tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 943
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Здесь, на высоте почти 4000 метров, где наступает кислородное голодание и кружится голова, пролегал «заоблачный фронт» и среди вечных снегов нашли покой сотни бойцов.
Ни до, ни после в истории человечества военные сражения не проходили так высоко в горах. Имена многих погибших на Эльбрусе солдат нам по сей день неизвестны. Это не помешало отслужить на леднике несколько лет назад первую панихиду.
«Их же имена Ты Сам, Господи, веси» (Господи, Тебе известны их имена. - Авт.), - произносил молитву иеромонах Игорь (Васильев), настоятель храма Святого Георгия Победоносца в Кабардино-Балкарии. Панихиду служили на леднике Гара-Баши, где наши войска вели кровопролитные бои с немецкой дивизией «Эдельвейс».
Через Кавказский хребет проходил и воздушный путь советских бомбардировщиков. Историю одного из них мы бы, возможно, никогда не узнали, если бы в середине 90-х гг. обломки самолёта не обнаружили московские туристы.
Главной находкой был партбилет № 3356108 на имя Машкова Ивана Ивановича, 1912 г. р. Из личных вещей на леднике сохранились шлем, портсигар, мундштук, компас, самодельный носовой платок с вышитыми по углам именами «Иван - Дуся». Участники группы собрали для временного захоронения все останки, чтобы потом похоронить их как положено.
Тем временем в стране разыгрался дефолт 1998 г. Народ на последние крохи скупал доллары.
А один из участников той самой группы туристов, 40-летний Юрий Желноваков, напротив, всю имевшуюся у него долларовую заначку потратил на оплату дороги родственникам погибших, которые съехались в Приэльбрусье.
Полковник, ракетчик Желноваков, как и вся страна, пережил в 90-е многомесячные задержки зарплаты. Сотрудник Генштаба и отец двоих сыновей, он подрабатывал охранником на ВДНХ. Горы офицер полюбил с юных лет благодаря песням Юрия Визбора.
Спрашиваю Желновакова, ныне уже полковника в запасе, почему он впрягся в историю с экипажем, затянувшуюся на много лет.
«Пробив в архивах номер найденного партбилета, мы сумели установить личности ещё двоих членов экипажа. И оказалось, что пилот, 23-летний старший лейтенант Александр Иванов, был награждён двумя орденами Красного Знамени, а незадолго до гибели представлен к званию Героя Советского Союза! - рассказывает Юрий Борисович.
- Разве может страна разбрасываться Героями?! Знаете, как воевал этот 23-летний молодой человек?
Вот только два эпизода из архивных документов. Вступил в бой с двумя истребителями противника, один сбил, второй вышел из боя. Уничтожил до роты пехоты и 10 автомашин.
Самолёт Иванова получил 22 пробоины, сам Иванов легко ранен. А уже через 10 дней после ранения он вновь разит врага. С 7 декабря 1941 г. совершил 134 боевых вылета (98 из них ночью). Воевал в Крыму и на Кавказе.
Свой последний вылет экипаж совершил из Кутаиси в предновогоднюю ночь 1942 г. Экипаж должен был лететь бомбить крупный ж/д узел Сальск, через который шло всё снабжение северокавказской группировки противника.
Самолёту предстояло «перескочить» Кавказский хребет, где разыгралась непогода. К цели экипаж прошёл, отбомбился, а обратно - произошла трагедия, скорее всего, из-за густого тумана, когда в горах не видно ни зги».
Трагедия чуть не разыгралась и накануне торжественных похорон экипажа.
Дело в том, что временное захоронение, сделанное группой, пропало. Туристы, поднявшись на хорошо знакомое место, не могли поверить собственным глазам - малоснежная зима и жаркое лето до неузнаваемости изменили ледник.
Родственники членов экипажа уже были в пути, внизу, в городе Тырныауз, был готов памятник, вырыта могила. А временная могила экипажа, обнесённая камнями, исчезла.
В конце концов останки обнаружили в трещине ледника, куда они были снесены лавинами и подвижкой самого ледника. Над трещиной нависал огромный серак (так в горах называют ледяные глыбы). Рухни серак, и останки покрылись бы 15-метровым слоем льда - такова была глубина трещины.
С минимальным снаряжением члены группы спустились в ледяную щель и подняли останки.
Похороны командира экипажа старшего лейтенанта Александра Иванова, штурмана капитана Ивана Машкова и стрелка-радиста старшины Петра Тюнина состоялись в центре Тырныауза с участием почётного караула.
А ещё через полгода старшему лейтенанту Иванову указом президента присвоили звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Поскольку прямых наследников у Иванова не было, его родная сестра передала награду в Центральный музей ВВС в подмосковное Монино.
На торжественное погребение экипажа в Приэльбрусье приехал сын капитана Машкова. Почти ослепший, он гладил руками памятник и плакал. Это его мама бережно вышивала сохранившийся носовой платок.
Местный житель Евгений Крутень, спортивный руководитель группы московских туристов, ещё не раз поднимался на ледник Кюкюртлю - место, где были найдены останки экипажа, и обнаружил авиационные приборные часы, время на которых остановилось в 0.45.
Это значит, экипаж погиб в 0.45 31 декабря 1942 г. Оставались сутки до наступления 1943 г. - года, когда было суждено произойти самой великой битве в истории человечества - Сталинградской.
В том, что в Сталинграде мы сломали хребет врагу, была и заслуга экипажа Иванова, отбомбившегося по вражеским эшелонам с боеприпасами, идущими на Волгу. Об этом при поддержке Русского географического общества снят фильм «Заоблачный фронт. Битва за Эльбрус».
Седой Эльбрус, словно мудрый старик, шлёт и шлёт нам депеши из прошлого. Только расшифровать их в силах не каждый. Ведь та самая группа могла равнодушно пройти мимо останков. И графа в архивах об экипаже Иванова осталась бы прежней: «Не вернулись из боя».
А они вернулись, чтобы остаться в нашей памяти навсегда.
автор текста: Мария Позднякова
АиФ. 23.07.2014
Ни до, ни после в истории человечества военные сражения не проходили так высоко в горах. Имена многих погибших на Эльбрусе солдат нам по сей день неизвестны. Это не помешало отслужить на леднике несколько лет назад первую панихиду.
«Их же имена Ты Сам, Господи, веси» (Господи, Тебе известны их имена. - Авт.), - произносил молитву иеромонах Игорь (Васильев), настоятель храма Святого Георгия Победоносца в Кабардино-Балкарии. Панихиду служили на леднике Гара-Баши, где наши войска вели кровопролитные бои с немецкой дивизией «Эдельвейс».
Через Кавказский хребет проходил и воздушный путь советских бомбардировщиков. Историю одного из них мы бы, возможно, никогда не узнали, если бы в середине 90-х гг. обломки самолёта не обнаружили московские туристы.
Главной находкой был партбилет № 3356108 на имя Машкова Ивана Ивановича, 1912 г. р. Из личных вещей на леднике сохранились шлем, портсигар, мундштук, компас, самодельный носовой платок с вышитыми по углам именами «Иван - Дуся». Участники группы собрали для временного захоронения все останки, чтобы потом похоронить их как положено.
Тем временем в стране разыгрался дефолт 1998 г. Народ на последние крохи скупал доллары.
А один из участников той самой группы туристов, 40-летний Юрий Желноваков, напротив, всю имевшуюся у него долларовую заначку потратил на оплату дороги родственникам погибших, которые съехались в Приэльбрусье.
Полковник, ракетчик Желноваков, как и вся страна, пережил в 90-е многомесячные задержки зарплаты. Сотрудник Генштаба и отец двоих сыновей, он подрабатывал охранником на ВДНХ. Горы офицер полюбил с юных лет благодаря песням Юрия Визбора.
Спрашиваю Желновакова, ныне уже полковника в запасе, почему он впрягся в историю с экипажем, затянувшуюся на много лет.
«Пробив в архивах номер найденного партбилета, мы сумели установить личности ещё двоих членов экипажа. И оказалось, что пилот, 23-летний старший лейтенант Александр Иванов, был награждён двумя орденами Красного Знамени, а незадолго до гибели представлен к званию Героя Советского Союза! - рассказывает Юрий Борисович.
- Разве может страна разбрасываться Героями?! Знаете, как воевал этот 23-летний молодой человек?
Вот только два эпизода из архивных документов. Вступил в бой с двумя истребителями противника, один сбил, второй вышел из боя. Уничтожил до роты пехоты и 10 автомашин.
Самолёт Иванова получил 22 пробоины, сам Иванов легко ранен. А уже через 10 дней после ранения он вновь разит врага. С 7 декабря 1941 г. совершил 134 боевых вылета (98 из них ночью). Воевал в Крыму и на Кавказе.
Свой последний вылет экипаж совершил из Кутаиси в предновогоднюю ночь 1942 г. Экипаж должен был лететь бомбить крупный ж/д узел Сальск, через который шло всё снабжение северокавказской группировки противника.
Самолёту предстояло «перескочить» Кавказский хребет, где разыгралась непогода. К цели экипаж прошёл, отбомбился, а обратно - произошла трагедия, скорее всего, из-за густого тумана, когда в горах не видно ни зги».
Трагедия чуть не разыгралась и накануне торжественных похорон экипажа.
Дело в том, что временное захоронение, сделанное группой, пропало. Туристы, поднявшись на хорошо знакомое место, не могли поверить собственным глазам - малоснежная зима и жаркое лето до неузнаваемости изменили ледник.
Родственники членов экипажа уже были в пути, внизу, в городе Тырныауз, был готов памятник, вырыта могила. А временная могила экипажа, обнесённая камнями, исчезла.
В конце концов останки обнаружили в трещине ледника, куда они были снесены лавинами и подвижкой самого ледника. Над трещиной нависал огромный серак (так в горах называют ледяные глыбы). Рухни серак, и останки покрылись бы 15-метровым слоем льда - такова была глубина трещины.
С минимальным снаряжением члены группы спустились в ледяную щель и подняли останки.
Похороны командира экипажа старшего лейтенанта Александра Иванова, штурмана капитана Ивана Машкова и стрелка-радиста старшины Петра Тюнина состоялись в центре Тырныауза с участием почётного караула.
А ещё через полгода старшему лейтенанту Иванову указом президента присвоили звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Поскольку прямых наследников у Иванова не было, его родная сестра передала награду в Центральный музей ВВС в подмосковное Монино.
На торжественное погребение экипажа в Приэльбрусье приехал сын капитана Машкова. Почти ослепший, он гладил руками памятник и плакал. Это его мама бережно вышивала сохранившийся носовой платок.
Местный житель Евгений Крутень, спортивный руководитель группы московских туристов, ещё не раз поднимался на ледник Кюкюртлю - место, где были найдены останки экипажа, и обнаружил авиационные приборные часы, время на которых остановилось в 0.45.
Это значит, экипаж погиб в 0.45 31 декабря 1942 г. Оставались сутки до наступления 1943 г. - года, когда было суждено произойти самой великой битве в истории человечества - Сталинградской.
В том, что в Сталинграде мы сломали хребет врагу, была и заслуга экипажа Иванова, отбомбившегося по вражеским эшелонам с боеприпасами, идущими на Волгу. Об этом при поддержке Русского географического общества снят фильм «Заоблачный фронт. Битва за Эльбрус».
Седой Эльбрус, словно мудрый старик, шлёт и шлёт нам депеши из прошлого. Только расшифровать их в силах не каждый. Ведь та самая группа могла равнодушно пройти мимо останков. И графа в архивах об экипаже Иванова осталась бы прежней: «Не вернулись из боя».
А они вернулись, чтобы остаться в нашей памяти навсегда.
автор текста: Мария Позднякова
АиФ. 23.07.2014