tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 960
- Оценка
- 1 750
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Немецкие подлодки настолько сильно пощипали флоты союзников в ходе Первой мировой войны, что в Версальском договоре послевоенной Германии строить этот тип боевых кораблей запрещалось категорически. Если надводные корабли ограничивали по вооружению и водоизмещению, то на лодки был наложен полный запрет.
Но, как известно, охота пуще неволи, а ограничения нужны лишь для того, чтобы их обходить...
Война закончилась в ноябре 1918 года, а уже в 1919 году у будущего гросс-адмирала Карла Дёница, согласно его мемуарам, состоялся любопытный разговор с начальником отделения личного состава корветтен-капитаном Отто Шульцем, ранее командовавшим флотилией подлодок в Северном море:
- Вы собираетесь остаться с нами, Дёниц?
- А Вы думаете, что у нас снова будут подводные лодки?
- Конечно, я так думаю. Версальский запрет не продлится вечно. Через два года, я надеюсь, у нас снова будут подводные лодки...
И нужно отдать должное немцам: они не стали откладывать дело в долгий ящик. Уже в 1924 году капитан 3 ранга Канарис (тот самый!) отправился в Японию с целью организовать там строительство подлодок для Германии. Не срослось — Дальний Восток слишком далеко, нужно было искать места поближе.
Правда, прежде чем начать строительство, надо было спроектировать субмарины, что также было запрещено, но... В 1922 году в Голландии самоорганизовалась новая судостроительная компания — IvS. Аббревиатура расшифровывалась как «инженерное бюро по судостроению». Фирма занялась разработкой проектов подлодок, а также наблюдением за строительством немецких подлодок в разных странах мира.
А следить было за чем! Немцы строили подлодки в Испании и Турции, Финляндии и Голландии. Сами лодки шли служить во флоты других стран, а немцам доставались опыт и готовые проекты. К 1934 году у связанного с IVS «инженерного бюро по экономике и технике» (умели же шифроваться!) были готовы проекты малой и средней подлодок, водоизмещением 250 и 750 тонн. Вскоре они станут подлодками II и VII серии... Детали подлодок производились за границей и контрабандой, по фальшивым документам доставлялись в Германию. Дело оставалось за малым: собрать и испытать!
Отдельно стоит остановиться и на сотрудничестве Рейхсмарине с РККФ. В июле 1926 года две немецкие военно-морские миссии были отправлены в СССР. Одной из них руководил адмирал в отставке Шпиндлер. В РГВА сохранился документ, в котором обговариваются вопросы сотрудничества СССР и Германии в вопросах военного кораблестроения, в частности, есть интересная цитата Шпиндлера с переговоров между советской и германской сторонами:
«Мы заинтересованы в том, чтобы Россия имела хорошие подводные лодки. Для этого с удовольствием поделимся своим богатейшим опытом по подлодкам, с тем, однако, чтобы мы смогли в дальнейшем воспользоваться вашими достижениями. Сейчас нам невозможно, при всём желании, выпросить из бюджета необходимые для заказов подлодок суммы, т. к. наш бюджет не секретный, а проходит публично через «Рейхстаг»... Поэтому ещё 1 ½ года тому назад мы отказались от идеи заказывать подлодки в России».
Впрочем, по результатам переговоров советской стороной было отмечено:
«...Немецкие технические силы: а) Могут дать свои проекты, разрабатываемые объединением трёх крупных верфей «I.V.S», наход. в Гааге. Официально они остаются здесь в стороне, чтобы не вызывать подозрений Антанты. б) Могут послать в Научн. техн. комитет и Констр. бюро своих спецов, но находящихся в резерве, т. к. личный состав флота очень малый. в) Возможен обмен подводниками. г) Тех. силы могут работать только периодически...».
(РГВА. Ф. 33988. Оп. 3а. Д. 78. Л. 68).
В итоге, строить подлодки в СССР немцы не стали, но научно-техническое сотрудничество велось весьма активно. Это привело к появлению в СССР подлодок типа «С» — «Сталинец» (или «Средняя»), имевших крайне небольшие отличия от немецкой VII серии.
Возможно ли было столь тщательно соблюсти секретность, чтобы ничего не всплыло на поверхность? Нет, конечно! Оно и всплыло: в 1927 году в Рейхстаге расследовали «скандал Лотмана», в ходе расследования всплыли факты строительства немецких подлодок на турецких верфях. Главу военно-морского командования Веймарской республики Ганса Адольфа Ценкера сделали крайним и отправили в отставку. Слетели с постов министр обороны и несколько высших офицеров, главкомом Рейхсмарине стал адмирал Эрих Редер. Впрочем, он был в курсе всех секретных разработок и всецело им содействовал.
Как не странно, подыграли немцам те, кто впоследствии сильнее всего пострадает от действий «волков Дёница» - англичане. В 1935 году между Англией и Германией было подписано двустороннее соглашение, позволявшее немцам иметь подводный флот равный английскому. Почему? Как указывалось в меморандуме британского Адмиралтейства: «В этом случае Германия будет обладать 50-60 субмаринами: ситуация, которая может вызвать некоторые опасения, но совершенно очевидно из отношения немецких представителей, что это вопрос «равноправия», то есть является скорее тренировкой их воображения, нежели реальным желанием завести столь большой подводный флот»...
Что ж, вскоре активно тренировать своё воображение стал ведущий руководящий чиновник ВМС, впоследствии «министериальдиректор» Фридрих Шюрер. Плодом его бурного воображения стала самая знаменитая подлодка Второй Мировой войны, выпущенная в количестве 703 корпусов — U-boot VII серии. Задание на проектирование было утверждено 10 января 1935 года.
Если брать голые цифры, то новая подлодка не сильно отличалась от своих товарок времён Первой Мировой войны, в частности, типа UB III, который был взят за основу нового проекта. ТТД лодок VII серии различаются в зависимости от модификации, коих было семь: надводное водоизмещение — 626-769 тонн, подводное водоизмещение — 745-871 тонна, длина по ватерлинии — 64,5-67,1 метра, ширина по миделю — 5,85-6,2 метра. Энергетическая установка — два дизеля F46 фирмы F. Krupp Germaniawerft AG мощностью 1160 л. с. на типе А и 1400 л. с. на всех последующих типах, или аналогичные двигатели М6V 40/46 с турбонаддувом Бюхи фирмы MAN и два 375-сильных электродвигателя от Siemens, AEG или Brown-Bavery. Вооружение — четыре торпедных аппарата в носу, один — в корме, пушка SKC/35 — 88-мм/L45. Лодка могла погружаться на глубину 230-260 метров (рабочая 220-250 метров), ходила со скоростью 16,7-18,7 узла под дизелями и 7,3-8 узлов — на электромоторах. Экипаж 48-52 человека, автономность — 45 суток.
Но это — лишь цифры! В реальности боевые возможности новых лодок были гораздо выше, чем у субмарин Первой Мировой войны. Калибр торпед вырос с 450-500 мм до 533-550 мм, запас торпед — с 6-8 до 10-16, число мин, которые можно было принять на борт, с 12-16 до 32-40 (в особо тяжёлых случаях и до 75!). Калибр орудия — с 32-65 мм до 88 мм. Но главное — время погружения стало меньше в 1,5-2 раза и составило около минуты. В три раза выросла и глубина погружения. В общем, «мальчики Дёница» получили пусть и не идеальную, но надёжную, мореходную и скрытную подлодку. Главным же достоинством данных субмарин было оптимальное соотношение «цена-качество»: они были пригодны для массового строительства в ходе войны.
Лодки регулярно модернизировались. Главным нововведением стал «шнорхель» — устройство для работы дизеля под водой, позволявшее подлодкам заряжать аккумуляторные батареи без всплытия на поверхность. Появился и радар, и система, позволяющая пеленговать вражеские радары, от 88-мм пушки отказались в пользу скорострельных 20-мм зениток — авиация союзников стала пить слишком много крови «серым волкам».
Впрочем, в морской стратегии Третьего Рейха основная тяжесть борьбы на коммуникациях противника должна была лечь на надводные корабли. Опыт подводников Первой Мировой войны считался нетипичным и случайным. Известный морской теоретик вице-адмирал Вольфганг Вегенер писал: «Лишь благодаря тому, что план операций немцев выключал флот из войны, как бы заморозил его, подводная лодка смогла... продвинуться на передний план и стать единственным оружием против Англии». Впрочем, герр Вольфганг в этом был не оригинален — в Великобритании подлодки также многими считались устаревшим оружием. Понятна ошибочность данных воззрений стала только после начала Войны...
Перед войной Дёниц доказывал, что для победы над Англией ему нужно 300 подводных лодок — 100 на позициях, 100 — в базе и 100 на переходе. В реальности Германия вступила в Войну имея 57 подводных лодок, из которых 30 — малые, II серии, для действий в Атлантике не предназначенные и 9 — большие, IX серии. 18 подлодок VII серии стали главной ударной силой Кригсмарине и основой для строительства ещё 685, взваливших на себя основную тяжесть Битвы за Атлантику. «Семёрки» отправили на дно 6 авианосцев (ещё два были повреждены), 2 линкора, 5 крейсеров, 52 эсминца, тысячи транспортов общим водоизмещением 13 миллионов тонн. 546 подлодок этого типа погибли: U-27 серии VIIA стала первой погибшей подлодкой III Рейха, U-287 серии VIIC — последней, подорвавшейся на мине 16 мая 1945 года — уже после того, как Война Германией была проиграна...
P. S. У четырёх подлодок VII серии судьба оказалось счастливой: U-1057, U-1058, U-1064, и U-1305 попали в состав ВМФ СССР и служили на Балтийском флоте до декабря 1955 года.
Герхард фон Цвишен
https://topwar.ru/248222-kak-r...