tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 4 360
- Оценка
- 2 057
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Умерла.

В летописи Великой Отечественной войны немало страниц посвящено ратным подвигам советских танкистов.
Значительно реже говорится о том пути, который проходит боевая машина от заводского стапеля до переднего края, о нерушимой связи между теми, кто куёт оружие Победы у мартеновских печей, и теми, кто ведёт это оружие в бой.
Между тем именно эта связь — одно из важнейших проявлений единства советского народа в борьбе с фашистским нашествием.
Зимой сорок второго года в редакцию центральной военной газеты «Красная звезда» стали поступать корреспонденции, повествующие о необычном эксперименте.
Военный журналист Александр Поляков, прибыв на один из уральских танковых заводов, поставил перед собой задачу проследить весь жизненный путь боевой техники — от момента её создания до участия в боевых действиях.
Результатом этой работы стала серия публикаций «От Урала до Старой Руссы: история пяти КВ», которая выходила на страницах газеты с февраля по март того же года и вызвала значительный читательский интерес.
Что же представляла собой эта работа и почему она заслуживает внимания спустя десятилетия после окончания войны?
Челябинский танковый завод, получивший в народе название Танкоград, к зиме 1941 года превратился в один из крупнейших центров производства тяжёлой бронетехники.
Сюда были эвакуированы мощности нескольких предприятий, здесь круглосуточно шёл выпуск грозных тяжёлых танков КВ — машин, чья броня и вооружение внушали противнику серьёзные опасения.
Особенностью работы завода являлось то обстоятельство, что параллельно с производством техники здесь же, при предприятии, был организован учебный центр по подготовке танковых экипажей.
Это позволяло будущим воинам не только осваивать вождение и стрельбу, но и непосредственно участвовать в сборке своих машин, изучать их конструкцию изнутри, что впоследствии весьма пригождалось в боевых условиях.
Именно здесь, на заводских площадках и учебном полигоне, корреспондент Поляков познакомился с группой танкистов, готовившихся к отправке на фронт.
Командовал подразделением молодой офицер — лейтенант Астахов, уроженец Донбасса, успевший в первые месяцы войны получить боевое крещение и ранение.
Теперь, после излечения, молодой командир вновь готовился выполнять воинский долг, обучая призванных в армию механизаторов и водителей из колхозов и совхозов страны.
Подготовка велась в суровых условиях уральской зимы. Сорокаградусные морозы не останавливали занятий — напротив, считалось необходимым закалить людей, приучить к работе в любых климатических условиях.
Рослый офицер с решительными чертами лица пользовался уважением подчинённых не только благодаря фронтовому опыту, но и собственным примером в преодолении трудностей.
Военный корреспондент не ограничился поверхностным знакомством с жизнью подразделения. По согласованию с командованием он фактически влился в коллектив, разделяя с танкистами все тяготы учёбы и быта, присутствуя при сборке машин на заводе, участвуя в испытаниях на полигоне. Такой подход обеспечил документальную достоверность будущих публикаций.
По завершении подготовительного периода состоялась торжественная передача техники. Процедура приёма-сдачи проходила в присутствии руководства предприятия и трудового коллектива. Старший бригадир, кавалер ордена, отрапортовал о готовности машин, лейтенант Астахов принял их от имени экипажей.
Пять тяжёлых танков КВ, собранные руками рабочих Танкограда и усвоенные экипажами, отправлялись на фронт. Это был акт передачи не просто техники — это была передача части труда, вложенного усилия, веры в победу от тыла фронту.
Корреспондент Поляков принял решение, которое многое говорит о понимании им профессионального долга: он отправился вместе с танкистами на передовую в качестве рядового члена экипажа.
Декабрьским эшелоном 1941 года пятёрка танков прибыла в распоряжение Северо-Западного фронта. Обстановка на этом участке советско-германского фронта складывалась напряжённая, но благоприятная для наступательных действий.
Командование фронта готовило операцию по окружению крупной вражеской группировки в районе Демянска — операцию, ставшую впоследствии одной из первых успешных попыток окружения значительных сил противника.
Танки лейтенанта Астахова влились в состав 161-го отдельного танкового батальона, которым командовал майор Максимов. Перед подразделением ставились ответственные задачи в рамках начинавшегося наступления.
Характерно, что молодой командир воспринял предстоящие бои не как тяжёлую обязанность, но как возможность применить полученную подготовку, оправдать доверие, продемонстрировать возможности новой техники. Как свидетельствует корреспондент, Астахов выражал удовлетворение предстоящим участием в настоящем деле.
Замысел командования предусматривал нанесение удара по флангам вражеской обороны с использованием внезапности и манёвра.
Танковому батальону, в составе которого действовало подразделение Астахова, предстояло совершить ночной марш по замёрзшим водным путям — льду озера Ильмень и впадающих в него рек — с тем чтобы углубиться в расположение противника на несколько десятков километров и нанести фланговый удар в районе Старой Руссы.
Операция была сопряжена со значительным риском. Тяжёлые танки весом под пятьдесят тонн должны были пройти по льду, прочность которого вызывала обоснованные сомнения. Малейший просчёт грозил потерей машин и людей. Однако фактор внезапности и возможность обойти укреплённые позиции неприятеля перевешивали опасность.
Метель благоприятствовала скрытности выдвижения. В последние часы перед началом марша командир лично контролировал готовность каждой машины — состояние вооружения, наличие боеприпасов, техническую исправность. На броне размещались подразделения десанта и сапёров. Всё было подчинено одной цели: обеспечить успех предстоящего рейда.
Десятикилометровый марш к переправе, выход на лёд, медленное продвижение тяжёлых машин по ненадёжной поверхности — всё это происходило в условиях нервного напряжения. Лёд издавал угрожающие звуки, предупреждая об опасности, но выдержал.
Противник обнаружил манёвр советских войск с опозданием. Когда вражеская артиллерия открыла огонь, головные танки уже достигли противоположного берега.
Здесь проявилось боевое мастерство лейтенанта Астахова. Быстро определив местоположение вражеской батареи, он с места открыл точный огонь, подавив её активность. Другие танки поддержали командира. Результативность огня позволила основным силам завершить переправу с минимальными потерями.
В лесных массивах уже развернулись боевые действия передовых стрелковых частей, наносивших удары по тылам и флангам противника. Танкисты готовились к решающему штурму.
Ночь накануне атаки прошла в подготовке: дозаправка машин, пополнение боекомплекта. Экипажи заполняли все свободные места в танках снарядами — предстояли длительные боевые действия вдали от баз снабжения.
Подразделение Астахова находилось во втором эшелоне, в резерве командования. Это означало, что тяжёлые танки будут введены в дело на наиболее критическом участке, где решается исход боя.
С рассветом началось наступление. Лёгкие танки с десантом стрелков двинулись на укреплённые позиции противника.
Однако условия местности — открытое пространство перед населённым пунктом — позволили вражеской противотанковой артиллерии развернуть интенсивный огонь. Пехота залегла, танки оказались отсечены от стрелковых подразделений, противник готовил контратаку. Создалась критическая обстановка.
В этот момент по команде с командного пункта в бой были введены тяжёлые КВ. Развёрнутым строем, невзирая на плотность огня, танки-крепости двинулись вперёд.
Вражеские снаряды не пробивали толстую броню. Моральное воздействие появления неуязвимых стальных гигантов на поле боя трудно переоценить. Пехота воспряла духом и, прикрываясь танками, возобновила наступление. Противник дрогнул.
Управление подразделением осуществлялось при помощи флажковой сигнализации. Команды лейтенанта Астахова были чёткими и своевременными.
Танки врезались в боевые порядки контратакующего противника, сея панику и разрушение. Гитлеровская оборона была прорвана. Наступающие части продвинулись вперёд на пятнадцать километров, выйдя к крупному узлу коммуникаций.
Развивая успех, командование поставило перед танкистами новую задачу повышенной сложности: обойти укреплённый пункт, который противник готовился удерживать, и, не ввязываясь в затяжные бои за населённые места, прорваться в глубокий тыл для перехвата железнодорожной и шоссейной магистралей, по которым гитлеровцы подтягивали резервы.
Замысел был дерзким: отсечь противника от подкреплений в решающий момент сражения. Командир батальона майор Максимов лично возглавил выполнение задачи. Пять КВ разделились на две группы для охвата населённого пункта с обеих сторон с последующим соединением в тылу врага.
Однако в ходе манёвра произошло непредвиденное: по танкам открыла огонь артиллерия из соседнего селения. Встала дилемма: уничтожить угрозу, но потерять время и элемент внезапности, или продолжать движение к главной цели, подставляя фланг под огонь.
Решение было принято быстро: группа майора Максимова устремилась вперёд к магистралям, группа лейтенанта Астахова развернулась для подавления вражеской артиллерии.
Три танка под командованием Астахова стремительной атакой ворвались в расположение противника. Огневые точки и укрепления противника были раздавлены гусеницами тяжёлых машин. Подавив сопротивление в течение короткого времени, танкисты устремились вдогонку основной группе.
А та тем временем вышла к магистралям как раз в момент, когда по шоссе продвигалась колонна вражеской моторизованной пехоты численностью до полка. Два танка с хода преградили дорогу и открыли артиллерийский огонь. Одновременно три машины Астахова вступили в бой на параллельной железнодорожной магистрали.
Завязалось ожесточённое сражение. В течение пяти часов пять советских танков удерживали важнейший узел коммуникаций противника. Ни один эшелон, ни одна автомашина не прорвались через этот заслон. Когда подошли стрелковые части, задача была выполнена полностью: вражеские резервы не смогли подойти к месту главных боёв.
Успех операции был омрачён тревожным обстоятельством: после боя не вернулась одна машина — танк командира подразделения лейтенанта Астахова.
Как выяснилось позже, на удалённом участке фронта снарядом была повреждена ходовая часть танка. Машина потеряла подвижность. Противник, воспользовавшись этим, сосредоточил на неподвижной цели огонь артиллерии. Двигатель заглох. Танк превратился в неподвижную огневую точку, окружённую врагом.
Гитлеровцы предприняли попытку захватить танк, атаковав его пехотой с гранатами. Однако экипаж был готов к обороне. По команде командира, когда атакующие приблизились на расстояние ста метров, танкисты открыли ураганный пулемётный огонь. Атака захлебнулась.
В течение нескольких часов экипаж отбивал повторные атаки, расходуя боеприпасы экономно, но эффективно. К вечеру противник прекратил активные действия. Астахов принял решение отправить троих членов экипажа к своим, а сам с одним товарищем — радистом Махалевым — остался в танке.
Командование батальона предприняло попытку эвакуации. К танку была направлена разведывательная группа с запасом продовольствия и запиской от майора Максимова, в которой выражалась гордость поведением экипажа и обещание скорой эвакуации.
Однако доставить продукты не удалось — противник вёл плотный заградительный огонь. Разведчики также обнаружили, что гитлеровцы проводят вокруг танка инженерные работы.
Через двое суток, когда готовилась операция по эвакуации с использованием буксировочных танков, к своим вышел сам лейтенант Астахов. Он успел вовремя предупредить о том, что танк окружён минными полями и попытка эвакуации приведёт к потерям.
Командир и его товарищ, проявив выдержку и мужество, сорок восемь часов удерживали позицию в окружении, отбивая атаки противника и сохранив боевую машину от захвата.
Публикации военного журналиста Александра Полякова на страницах газеты «Красная звезда» вызвали значительный резонанс. Читатели следили за продолжением истории пяти танков и их экипажей, узнавали о единстве фронта и тыла, о том, как оружие, выкованное руками рабочих Урала, громит врага на полях сражений.
Завершая серию публикаций весной 1942 года, корреспондент обещал вернуться к теме, продолжить рассказ о боевом пути героев. Однако обстоятельства сложились трагически.
Александр Поляков скончался в октябре того же года прямо на рабочем месте в редакции. Причиной стали многочисленные ранения и контузии, полученные за время работы на фронте.
Журналист считал своим долгом находиться в боевых порядках, разделять все опасности с теми, о ком писал. Эта позиция стоила ему жизни в возрасте, когда впереди были годы плодотворной работы.
Ненамного пережил его и герой очерков. Капитан Иван Ильич Астахов — к тому времени он получил очередное воинское звание — скончался от полученных ранений второго декабря 1942 года. Молодому командиру было всего двадцать два года.
В архивных документах Министерства обороны сохранились скупые строки послужного списка. Астахов Иван Ильич, 1920 года рождения, уроженец шахтёрского посёлка в Донбассе, призван на военную службу в 1937 году, капитан, служил в 95-м танковом полку и 161-м отдельном танковом батальоне, скончался от ран второго декабря 1942 года. Запись в донесении о безвозвратных потерях за декабрь того года.
Примечательно, что в архиве отсутствуют наградные документы на имя Астахова, хотя многие бойцы его подразделения за январские бои получили медали «За отвагу» и ордена Красного Знамени. Это обстоятельство, как и скудость биографических сведений, создаёт неполную картину жизни и службы офицера.
Очерки Полякова, объединённые впоследствии в книгу «Белые мамонты», после окончания войны не переиздавались. История пяти танков постепенно уходила из памяти, становилась достоянием лишь специалистов и исследователей военной истории.
Что же остаётся от короткой жизни молодого командира танкового подразделения, одного из тысяч погибших в Великой Отечественной войне? Строки фронтовых очерков, несколько документов в архиве, единственная сохранившаяся фотография.
На этой фотографии — светлоглазый танкист с продолговатым лицом, исполненным достоинства и решимости. Именно таким его описал военкор Поляков в своих публикациях. Это лицо человека, знающего цену долгу и чести, не нуждающегося в запоздалом сожалении или жалости.
Поколение, к которому принадлежал Иван Астахов, выполнило свою историческую задачу. Эти люди защитили Родину, отстояли независимость страны, обеспечили будущее следующим поколениям. Их не прельщала слава, они не гнались за наградами — была единственная цель: победа.
Строки поэта точно выражают позицию этого поколения:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мёртвых расцвели голубые цветы...
Долг ныне живущих — сохранить память о тех, кто отдал жизнь за свободу Отечества.
По инициативе группы исследователей военной истории в последние годы проведена работа по восстановлению биографии командира танкового подразделения Ивана Ильича Астахова, установлено место его захоронения — деревенское кладбище в населённом пункте Обша Парфинского района, в нескольких километрах от станции Пола на Новгородской земле.
История пяти танков, созданных на Урале и прошедших боевой путь до Старой Руссы, — это не только эпизод военной хроники.
Это урок единства народа перед лицом смертельной опасности, пример самоотверженности тружеников тыла и мужества воинов фронта, свидетельство того, что память о героях не должна меркнуть с годами.
источник: дзен канал «Т-34»