В январе 1942 года Мурманск решил поддержать жителей и защитников Ленинграда, оказавшихся в кольце вражеской блокады. Был подготовлен эшелон с рыбной продукцией, в котором находилось 9 тонн медицинского жира, 40 тонн семги, 50 тонн соленой сельди, 100 тонн трески и другой соленой рыбы.
Сопровождать эшелон поручили мне, секретарю Мурманского горкома партии. Я охотно согласился. Может быть, не все знают, что именно ленинградцы были первостроителями заполярной магистрали, морского и рыбного портов Мурманска. Первые отечественные траулеры, не уступавшие зарубежным, мы получили тоже из Ленинграда. Да и военные корабли для самого молодого Северного флота пришли к нам с Балтики. Как могли мы не поддержать своих соотечественников, товарищей, так отважно и беспримерно защищавших любимый город страны от врага?!
Перед войной на Северной дороге началось строительство железнодорожной линии Сорокская - Обозерская. Она сыграла огромную стратегическую роль во время войны. Движение по ней открылось в сентябре 1941 года.
Эшелон подготовили, но встал вопрос, как доставить груз в осажденный город. Прямая железнодорожная магистраль из Заполярья не действовала. Немцы перерезали дорогу у Петрозаводска, блокировали Беломорско-Балтийский канал. Попасть в Ленинград можно было только обходными путями.
От Беломорска до станции Обозерская наш состав двигался по недостроенной ветке, регулярно подвергаясь обстрелам. Особенно сильно досталось поезду на станциях Оленья, Кандалакша, Кемь. Да еще рельсы прогибались под тяжестью эшелона, часто не хватало топлива для паровозов, из‑за чего были вынужденные остановки. Час едем, а три стоим — так и двигались. И наконец прибыли в Жихарево.
Здесь состоялась наша встреча с воинами, охранявшими Дорогу жизни, слава о которой уже тогда дошла и до Мурманска. Солдаты одного из батальонов быстро перегрузили из вагонов всю рыбную продукцию на машины, и мы ночью, не зажигая фары, двинулись к ледовой трассе, а потом и по ней самой. На середине пути попали под жестокий артиллерийский огонь, который немцы вели из Шлиссельбурга. Несколько грузовиков было повреждено, но их содержимое, к счастью, уцелело. И вот наконец 21 февраля, через 24 дня пути, прибыли в Ленинград.
Мы были приглашены на заседание Военного совета, где присутствовали А. А. Жданов, П. С. Попков и Я. Ф. Капустин. «Мурманск не только героический, но и добрый город, — сказал Жданов. — Защищаясь от врага, испытывая колоссальные трудности, он не забывает и о тех, кому еще тяжелее, — ленинградцах». Медицинский жир и рыбная продукция были сразу же распределены по госпиталям, детским учреждениям, предприятиям и воинским частям. Мы побывали на некоторых предприятиях и видели, как прямо в цеху во время перерыва рабочим были переданы подарки мурманчан.
Вместе с секретарем Ленинградского горкома партии Капустиным я побывал на Кировском заводе. Познакомился с его тружениками, рассказал, как идут дела в Мурманске. Чуть позже мы получили от работников завода благодарственное письмо.
«Мы знаем, как усложнились условия вашей работы, с каким риском связан ваш мужественный труд. Глубоко под водой хищными акулами рыщут вражеские лодки, с воздуха угрожает внезапный налет вражеских стервятников, на каждом шагу стережет вражеская мина. Но, несмотря на это, вы, преодолевая все преграды, снабжаете рыбой воинов нашей героической армии, нашу страну. В этих сложных условиях вы помните и о нас, ленинградцах… Нет слов, чтобы выразить волнующее нас чувство глубокой благодарности за ваш подарок, за вашу братскую помощь нам, нашим женам и детям…»
В эти же дни Ленинград счел возможным поделиться с Мурманском необходимыми материалами. Нам выделили некоторое количество листовой и инструментальной стали, взрыватели к минам и гранатам, чтобы можно было наладить на предприятиях Мурманска производство вооружений и боеприпасов.
Обратно мы возвращались в марте. Ехали через Ладогу в открытых машинах вместе с эвакуировавшимися на Большую землю женщинами, детьми, стариками. Был день. Над ледовой трассой шли непрерывные воздушные бои. Летчики и зенитчики не давали противнику шансов — вдоль дороги валялись обломки самолетов с фашистской свастикой.
В течение 1942 года из Мурманска в Ленинград удалось отправить еще несколько рыбных эшелонов. В июле состав с 150 тоннами соленой рыбы, 10 тоннами рыбьего жира и 3,6 тонны семги преодолел путь меньше чем за две недели: из столицы Заполярья поезд отправился 19 июля, а уже 31 июля продукция была доставлена в блокадный Ленинград.
Василий Андреевич Прокофьев, с 1941 года — секретарь Мурманского городского комитета ВКП(б).
Сопровождать эшелон поручили мне, секретарю Мурманского горкома партии. Я охотно согласился. Может быть, не все знают, что именно ленинградцы были первостроителями заполярной магистрали, морского и рыбного портов Мурманска. Первые отечественные траулеры, не уступавшие зарубежным, мы получили тоже из Ленинграда. Да и военные корабли для самого молодого Северного флота пришли к нам с Балтики. Как могли мы не поддержать своих соотечественников, товарищей, так отважно и беспримерно защищавших любимый город страны от врага?!
Перед войной на Северной дороге началось строительство железнодорожной линии Сорокская - Обозерская. Она сыграла огромную стратегическую роль во время войны. Движение по ней открылось в сентябре 1941 года.
Эшелон подготовили, но встал вопрос, как доставить груз в осажденный город. Прямая железнодорожная магистраль из Заполярья не действовала. Немцы перерезали дорогу у Петрозаводска, блокировали Беломорско-Балтийский канал. Попасть в Ленинград можно было только обходными путями.
От Беломорска до станции Обозерская наш состав двигался по недостроенной ветке, регулярно подвергаясь обстрелам. Особенно сильно досталось поезду на станциях Оленья, Кандалакша, Кемь. Да еще рельсы прогибались под тяжестью эшелона, часто не хватало топлива для паровозов, из‑за чего были вынужденные остановки. Час едем, а три стоим — так и двигались. И наконец прибыли в Жихарево.
Здесь состоялась наша встреча с воинами, охранявшими Дорогу жизни, слава о которой уже тогда дошла и до Мурманска. Солдаты одного из батальонов быстро перегрузили из вагонов всю рыбную продукцию на машины, и мы ночью, не зажигая фары, двинулись к ледовой трассе, а потом и по ней самой. На середине пути попали под жестокий артиллерийский огонь, который немцы вели из Шлиссельбурга. Несколько грузовиков было повреждено, но их содержимое, к счастью, уцелело. И вот наконец 21 февраля, через 24 дня пути, прибыли в Ленинград.
Мы были приглашены на заседание Военного совета, где присутствовали А. А. Жданов, П. С. Попков и Я. Ф. Капустин. «Мурманск не только героический, но и добрый город, — сказал Жданов. — Защищаясь от врага, испытывая колоссальные трудности, он не забывает и о тех, кому еще тяжелее, — ленинградцах». Медицинский жир и рыбная продукция были сразу же распределены по госпиталям, детским учреждениям, предприятиям и воинским частям. Мы побывали на некоторых предприятиях и видели, как прямо в цеху во время перерыва рабочим были переданы подарки мурманчан.
Вместе с секретарем Ленинградского горкома партии Капустиным я побывал на Кировском заводе. Познакомился с его тружениками, рассказал, как идут дела в Мурманске. Чуть позже мы получили от работников завода благодарственное письмо.
«Мы знаем, как усложнились условия вашей работы, с каким риском связан ваш мужественный труд. Глубоко под водой хищными акулами рыщут вражеские лодки, с воздуха угрожает внезапный налет вражеских стервятников, на каждом шагу стережет вражеская мина. Но, несмотря на это, вы, преодолевая все преграды, снабжаете рыбой воинов нашей героической армии, нашу страну. В этих сложных условиях вы помните и о нас, ленинградцах… Нет слов, чтобы выразить волнующее нас чувство глубокой благодарности за ваш подарок, за вашу братскую помощь нам, нашим женам и детям…»
В эти же дни Ленинград счел возможным поделиться с Мурманском необходимыми материалами. Нам выделили некоторое количество листовой и инструментальной стали, взрыватели к минам и гранатам, чтобы можно было наладить на предприятиях Мурманска производство вооружений и боеприпасов.
Обратно мы возвращались в марте. Ехали через Ладогу в открытых машинах вместе с эвакуировавшимися на Большую землю женщинами, детьми, стариками. Был день. Над ледовой трассой шли непрерывные воздушные бои. Летчики и зенитчики не давали противнику шансов — вдоль дороги валялись обломки самолетов с фашистской свастикой.
В течение 1942 года из Мурманска в Ленинград удалось отправить еще несколько рыбных эшелонов. В июле состав с 150 тоннами соленой рыбы, 10 тоннами рыбьего жира и 3,6 тонны семги преодолел путь меньше чем за две недели: из столицы Заполярья поезд отправился 19 июля, а уже 31 июля продукция была доставлена в блокадный Ленинград.
Василий Андреевич Прокофьев, с 1941 года — секретарь Мурманского городского комитета ВКП(б).