Lexs Lavrov
Заблокирован
- С нами с
- 11/11/15
- Постов
- 11 614
- Оценка
- 1 355
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Алексей
- Охочусь с
- 2016
- Оружие
- Benelli Supernova 26" field barrel, Rossi Puma 92 .357mag/.38spl 21" octagonal
- Собака(ки)
- Нет
В Петербурге найден экспериментальный патрон Фёдорова
https://www.kalashnikov.ru/vozvrash...rge-najden-eksperimentalnyj-patron-fyodorova/В истории отечественного стрелкового оружия имеется не так много значимых событий, которые, казалось бы, совершенно не оставили после себя материальных свидетельств в виде реальных образцов и других артефактов. В большинстве случаев такие ключевые для истории образцы оружия можно найти в собраниях крупных военно-исторических музеев, конструкторских бюро и в распоряжении МО РФ. Но, существуют важные для оружиеведения темы, проиллюстрировать которые реальными образцами оружия не удаётся очень и очень долго…
Описывая создание или бытование подобных образцов, исследователи вынуждены обходиться только документальными источниками, выявленными в архивах и библиотеках. Без проверки архивных сведений материальными свидетельствами событий, результаты такого научного исследования не могут считаться вполне достоверными, но, бывает, всё-таки тиражируются в общество, постепенно утверждаясь в нём в качестве истины.
Одной из значимых для отечественного оружиеведения тем является начальный период творчества известного русского и советского оружейника В. Г. Фёдорова. Несмотря на множество опубликованных им научных работ, целый ряд важных вопросов, связанных с видом и конструкцией созданных им ранних образцов оружия и патронов, оказался обойдённым вниманием автора.
Владимир Григорьевич Фёдоров (1874-1966 гг.) ВИМАИВиВС
Единственным более-менее полным источником по данной теме является книга В. Г. Фёдорова «Оружейное дело на грани двух эпох» [1]. При том что данное издание в техническом плане является очень подробным, в нём крайне мало изображений образцов оружия, разработанных самим В. Г. Фёдоровым, автором не выстроен их полный модельный ряд и не названы главные конструктивные особенности.
Например, до недавнего времени не был известен внешний вид и конструктивные особенности широко известных «ружей-пулемётов» и автоматических винтовок Фёдорова, которые состояли на вооружении Особой стрелковой роты, воевавшей на фронте Первой мировой войны в 1917 году, а также первой модели 6,5-мм автомата модели 1916 года. Только в последние годы, благодаря работам современных исследователей, удалось получить ответы на большинство вопросов, касающихся облика и устройства ранних образцов автоматического оружия конструкции В. Г. Фёдорова [2], что позволило закрыть серьёзный пробел в отечественном оружиеведении.
7,62-мм автоматическая винтовка модель 1912 года конструкции Фёдорова, состоявшая на вооружении Отдельной стрелковой роты в 1916-1917 гг. ВИМАИВиВС
Ещё одним важным направлением деятельности В. Г. Фёдорова по усовершенствованию стрелкового оружия, является разработка им в 1910-х годах нового образца 6,5-мм винтовочного патрона «улучшенной баллистики». Эта работа В. Г. Фёдорова оказалась в тени его главных изобретений, но является чрезвычайно важной для развития стрелкового оружия в нашей стране, поскольку создание этого патрона стало первым в России опытом проектирования боеприпасов стрелкового оружия, построенном целиком на научной основе, без опоры на какой-либо известный иностранный образец.
6,5-мм опытный автомат конструкции Фёдорова, модель 1916 года серийный номер 8. Фото из технического центра ОАО «Завод имени В. А. Дегтярёва»
Впоследствии, научный подход к проектированию патронов стал нормальной практикой для отечественной оружейной школы и позволил создать ряд патронов мирового уровня, в т. ч. 7,62-мм патрона обр. 1943 года промежуточной мощности, 5,45-мм малоимпульсного автоматного патрона, а также некоторых других. В этой связи выявление и публикация максимально полных сведений о работах В. Г. Фёдорова по созданию патрона улучшенной баллистики является важной научной задачей для отечественного оружиеведения.
К сожалению, до настоящего времени в публичной сфере не было выявлено ни одного сохранившегося экземпляра 6,5-мм патрона улучшенной баллистики конструкции В. Г. Фёдорова, его элементов и даже оригинальных фотографий. Наиболее вероятной причиной по которым не сохранились образцы патронов Фёдорова является статус этих предметов как боеприпасов стрелкового оружия, на оборот которых во все времена существовали строгие ограничения. Неизрасходованные после проведения исследований боевые патроны хранились в уполномоченных организациях и складах, а после исчерпания необходимости в них обычно уничтожались установленным порядком и в музеи не передавались, если на то не было особого распоряжения.
Опытные образцы боеприпасов стрелкового оружия присутствуют в собраниях крупных военно-исторических музеев, но, чаще всего, их попадание туда является следствием случайных процессов, связанных или с передачей на хранение фондов научно-исследовательских организаций соответствующего профиля, или с дарениями таких предметов музею лицами, каким-то образом имевшими к ним доступ или случайно нашедшими. Так произошло и в нашем случае.
Итак, в апреле 2023 года в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи от исследователя истории отечественного оружия и средств бронезащиты Р.А. Тимофеевой поступил неизвестный образец патрона стрелкового оружия с пулей калибра 6,5 мм.
Патрон был обнаружен в 2011 году в районе комплекса зданий артиллерийской лаборатории Петербургского окружного склада боеприпасов построенных в 1841-1853 гг. [3] и располагающихся по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, 12.
По внешним признакам патрон относится к винтовочным, а по основным размерам не соответствовал ни одному из известных в мире серийных винтовочных патронов калибра 6,5 мм.
Исследуемый патрон состоит из гильзы и пули с капсюлем. Общая длина патрона 83,5 мм, диаметр дна гильзы 12,2 мм, диаметр выдающейся из гильзы части пули 6,5 мм. Пуля остроконечная в мельхиоровой оболочке. Гильза длиной 83,5 мм, бутылочной формы, без закраины (с проточкой), изготовлена из сплава красновато-жёлтого цвета. В дне гильзы установлен капсюль круглой формы закреплённый круговым кернением. Заводская маркировка на дне гильзы отсутствует. Крупные внешние повреждения на элементах патрона и следы демонтажа пули из гильзы отсутствуют, капсюль не имеет следов разбития бойком оружия.
6,5-мм винтовочный патрон переданный в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в 2023 году. ВИМАИВиВС
Предварительная атрибуция предмета показала, что боеприпас изготовлен не ранее второй половины 1900-х годов и не позднее 1950-х годов. С учётом места обнаружения патрона и его калибра было выдвинуто предположение, что он может является экспериментальной моделью винтовочного патрона улучшенной баллистики калибра 6,5 мм, которые разрабатывались в 1910-х годах известным русским и советским оружейником В. Г. Федоровым во время его службы в Главном артиллерийском управлении (г. Санкт-Петербург). В дальнейшем автором статьи было проведено исследование этого патрона с целью его точной атрибуции, при этом в первую очередь проверялась версия об отнесении его к работам В. Г. Фёдорова — как наиболее вероятная.
Изучение материалов, содержащихся в книге В. Г. Фёдорова «Оружейное дело на грани двух эпох» [4], а также в архивных документах, позволило построить следующую последовательность событий создания патрона улучшенной баллистики, работы по которому проводились Комиссией по выработке образца автоматической винтовки и В. Г. Фёдоровым в 1908-1914 гг. в два этапа:
Этап 1. 1908-1911 гг. Поиск и выбор оптимальной величины калибра пули, её веса и объёма гильзы.
В ходе первого этапа работы комиссия исследовала 27 вариантов патронов трёх калибров — 6,0; 6,5 и 7,0 мм — с гильзами различных объёмов и пулями 9 значений веса.
По итогам исследований оптимальным калибром пули комиссией был признан калибр 6 мм с наиболее тяжёлой пулей при большом заряде.
Этап 2. 1911-1914 гг. Выбор оптимальной величины объема гильзы, некоторых её геометрических параметров, а также вида и размеров капсюля и способа его крепления в гильзе, выработка окончательного варианта патрона.
Чертёж экспериментальных гильз различных калибров и объёмов, разработанных в 1909 году Комиссией по выработке образца автоматической винтовки для исследовательской работы по определению оптимальных параметров нового винтовочного патрона
В ходе второго этапа работы В. Г. Фёдоров разработал и исследовал 5 основных и два дополнительных варианта патронов калибра 6,5 мм и один вариант патрона калибра 7 мм, отличающихся друг от друга размерами и объёмом гильз, а также несколько вариантов конструкции пуль. Все разновидности экспериментальных патронов улучшенной баллистики изготавливались на Петербургском патронном заводе, их было выпущено около 15 000 штук [5].
Чертёж 6,5-мм винтовочного патрона улучшенной баллистики конструкции Фёдорова, вариант гильзы № 5
Чертёж обыкновенной пули к 6,5-мм винтовочному патрону улучшенной баллистики конструкции Фёдорова
По итогам исследований оптимальным вариантом патрона был признан 6,5-мм патрон вариант № 5 с длиной гильзы 57 мм. В октябре 1913 года этот вариант патрона конструкции В. Г. Фёдорова был утверждён АК ГАУ как окончательный образец. В том же году опытная партия 6,5-мм и 7-мм патронов улучшенной баллистики в количестве 200 000 штук была заказана Петербургскому патронному заводу для проведения широких испытаний, но этот заказ не был выполнен по причине начала Первой Мировой войны [6]. Эти сведения позволяют прийти к выводу о том, что серийное изготовление патронов улучшенной баллистики конструкции В. Г. Фёдорова так и не началось, что в значительной степени объясняет факт их полного отсутствия в каких бы то ни было собраниях.
6,5-мм патрон улучшенной баллистики конструкции Фёдорова вариант № 5, окончательный образец 1914 года (реконструкция внешнего вида). Изображения патрона выполнены по чертежам В. Г. Фёдорова при содействии Pufgun
Документально установить судьбу неизрасходованных патронов улучшенной баллистики изготовленных для проведения экспериментальной части исследований, пока не удалось, но в одном из документов разработанных В. Г. Фёдоровым уже в 1920-х годах он сообщает, что после их завершения осталось несколько тысяч 6,5- и 7-мм патронов, а также некоторое количество таких патронов, их гильз и пуль в его личном собрании [7]. К сожалению, сведения о том куда после смерти В. Г. Фёдорова делась принадлежавшая ему коллекция предметов военного назначения (в т. ч. патронов), так же не сохранились. Весьма вероятно, что эти предметы уникального культурного значения безвозвратно утрачены.
Единственными сохранившимися на настоящий момент свидетельствами, отображающими технический облик 6,5-мм экспериментальных патронов конструкции В. Г. Фёдорова являются описание результатов исследований по поиску оптимальных параметров патрона улучшенной баллистики, приведённые в его книге «Оружейное дело на грани двух эпох» Ч. 1 [8], а также документы из архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
В указанной книге В. Г. Фёдоров приводит чертежи только двух экспериментальных вариантов 6,5-мм патрона улучшенной баллистики — № 1 и № 5, а также некоторые размеры других вариантов патронов и ряд их особенностей. К ним относятся [9]:
— закраина, незначительно выступающая над донным диаметром гильзы (полузакраина) с выступанием около 0,18 мм на диаметр — только у патронов вариантов № 1-2;
— капсюль уменьшенного диаметра;
— дополнительное крепление капсюля в гнезде с помощью кругового кернения или 6-ю отдельными кернами;
— изготовление гильзы одного из вариантов патрона из особого бронзового сплава Тульского патронного завода.
Чертёж одного из пяти исследованных В. Г. Фёдоровым вариантов 6,5-мм патрона датированный 31 августа 1912 года, обнаружен в архиве музея [10].
Чертёж одного из вариантов 6,5-мм экспериментального винтовочного патрона улучшенной баллистики конструкции полковника Фёдорова и пули к нему от 31 августа 1912 года. Архив ВИМАИВиВС
С целью определения корректности версии отнесения преданного в музей 6,5-мм патрона к работам В. Г. Федорова а также определения его конкретной разновидности, было произведено изучение внешних особенностей патрона и составлена таблица размеров главных элементов всех пяти вариантов 6,5-мм патронов Федорова взятых из приведённых выше источников.
В ходе изучения внешних особенностей патрона были получены следующие результаты:
— в патроне использован капсюль уменьшенного размера, меньшего чем капсюль штатного 7,62-мм патрона;
— капсюль имеет дополнительное круговое обжатие (круговое кернение) в гнезде гильзы;
— металл гильзы красноватого оттенка, что может свидетельствовать об её изготовлении из бронзы, некоторые разновидности которой имеют такую особенность внешнего вида.
Таким образом при изучении внешнего вида представленного на ЭФЗК 6,5-мм винтовочного патрона было выявлено его совпадение по трём из четырёх характерных особенностей, описанным в книге В. Г. Фёдорова[xii], что позволяет с большой вероятностью отнести его к одной из разновидностей экспериментальных 6,5-мм патронов улучшенной баллистики конструкции Фёдорова.
Результат сравнения размеров разных вариантов 6,5-мм экспериментальных патронов улучшенной баллистики конструкции Фёдорова, выявленных в разных источниках с фактическими размерами переданного в музей 6,5-мм патрона приведён в таблице [11].
Некоторые параметры 6,5-мм экспериментальных винтовочных патронов улучшенной баллистики конструкции В. Г. Федорова
Как видно из данных таблицы, один из вариантов 6,5-мм экспериментальных патронов конструкции В. Г. Фёдорова — вариант № 2, а также патрон Фёдорова чертёж августа 1912 года по главным размерам наиболее полно соответствуют преданному в музей 6,5-мм патрону. Расхождения чертёжных размеров патронов Фёдорова с фактическими размерами исследуемого 6,5-мм патрона составляют:
— по длине патрона — 0,3-0,6 мм;
— по длине гильзы — 0,8 мм;
— по диаметру дна — около 0,1 мм;
— по диаметру корпуса гильзы в начале ската — около 0,1 мм.
В целом, выявленные отклонения в размерах находятся в пределах допусков на изготовление патрона и его элементов, а также погрешностей измерения.
6,5-мм экспериментальный винтовочный патрон улучшенной баллистики конструкции Фёдорова вариант гильзы № 2 1912 года в сравнении с русским 7,62-мм и японским 6,5-мм винтовочными патронами. ВИМАИВиВС
Результаты проведённого исследования позволяют достаточно уверено атрибутировать переданный в музей образец патрона как 6,5-мм экспериментальный патрон улучшенной баллистики конструкции В. Г. Фёдорова, вариант № 2, 1912 год.
6,5-мм автоматическая винтовка конструкции В. Г. Фёдорова, модель 1913 года. ВИМАИВиВС
Данный образец патрона является материальным свидетельством первых в России научно обоснованных опытов создания боеприпасов стрелкового оружия и имеет огромное культурно-историческое значение.
6,5-мм автомат Федорова. Серийная модель 1919 года. ВИМАИВиВС
В 1913 году на базе результатов исследований патронов улучшенной баллистики В. Г. Фёдоровым была спроектирована 6,5-мм автоматическая винтовка, в 1916 году переделанная им в образец ручного автоматического оружия под названием «автомат», ставший одним из первых образцов оружия данного типа в мире…
- В. Г. Фёдоров. Оружейное дело на грани двух эпох. Часть I-III. -Л., Издание артиллерийской академии РККА им. Дзержинского, 1938-1939 гг.
- Чумак Р. Н. Оружие нового типа // Журнал «Калашников». № 1/2017. С.40-48; Федосеев С. Л. О создании и принятии на вооружение «ручного ружья-пулемёта» системы генерал-майора В. Г. Фёдорова. К 100-летию «автомата Фёдорова» // С.449-458.
- Citywalls. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Комплекс зданий Артиллерийской лаборатории [2010]. https://www.citywalls.ru/house12336.html
- В. Г. Фёдоров. Оружейное дело на грани двух эпох. Часть I, С.59-82; 135-159.
- ГАВО Ф.Р575. Оп.1. Д.539, Л.142об.
- Общий объём заказа составлял 200 000 штук патронов улучшенной баллистики, из которых 100 000 штук должны были иметь калибр 6,5 мм, остальные 100 000 штук калибр 7 мм. – Источник: В. Г. Фёдоров. Оружейное дело на грани двух эпох. Часть I, С.157.
- ГАВО Ф.Р575. Оп.1. Д.539, Л.143.
- В. Г. Фёдоров. Оружейное дело на грани двух эпох, Часть I, С.135-159.
- ГАВО Ф.Р575. Оп.1. Д.539, Л:142об, 149.
- АВИМАИВиВС Ф.6Р, Оп.3, Акт 30, Д.89.
- Отсутствие совпадения по последнему признаку (наличию закраины, незначительно выступающей над корпусом гильзы – полузакраины) может объясняться не ее отсутствием у исследуемого патрона, а недостатками процесса измерения штангенциркулем с точностью до 0,1 мм, поскольку разница в диаметре дна гильзы перед закраиной и самой закраины очень небольшая (по данным Федорова – 0,18 мм на диаметр)