tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 945
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане в ходе Второй мировой войны имел важное значение для военно-морских операций. Вполне естественно, что за контроль над архипелагом с переменным успехом велась борьба. И в конце концов, в 1943 году, Германия решила переломить ситуацию.
В первый раз боевые действия достигли Шпицбергена в августе-сентябре 1941 года: эскадра Королевского флота Великобритании разрушила угольные шахты, поставлявшие продукцию в оккупированную немцами Норвегию, немецкую метеостанцию и эвакуировала жителей.
Вскоре немцы восстановили свою метеостанцию, и британскому флоту, чтобы пресечь подобные действия, в мае 1942 года пришлось провести новую операцию против засевших на Шпицбергене метеорологов и их охраны, а затем разместить гарнизон из 150 норвежских солдат, подчинявшихся правительству в изгнании. Британцы оставили норвежцам снаряжение и четыре орудия — 2 береговых и 2 зенитных.
«Тирпиц» в Феттен-фьорде, 1942 год
Первая половина 1943 года для Кригсмарине была периодом борьбы адмиралов с Гитлером, требовавшим за ненадобностью пустить на слом весь надводный флот. Чтобы продемонстрировать его полезность, главнокомандующий флотом гросс-адмирал Дёниц предложил провести операцию по захвату Шпицбергена. Помимо демонстрации для Гитлера планировалось «реинкарнировать» работу метеостанции, имевшей большое значение для операций подводных лодок, особенно против арктических конвоев в СССР.
К сентябрю план операции, получившей кодовое наименование «Цитронелла» (иногда её ещё называют «Сицилия»), был готов. Против незначительного гарнизова норвежцев планировалось выставить два линкора — «Тирпиц» и «Шарнхорст», а также девять эсминцев — Z27, Z29, Z30, Z31, Z33, Z15 «Эрих Штайнбринк», Z20 «Карл Гальстер», Z6 «Теодор Ридель» и Z10 «Ганс Лоди», на борту которых было порядка 600 солдат из 230-й пехотной дивизии.
«Шарнхорст» в море, 1939 год
6 сентября 1943 года в 8 часов утра соединение под командованием адмирала Оскара Кумметца вышло из Альте-фьорда и направилось к Шпицбергену. Около 21 часа над опустевшим фьордом пролетел британский самолёт-разведчик, но никто не мог предположить, что немцы шли к архипелагу. Норвежцев не предупредили, а ведь в это время эскадра была менее, чем в 400 км от цели.
8 сентября в 3:00 «Шарнхорст» и несколько эсминцев начали высадку десанта в заливе Адвента, а «Тирпиц» и остальные эсминцы направились к Ис-фьорду, подняв белые флаги для введения противника в заблуждение. Однако они ещё не успели подойти к своей цели, как на «Тирпице» перехватили сообщение со станции в Грен-фьорде: «прибыли три крейсера и семь эсминцев противника». Связисты на линкоре попытались заглушить связь, и это, по-видимому, не удалось, так как в 4 часа утра из Рейкьявика пришёл ответ на это донесение.
Немцам ничего не оставалось, как открыть огонь. «Тирпиц» обстрелял из орудий главного калибра станцию связи, заставив её замолчать, а затем вместе с подошедшим «Шарнхорстом» начал обстрел береговых укреплений норвежцев в Баренцбурге и Лонгйире. Чтобы вывести из строя два норвежских орудия, только «Тирпицу» пришлось выпустить 52 380-мм и 82 150-мм снарядов. В конце концов орудия удалось подавить, и линкоры нацелились на угольные склады и электростанцию, пока эсминцы высаживали десант.
Далее немцы перешли в Грен-фьорд. Пропустив вперёд «Тирпица», эсминцы Z29, Z31 и Z33 должны были высадить десант в Баренцбурге. Это оказалось серьёзной ошибкой: защитники города располагали двумя 40-мм зенитными орудиями «Бофорс», и тут же открыли огонь. Прежде чем немцы сообразили, что происходит, и дали дорогу линкору, способному подавить огневые точки противника, эсминцы Z29 и Z33 оказались повреждены, причём последний настолько серьёзно, что его пришлось брать на буксир.
Грен-фьорд. Небольшой населённый пункт — это Баренцбург, который обстреливался с «Тирпица»
Вскоре, потратив 12 380-мм снарядов, «Тирпиц» уничтожил зенитки и начал обстреливать угольные шахты на мысе Херодден. После линкор углубился во фьорд и снова обстрелял берег, после чего эсминцы наконец-то смогли высадить десант.
Часть норвежцев, используя горящие шахты, как прикрытие, смогли скрыться, а остальные были взяты в плен — в основном в Лонгйире, куда вновь зашёл «Шарнхорст». Десантники приступили к подрыву шахт и складов, а также занялись установкой новой метеостанции, тогда как линкоры продолжали обстреливать шахты и постройки на острове. Кумметц поторапливал своих людей, желая уже в 11:00 выйти в море: существовала опасность, что из Рейкьявика донесение было направлено в британское Адмиралтейство, и Королевский флот уже вышел на перехват.
Немцы управились вовремя: погрузив обратно десант и пленных, эскадра вышла в море, но была вынуждена ждать около 12 часов из-за задержки возвращения на борт одного из гидросамолётов с «Тирпица». Как только он вернулся, Кумметц приказал развить скорость в 19 узлов, и корабли ушли прежде, чем действительно вышедшие из портов британцы их обнаружили.
Американский крейсер «Таскалуса», в октябре 1943 года прибывший на Шпицберген после налёта немецкого флота. Фото сделано 7 октября 1942 года
Немецкие потери составили 16 раненых, один из которых впоследствии умер. Также старший матрос одного из эсминцев был расстрелян на «Шарнхорсте» за трусость — он прятался на борту, не исполнив приказа сойти с десантом. Норвежцы потеряли шестерых убитыми и 31 пленными. Норвежцы, оставшиеся на архипелаге, уже в октябре получили помощь от прибывшего 19 октября крейсера «Таскалуса». Вместе с подкреплением норвежцы снова разрушили метеостанцию.
Поскольку эта метеостанция немцам всё равно была нужна, а бороться за постоянный контроль над архипелагом было бессмысленно, то было решено разместить ее тайно. Летчики люфтваффе, оставаясь необнаруженными, сели на остров Хопен в юго-восточной части архипелага и установили станцию, после чего ее обслуживали. Сдались они только в сентябре 1945 года капитану норвежского рыболовного судна, случайно на них наткнувшемуся.
Таким образом, рейд на Шпицберген можно назвать успехом Германии. Надводный флот доказал Гитлеру, что ещё может приносить пользу. Несмотря на то, что направленные против норвежцев силы были обширны, а потери немцев, учитывая численность противника, слишком велики. В конце концов метеостанцию пришлось устанавливать другим способом, но флот продолжал существовать и отвлекать на себя силы союзников.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
В первый раз боевые действия достигли Шпицбергена в августе-сентябре 1941 года: эскадра Королевского флота Великобритании разрушила угольные шахты, поставлявшие продукцию в оккупированную немцами Норвегию, немецкую метеостанцию и эвакуировала жителей.
Вскоре немцы восстановили свою метеостанцию, и британскому флоту, чтобы пресечь подобные действия, в мае 1942 года пришлось провести новую операцию против засевших на Шпицбергене метеорологов и их охраны, а затем разместить гарнизон из 150 норвежских солдат, подчинявшихся правительству в изгнании. Британцы оставили норвежцам снаряжение и четыре орудия — 2 береговых и 2 зенитных.
«Тирпиц» в Феттен-фьорде, 1942 год
Первая половина 1943 года для Кригсмарине была периодом борьбы адмиралов с Гитлером, требовавшим за ненадобностью пустить на слом весь надводный флот. Чтобы продемонстрировать его полезность, главнокомандующий флотом гросс-адмирал Дёниц предложил провести операцию по захвату Шпицбергена. Помимо демонстрации для Гитлера планировалось «реинкарнировать» работу метеостанции, имевшей большое значение для операций подводных лодок, особенно против арктических конвоев в СССР.
К сентябрю план операции, получившей кодовое наименование «Цитронелла» (иногда её ещё называют «Сицилия»), был готов. Против незначительного гарнизова норвежцев планировалось выставить два линкора — «Тирпиц» и «Шарнхорст», а также девять эсминцев — Z27, Z29, Z30, Z31, Z33, Z15 «Эрих Штайнбринк», Z20 «Карл Гальстер», Z6 «Теодор Ридель» и Z10 «Ганс Лоди», на борту которых было порядка 600 солдат из 230-й пехотной дивизии.
«Шарнхорст» в море, 1939 год
6 сентября 1943 года в 8 часов утра соединение под командованием адмирала Оскара Кумметца вышло из Альте-фьорда и направилось к Шпицбергену. Около 21 часа над опустевшим фьордом пролетел британский самолёт-разведчик, но никто не мог предположить, что немцы шли к архипелагу. Норвежцев не предупредили, а ведь в это время эскадра была менее, чем в 400 км от цели.
8 сентября в 3:00 «Шарнхорст» и несколько эсминцев начали высадку десанта в заливе Адвента, а «Тирпиц» и остальные эсминцы направились к Ис-фьорду, подняв белые флаги для введения противника в заблуждение. Однако они ещё не успели подойти к своей цели, как на «Тирпице» перехватили сообщение со станции в Грен-фьорде: «прибыли три крейсера и семь эсминцев противника». Связисты на линкоре попытались заглушить связь, и это, по-видимому, не удалось, так как в 4 часа утра из Рейкьявика пришёл ответ на это донесение.
Немцам ничего не оставалось, как открыть огонь. «Тирпиц» обстрелял из орудий главного калибра станцию связи, заставив её замолчать, а затем вместе с подошедшим «Шарнхорстом» начал обстрел береговых укреплений норвежцев в Баренцбурге и Лонгйире. Чтобы вывести из строя два норвежских орудия, только «Тирпицу» пришлось выпустить 52 380-мм и 82 150-мм снарядов. В конце концов орудия удалось подавить, и линкоры нацелились на угольные склады и электростанцию, пока эсминцы высаживали десант.
Далее немцы перешли в Грен-фьорд. Пропустив вперёд «Тирпица», эсминцы Z29, Z31 и Z33 должны были высадить десант в Баренцбурге. Это оказалось серьёзной ошибкой: защитники города располагали двумя 40-мм зенитными орудиями «Бофорс», и тут же открыли огонь. Прежде чем немцы сообразили, что происходит, и дали дорогу линкору, способному подавить огневые точки противника, эсминцы Z29 и Z33 оказались повреждены, причём последний настолько серьёзно, что его пришлось брать на буксир.
Грен-фьорд. Небольшой населённый пункт — это Баренцбург, который обстреливался с «Тирпица»
Вскоре, потратив 12 380-мм снарядов, «Тирпиц» уничтожил зенитки и начал обстреливать угольные шахты на мысе Херодден. После линкор углубился во фьорд и снова обстрелял берег, после чего эсминцы наконец-то смогли высадить десант.
Часть норвежцев, используя горящие шахты, как прикрытие, смогли скрыться, а остальные были взяты в плен — в основном в Лонгйире, куда вновь зашёл «Шарнхорст». Десантники приступили к подрыву шахт и складов, а также занялись установкой новой метеостанции, тогда как линкоры продолжали обстреливать шахты и постройки на острове. Кумметц поторапливал своих людей, желая уже в 11:00 выйти в море: существовала опасность, что из Рейкьявика донесение было направлено в британское Адмиралтейство, и Королевский флот уже вышел на перехват.
Немцы управились вовремя: погрузив обратно десант и пленных, эскадра вышла в море, но была вынуждена ждать около 12 часов из-за задержки возвращения на борт одного из гидросамолётов с «Тирпица». Как только он вернулся, Кумметц приказал развить скорость в 19 узлов, и корабли ушли прежде, чем действительно вышедшие из портов британцы их обнаружили.
Американский крейсер «Таскалуса», в октябре 1943 года прибывший на Шпицберген после налёта немецкого флота. Фото сделано 7 октября 1942 года
Немецкие потери составили 16 раненых, один из которых впоследствии умер. Также старший матрос одного из эсминцев был расстрелян на «Шарнхорсте» за трусость — он прятался на борту, не исполнив приказа сойти с десантом. Норвежцы потеряли шестерых убитыми и 31 пленными. Норвежцы, оставшиеся на архипелаге, уже в октябре получили помощь от прибывшего 19 октября крейсера «Таскалуса». Вместе с подкреплением норвежцы снова разрушили метеостанцию.
Поскольку эта метеостанция немцам всё равно была нужна, а бороться за постоянный контроль над архипелагом было бессмысленно, то было решено разместить ее тайно. Летчики люфтваффе, оставаясь необнаруженными, сели на остров Хопен в юго-восточной части архипелага и установили станцию, после чего ее обслуживали. Сдались они только в сентябре 1945 года капитану норвежского рыболовного судна, случайно на них наткнувшемуся.
Таким образом, рейд на Шпицберген можно назвать успехом Германии. Надводный флот доказал Гитлеру, что ещё может приносить пользу. Несмотря на то, что направленные против норвежцев силы были обширны, а потери немцев, учитывая численность противника, слишком велики. В конце концов метеостанцию пришлось устанавливать другим способом, но флот продолжал существовать и отвлекать на себя силы союзников.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»