Автор темы
Khazar
Участник
- С нами с
- 15/02/04
- Постов
- 2 536
- Оценка
- 556
- Живу в:
- С-Пб
- Для знакомых
- Александр
- Охочусь с
- 1997
- Оружие
- Иж-27ЕМ, МЦ20-01
- Собака(ки)
- ЗСЛ
https://dzen.ru/a/ZXob1k8DBCV9yLZj
Переход молодого медведя к охоте происходит совсем непросто, и, как правило, складывается из череды не очень удачных попыток. Вид потенциальной жертвы вызывает у медведя сильное возбуждение, которое долгое время тормозится инстинктивной программой опасения крупных живых объектов. Становление охотничьего поведения медведя происходит через попытки скрадывания. В процессе скрадывания медведь постепенно обучается скрытно приближаться к жертве. Скрадывание у медведя существенно отличается от аналогичного поведения других хищников.
Когда молодой медведь только начинает охотиться, то старается как можно быстрее приблизиться к своей жертве, не особенно заботясь о своей незаметности. В результате жертва, как правило, издалека замечает хищника, и убегает, оставляя его разочарованным. А перейти к длительному преследованию медведь ещё не способен, поскольку не имеет положительного опыта, то есть не знает, что длительное преследование может закончиться его победой. Постепенно, после нескольких неудачных попыток, медведь старается действовать более осторожно. Опасаясь спугнуть жертву, он начинает двигаться медленно, с длительными остановками, и лишь достаточно приблизившись, срывается на бросок.В хищническом поведении медведя не наблюдается элементов затаивания, характерных для кошачьих или собачьих. Медведь не припадает на передние лапы с вытянутой вперед мордой, и не перебирает задними лапами при изготовлении к прыжку. Скрадывание медведя проявляется в чередовании перемещения к жертве и остановок. При этом перемещается он совсем не так, как кошачьи. У медведя не наблюдается изящной, медленной перестановки лап с неспешным протягиванием, и общей напряженности туловища. У подкрадывающегося медведя тело как бы вихляет, то в одну сторону, то в другую, он часто переставляет лапы, которые изгибаются при этом во всех суставах, двигает головой из стороны в сторону и как-то умудряется при этом перемещаться бесшумно. То есть скрадывание у медведя имеет особенности, характерные только для него, и формируется в основном через индивидуальное обучение в процессе охоты.
Почти каждая охота медведя начинается со скрадывания. Если он обнаруживает приближающееся животное, то затаивается и поджидает его, реализуя прием подкарауливания. К пасущимся или спокойно отдыхающим копытным медведь начинает бесшумно, но быстро перемещаться, стараясь зайти с подветренной стороны.Расстояние, с которого медведь бросается на жертву, в значительной степени зависит от окружающей обстановки. В лесу оно обычно составляет 10-20 метров. Но подобраться к потенциальной добыче скрытно на такое расстояние медведю удается достаточно редко.
Критическое расстояние, с которого медведь бросается на жертву, - один из важнейших элементов его хищнического поведения. Это расстояние во многом определяет выбор момента броска, завершающего весь комплекс подготовительных действий хищника.
С расстояния 50-70 м он может быстро броситься вперед прыжками, но такие броски редко бывают удачными, поскольку скрадываемое животное, успев обнаружив его, старается убежать.
Более удачными бывают броски с расстояния в 20-30 м, и если жертва не успела прореагировать, то в этом случае может стать добычей медведя. Но если в результате броска добыть животное не удалось, то уже после нескольких прыжков медведь переходит на быстрый шаг.
Он редко прекращает нападения после первой атаки, обычно повторяя их несколько раз, пытаясь вновь и вновь приблизиться к обнаруженным и согнанным с места животным и, лишь убедившись в бесплодности этих попыток, молодой медведь оставляет жертву. Более опытный медведь в этой ситуации может охоту продолжить, перейдя к длительному изматывающему преследованию.
Для молодого медведя гораздо удачнее ситуация складывается при подкарауливании жертвы. Этот прием формируется на основе уже отработанного, хотя бы и не очень успешного пока скрадывания. Подкарауливание бывает удачным, если медведю удалось занять позицию на пути движения жертвы.
Бросок, как поведенческая реакция, имеет очень сходный стереотипный рисунок у всех медведей и является видоспецифичной формой поведения этого зверя.Надо хорошо понимать, что медведь всегда действует один, у него нет загонщиков, а потому именно занятие выгодной позиции зачастую решает успех всего мероприятия. Важнейшим условием удачной охоты становится позиция хищника по отношению к направлению ветра. Если он находится с подветренной стороны, и его запах относит от приближающегося животного, то шансы хищника значительно возрастают. Приближающееся в его сторону животное сильно его возбуждает. Притаившийся медведь не совершает никаких движений, но тело его сильно напрягается. В последние моменты он совершенно замирает, и это затаивание длится вплоть до сближения жертвы с хищником на критическое расстояние, после чего следует бросок.
В хищническом поведении медведя наблюдается две противоположные реакции – пищевую, побуждающую его двигаться к жертве и оборонительную, побуждающую избегать её. Под действием последней медвежонок с самого юного возраста убегал под защиту матери или залезал на деревья.
Непосредственно перед броском конфликт между инстинктивными программами максимально усиливается, и разрешается в пользу одной из них, за счет подавления другой.
При броске (атаке) медведя на крупную жертву у него наблюдается особое возбуждение, тормозящее все другие реакции. Это возбуждение возникает и усиливается не столько присутствием жертвы, сколько возможным контактом с ней.В момент, предшествующий броску, пассивно-оборонительная реакция гасится мощным импульсом агрессивной активно-оборонительной реакции. Вызванное ей возбуждение затормаживает, как бы перекрывает оборонительную реакцию, и возбужденный хищник бросается на жертву.
Для того, чтобы лучше понять состояние хищника, попробуйте представить себя на его месте, когда вам надо не только вплотную сблизиться с этой поросшей густой шерстью горой мяса, но и вцепиться в неё своими зубами, максимально сократив дистанцию. Да, у медведя есть мощные передние лапы, удар которых облегчает ему задачу нанести жертве максимальные повреждения, прекращающие, или сводящие до минимума её сопротивление, но зачастую именно мощная хватка зубами за холку наносит добыче непоправимый ущерб, лишая её сил и способности к сопротивлению.
Будучи кратковременным актом, бросок, тем не менее, требует большого нервного и физического напряжения. Полевые наблюдения показывают, что после броска хищник какое-то время находится как бы в оцепенении, впадая в какой-то странный транс, и не двигается. Волки после успешной охоты на лося нередко тут же ложатся, и, лишь отдохнув, принимаются за добычу. Медведь, убивший домашнюю корову, лежит около неё, часто дышит открытой пастью и даже не сразу реагирует на крики людей, что не раз описывали очевидцы. Казалось бы, что такой сильный, выносливый хищник, вряд ли будет отдыхать после весьма кратковременного физического напряжения, не повлекшего тяжелых физических перегрузок. Поэтому этот отдых, на грани с трансом, следует рассматривать как своеобразное торможение, наступающее после чрезвычайно высокого нервного напряжения. Высокая степень нервного напряжения сопутствует агрессивной реакции, которая проявляется в момент броска и подавляет (как наиболее сильно выраженная у хищника) оборонительную реакцию по отношению к крупной жертве. В итоге, пассивно-оборонительная реакция перерастает в активно-оборонительную с элементами агрессии, что всегда происходит с большими затратами энергии.Всякое крупное животное представляет для хищника серьёзную опасность. Не случайно молодые медведи не только не предпринимают попыток охотиться на крупных животных, но и всячески их избегают. Поэтому в момент предшествующий броску, и во время самого броска у медведя происходят значительные энергетические траты.