактируйте текст, пожалуйста
спасибо. уже сделал

--- Добор поста---

что каторжники Сибирь заселили- тут без вопросов. но перезимовать без жилухи, постоянно поддерживая огонь, не имея топора...
 
поддерживая огонь, не имея топора...
Сухостоя с подгнившими корнями много . Не думаю что тайга, не такая была в то время. Да и сучья на ветроваленных, на морозе ломаются. Пешерные люди тож без бензопилы и колуна , кострились. "Пожоги" мож , от тех котаржан и пошли. Два кострища одно горит, на втором спят на лапнике. Потом убирают лапник и горяшие дрова перекладывают на это место. Лапником сметают угли, стелют лапник . И спят на обновлённом пожоге , да ещё у костра.
 
walerka, Валерий, достойно всяческого уважения и подражания такое отношение к истории своего рода. Забываем мы предков, теряем о них память, а обещаем же "помнить вечно". Они живы пока мы их помним.
Расспрашивайте своих родителей, дедов и прадедов, узнавайте больше о вашей семье. Уйдут они и ни кто не расскажет вам, когда заинтересуетесь, ни в каком интернете не прочтете!!!
 
что-то маловат острог!


Да и подозреваю, что там только сруб "Родной" и то что осталось от острога. Табличка имеется и люди говорят. Казаков то было 30 человек. Стоит в устье р. Куты, там Курорт знаменитый союзного значения.Да есле в инэте ( Великая вечь) пошарить , то и сами найдёте. Раз сумлеваетесь моим словам.;)

Усть-Кут : История
 
Последнее редактирование:
Острог на курорте
Там Серёж кости лечат, позвонок. Соляные пещеры , грязи. А ссылку в том посте кинул. А на тех реках , по которым они шли( в нашем районе) всю жизнь и охочу-рыбачу. Не сладко им тоже пришлось. А воевать им и не пришлось. У человека в природе "первопроходство", так и охота куда нить ушагать. Да везде истоптано.
 
kedr, Понял, Женя, спасибо!
 
Забываем мы предков,
к сожалению, всё чаще сталкиваюсь с людьми, которым всё равно, как звали их прадеда.
) к истории моего рода этот рассказ не имеет ни какого отношения.
перечисление имён предков, конечно, впечатляет. но меня больше всего поразило вот что:

Перезимовал в сооруженном убежище с неугасающим костром при наличии: ножика, жестяного котелка и сделанного самим туеска из бересты.

...Обитаемый здесь человек был тоже беглецом с каторги с кандальным кольцом на руке, зимовавший на этом месте уже две зимы...

...в совместном путешествии за реку Обь обнаружили стоянку из 8 человек мужчин и 4 женщин, которые также являлись беглецами.
то есть навык выживания далеко не в самом ласковом климате при наличии минимума снаряжения у людей того времени был, можно сказать, массовым. а мы сейчас удивляемся человеку, не помершему и не сошедшему с ума за 10 месяцев на тропическом острове)))
Тот же Гилевский - два года жил в дикой тайге, не видя живого человека... какую силу духа нужно иметь!
 
Мой пра-пра-прадед тож из беглых.Дед мой ведывал что звали его Симбиркой Леоновым.Бежал из Нерчинска и тож в кандалах в селение пришел,местные рыбаки и охотники не выдали казакам станицы в 50-ти км от селения.Так и остался.Предполагаю что бежал с поезда(либо при эшелонировании в сторону Нерчинска,либо сам зайцем от Нерчинска до ст.Выдрино и от туда пешим в верховья р.Снежная через малый хамардабан в селение.Так же дед говаривал что мясо человеческое сладкое,со слов прородителя Симбирки, видать с консервами уходил.Ни срок,ни статью не ведал дед.
 
видать с консервами уходил
не факт))) мне бабушка тоже про это говорила(именно такими словами), но она явно в людоедстве не участвовала))) вероятно, это утверждение передаётся из поколения в поколение как страшная сказка, а не как личный опыт.
 
А у меня прадед казак Сибирского Казачьего Войска был. Его с семьёй после революции раскулачили, расказачили и сослали. Но правда недалеко, в Тюменскую область. Дед потом, когда всё поутряслось, с братом вернулись сюда. На Родину.
 
Тот же Гилевский - два года жил в дикой тайге, не видя живого человека... какую силу духа нужно иметь!
Валера, это нам сейчас так кажется, а тогда это было нормой жизни. Он же не с пряничного завода убёг, это в наше время любое мало-мальское усилие выдают за подвиг...
 
но других данных о том, откуда там взялись русские люди, нет...
Русские люди населяли Сибирь до появления там тех, кого мы называем сейчас "коренные народы" (с признаками монголоидности) До Ермака, до всего исторчески обозримого...

что каторжники Сибирь заселили- тут без вопросов.
это уже гораздо позже. Они не заселили, а появились дополнительно там тогда-же, когда и появилась каторга в Сибири в том виде, в кот мы ее знаем.
 
Последнее редактирование:
но меня больше всего поразило вот что:

Перезимовал в сооруженном убежище с неугасающим костром при наличии: ножика, жестяного котелка и сделанного самим туеска из бересты.
Валерий так на каторге думаете лучше жилось...? Я недавно от нечего делать Черкасова перечитывал,так он описывает жизнь вольнонаёмных работников (не каторжан) на золотодобывающих рудниках,так тоже в шалашах и землянках жили зимой.Дык это были свободные люди,за работу получающие оплату и провиант.
Ну а если говорить о
то есть навык выживания далеко не в самом ласковом климате при наличии минимума снаряжения у людей того времени был, можно сказать, массовым.
то достаточно вспомнить о ГУЛАГе,вот там люди тоже показывали чудеса и навыки выживания. Я щас проживаю в местах где раньше находился центр печально знаменитого Ухтапечлага,так бабка с дедом порассказывали как заключёные похлеще чем на каторге мыкались. И историй тех уйма...
 
Русские люди населяли Сибирь до появления там тех, кого мы называем сейчас "коренные народы" (с признаками монголоидности)
Серёга, я всётаки думаю, что это происходило одновременно. С юга шли кочевники, а с запада русские поселенцы. И стоответственно они "не пересекались", т.е. кочевники и оседлые жили "каждый в своём измерении", между ними был только "товарно - денежный обмен". А "тёрки" начались когда Россия уже устанавливала там свою государственность. Тогда и казаки туда пошли и остроги строить начали ну и т.д. и т.п. Поэтому и исторические упоминания идут с этого времени. Но истории известно, что "мягкая рухлядь" шла из Сибири задолго до Ермака, и везли ее от туда вовсе не "коренные народы". А чтобы собрать пушнину по Сибири там уже должны были быть поселения стационарные.
 
своего прадеда я застал живым.он умер когда мне было года 4.сам он из БЕЛОРУССИИ из города Гродно.родни там до Великой Отечественной было много.после войны не осталось никого.прадеда призвали в армию в 1938году.попал на Дальний Восток.участвовал в заварушке с японцами.зимой 1942года был переброшен под Москву.воевал во 2ом Белорусском.в тяжелой артиллерии.обстреливал берлин с зееловских высот(я этот город всегда пишу с маленькой буквы,даже в школе за это получал нагоняи).потом опять на Дальний Восток.опять с японцами.потом еще служил в армии до 1948года.потом приехал в колхоз в Кемеровской области.наград помню что было много.умер весной 1976года до кладбища везли на машине ЗиЛ157.провожало все село.
 
Назад
Сверху Снизу