Место встречи изменить нельзя
Александр Васильев
GPS состоит из совокупности определенного количества искусственных спутников Земли (спутниковой системы NAVSTAR) и наземных станций слежения, объединенных в общую сеть. В качестве абонентского оборудования служат индивидуальные GPS-приемники, способные принимать сигналы со спутников и по принятой информации вычислять свое местоположение.
Безопасность и еще раз безопасность – вот основное требование современности, если мы говорим об активном отдыхе, о путешествиях и охоте. Требования к безопасности пребывания на природе постоянно возрастают, особенно актуально это для городского человека, оказавшегося в чуждой и не всегда для него дружелюбной среде. Знать точно путь возвращения на базу совершенно необходимо. Ну, не местные мы в лесу, не знаем каждую сосенку, как свои пять пальцев.
Если спросить у большинства современных охотников, что такое GPS, мы почти всегда получим правильный ответ, но редко увидим его в руках. Обычно отсутствие объясняется малой осведомленностью о его свойствах и возможностях. Хотя прошлой осенью я был приятно удивлен, увидев, как местный егерь в Киришском районе ловко управляется со своим навигатором. Прибор позволял ему ориентироваться, сколько километров осталось до известной одному ему засидки, расставлять нас, охотников, по местам и уже в полной темноте собрать всех вместе для возвращения на базу.
Мой опыт использования GPS-приемников примерно такой же, как и сама гражданская версия этих приборов, т.е. порядка 8 лет. С чем это связано? Я уже как-то упоминал, что мой отец был штурманом подводной лодки во время Великой Отечественной и, естественно, прекрасно умел ориентироваться всеми известными в то время способами. Он постарался научить многому и меня. Он же объяснил мне еще в детстве, как важно точно знать свои координаты и уметь точно выходить к намеченному пункту. Не смогу рассказывать все трагические и комические истории из своей практики, но, поверьте мне на слово, их было предостаточно. И коль сегодня я пишу эти строки, в основном они заканчивались благополучно. С появлением приемников GPS, я сразу загорелся освоением нового чуда. В странствиях по нашим таежным местам, где иногда и солнце толком не пробивается через деревья и скорость передвижения очень маленькая, сбиться с пути, потерять направление на базовый лагерь проще простого. А пройти мимо лагеря, не заметив его, до смешного легко. Однажды на северном Урале я, возвращаясь с охоты, прошел, как потом оказалось, в 100, может быть, в 150 метрах от лагеря, и мне потребовалось двое суток на то, чтобы выйти на него снова. Сейчас мне легко вспоминать, но тогда это могло стоить мне жизни. Если надо преодолеть 200-300 километров по таежным лесам, то приоритеты у всех весьма своеобразные. Кто-то будет утверждать, что самое важное – сухие спички, для кого-то – надежная обувь, аптечка, и все будут правы. Но если вы не сможете выйти к точке, о ваших приоритетах не станет известно никому. Истина до смешного понятная. Но это экстрим, все-таки 200 километров! Ситуация облегчается, если требуется пройти 10-20 километров, но, поверьте, ненамного. Природа не прощает ошибок и превращается для человека во врага: можно замерзнуть или навечно исчезнуть даже в небольшом, по нашим представлениям, болоте. Меня всегда восхищала самоуверенность и безумная (без ума) самонадеянность людей, уходящих в лес, в тайгу без надежных проверенных инструментов навигации. С самого детства я постоянно совершенствовал свое умение ориентироваться и сами инструменты ориентирования. Первым компасом, долгие годы сопутствовавшим мне, был офицерский компас Андрианова, но как только появились наполненные жидкостью компасы немецкого производства, я приобрел таковой и освоил его. Что и говорить, когда впервые представилась возможность воспользоваться плодами разработки американской навигационной системы, оплаченной американскими налогоплательщиками, я без секунды промедления приобрел Magellan. Имевший недостатки, со сложной инструкцией, устаревший по современным меркам этот пионер совершил революцию в ориентировании.
Далее прогресс не заставил себя ждать, появляются более и более совершенные приборы, один опережает другого, идя ему на смену. Долгожителем оказался Garmin GPS12, послуживший хорошей базой для всех последующих модификаций. Он занимает поистине заслуженное место в моей практике. Массу случаев мелких и достаточно сложных он с успехом локализовал, и хотя он далеко не совершенен, я не намерен с ним расставаться и убирать в дальний ящик – это проверенный и абсолютно надежный товарищ!
Если говорить об охоте, то можно сколь угодно перечислять преимущества той или другой системы затворов, рассуждать об экспансивности пуль и просветленности оптики, но, если вы не сориентировались на местности, не можете точно определить, где вы находитесь или, проще говоря, потерялись – жаркие споры о калибрах неуместны! Более того, охота может превратиться в трагедию. Мой совет, исходя из опыта, – не жалейте денег на приборы навигации, ничто так не важно в тайге, тундре, горах, степях и пустынях! Даже рация и спутниковый телефон становятся бесполезными, если вы не знаете своих координат!
В настоящий момент меня сопровождает GPSmap76S. Говорят, что ему на смену вот-вот придут еще более совершенные, но пока их нет, расскажу, почему я сейчас остановился на нем. Основное преимущество GPSmap76S в том, что он имеет встроенный магнитный компас. Это очень серьезная конструктивная деталь навигационного прибора. Если раньше для того, чтобы засечь направление на точку, необходимо было пройти определенный отрезок дистанции (минимум метров 30) по прямой равномерно со скоростью 4-5 км в час и только тогда, сориентировав корпус прибора с помощью спутников относительно направления движения, прибор давал направление на точку, то GPSmap76S, используя показания магнитного компаса, дает направление на заданную точку и в том случае, когда вы остаетесь неподвижны. Громадное преимущество! Объясню, почему. Развить скорость, как этого требуют другие приборы, равную 4-5 км да еще и ночью по таежному лесу – архитрудно. По той же причине затруднительно ориентироваться на лодке или байдарке – как только вы бросаете весла, вы теряете возможность ориентации. С появлением модели GPSmap76S эта проблема сразу была решена. Следующим преимуществом данного прибора является русификация. В нашей жизни знание английского языка на приличном уровне становится обыденным, но в экстремальных ситуациях пробовать разобраться в англоязычных сокращениях или технических терминах – увольте, это просто издевка, по крайней мере, для определенной части пользователей, к коей я себя тоже причисляю. Посмотрел бы я на простых американцев с русскоязычным меню в каком-нибудь приборе. Попробовать заучить алгоритм действий и нажимать кнопки в нужной последовательности можно, но опять же – не в ситуации стресса. Итак, русификация – это громадный шаг вперед. Еще одно благо – возможность подгрузки карт различных местностей. Мне приходится бывать в новых для меня местах охоты. Например, с другого конца телефонного провода слышишь следующее: «Жду тебя в 8-00 у въезда в деревню Кривое Колено». Понятно, что на карте можно найти столь экзотическое место, но когда движешься по дорогам местного значения, где все дорожные знаки давно сданы в качестве цветного лома, и в редких деревнях только загораются одиночные огоньки в окнах, возникает легкое чувство тревоги. Отметив заранее неудачное Колено на встроенной карте местности, можно без всяких проблем прибыть в назначенное место. Как это сделать – изложено в инструкции, и понятно первокласснику. 24 Мбайта памяти прибора GPSmap76S позволяют вместить сухопутные карты местности на многие сотни, даже тысячи километров вокруг моего города, сам город и залив.
Кое-кто скривит губу и скажет, что он не землепроходец и такие навороты ему не нужны. Позволю рассказать простенькую и далеко не самую трагическую историю. Несколько лет тому назад великий скульптор анималист Володя Сухарев пообещал сделать мне чучело глухаря, а знакомый начальник охотничьих угодий как раз пригласил приехать на весеннюю охоту. Все складывалось. Местный егерь отправился со мной еще с вечера к сокровенному току. Мы долго плутали на НИВЕ по лесным дорожкам и просекам, чувствовалось, он запутывает следы. Я не включил GPS12 из чувства уважения: ток этот был его единственным наследством от отца и деда и демонстрировать то, что я буду знать его координаты с точностью до 5 метров, мне не совсем хотелось. Наконец, оставив машину, мы прошли еще километра три, дождались, когда чуть-чуть начнет светать, ну и все остальное … К пяти утра охота завершилась, и можно было возвращаться к машине, но произошло почти невероятное – местный потомственный следопыт заблудился! Раз за разом мы делали круги, шел мелкий дождик, я не паниковал и спокойно следовал за ним, так продолжалось до того момента, когда он очередной раз присев на кочку, закурил и сознался: «Выручай, брат Сашка, труба дело, наверно, леший попутал». GPS12 указал направление на базу (координаты ее были внесены в память), и к сумеркам мы были у цели, шли напрямик, машину сыскали уже на следующий день. Вот вам и «…туточки рядом, два-три километра». 99% погибших в тайге – это заблудившиеся.
Для меня еще один момент является важным: из носимых приборов в настоящее время GPSmap76S имеет самый большой экран. Это лично для меня удобно, так как не требуется одевать, к сожалению, уже необходимые очки. Рано или поздно дальнозоркость появится у каждого (не расстраивайтесь, иногда ей сопутствует мудрость). Кстати, именно по причине малого экрана мне пришлось сменить модель мобильного телефона.