tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 943
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Им приказали не возвращаться на берег, пока не потопят немецкую подлодку.
В августе 1944 года внутренний арктический конвой БД-5 вез на остров Диксон очередную смену полярников. Он состоял из большого транспортного парохода «Марина Раскова» (417 человек на борту, очень много женщин и детей — семьи полярников) и трех американских, переданных по ленд-лизу, эскадренных тральщиков — Т-114, Т-116, Т-118.
Транспортник «Марина Раскова»
После выхода из Северодвинска конвой получил несколько предупреждений о подлодках противника, и командир, капитан 1-го ранга Александр Шмелев, решил отойти к острову Белый, на небольшие глубины, которые делали атаку менее вероятной.
Вечером 12 августа, когда конвой находился в 60 милях от острова Белый, у устья Оби, пароход «Марина Раскова» сотрясло от взрыва настолько сильного, что мешки с мукой, хранившиеся в третьем трюме (конвой вез на полярные станции 6 тонн продовольствия), через дыру выбросило на палубу.
Старшина 1-й статьи Лев Николаевич Косинский
Лев Косинский, служивший в 1944-м командиром машинного отделения тральщика Т-111, определил это оружие как магнито-акустическую торпеду. «Для стрельбы этими торпедами не нужно было обеспечивать точность прицела, решая торпедный треугольник, определяющий упреждение курса торпеды и обеспечивающий поражение цели. Достаточно было выпустить торпеду в направлении цели с любого расстояния, которое могла пройти торпеда», — написал он после войны.
Такое поведение торпеды было совершенно неожиданным для советских моряков. К тому же взрыв сильно напоминал взрыв мины. Командир конвоя капитан 1-го ранга Александр Шмелев допустил ошибку: проверив море гидролокаторами и ничего не обнаружив (модификация торпеды увеличивала и ее дальность, и советские локаторы до подлодки не достали), он решил, что конвой попал на минное поле. Шмелев приказал «Марине Расковой» встать на якорь и отправил к ней тральщик Т-118 для помощи.
На самом деле капитан Ведемейер сделал по тральщику залп из пяти торпед (одна промахнулась), так что на этом его торпедные аппараты оказались пусты. Он приказал лечь на грунт и произвести перезарядку, на что ушло три часа. Все это время советские моряки спасали уцелевших и пытались понять, что происходит.
В час ночи к единственному уцелевшему тральщику Т-116 подошел катер с капитаном 3-го ранга Белоусовым, который сказал, что за несколько секунд до взрыва Т-114 команда успела заметить перископ подлодки. Другие спасенные рассказывали, что видели уходящую под воду рубку. На тральщике началась паника: всем казалось, что море вокруг кишит немецкими подлодками и в них со всех сторон летят торпеды.
Командир Т-116 капитан-лейтенант Василий Бабанов приказал отходить незакономерным зигзагом, затрудняя врагу наведение. За кормой тральщик оставлял поврежденный, но еще держащийся на плаву пароход «Марина Раскова» и 120—180 человек в море, на шлюпках и плотах, — много женщин и детей. Когда Бабанов уже почти вышел из района, позади раздался громкий взрыв: это капитан Ведемейер добил «Марину Раскову» «контрольным выстрелом» с близкой дистанции.
Переход тральщика Т-116 в море
На следующий день капитан Бабанов получил радиограмму командующего Беломорской военной флотилии с приказом оставаться у транспортника «Марина Раскова» и отражать подводные атаки на него. Т-116 в это время подходил к советской военно-морской базе.
«Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой, — сообщал Матвей Козлов в своем рапорте. — На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно 6 человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно».
Взлететь со всеми было невозможно, оставить часть умирающих в море было еще более невозможно. Матвей Козлов нашел выход из безвыходного положения: он погрузил в свой самолет всех живых, а потом 33 часа рулил по водной поверхности 60 морских миль к острову Белый.
Всего в конвое БД-5 из 752 участников погибли 378 человек, 51 — пропал без вести.
Боевые друзья — офицеры тральщика Т-116 (слева направо): старший лейтенант А.П. Чубаров , капитан-лейтенант В.А. Бабанов и старший лейтенант А.И. Денежкин, командир БЧ-5 тральщика Т-113
Капитану приказали искупить вину в свободной охоте. В начале сентября он вышел в море и пошел на север с приказом не возвращаться до тех пор, пока не уничтожит немецкую подлодку. Задание было суицидальным, но Бабанову повезло. 5 сентября в Карском море у мыса Уединение он увидел вражескую подлодку U-362, дрейфовавшую в надводном положении. Этот бой стал легендой.
Бабанов сразу же пошел на таран. Но лодка успела уйти под воду. Тогда Бабанов высыпал на место ее погружения весь свой запас глубинных бомб. Они повредили U-362, лодка потеряла ход и легла на грунт. Тральщик заказал транспорт с базы с новыми бомбами, дождался его, перезарядился и снова высыпал их на немцев. После этого из глубины вышел огромный воздушный пузырь: U-362 погибла.
В 2015 году рапорт капитана Бабанова проверили аквалангисты. В указанных им координатах возле мыса Уединение на глубине 44 метра была найдена немецкая подлодка, ее корпус был разорван глубинными бомбами. Тогда же аквалангисты подняли со дна Карского моря фрагменты корпуса парохода-транспортника «Марина Раскова», который развалился на две части.
Тральщик Т-116 топит подлодку. Открытка. 1974 г.
Автор текста:Максим Кузнецов
В августе 1944 года внутренний арктический конвой БД-5 вез на остров Диксон очередную смену полярников. Он состоял из большого транспортного парохода «Марина Раскова» (417 человек на борту, очень много женщин и детей — семьи полярников) и трех американских, переданных по ленд-лизу, эскадренных тральщиков — Т-114, Т-116, Т-118.
Транспортник «Марина Раскова»
После выхода из Северодвинска конвой получил несколько предупреждений о подлодках противника, и командир, капитан 1-го ранга Александр Шмелев, решил отойти к острову Белый, на небольшие глубины, которые делали атаку менее вероятной.
Вечером 12 августа, когда конвой находился в 60 милях от острова Белый, у устья Оби, пароход «Марина Раскова» сотрясло от взрыва настолько сильного, что мешки с мукой, хранившиеся в третьем трюме (конвой вез на полярные станции 6 тонн продовольствия), через дыру выбросило на палубу.
Подлодка U-365
Это было попадание торпеды немецкой подлодки U-365 (командир оберлейтенант Хеймар Ведемейер), сделавшей по конвою веерный залп. Торпеда была необычная. Точнее, сама-то торпеда была старая немецкая G7e, но накануне ее оснастили новейшим прибором наведения FaT, и теперь после выстрела она могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол до 135°.Старшина 1-й статьи Лев Николаевич Косинский
Лев Косинский, служивший в 1944-м командиром машинного отделения тральщика Т-111, определил это оружие как магнито-акустическую торпеду. «Для стрельбы этими торпедами не нужно было обеспечивать точность прицела, решая торпедный треугольник, определяющий упреждение курса торпеды и обеспечивающий поражение цели. Достаточно было выпустить торпеду в направлении цели с любого расстояния, которое могла пройти торпеда», — написал он после войны.
Такое поведение торпеды было совершенно неожиданным для советских моряков. К тому же взрыв сильно напоминал взрыв мины. Командир конвоя капитан 1-го ранга Александр Шмелев допустил ошибку: проверив море гидролокаторами и ничего не обнаружив (модификация торпеды увеличивала и ее дальность, и советские локаторы до подлодки не достали), он решил, что конвой попал на минное поле. Шмелев приказал «Марине Расковой» встать на якорь и отправил к ней тральщик Т-118 для помощи.
Тральщик Т-118
Когда тральщик подошел к пароходу на два кабельтовых (примерно 350—400 метров), под ним тоже раздался взрыв, и он начал резко погружаться кормой. Тут же раздались еще три взрыва, и Т-118 затонул. Время между первым взрывом и уходом корабля под воду составило три минуты.На самом деле капитан Ведемейер сделал по тральщику залп из пяти торпед (одна промахнулась), так что на этом его торпедные аппараты оказались пусты. Он приказал лечь на грунт и произвести перезарядку, на что ушло три часа. Все это время советские моряки спасали уцелевших и пытались понять, что происходит.
Тральщик Т-116
В полпервого подлодка U-365 поднялась на перископную глубину и дала залп по тральщику Т-114. Через четыре минуты он ушел на дно.В час ночи к единственному уцелевшему тральщику Т-116 подошел катер с капитаном 3-го ранга Белоусовым, который сказал, что за несколько секунд до взрыва Т-114 команда успела заметить перископ подлодки. Другие спасенные рассказывали, что видели уходящую под воду рубку. На тральщике началась паника: всем казалось, что море вокруг кишит немецкими подлодками и в них со всех сторон летят торпеды.
Командир Т-116 капитан-лейтенант Василий Бабанов приказал отходить незакономерным зигзагом, затрудняя врагу наведение. За кормой тральщик оставлял поврежденный, но еще держащийся на плаву пароход «Марина Раскова» и 120—180 человек в море, на шлюпках и плотах, — много женщин и детей. Когда Бабанов уже почти вышел из района, позади раздался громкий взрыв: это капитан Ведемейер добил «Марину Раскову» «контрольным выстрелом» с близкой дистанции.
Переход тральщика Т-116 в море
На следующий день капитан Бабанов получил радиограмму командующего Беломорской военной флотилии с приказом оставаться у транспортника «Марина Раскова» и отражать подводные атаки на него. Т-116 в это время подходил к советской военно-морской базе.
Гидросамолет «Каталина»
Всю вторую половину августа проводилась спасательная операция. С воды авиацией удалось спасти 71 человека. Последнюю группу обнаружил 23 августа, спустя почти две недели после боя, пилот гидросамолета «Каталина» Матвей Козлов. На кунгасе, безвольно болтающемся на волнах, он насчитал 14 живых, но уже обессиленных людей, и 25 мертвых.«Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой, — сообщал Матвей Козлов в своем рапорте. — На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно 6 человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно».
Взлететь со всеми было невозможно, оставить часть умирающих в море было еще более невозможно. Матвей Козлов нашел выход из безвыходного положения: он погрузил в свой самолет всех живых, а потом 33 часа рулил по водной поверхности 60 морских миль к острову Белый.
Всего в конвое БД-5 из 752 участников погибли 378 человек, 51 — пропал без вести.
Мыс Уединение
Капитан Бабанов пошел на флот в 1937 году по призыву комсомола с третьего курса института. Войну он начал в должности командира корабля, а затем отряда «малых охотников», участвовал в высадке десантов. На берегу он был обвинен в трусости и дезертирстве, однако под трибунал его не отдали. Все понимали, что если бы Бабанов не дезертировал, то его тральщик погиб бы вместе с конвоем, а лучше от этого никому бы не стало.Боевые друзья — офицеры тральщика Т-116 (слева направо): старший лейтенант А.П. Чубаров , капитан-лейтенант В.А. Бабанов и старший лейтенант А.И. Денежкин, командир БЧ-5 тральщика Т-113
Капитану приказали искупить вину в свободной охоте. В начале сентября он вышел в море и пошел на север с приказом не возвращаться до тех пор, пока не уничтожит немецкую подлодку. Задание было суицидальным, но Бабанову повезло. 5 сентября в Карском море у мыса Уединение он увидел вражескую подлодку U-362, дрейфовавшую в надводном положении. Этот бой стал легендой.
Бабанов сразу же пошел на таран. Но лодка успела уйти под воду. Тогда Бабанов высыпал на место ее погружения весь свой запас глубинных бомб. Они повредили U-362, лодка потеряла ход и легла на грунт. Тральщик заказал транспорт с базы с новыми бомбами, дождался его, перезарядился и снова высыпал их на немцев. После этого из глубины вышел огромный воздушный пузырь: U-362 погибла.
В 2015 году рапорт капитана Бабанова проверили аквалангисты. В указанных им координатах возле мыса Уединение на глубине 44 метра была найдена немецкая подлодка, ее корпус был разорван глубинными бомбами. Тогда же аквалангисты подняли со дна Карского моря фрагменты корпуса парохода-транспортника «Марина Раскова», который развалился на две части.
Тральщик Т-116 топит подлодку. Открытка. 1974 г.
Автор текста:Максим Кузнецов