- С нами с
- 01/01/00
- Постов
- 9 797
- Оценка
- 3 569
- Живу в:
- Питер Петроградка
- Для знакомых
- Михаил (на ты)
- Охочусь с
- 2000
- Оружие
- MP 153, Rem 700 VLS .243
Вячеслав Михайлов
В Балашовском районе Саратовской области, где в девяностых годах прошлого века прошла определенная часть моей жизни, было много лис
Сменный характер работы давал возможность охотиться в будние дни. Людей зимой, да еще по будням, на полях было мало, и это способствовало успешной охоте.
Случалось, что, увидев на поле мышкующих или спящих лис, забрасывал тропление зайцев и начинал скрадывание красного зверя.
Не всегда эти охоты оканчивались успешно, но невозможно забыть пьянящий зимний морозный воздух, дивные рассветы и закаты, золотой лунный цвет на серебре январского снега. Лисы попадали под выстрел на охотах по чернотропу на зайцев, а с выпадением снега они, казалось, были повсюду. Рано утром мышковали на окрестных полях.
В начале охотничьего сезона удавалось набрести на лежки молодых лисиц в куртинах травы, камыша, недалеко от старых нор. С первым снегом лисицы уходили в степь. Теперь их лежки встречались в островах травы и по гребням оврагов.
Установление ветреной морозной погоды гнало зверей в гущу травы, в ложбины и овраги. Их лежки чаще устраивались с подветренной стороны оврагов, за наносами снега на полях.
Приемы охоты на лисиц с подхода многократно освещались в охотничьей литературе. Повторяться не буду. Но эти полезные рекомендации всегда приходилось корректировать применительно к конкретному месту, времени года и условиям охоты. Скрадывание следует начинать, понаблюдав некоторое время за лисицей из укрытия. Если зверь крепко спит, он практически не поднимает головы и не осматривает окрестности.
Подойти на выстрел к спящему зверю можно, лишь учитывая направление ветра. Если ветер не ощущается лицом, то все равно необходимо убедиться в его отсутствии. В этих целях можно, к примеру, использовать щепоточку табака из размятой сигареты, кусочки ваты или легкой бумаги.
Определившись с направлением ветра, можно начинать скрадывание. Надо двигаться против ветра или хотя бы вполветра. Подходить к зверю не торопясь, чтобы не подшуметь. Однажды в середине января на одном поле удалось увидеть трех лис на лежках. Они лежали в нескольких сотнях шагов друг от друга. До них было около километра.
Первые пятьсот шагов к ним преодолел на лыжах. Затем, сняв лыжи и прикрываясь камышом по закрайкам поля, стал скрадывать их шагом. Затем пошел напрямик через поле к той из них, которая, как казалось, крепко спала и была ко мне ближе всех. Когда одна из лис поднимала голову и осматривалась, замирал. На мне был маскхалат, что давало надежду остаться незаметным на заснеженном поле.
Казалось, все три лисицы крепко спят. Вдруг одна из них резво побежала в сторону. Остановилась. Две других спали. Продолжил скрадывание. Через несколько минут и другая кумушка стремительно понеслась к краю поля. Скрадываемая же мною лиса по-прежнему спала.
Но и эта последняя лисица убежала от меня. Причина была банальна. Легкий ветерок на поле поменял направление.
Охота на лис с подхода по оврагам практикуется с установлением устойчивого снежного покрова. В этой охоте надо не только хорошо изучить охотничьи угодья, повадки лис, но и учесть погодные условия.
К примеру, при сильном морозе трудно избежать шороха снега под лыжами. Громко трещит под ногами охотника и замерзшая на сильном морозе трава.
Прибыв утром к месту охоты, осматривал окрестности.
Обнаружив лису на лежке, начинал скрадывание. Если лис в пределах видимости не было, то начинал обследовать овраги, расположенные перпендикулярно направлению ветра.
Свежий след к оврагу обрезал по кругу. Если выходного следа не было, появлялась реальная надежда на удачную охоту. Поднявшись на гребень оврага и заслонившись куртиной травы или кустарником, осматривал в бинокль его склоны. Если зверя на лежке не удавалось сразу разглядеть, то начинал челночить по внутренним склонам оврага. Челночить необходимо всегда неторопливо, соблюдая максимально возможную тишину. Ружье должно быть готово к выстрелу. Заметный на снегу свежий след кумушки служит ориентиром.
Узрев вдали спящую красавицу, не изменяя темпа движения, уходил за гребень оврага. Подходить к зверю по прямой не следует. В овраге, как правило, не бывает сильного ветра. Можно подшуметь, к тому же на солнце тень человека может достигать десятка метров. Осторожную кумушку эта тень может поднять с лежки. Пугает зверя и изменение темпа движения.
На охоту в места мышкования выходил по утренним и вечерним зорям. Лисицы обычно мышкуют на одних и тех же полях. На богатые мышами поля лисы возвращаются и после того, как были там вспугнуты человеком.
Главное – первому увидеть зверя, оценить условия подхода, определить направление ее движения.
Это позволит наметить ориентир от которого возможно стрелять по зверю. Учитывая ветер, двигался, когда лисица мышковала. Когда же она замирала и прислушивалась, не двигался и ждал. Приходилось комбинировать: скрываясь за камышом, высокой травой подходить к зверю и, остановившись, подманивать, подражая писку мыши.
Охоты на красного зверя из засидки начинаются с установлением глубокого снежного покрова.
Глубокий снег, сугробы заставляют зверя переходить с поля в поле, с одной лесополосы к другой, используя одни и те же места для переходов. Удачей было устройство засидки там, где сходились сразу три лесополосы или поля.
На эти охоты выходил во второй половине дня, ранним вечером. Реже – ранним утром. Места засидки старался выбирать в куртинах травы, камыша, за кустами и деревьями у мест перехода лис. Удачей было найти у мест перехода стог сена. Он не только не пугал зверя, но и надежно скрывал охотника, защищая его от ветра. С места, где сидит охотник, должен обеспечиваться обзор для уверенного выстрела. Охотник садится так, чтобы избежать наноса запаха в направлении наиболее вероятного выхода зверя.
Надо помнить, что лиса выходит на место охоты ложбинами, очень осторожна при переходе чистин. При выходе на такие места зверь затаивается и наблюдает. Чистые места стремится пересечь быстро. Часто ходит своими старыми следами, использует заячьи следы и тропы.
Поэтому надо до наступления сумерек запомнить ориентиры на месте предстоящей охоты. На дистанции выстрела, по возможности, не должно быть куртин травы, камыша. Классики охоты подробно рассказали об основных приемах охоты во время лисьих свадеб. Главное – разогнать такую свадьбу. Определив направление бега самки, устроить по ее следу засидку на лисовинов.
Автору в начале девяностых годов удалось наблюдать такие свадьбы и охотиться на лисовинов.
Однажды ранним февральским утром на расстоянии полутора километров удалось заметить сразу две лисьи свадьбы.
Одновременно на поле было тринадцать особей, разбившихся на две группы и находящихся примерно в пятистах шагах друг от друга. Вдоволь насмотревшись на них в бинокль, начал сближаться.
Сближался с лисами по чистому полю, в белом маскхалате, не заботясь о направлении ветра. Примерно через две сотни метров моего движения, лисья свадьба, что была ближе убежала.
Спустя некоторое время, в противоположную сторону умчалась и вторая свадьба.
Главной причиной, думается, было то, что сближаться со стаями начинал на большом расстоянии. Не было внезапности появления охотника. Не удалось разогнать стаи.
Анализ охот на лис, в которых участвовал, показывает следующее.
Охота успешна там, где зверя много.
Но обилие лис в угодьях еще не гарантирует успешной охоты.
Следует изучить район охоты, знать повадки местных кумушек и готовиться к такой охоте.
Полезно перед выходом на охоту выйти в угодья. Лучше это сделать ранним утром или до наступления вечера.
Изучить район предстоящей охоты следует на максимально возможном расстоянии.
Для наблюдения передвижения лис в полях, разделенных лесополосами, использовал возможности местности. Вел наблюдение со стогов сена. С геодезической вышки. С отдельно стоящих высоких деревьев. С железнодорожной и шоссейной насыпей. Для наблюдения достаточно обычного восьмикратного армейского бинокля. Для успешной охоты в каждом конкретном районе не будет лишним выяснить повадки местных кумушек у егерей, охотоведов, друзей охотников, у работников местных фермерских хозяйств. Многие из них, ежедневно бывая в охотничьих угодьях, часто наблюдают лисиц и, как правило, охотно делятся своими наблюдениями. Полученные сведения полезно систематизировать.
К лисице по чернотропу лучше подходить, проходя как бы мимо ее, по спирали. Это в большинстве случаев позволяет подойти к зверю на дистанцию уверенного выстрела.
В этом случае не требуется особой маскировки, навыков бесшумной ходьбы. Лисица видит охотника, но продолжает оставаться на месте.
Стрелять по убегающему зверю чаще приходится слегка наискось, в бок. Обычно для надежного поражения с расстояния 35–40 шагов хватает 5–7 дробинок заячьей дроби.
Одежда охотника должна быть под цвет местности. Снежной зимой предпочитал использовать просторный маскхалат из легкого белого ситца. Ружье маскировал бинтом. Вещмешок надевался под маскхалат. Патроны для охоты использовал с дробью от первого номера до двух нулей.
Уже к концу девяностых годов стало меньше зверя. Появилось много охотников, резко повысилась их вооруженность.
Не редким стало использование охотниками по зайцу и лисе нарезного оружия. Появились группы охотников, которые с установлением снежного покрова устраивали сафари на зайцев и лис с использованием снегоходов.
Все это привело к тому, что охота на лисицу с подхода постепенно уходит в прошлое.
И это грустно. Ведь в прошлое уходит один из видов правильной охоты, доставляющий истинное наслаждение ее приверженцам.
Вячеслав Михайлов
РОГ
За красным зверем
В Балашовском районе Саратовской области, где в девяностых годах прошлого века прошла определенная часть моей жизни, было много лис
Сменный характер работы давал возможность охотиться в будние дни. Людей зимой, да еще по будням, на полях было мало, и это способствовало успешной охоте.
Случалось, что, увидев на поле мышкующих или спящих лис, забрасывал тропление зайцев и начинал скрадывание красного зверя.
Не всегда эти охоты оканчивались успешно, но невозможно забыть пьянящий зимний морозный воздух, дивные рассветы и закаты, золотой лунный цвет на серебре январского снега. Лисы попадали под выстрел на охотах по чернотропу на зайцев, а с выпадением снега они, казалось, были повсюду. Рано утром мышковали на окрестных полях.
В начале охотничьего сезона удавалось набрести на лежки молодых лисиц в куртинах травы, камыша, недалеко от старых нор. С первым снегом лисицы уходили в степь. Теперь их лежки встречались в островах травы и по гребням оврагов.
Установление ветреной морозной погоды гнало зверей в гущу травы, в ложбины и овраги. Их лежки чаще устраивались с подветренной стороны оврагов, за наносами снега на полях.
Приемы охоты на лисиц с подхода многократно освещались в охотничьей литературе. Повторяться не буду. Но эти полезные рекомендации всегда приходилось корректировать применительно к конкретному месту, времени года и условиям охоты. Скрадывание следует начинать, понаблюдав некоторое время за лисицей из укрытия. Если зверь крепко спит, он практически не поднимает головы и не осматривает окрестности.
Подойти на выстрел к спящему зверю можно, лишь учитывая направление ветра. Если ветер не ощущается лицом, то все равно необходимо убедиться в его отсутствии. В этих целях можно, к примеру, использовать щепоточку табака из размятой сигареты, кусочки ваты или легкой бумаги.
Определившись с направлением ветра, можно начинать скрадывание. Надо двигаться против ветра или хотя бы вполветра. Подходить к зверю не торопясь, чтобы не подшуметь. Однажды в середине января на одном поле удалось увидеть трех лис на лежках. Они лежали в нескольких сотнях шагов друг от друга. До них было около километра.
Первые пятьсот шагов к ним преодолел на лыжах. Затем, сняв лыжи и прикрываясь камышом по закрайкам поля, стал скрадывать их шагом. Затем пошел напрямик через поле к той из них, которая, как казалось, крепко спала и была ко мне ближе всех. Когда одна из лис поднимала голову и осматривалась, замирал. На мне был маскхалат, что давало надежду остаться незаметным на заснеженном поле.
Казалось, все три лисицы крепко спят. Вдруг одна из них резво побежала в сторону. Остановилась. Две других спали. Продолжил скрадывание. Через несколько минут и другая кумушка стремительно понеслась к краю поля. Скрадываемая же мною лиса по-прежнему спала.
Но и эта последняя лисица убежала от меня. Причина была банальна. Легкий ветерок на поле поменял направление.
Охота на лис с подхода по оврагам практикуется с установлением устойчивого снежного покрова. В этой охоте надо не только хорошо изучить охотничьи угодья, повадки лис, но и учесть погодные условия.
К примеру, при сильном морозе трудно избежать шороха снега под лыжами. Громко трещит под ногами охотника и замерзшая на сильном морозе трава.
Прибыв утром к месту охоты, осматривал окрестности.
Обнаружив лису на лежке, начинал скрадывание. Если лис в пределах видимости не было, то начинал обследовать овраги, расположенные перпендикулярно направлению ветра.
Свежий след к оврагу обрезал по кругу. Если выходного следа не было, появлялась реальная надежда на удачную охоту. Поднявшись на гребень оврага и заслонившись куртиной травы или кустарником, осматривал в бинокль его склоны. Если зверя на лежке не удавалось сразу разглядеть, то начинал челночить по внутренним склонам оврага. Челночить необходимо всегда неторопливо, соблюдая максимально возможную тишину. Ружье должно быть готово к выстрелу. Заметный на снегу свежий след кумушки служит ориентиром.
Узрев вдали спящую красавицу, не изменяя темпа движения, уходил за гребень оврага. Подходить к зверю по прямой не следует. В овраге, как правило, не бывает сильного ветра. Можно подшуметь, к тому же на солнце тень человека может достигать десятка метров. Осторожную кумушку эта тень может поднять с лежки. Пугает зверя и изменение темпа движения.
На охоту в места мышкования выходил по утренним и вечерним зорям. Лисицы обычно мышкуют на одних и тех же полях. На богатые мышами поля лисы возвращаются и после того, как были там вспугнуты человеком.
Главное – первому увидеть зверя, оценить условия подхода, определить направление ее движения.
Это позволит наметить ориентир от которого возможно стрелять по зверю. Учитывая ветер, двигался, когда лисица мышковала. Когда же она замирала и прислушивалась, не двигался и ждал. Приходилось комбинировать: скрываясь за камышом, высокой травой подходить к зверю и, остановившись, подманивать, подражая писку мыши.
Охоты на красного зверя из засидки начинаются с установлением глубокого снежного покрова.
Глубокий снег, сугробы заставляют зверя переходить с поля в поле, с одной лесополосы к другой, используя одни и те же места для переходов. Удачей было устройство засидки там, где сходились сразу три лесополосы или поля.
На эти охоты выходил во второй половине дня, ранним вечером. Реже – ранним утром. Места засидки старался выбирать в куртинах травы, камыша, за кустами и деревьями у мест перехода лис. Удачей было найти у мест перехода стог сена. Он не только не пугал зверя, но и надежно скрывал охотника, защищая его от ветра. С места, где сидит охотник, должен обеспечиваться обзор для уверенного выстрела. Охотник садится так, чтобы избежать наноса запаха в направлении наиболее вероятного выхода зверя.
Надо помнить, что лиса выходит на место охоты ложбинами, очень осторожна при переходе чистин. При выходе на такие места зверь затаивается и наблюдает. Чистые места стремится пересечь быстро. Часто ходит своими старыми следами, использует заячьи следы и тропы.
Поэтому надо до наступления сумерек запомнить ориентиры на месте предстоящей охоты. На дистанции выстрела, по возможности, не должно быть куртин травы, камыша. Классики охоты подробно рассказали об основных приемах охоты во время лисьих свадеб. Главное – разогнать такую свадьбу. Определив направление бега самки, устроить по ее следу засидку на лисовинов.
Автору в начале девяностых годов удалось наблюдать такие свадьбы и охотиться на лисовинов.
Однажды ранним февральским утром на расстоянии полутора километров удалось заметить сразу две лисьи свадьбы.
Одновременно на поле было тринадцать особей, разбившихся на две группы и находящихся примерно в пятистах шагах друг от друга. Вдоволь насмотревшись на них в бинокль, начал сближаться.
Сближался с лисами по чистому полю, в белом маскхалате, не заботясь о направлении ветра. Примерно через две сотни метров моего движения, лисья свадьба, что была ближе убежала.
Спустя некоторое время, в противоположную сторону умчалась и вторая свадьба.
Главной причиной, думается, было то, что сближаться со стаями начинал на большом расстоянии. Не было внезапности появления охотника. Не удалось разогнать стаи.
Анализ охот на лис, в которых участвовал, показывает следующее.
Охота успешна там, где зверя много.
Но обилие лис в угодьях еще не гарантирует успешной охоты.
Следует изучить район охоты, знать повадки местных кумушек и готовиться к такой охоте.
Полезно перед выходом на охоту выйти в угодья. Лучше это сделать ранним утром или до наступления вечера.
Изучить район предстоящей охоты следует на максимально возможном расстоянии.
Для наблюдения передвижения лис в полях, разделенных лесополосами, использовал возможности местности. Вел наблюдение со стогов сена. С геодезической вышки. С отдельно стоящих высоких деревьев. С железнодорожной и шоссейной насыпей. Для наблюдения достаточно обычного восьмикратного армейского бинокля. Для успешной охоты в каждом конкретном районе не будет лишним выяснить повадки местных кумушек у егерей, охотоведов, друзей охотников, у работников местных фермерских хозяйств. Многие из них, ежедневно бывая в охотничьих угодьях, часто наблюдают лисиц и, как правило, охотно делятся своими наблюдениями. Полученные сведения полезно систематизировать.
К лисице по чернотропу лучше подходить, проходя как бы мимо ее, по спирали. Это в большинстве случаев позволяет подойти к зверю на дистанцию уверенного выстрела.
В этом случае не требуется особой маскировки, навыков бесшумной ходьбы. Лисица видит охотника, но продолжает оставаться на месте.
Стрелять по убегающему зверю чаще приходится слегка наискось, в бок. Обычно для надежного поражения с расстояния 35–40 шагов хватает 5–7 дробинок заячьей дроби.
Одежда охотника должна быть под цвет местности. Снежной зимой предпочитал использовать просторный маскхалат из легкого белого ситца. Ружье маскировал бинтом. Вещмешок надевался под маскхалат. Патроны для охоты использовал с дробью от первого номера до двух нулей.
Уже к концу девяностых годов стало меньше зверя. Появилось много охотников, резко повысилась их вооруженность.
Не редким стало использование охотниками по зайцу и лисе нарезного оружия. Появились группы охотников, которые с установлением снежного покрова устраивали сафари на зайцев и лис с использованием снегоходов.
Все это привело к тому, что охота на лисицу с подхода постепенно уходит в прошлое.
И это грустно. Ведь в прошлое уходит один из видов правильной охоты, доставляющий истинное наслаждение ее приверженцам.
Вячеслав Михайлов
РОГ