• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Добычливость соколиной охоты.

Автор темы

Ростислав

Участник
С нами с
20/08/08
Постов
187
Оценка
23
Живу в:
Полтавская обл. Украина
Для знакомых
Ростислав
Охочусь с
1982
Оружие
Ловчие птицы
Собака(ки)
ам. питбуль
Однажды мы с моим знакомым из Астрахани смотрели немецкий фильм об охоте с ястребом. Товарищ мой, интересующийся соколиной охотой, восторгался работой тетеревятника и в конце концов сказал "с такой птицей и ружья не надо"! Действительно, впечатление от увиденного - а минут за десять экранного времени сокольник поймал пяток кроликов, пару фазанов и утку, складывалось однозначное. Пришлось перемотать фильм, и показать, как изменились листья на деревьях, ведь в реальности между фазаном и уткой прошёл месяц. Пересматривая фильмы о соколиной охоте, где собраны лучшие, иногда за многие годы, моменты ловли, мы упускаем из виду, что на один удачный напуск, особенно сокола, приходится несколько неудачных. Что современную дичь в нужном количестве и подходящем месте встретишь не каждый день. И современный сокольник может считать удачей даже не поимку дичи, а просто напуск по вольной птице. На самом деле, соколиная охота сегодня - это прежде всего любование полётом хищной птицы. Количество добытой дичи, даже с самым лучшим пернатым ловцом, гораздо меньше, чем у ружейного охотника в тех же угодьях, а затраты (времени, денег, сил - чего угодно!) намного больше.
 
Несъедобная дичь

Надо заметить, что нередко сокольник напускает свою птицу (ястребов чаще) на не птиц, традиционно не входящих в список охотничьих трофеев. Например, очень зрелищны напуски тетеревятника на серую ворону, перепелятника на сороку, а мелкими соколами - дербниками травят всякую пернатую мелочь.
 
Влад , даже не нередко, а навена наиболее часто, ибо эти напуски хорошо тренируют птицу и улучшают ее ловчие качества
 
Макс, привет! ;)
Народ зачастую устраивают напуски ХП среи города в скверах, окруженных оживленным дорожным движением...
На счет добычливости или недобычливости соколиной охоты - это уже все зависит от бытности, терпения и целей, что хорошо описывает Ата Эебердыев
Урок крылатого наставника.
Ата-ага часто вспоминал ловчую птицу, с которой удачно охотился несколько лет в песках. В тот злополучный день крупный степной орел преследовал сокола долго и упорно. Так и не настигнув его, все же разлучил с хозяином: напуганная птица, улетев далеко, не возвратилась.
В этом году старик разбил лагерь недалеко от колодца. Акуш (туркменская борзая) уже пятый год была его незаменимым помощником. Воспитание охотничьей птицы - нелегкий труд, требующий определенных навыков и терпения. Молодой сокол преследовал добычу настойчиво, но ему не хватало маневренности взрослого хищника. Ата-ага знал, что необходимо еще некоторое время.
На третий день в очередной раз за стремительной птицей помчался Акуш и скрылся за высоким барханом. Чтобы оглядеть окрестность, старик поднялся на небольшую возвышенность. Вдруг вверх взмыли две птицы. Они явно преследовали одну добычу. Сокольнику стало не по себе от одной мысли, что он в очередной раз может потерять своего воспитанника. Переходя от быстрого шага на бег, выкрикивая громкие слова, он направился в сторону большого кустарника, за которым исчезли птицы.
Когда, переводя дыхание, подошел к густым саксаульным зарослям, первым увидел мирно лежащего в тени Акуша. А невдалеке от него на добытом зайце сидели два сокола. Ата-ага сразу узнал свою старую взрослую птицу. Охотник стал осторожно продвигаться в их сторону. Одичавшая ловчая птица тут же взлетела и села невдалеке на склоне бархана. Достав приманку, хозяин стал подзывать ее. Слабо реагируя на знакомые движения и призывы, она не спешила возвращаться. А через некоторое время улетела. Готовить ужин было уже поздно. Надев собаке попону и перекусив остатками обеда, старик лег спать.
На следующий день картина повторилась. Прямо на глазах старика неожиданно появившаяся взрослая птица первой ударила преследуемого Акушем зайца-талая. Охоту завершила молодая птица, захватив уже обессилевшую добычу.
Это была последняя встреча старика со своей давно улетевшей ловчей птицей. Рассказывая про тот случай, Ата-ага делает философский вывод: «Опытная птица стала наставником молодого сокола. Возможно, так она отблагодарила меня за старую дружбу.
А вот непосредственно по теме :)
В фольклоре нашего народа есть поговорка: «Нет сокольника, у которого не улетело бы сорок птиц». Условной цифрой «сорок» показана далеко не единичность подобных случаев. Видимо, поэтому туркменские сокольники, поздравляя друг друга с новой ловчей птицей, желают «Пусть привязь будет крепкой и надежной».
Но не редки и случаи возвращения ловчей птицы к хозяину. Часто эти встречи происходят неожиданно и загадочно.
Несколько лет назад с нами произошел такой случай. Мы с наставником охотились уже вторую неделю. Однажды утром, взяв своих птиц, мы покинули лагерь. Туркменская борзая по кличке Мелекуш, как всегда, раньше нас забралась на барханы и внимательно присматривалась к каждому кустику в низине. Когда я оказался в нескольких шагах от собаки, она вдруг сорвалась с места. Тазы заметила поднимающегося по склону зайца, и мне немедля надо было отпустить с руки бьющегося сокола. Резкие взлеты птицы за барханами говорили о том, что она в паре с борзой гоняет добычу. Выждав необходимое время, мы с наставником направились к небольшому кустарнику саксаула. Именно за ним сокол поднимался ввысь последний раз. Если сейчас сокол взял добычу, то недалеко от него должен был находиться Мелекуш. Собака подождет нас, а через некоторое время пойдет к нам навстречу. Но в этот раз картина была иной - я заметил издалека растерянно бегущую борзую. Добыча упущена. Мне пришлось достать вабило (приспособление для приманки сокола) и звать птицу. Полчаса, периодически меняя место, я подзывал своего крылатого помощника. Потеряв надежду найти его, мы вернулись в лагерь, решив завтра возобновить поиск.
На рассвете я один отправился к месту отлета. Найти сокола до полудня мне не удалось. Я попросил наставника поохотиться со своим соколом на том месте, где потерялась птица, в надежде, что она вернется, увидев за добычей своего напарника, борзую тазы. Мы обсуждали это, сидя у костра. Все случилось мгновенно. Старик резко опрокинулся назад, чашка с нарезанным мясом отлетела в сторону, а большой кусок свежей зайчатины с руки наставника в долю секунды оказался в когтях моего сокола. Птица села недалеко от нас и стала жадно есть.
Взяв на руки, я посадил ее на специальное место, где накормил досыта. Больше она не улетала и удачно проохотилась весь сезон.
Похожие случаи произошли в прошлом году. Ближе к вечеру одна из ловчих птиц пропала при очередном напуске. Времени на поиск было мало, засветло нужно было вернуться в лагерь - в темноте легко заблудиться в песках. За пять дней охоты наши соколы добыли пятнадцать зайцев - талаев. Рядом с палаткой мы обычно сооружаем небольшой шалаш из кустарников для хранения свежего мяса. Молодые, неопытные борзые иногда стараются проникнуть туда, чтобы полакомиться мясом. Такой проступок наказывается строго, ибо правильное воспитание борзой - залог удачной охоты. Когда мы легли спать, из шалаша послышался знакомый шорох. Старик Ата-ага строго приказал выгнать оттуда собаку и наказать ее. Я направился к шалашу и не поверил своим глазам: досыта наевшись, мой «блудный» сокол бросил в мою сторону гордый и довольный взгляд. Видимо, он вернулся в лагерь раньше нас и давно хозяйничал на «складе» свежего мяса.
Три дня Ата-ага ждал возвращения своей птицы, которая тоже пропала. Вечером он стал собираться в дорогу. Ближний поселок от места нашей охоты находился в сорока километрах. Именно туда держал свой путь опытный сокольник, надеясь найти своего крылатого помощника. Нередко улетевшие при охоте и проголодавшиеся ловчие птицы прилетают в населенный пункт к людям.
Рано утром мы с наставником стали провожать Ата-ага в дорогу. Пройдя около двухсот метров, мы услышали человеческий зов. Вдалеке, стоя на бархане, нам энергично махал рукой незнакомец. Мы направились в его сторону. Этот человек оказался чабаном, пасшим овец недалеко от нашего лагеря. С его слов мы узнали, что вот уже три дня рядом с ним хищная птица добывает зайцев, которые, потревоженные отарой, выбегают из своих укрытий - кустов саксаула. Птица не подпускала близко к себе чабана, но и не улетала далеко. Не успел он закончить свой рассказ, как появившийся в воздухе сокол опустился на землю рядом с Ата-ага. Надо было видеть радость хозяина.
Мы поблагодарили чабана за помощь, и он долго смотрел нам вслед, восхищенный привязанностью птицы к своему хозяину.
Старика давно уже в селе звали не по имени. Халипа - наставник, учитель - так обращаются к нему сокольники, гушчи - охотник с птицей - говорят односельчане. Такое уважение семидесятилетний Аннааман-ага заслужил не только из-за возраста. Во многих семьях его принимают как самого близкого, родного человека. Причина подобного почитания становится ясной из рассказов старожилов аула.
В семье Аннааман-ага был единственным ребенком. Отец часто брал его на охоту, где он, затаив дыхание, не сводил глаз с охотящегося сокола. Ему, тогда восьмилетнему мальчику, не доверяли хищную птицу, зато с Каракушем - туркменской борзой собакой - тазы, возился целый день: он кормил ее вареным мясом, поил верблюжьим молоком, менял сухие травяные подстилки в собачьей яме, лечил полученные на охоте раны. Будущий продолжатель семейной традиции успешно познавал навыки охоты с ловчими птицами. Но Великая Отечественная война заставила отца-наставника расстаться с любимым делом. Он одним из первых в ауле ушел на фронт.
К выпуску сокола на волю мальчик отнесся по-взрослому, с пониманием - не все еще он познал в этой древней школе воспитания и содержания хищных птиц.
Два долгих года семья жила ожиданиями писем с фронта. И вот в один из дней, к полудню, когда солнце идет к зениту, а сельчане заканчивают работу и собираются за чаем, на окраине села появился знакомый грузовик. Это везли из райцентра самые необходимые продукты - рис, муку, чай... Водитель остановился как обычно возле сельской конторы. Джахан-дайза не стала будить спящего сына, вместо нее это сделал Каракуш. Мальчик проснулся от его громкого лая, прерывающегося радостным скулением. Мать с сыном не успели пройти и половины дороги, как увидели спешащих к ним навстречу соседей. Радостные голоса извещали о возвращении главы их семьи - Мовляма-ага. Аннааман побежал к собравшейся толпе. Фронтовика окружили взрослые и дети, он старался ответить на все их вопросы. А борзая Каракуш с радостным визгом кружилась вокруг хозяина. Хотя он заметил сына издалека, все же не смог устоять на ногах, когда тот бросился ему на шею. Ликующий от радости ребенок растерялся - перед ним был отец с двумя тяжелыми костылями. Уже дома семья слушала рассказ о боях, ранении, госпитале и операции. Два дня в дом героя шли люди - кто поздравить с возвращением, кто расспросить о своих близких.
Он привыкал к протезу на ноге и научился обходиться одним костылем, но все же пасти овец, как раньше, фронтовику стало не под силу. Достав свои нехитрые инструменты, он стал восстанавливать былые навыки по выделке овечьих шкур. Но мысли его были о соколе. Его радовал неподдельный интерес сына к рассказам об охоте.
Уже вторая неделя, как расцвела гармула - период появления потомства у сокола. Как выбрать будущего помощника в охоте, сын знал хорошо. В этом Мовлям-ага убедился, когда Аннааман после спуска в гнездо достал из-за пазухи халата птенца, о котором теперь должен был заботиться. Мальчик ставил капканы на песчаного тушканчика - незаменимое питание для маленького хищника. Птица привыкала к новому хозяину и терпеливо относилась к присутствующему при кормлении Каракушу.
Незаметно прошел этап взросления. Наступило время, когда сокольник должен приучить птицу к ношению на руке и возвращению к хозяину после свободного полета.
В середине октября, когда наступили холода, Мовлям-ага стал собираться на охоту - проверил капканы, подлатал попону для борзой, собрал охотничье снаряжение для птицы. Рано утром, накинув хоут - специальное верблюжье седло, на двухгодовалого корабля пустыни, крепко привязав мешки и флягу воды, отец с сыном покинули аул. Отец с соколом на руке сидел в седле, а рядом шли молодой сокольник и их четвероногий помощник. Заметив на песке следы зайца, они решили остановиться на ночлег. Изучив местность, опытный охотник стал ставить капканы. Для Каракуша под саксаулом вырыли яму, застелив ее сухой травой. Поужинав возле костра и накормив собаку, сокольники легли спать.
Утром, сняв попону с Каракуша и посадив сокола на руку, отец с сыном направились в сторону заячьей тропы. Первый капкан стоял нетронутым. Осмотревшись по сторонам, Мовлям-ага направился дальше. Аннааман увидел, как отец, обернувшись, взглядом показал ему тянувшуюся на песке неглубокую полосу - заяц, попавший в капкан, ушел за барханы. Обессилевший за ночь, он не мог уйти далеко, и они нашли его. Сокол равнодушно отнесся к пытающемуся убежать раненому животному, а рвущегося к добыче Каракуша пришлось удерживать на привязи.
Обычно в таких случаях первой спускают ловчую птицу. Мовлям-ага велел сыну с соколом вернуться в лагерь, предоставив борзой завершить первый охотничий день. Опытный сокольник понял, что птице предстояло побороть страх перед незнакомым объектом. Ближе к вечеру он подошел к изголодавшейся птице с мертвым зайцем и разрешил ей сделать несколько поклевок. А уже на следующий день, слетев с руки, сокол камнем падал на убегающую добычу. Чувство радости переполняло Аннаамана, ведь он первый раз самостоятельно напускал ловчую птицу. Ему мог позавидовать не только его сверстник, но и взрослый сокольник. За шесть дней охоты сокол добыл десять зайцев-талаев.
Когда сокольники вернулись в село, был уже полдень. Мовлям-ага не пошел в свой дом, а направился в сторону юрты бывшего сельского врача. Теперь здесь жила вдова врача Айна-дайза с тремя маленькими детьми. Слегка приоткрыв дверь, он поздоровался с хозяйкой и, достав из мешка освежеванного зайца, положил его возле порога. Затем так же он обошел дома не вернувшихся с фронта солдат. Отдохнув несколько дней, отец с сыном снова отправились на охоту, и так в течение пяти месяцев. Домой они приносили не более одного-двух зайцев. Остальных раздавали семьям погибших бойцов. Готовя еду, женщины оставляли кусочки мяса птице и собаке, и дети приносили еду в дом Мовляма-ага. Соколу и борзой нужны были силы на каждодневную охоту. Еще долгие послевоенные годы отец с сыном, борзой-тазы и с соколом на руке помогали односельчанам пережить трудную пору.
В 1951 году Мовлям-ага умер от полученных на войне ран. Перед смертью он часто просил принести к нему сокола. Аннааман долго сидел возле постели больного отца и слушал его наставления. Отец знал - сын продолжит дело его жизни.
Когда односельчане собрались на поминки Мовляма-ага, мальчик со слезами на глазах сообщил им о гибели в это утро сокола. Птица прожила без хозяина всего сорок дней. Эти храбрые и сильные птицы отличаются удивительной верностью.
Аннааман-ага - тренер Национального клуба сокольников. Он внес огромный вклад в возрождение и развитие национальной традиции туркменского народа - соколиной охоты с туркменскими борзыми-тазы.
 
Аргамак , приветствую.
Народ зачастую устраивают напуски ХП среи города в скверах, окруженных оживленным дорожным движением...
это канешна оч часто, потому что соколиная охота в наше время это больше зрелище, чем добычливость. Поэтому сокольник рад любому удачному напуску, независимо от того, ворона стала добычей или фазан.
Лично я щас занимаюсь с болотным лунем. Птица уже давно ловит подсадных голубей, но на диких птиц мне еще не удалось напустить его, в большей части изза того, что ни я , ни он еще не готов к этому. но в скром времени в парках питера планирую это делать, пусть даже не в этом году. Даже скроей в следующем, ибо скоро зима и я птицу буду сажать на замовку и на исскуственную линьку. просто не успею его понапускать, не занималитсь мы еще в городский парках, надо чтоб он привык к ним
с цитатами знаком, из книги они взяты, не помню автора, но книга великолепная. Рассказы суперские, до слез ей-богу пробирают, душевные так сказать
 
Реально охота с ястребом (самцом) тетерятником на фазана? Может ли он ловить их в первые годы своей жизни?
 
Реально охота с ястребом (самцом) тетерятником на фазана? Может ли он ловить их в первые годы своей жизни?
Не буду утверждать что самцу тетеревятника фазан не по силам, смотря какой тетеревятник, ..... смотря какой фазан. У меня в питомнике здоровые петухи и часть из них выпущена в окрестности. Пойманная в этом сезоне самка - розмыт (1 год) отказалась с ними связываЦа наотрез. К тому же самец при выборе будет наверняка ловить куриц, а меня это совершенно не устраивает. Кур жалко, а петухов переизбыток.
Посему выбор птицы остаеЦа за потенциальным владельцем. К тому же у самки больше специализация на более крупную добычу + заяС, а то что она голубя не поймает дык и хрен с ним! ИМХО
 
Влад. Если есть у вас самец ястреба, то на кого вы травите его?
 
Влад. Если есть у вас самец ястреба, то на кого вы травите его?
Мну больше нравяЦа самки, я думал что в предыдущем ответе освятил условия в которых я работаю и охочусь.
Самец для мну не актуален, лучше уж тогда некрупная самка. А самец нужен при охоте на голубей (вяхирь в том числе), куропатку (у нас в Лен. обл. обе и серая и белая в Красной книге) рябчика, некоторых других. Их самке ловить тяжеловато, впрочем все птицы разные и нет, пожалуй, двух одинаковых самок, при возможности можно выбрать себе птицу по душе,надо только понимать что необходимо и в каких условиях.
 
А нормально будет первый раз брать самку? Я просто первый раз буду вынашевать ловчую птицу. Мне один знакомый который заменается ястребами сказал что самка может кинутся на тебя и "и поцарапать лицо, и даже номер выцарапать глаза" что лутше попробувать первый раз выносить самца. Как вы относитесь к его словам, и кого посоветуете для первого раза самку или самца?
 
Мне один знакомый который заменается ястребами сказал что самка может кинутся на тебя и "и поцарапать лицо
В данном контексте разницы между самцом и самкой фактически нет, более того, самцы более стремительны и неуловимы. Общие правила одни. Не следует склоняЦа над птицей с добычей или птицей поедающей мясо на руке, следует всегда придерживать (страховать в руке) опутенки. Самое основное! Птица всегда ловит для себя и потому она склонна защитить добычу или кусок мяса, посему не след провоцировать ее к защитной реакции. При отборе добычи переключать внимание на предлагаемый взамен кусок мяса, не подносить перчатку с ястребом к лицу и не нависать над ним.
НЕ ЗАВОДИТЕ В КАЧЕСТВЕ ПЕРВОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕПЕЛЯТНИКА ИМХО!

Вообще же эта тема называеЦа "Добычливость соколиной охоты."
 
Так что лучше взять самку, правильно я понял. Какие должны бытъ документы на птицу? Она должна занесина в охотничий билет и все?
 
Так что лучше взять самку, правильно я понял.
На ком жениЦа? На блондинке или брюнетке? Богатой или красивой? Каждый выбирает для себя, по поводу документов я Вам ответил еще днем в личку.
 
Не редко результат охоты с ловчей птицей напрямую зависит от активности всех ее участников!
320053_227417563992662_100001732600362_557172_717403408_n.jpg
 
Назад
Сверху Снизу