DIMA
Завсегдатай
- С нами с
- 13/02/04
- Постов
- 2 605
- Оценка
- 551
- Живу в:
- Пушкин, Гуммоласары
- Для знакомых
- Дима
- Охочусь с
- 1989
- Оружие
- убедили, что писать не стоит...
- Собака(ки)
- сам спаниэлем подрабатываю...
Виктор Гуров
ОХОТА НА ТЕТЕРЕВИНОМ ТОКУ
Охота и рыбалка XXI век, № 3(59) март 2008 г.
Весеннее тетеревиное токование - действо потрясающее. Оно поражает охотника яркими красками, звуками, неповторимыми запахами пробуждающейся от долгого зимнего оцепенения природы. Именно по этим причинам весенняя охота на тетеревином току испокон веку считалась и считается одной из самых красивейших традиционно русских охот.
Тетерев - птица семейства куриных. Птица настолько известная, что о ней знают люди весьма далекие от охоты. Многим из нас, побывавшим ранним апрельским утром в деревне, граничащей с березняками или смешанным лесом, доводилось слышать чуффыканье и мелодичное бормотание токующих самцов тетерева. Голос токующего петуха неподражаем. Булькающие звуки, напоминающие нежное голубиное воркование, как будто смешанные с приятным журчанием весеннего ручейка, перемежаются с чуффыканьем.
Тетерев - птица местная и ведет оседлый образ жизни. В зиму остается на родине. В лютые морозы тетерева откочевывают в южные области. Глубина откочевки может составлять от 100 до 200 км. Там, в крупных и густых березняках, они находят себе достаточно корма и защиту от холодов. Раннею весной, в большинстве случаев в конце февраля или начале марта, все зависит от широты местности, тетерева покидают свои зимние квартиры и перемещаются в районы, которые они занимали летом. Солнце начинает пригревать, снега садятся, но по ночам еще нередко случаются морозы и образуется крепкий наст, который легко держит охотника на лыжах. Стаи тетеревов, летавшие вместе, что не всегда замечается охотниками, начинают разбиваться. Тетерки отделяются от петухов, и наступает новый, но очень важный период в жизни птиц - токование (брачные игры).
Вот на пригорках показались проталинки и пожаловали первые вестники весны - грачи. Они с шумным граем занимают старые гнезда и приступают к их ремонту, непрестанно сопровождая свою работу гвалтом и скандалами. Вскоре над проталинами раздается звон жаворонков. И - о диво! - перед восходом солнца слышится знакомое чуффыканье и бульканье. От этой будоражащей музыки встрепенется горячее сердце охотника. Чем бы он ни был занят, он обязательно остановится, прислушается. На его лице расплывется блаженная улыбка - весна пришла! Пора искать ток. Все дела и заботы уходят на второй план. Еще бы. Весеннее тетеревиное токование - действо потрясающее. Оно поражает охотника яркими красками, звуками, неповторимыми запахами пробуждающейся от долгого зимнего оцепенения природы. Именно по этим причинам на Руси весенняя охота на тетеревином току испокон веку считалась и считается одной из самых красивейших традиционно русских охот. Тетеревиные тока, как правило, из года в год располагаются в одних и тех же местах. Ими могут быть обширная поляна в лесу, участок поля или луга, гладкие моховые болота, открытые берега рек и озер. Конечно, если человек не вмешается своей «кипучей» хозяйственной деятельностью. Или того хуже: жаждущие во что бы то ни стало добыть вожделенного косача распугивают птиц, вынуждая их переместиться или совсем покинуть ток. Опытные охотники и егеря места токов хорошо знают и всячески их берегут. Но ток можно попытаться отыскать и самостоятельно.
СПОСОБ ПЕРВЫЙ. Опытный охотник (или егерь) еще задолго до открытия охоты на лыжах обходит знакомые места, где зимой тетерева кормились и ночевали. Высматривает кормящихся тетеревов и наблюдает за ними. В один из таких выходов он вдруг замечает, как косач слетает на снег. Он ходит, возможно, по будущему токовищу. Иногда он разъярится и немного побормочет или «перемолвится» с соседними тетеревами, чуфыкнув разок-другой…Можно предположить, что это токовик. После восхода солнца птицы улетают по своим делам. Охотник осматривает местность и обнаруживает на снегу многочисленные крестики следов, прочерки от растопыренных и опущенных крыльев. Найденное место следует запомнить и наведаться сюда еще несколько раз, чтобы окончательно убедиться, что найден ток. Идет время. Дни становятся длиннее, все больше света и тепла. Найденное место так и манит к себе тетеревов. Птицы посещают его не только по утрам, но наведываются и вечерами. Чуффыканье, бормотание и бульканье раздаются все чаще и продолжительнее. К токовику слетает все больше и больше косачей. Птицы меняются внешне. Брови их раздуваются, наливаются кровью и краснеют все ярче и ярче. Тетерева начинают наскакивать друг на друга, бегают, распушив хвосты и опустив крылья, высоко подпрыгивают (подлетывают), иногда между ними вспыхивают драки. Но они быстро заканчиваются парой вырванных перьев или бегством побежденного. Ток в самом разгаре. Пришло время охоты.
ВТОРОЙ. Может случиться, что охотник не смог выбраться на поиски тока. Многие охотники прибывают в незнакомые места за пару дней до открытия охоты. Хорошо, конечно, если это организованное охотхозяйство, где вся надежда на егеря. А если это угодья общего пользования? Может статься, что охотник в поисках своего охотничьего счастья забрался, к примеру, в незнакомые тверские, вологодские или архангельские леса. И нет знакомого местного охотника. Не беда. Тем интереснее найти ток самому, тем милее сердцу будет охота, устроенная самому себе, любимому. Для этого достаточно выйти из дома перед восходом солнца и внимательно вслушаться в кипящую жизнь апрельского утра. Если где-то поблизости есть тетеревиный ток, то косачи сами его выдадут, поскольку голоса поющих петухов слышны за 2-3 км, а по ветру и того далее.
В годы службы в Бобочинском учебном центре Ленинградского военного округа у меня выработался простой, но верный прием отыскания тока. Рано утром выходил на местность, слушал, в какой стороне играют тетерева, и по компасу брал азимут на голоса. Затем на лыжах, а когда сходил снег, на велосипеде переезжал в другую сторону на 3-4 км и определял новый азимут на те же голоса. Взятые азимуты наносил на карту масштаба 1:25000, находил приблизительное место тока. По карте определял примерное удаление, более удобные пути подхода к току и отправлялся на его поиски. Вот наконец охотник приблизился к цели своего похода. Явственно различаются не только бормотание и булькающие звуки, но и отчетливо слышны чуффыканье, хлопанье крыльев подпрыгивающих и подлетывающих косачей. Ближе подходить не следует: можно нарваться на тетерок, которые держатся по краю токовища. Своим тревожным криком они оповестят бойцов об опасности, и птицы разлетятся. Главная цель достигнута - ток найден. Понаблюдайте за поведением птиц, определите места, где временами больше всего собирается петухов и где смастерить шалаш.
Вот птицы одна за другой, а то и парами покидают ток. Токовище опустело. Охотник приступает к постройке шалаша. Если шалаш ставится заблаговременно, то его можно построить в любом удобном месте и до первой охоты косачи к нему привыкнут. Непосредственно же перед охотой шалаш следует делать менее заметным. Его ставят у кучки кустов, отдельно стоящего куста или группы низкорослых деревьев. Если на току произрастают чахлые сосенки и елки, то в ход могут пойти и сами деревца, и их ветки. Если укрытие сооружается задолго до таяния снега, то надо учитывать возможность его подтопления талой водой. Необходимо заранее в шалаше под ноги сделать настил из жердей, набросать на него веток, прошлогодней травы или сена.
В учебном центре места были глухие, и деревень в радиусе десятка километров не имелось. Мы в шалаши загодя заносили солдатские бушлаты, ватные брюки и валенки с коротко обрезанными голенищами. В апреле нередко случаются крепкие заморозки, и в легонькой одежке, да еще вспотевший, долго не высидишь. Чтобы вещи не отсырели, мы их упаковывали в бумажные противохимические накидки. В шалаше устраивается удобное сиденье. Шалаш должен быть просторным, не сковывать движения охотника и не просвечивать. В стенках шалаша проделываются оконца-бойницы для наблюдения и стрельбы. Не лишним будет выставить вешки, по которым можно будет более точно определять дистанцию до токующего петуха. Они хорошо помогают при призрачном утреннем свете. Я для этого нарезаю колышки, застругиваю их с одной стороны до светлой древесины и в нужных местах втыкаю в землю, обращая светлой стороной к шалашу. Работа по строительству шалаша завершена. Теперь можно отойти от него и посмотреть со стороны, как выглядит ваше сооружение. Шалаш не должен смотреться чем-то инородным на току. Как говорят старые охотники, шалашу надо дать 2-3 дня «выстояться», чтобы птицы к нему привыкли. Возвращаясь с тока, постарайтесь хорошенько запомнить место, где сооружен шалаш, и дорогу к нему. Так как ночью, да еще в тумане, а это явление природы весной не редкость, не так-то просто найти верный путь к шалашу и сам шалаш. Через пару дней можно будет отправляться на охоту.
Охота на току. Глухая ночь. Звезды загадочно подмигивают на небосклоне. Легкий морозец бодрит. Охотник споро шагает на ток. Вот и шалаш. Ничто еще не предвещает близкого рассвета. Но охотник знает, что это ощущение обманчиво. Он забирается в шалаш, припасенными ветками маскирует вход, усаживается на сиденье и до звона в ушах вслушивается в плотную тишину. Время тянется медленно. Порой кажется, что оно совсем остановилось. Одолевают сомнения - прилетят или не прилетят. Едва забрезжили первые проблески наступающей зари, как по окраинам тока начинается перекличка косачей. Вот чуффыкнул один, ему отозвался другой. Где-то в стороне прошипел третий. Захлопали крылья, и прямо перед шалашом раздается: чуффы-ш-ш. Дрожь пробегает по телу не то от охватившего азарта, не то от забравшегося под рубашку мороза. Токовик! Мысль жгучей молнией пронзает сознание.
Одна за другой с шумом садятся на ток невидимые птицы. Чуффыканье, шипение и переливчатое бульканье, хлопанье крыльев сливаются в единый хор. Охотник до боли в глазах всматривается, стараясь разглядеть пожаловавших на ристалище бойцов. Но напрасно. Ничего не видно. Только временами, как привидения, мелькают неясные белые тени распушенных подхвостий петухов. Выдержка -залог успешной охоты. Не спеши с выстрелом, охотник! И природа раскроет перед тобой великое таинство и одарит незабываемой красотой. Раз тетерева слетелись на ток, значит, будет охота! Лишь бы не пожаловала рыжая кумушка-лиса, да не налетел ястреб-тетеревятник. Тогда все - охота на сегодня испорчена. Светает, заря набирает силу, и перед глазами охотника раскрывается удивительная картина.
Тетеревиный ток - зрелище великолепное. Для того чтобы налюбоваться на поющих, дерущихся и гоняющихся друг за другом разгоряченных рыцарей в черных фраках с белыми фалдами, действительно стоит повременить с выстрелом. Успокоившись, понаблюдайте за током. И поймете, что здесь существует определенный порядок. Каждый петух придерживается более или менее конкретного места. Вот взгляд охотника привлек ближний к шалашу косач. Он кажется более азартным. К нему подбегает другой косач. Наш знакомец немедленно устремляется к непрошеному гостю и с дракой изгоняет соперника. Уже совсем рассвело. А где же тетерки? Это же все ради них затеяно. Да вот же и они. Пестренькие и рябенькие принцессы вылетают на опушку леса, рассаживаются по деревьям ближе к току, откуда доносятся пленившие их арии прекрасных рыцарей.
Тетерки видят петухов, и их отрывистое «ко-ко» переходит в страстные приглашающие звуки. Косачи входят в еще больший раж. Тетерки начинают подлетать к самому токовищу. Первыми это делают старки. О! А вот одна не выдержала и выбежала почти на середину ристалища, шустро снует между еще больше «распетушившимися» петухами. «Наконец тетерка приближается к своему избраннику: распустив крылья, раздувшись, подобно индейскому петуху, бормочет счастливец и, ежеминутно кланяясь, перепархивая и поворачиваясь в ту или другую сторону, следит за всеми ее движениями. Но вот пестрая красавица кокетливо подбегает, как бы заигрывает с косачом, припадает перед ним, распускает хвост, дрожа всем телом, и вдруг, ударив его клювом по шее, взлетает на воздух. Вслед за нею поднимается самец - и оба скрываются в ближайшую чащу...» - так рассказывал о своих наблюдениях на току Л.П.Сабанеев. В наше время вряд ли кому из охотников доводилось видеть подобное. Неистовое желание, во что бы то ни стало как можно быстрее завладеть желанным трофеем, лишает его такого счастья. Да и вечно спешащий егерь не даст ему возможности досмотреть сказку до конца.
Охотник выцеливает одного из косачей и стреляет. Практикой охоты установлено, что лучше всего стрелять того петуха, который в данный момент повернулся к охотнику боком и не прикрыт мелкими кустиками и прошлогодней травой. Весной тетерев на рану крепок, и выстрел в грудь, тем более в зад (под перо) обычно косача только ранит, и он находит в себе силы, чтобы убежать или улететь. После выстрела ток замолкает. Ближние к шалашу петухи слетают, дальние - затаиваются. Тетерки, как правило, улетают. За убитым тетеревом или на поиск подранка до окончания тока лучше не выходить. Если на току редко охотятся, то встревоженные выстрелом птицы успокоятся и «все повторится с начала». И наверняка представится возможность добыть еще одного красавца. Не следует стремиться одним выстрелом поразить двух петухов. Это редко кому удается.
За мою охотничью практику мне сделать такой выстрел удалось только однажды. Память воскрешает события недавних дней весны 2004 г. Я приехал на охоту в хозяйство Тверской области. Мною была куплена лицензия на отстрел двух косачей, Ничего не поделаешь. Прошли те благословенные времена, когда мы и понятия не имели о лицензиях на тетеревов. Рынок. Погода не благоприятствовала охоте: дождь, иногда вперемежку со снегом. По совету побывавших в хозяйстве друзей, я приехал за три дня до своей очереди. В ожидании охоты время коротал на тяге. Но из-за погоды вальдшнеп тянул вяло. Двое моих предшественников уехали без трофеев. Неожиданно к вечеру погода стала налаживаться. Ветер разогнал тучи, и выглянуло солнце.
Потеплело. Пришедший егерь заверил, что завтра охота может быть отменной. И вот мой час настал. Открытое болото. У низкорослой сосенки притулился шалаш, и я в нем. Шалаш построен с умом. Спина опирается на две наклонные дощечки. Сидеть удобно. Яркие звезды и чуть-чуть подрумяненный краешек неба. Тишина. На краю болота чуффыкнул тетерев. Слышится шум садящейся птицы. Токовик! По крайней мере, мне этого очень хотелось. Я его не вижу. Первое «чуф-фыш-ш». Слышится подлет других тетеревов. Рассвет набирает силу. Восток уже полыхает во всю. Не пойму, отчего пронимает дрожь? Ну уж точно не только от сырого и холодного утренника. Сколько их стреляно-перестреляно краснобровых красавцев на долгой охотничьей тропе? А вот поди ж ты. Не могу сдержать волнение при виде гоняющихся друг за другом, вошедших в азарт петухов. Их всего девять, но как выводят шельмецы! Страстные голоса певцов слива¬ются в захватывающий гимн весне. Мне разрешено отстрелять двух косачей, но с выстрелом не тороплюсь. Спиною чувствую, как в километре от тока в машине чертыхается егерь: «Чего тянет? Огород пахать пора, а он...». Я наслаждаюсь праздником.
Чтобы не делать лишних выстрелов, да и вряд ли после первого тетерева не улетят, дожидаюсь, когда в створе окажутся два петуха, и хочу попытаться сразить их одним выстрелом. Знаю, что сделать это не так-то просто. Птицы находятся почти в непрестанном движении. Верю - «Германика» с патроном «Спорт актив» магнум и снарядом 46 г дроби №3 не подведут. Вот два страстных певца, два рыцаря сошлись грудь в грудь, и горячий свинец опрокинул их навзничь. Ток опустел. Сказка кончилась. Кажется, чего проще добыть косача на току. Однако, чтобы не испытывать чувство горечи от не¬ожиданного промаха или улетевшего подранка, надо придерживаться некоторых неписаных правил: не стрелять в условиях плохой видимости (можно убить тетерку), дождитесь, когда будет больше света; стрелять в меру и наверняка (для этого и устанавливались вешки). Тогда не будет промахов и подранков. Пока не улетел последний косач, из шалаша не выходить. Токование обычно заканчивается около 9-10 часов утра.
Ружье должно быть 12 или 1б-го калибра, обладать кучным и резким боем, патроны, как рекомендуют классики и опытные охотники, желательно иметь с дробью №5, 4 или 3. Я же лично
стреляю только тройкой. Надежнее. Многие российские охотники искренне считают охоту весной на току одной из самых красивейших, интересных и поэтичных. Многие, но не все. Некоторые полагают, что не совсем этично лишать жизни косача, пережившего суровую и долгую зиму, опьяненного неистовой любовной страстью, комфортно устроившись в шалаше. Подобные сомнения одолевали охотников не одно столетие. Что ж. Может быть, они для своего времени и были правы.