Маня
Участник
- С нами с
- 12/11/06
- Постов
- 141
- Оценка
- 95
- Для знакомых
- Марина
- Охочусь с
- 2006
- Оружие
- МЦ 21-12
- Собака(ки)
- Тунгус, лайка з/с
Совсем недавно мне посчастливилось побывать на хантыйском стойбище, друг пригласил, Аркадий. Сам он наполовину ненец, наполовину ханты. На вопрос, а кто ты, он отвечает ненец, но ненцев почему то недолюбливает и при случае критикует. Рано утром, заехав в национальное село Варьёган, мы забираем Аркадия, и проехав с километр от поселка сворачиваем в лес, на этом дорога заканчивается, дальше пешком по болотам.
Первое что бросилось в глаза, конечно не болото, а следы "Бурана", свежие! Аркадий просто пояснил: папа вчера тут проезжал. ! Я жила в чукотском поселке, и "Бураны" там не в диковинку, но таких чудес я не наблюдала. На снегоходе по болотам! Удивлялась долго.
Шли мы где-то час, и если честно, выдохлись совсем скоро. Ну, не часто мы по болотам ходим. А может такое изобилие свежего воздуха наши легкие сразу принять не смогли. Аркадий летел на всех парах, будто по асфальту. Позже он сказал, что преодолевает это расстояние один минут за 17-ть Позор нам, позор! Где-то на пол пути наш проводник наконец сжалился над нами и объявил скорый привал. Причем он говорил, что через 10 минут придем. Говорил он так раза три.
По дороге увидела следы костра, обложенные мхом. Первая мысль: зачем? Мох же быстро горит и огонь может распространиться вокруг. Мозгами понимаю, что ханты просто так ни чего не делают, значит так правильно, чтобы не попасть в просак, скромно молчу. Аркадий, видя что я разглядываю, объяснил. Он очень наблюдательный
Оказалось всё намного проще. Обкладываю зону костра мокрым мхом, который берут с болота, он препятствует распространению огня, а не то что я думала. В очередной раз чувствую себя...., ладно промолчу Эээх...
Ну вот и привал, маленький такой, на время выкуренной сигареты. Как не странно, этого оказалось достаточно, чтоб восстановить силы.
И вот тут я обратила внимание, что Аркадий, курит, а пепел сбрасывает в пустую, неизвестно от куда появившуюся пачку из-под сигарет. Как то непривычно было такое видеть. Бычок Аркадия благополучно отправился под мох... нам было велено делать так же. На самом стойбище и после дальше на угодьях это было за правило. Но об этом позже.
Пейзаж вокруг был унылым и одинаковым на протяжении всего пути. Почему то вспомнились индейские резервации из детских книжек. Позже мне объяснили, что место выбрано не случайно, подальше от чужих глаз. Ханты скрывают свои стойбища, бояться воровства имущества. Хозяйка рассказывала, что у родственника на стойбище увели новенький "Буран", лодку и сети. "Наши не могли так сделать, это нефтяники". Стало как то неудобно...
вот и стойбище.
Поразила чистота на стойбище, можно сказать идеальная. Все на местах, ни чего лишнего, уютно. Конечно оленей и чума там не было, говорят, что оленей сейчас накладно держать. Один вещевой лабаз, жилой дом и несколько хозяйственных построек.
Это и есть жилой дом, зовут его Зайчик Потому что неподалеку проходит заячья тропа и один заяц постоянно заходит к ним в гости.
Лабаз. А под ним почему-то стоит потрепанный мягкий уголок Хозяин рассказал, что по поверьям ханты, лучше ночь переночевать на кладбище, чем ночь в лабазе. Рассказал, что его родственник переночевал в лабазе и через неделю умер. Ханты искренне верят в свои предания и приметы. Конечно удивило, зачем старый хант полез в лабаз ночевать, или зачем глупая женщина перешла в неположенном месте в доме, после чего приходилось бросать этот дом и уходить с этого места, зная заранее что это запрещено. Непонятно....
Справа хозяин дома, он чистокровный ненец.
В доме очень уютно, но просидеть так низко оказалось затруднительно, ноги затекали.
Вскоре появилась хозяйка, она ханты и почему то спросила, сколько ягод мы намерены собрать, что сбило нас с толку. Мы то просто хотели посмотреть стойбище и домой. Но не тут то было, нам вручили ведра и мы пошли к озеру, а хозяин на "Буране" поехал вокруг озера.
Хозяйка сказала, что мужчин надо беречь и велела мне садиться на весла, чем очень смутила моего мужа, который всю дорогу пытался уговорить ее уступить ему место, на что она только посмеивалась
Плыли с полчаса, а потом опять шли по болотам. Мы потом подсчитали, км восемь мы протопали.
Поражала легкость и доступность в поступках этих людей. Тот же мох использовался повсюду, им вытирали руки, ведра, вешали на деревья и кусты как метки. И так во всем. Мы с мужем, в этом забытом Богом месте, наверно, напоминали им несмышленых детей, а они были Хозяева, добрые и опытные.
Холодильник, и тоже мокрый мох используется теперь уже в качестве охлаждения.
Прибыв на второе их стойбище, где нас уже ждал хозяин, нам сказали: "Собирайте ягод много, но где их мало не трогайте, это птицам. Чем больше соберем, тем больше на следующий год их будет". Неужели это так?
Мы быстро перекусили и хозяева бодренько разбежались по сторонам, мы конечно к ним присоединились. Скорость с которой они собирали ягоды была поразительна. Пока мы с мужем лазили в одном месте по кустам, они мелькали то там, то тут. Видя такое, нам дали мастер-класс по способу сбора ягод двумя руками и дело пошло веселее. Спину, с непривычки, ломило так, что разгибаться уже не было ни сил, ни желания, хотелось поскорее с этим покончить. Но видя как старики стараются, мы не решились отдыхать. В итоге, мы собрали ягод наверно столько, сколько не собирали за всю свою жизнь
Всё, я труп. За эту полежанку получила выговор, потому что лежала на сырой земле в легкой одежде, могла простудиться.
К одежде у ханты особое отношение. Хоть сейчас они и не носят своей национальной одежды, но принцип: лишних вещей не бывает, работает до сих пор. Лучше снять лишнюю одежду, чем мерзнуть без нее. В этом мы убедились, когда на обратном пути посреди озера налетел ветер и ливанул сильный дождь. Они быстро натянули дополнительные куртки, шапки, а мы в чем были, без шапок, в легких курточках промокли насквозь.
Вернувшись поздно вечером в стойбище, уставшие но довольные, мы побрели к машине. Прочувствовав на себе маааааленькую часть повседневной жизни этого удивительного народа, действительно понимаешь, как просто нам, городским всё достается, и какой это действительно трудолюбивый народ, который всеми силами стремиться хоть как-то сохранить свои традиции и культуру. И почему мы не можем так же относиться к своему дому, как они. Почему даже в далекой тайге, они не бросят тот же окурок на землю, а мы цивилизованные всё гадим.... Этим летом заехали в лес за грибами, не близко от города и практически везде одна и та же картина.... Ханты говорят: "Чисто в том доме не где убирают, а где поддерживают порядок"
Первое что бросилось в глаза, конечно не болото, а следы "Бурана", свежие! Аркадий просто пояснил: папа вчера тут проезжал. ! Я жила в чукотском поселке, и "Бураны" там не в диковинку, но таких чудес я не наблюдала. На снегоходе по болотам! Удивлялась долго.
Шли мы где-то час, и если честно, выдохлись совсем скоро. Ну, не часто мы по болотам ходим. А может такое изобилие свежего воздуха наши легкие сразу принять не смогли. Аркадий летел на всех парах, будто по асфальту. Позже он сказал, что преодолевает это расстояние один минут за 17-ть Позор нам, позор! Где-то на пол пути наш проводник наконец сжалился над нами и объявил скорый привал. Причем он говорил, что через 10 минут придем. Говорил он так раза три.
По дороге увидела следы костра, обложенные мхом. Первая мысль: зачем? Мох же быстро горит и огонь может распространиться вокруг. Мозгами понимаю, что ханты просто так ни чего не делают, значит так правильно, чтобы не попасть в просак, скромно молчу. Аркадий, видя что я разглядываю, объяснил. Он очень наблюдательный
Оказалось всё намного проще. Обкладываю зону костра мокрым мхом, который берут с болота, он препятствует распространению огня, а не то что я думала. В очередной раз чувствую себя...., ладно промолчу Эээх...
Ну вот и привал, маленький такой, на время выкуренной сигареты. Как не странно, этого оказалось достаточно, чтоб восстановить силы.
И вот тут я обратила внимание, что Аркадий, курит, а пепел сбрасывает в пустую, неизвестно от куда появившуюся пачку из-под сигарет. Как то непривычно было такое видеть. Бычок Аркадия благополучно отправился под мох... нам было велено делать так же. На самом стойбище и после дальше на угодьях это было за правило. Но об этом позже.
Пейзаж вокруг был унылым и одинаковым на протяжении всего пути. Почему то вспомнились индейские резервации из детских книжек. Позже мне объяснили, что место выбрано не случайно, подальше от чужих глаз. Ханты скрывают свои стойбища, бояться воровства имущества. Хозяйка рассказывала, что у родственника на стойбище увели новенький "Буран", лодку и сети. "Наши не могли так сделать, это нефтяники". Стало как то неудобно...
вот и стойбище.
Поразила чистота на стойбище, можно сказать идеальная. Все на местах, ни чего лишнего, уютно. Конечно оленей и чума там не было, говорят, что оленей сейчас накладно держать. Один вещевой лабаз, жилой дом и несколько хозяйственных построек.
Это и есть жилой дом, зовут его Зайчик Потому что неподалеку проходит заячья тропа и один заяц постоянно заходит к ним в гости.
Лабаз. А под ним почему-то стоит потрепанный мягкий уголок Хозяин рассказал, что по поверьям ханты, лучше ночь переночевать на кладбище, чем ночь в лабазе. Рассказал, что его родственник переночевал в лабазе и через неделю умер. Ханты искренне верят в свои предания и приметы. Конечно удивило, зачем старый хант полез в лабаз ночевать, или зачем глупая женщина перешла в неположенном месте в доме, после чего приходилось бросать этот дом и уходить с этого места, зная заранее что это запрещено. Непонятно....
Справа хозяин дома, он чистокровный ненец.
В доме очень уютно, но просидеть так низко оказалось затруднительно, ноги затекали.
Вскоре появилась хозяйка, она ханты и почему то спросила, сколько ягод мы намерены собрать, что сбило нас с толку. Мы то просто хотели посмотреть стойбище и домой. Но не тут то было, нам вручили ведра и мы пошли к озеру, а хозяин на "Буране" поехал вокруг озера.
Хозяйка сказала, что мужчин надо беречь и велела мне садиться на весла, чем очень смутила моего мужа, который всю дорогу пытался уговорить ее уступить ему место, на что она только посмеивалась
Плыли с полчаса, а потом опять шли по болотам. Мы потом подсчитали, км восемь мы протопали.
Поражала легкость и доступность в поступках этих людей. Тот же мох использовался повсюду, им вытирали руки, ведра, вешали на деревья и кусты как метки. И так во всем. Мы с мужем, в этом забытом Богом месте, наверно, напоминали им несмышленых детей, а они были Хозяева, добрые и опытные.
Холодильник, и тоже мокрый мох используется теперь уже в качестве охлаждения.
Прибыв на второе их стойбище, где нас уже ждал хозяин, нам сказали: "Собирайте ягод много, но где их мало не трогайте, это птицам. Чем больше соберем, тем больше на следующий год их будет". Неужели это так?
Мы быстро перекусили и хозяева бодренько разбежались по сторонам, мы конечно к ним присоединились. Скорость с которой они собирали ягоды была поразительна. Пока мы с мужем лазили в одном месте по кустам, они мелькали то там, то тут. Видя такое, нам дали мастер-класс по способу сбора ягод двумя руками и дело пошло веселее. Спину, с непривычки, ломило так, что разгибаться уже не было ни сил, ни желания, хотелось поскорее с этим покончить. Но видя как старики стараются, мы не решились отдыхать. В итоге, мы собрали ягод наверно столько, сколько не собирали за всю свою жизнь
Всё, я труп. За эту полежанку получила выговор, потому что лежала на сырой земле в легкой одежде, могла простудиться.
К одежде у ханты особое отношение. Хоть сейчас они и не носят своей национальной одежды, но принцип: лишних вещей не бывает, работает до сих пор. Лучше снять лишнюю одежду, чем мерзнуть без нее. В этом мы убедились, когда на обратном пути посреди озера налетел ветер и ливанул сильный дождь. Они быстро натянули дополнительные куртки, шапки, а мы в чем были, без шапок, в легких курточках промокли насквозь.
Вернувшись поздно вечером в стойбище, уставшие но довольные, мы побрели к машине. Прочувствовав на себе маааааленькую часть повседневной жизни этого удивительного народа, действительно понимаешь, как просто нам, городским всё достается, и какой это действительно трудолюбивый народ, который всеми силами стремиться хоть как-то сохранить свои традиции и культуру. И почему мы не можем так же относиться к своему дому, как они. Почему даже в далекой тайге, они не бросят тот же окурок на землю, а мы цивилизованные всё гадим.... Этим летом заехали в лес за грибами, не близко от города и практически везде одна и та же картина.... Ханты говорят: "Чисто в том доме не где убирают, а где поддерживают порядок"