tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 960
- Оценка
- 1 750
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Народный артист РФ Павел Винник был одним из самых узнаваемых актеров СССР, хотя главных ролей у него не было. Его сделали узнаваемым и всенародно любимым более 150 эпизодических работ.
Совсем молодым Павел Борисович прошел Великую Отечественную. Причём, на самом «передке» - в составе роты автоматчиков. Имел целый «иконостас» боевых наград.
Ты одессит, Пашка…
Павел провел детство в Одессе. Рос в дружной благополучной семье. Мечтал стать актером, пропадая в театре, где работала портнихой мать, увлеченно занимаясь в школьном кукольном театре.
"Трагедии в моей жизни начались с войной… Помню, отец все пытался со мной, подростком, пообщаться, обижался, когда я убегал – не до того мне было. А когда я «дозрел» до того, чтобы нуждаться в отцовских советах, его уже не было…"
Немолодой преподаватель математики одним из первых ушел на фронт добровольцем. И одним из первых погиб – уже в сентябре 41…
Оставшись в Одессе, которую брали в кольцо, Павел вступил в «истребительный батальон» - отряд местной самообороны. С ним и отступал до Моздока вслед за нашими регулярными частями. А там, прибавив себе пару лет, стал уже настоящим солдатом в составе 416 стрелковой дивизии…
Военная мудрость
Он очень быстро учился, не только военному делу, но и психологическому искусству выживать в критических условиях:
"Помню свой первый пеший переход – к обеду стер ноги до пузырей. Санинструктор обработал, смазал, сижу. И тут мой друг – здоровый такой парень, сибиряк, помкомвзвода – говорит мне: «Ты чего грустный, небось, умереть боишься?» Я согласился. И он сказал:
«Сейчас тебе хорошо, ничего не грозит. Не загадывай ничего наперед, минутой живи. Будешь много задумываться, внимание рассеется, под пулю попадешь»... Погиб он позже, при взятии Кишинева – немец дал залп из огнемета… До сих пор в ушах крик погибающего друга… Пытались засыпать его землей, чтобы спасти. Да куда уж там...
Всего 20 человек из первоначальной сотни роты автоматчиков дошли до Берлина."
Ненависть
До самого 44-го дивизия вела оборонительные бои на юге России с немцами и румынами. Приходилось тяжело: "В первые годы часто пускали в расход пленных – они наших, мы их. Они считали нас нелюдьми… Мы же их ненавидели за то, что они творили на оккупированных территориях. Так что почти невозможно было для них в плен живым попасть. Это уже позже Жуков приказал - сдающихся немцев не пускать в расход. В большинстве, мы приказ соблюдали строго, хотя, отступления от приказа, конечно,
встречались". А потом началось стремительное наступление: "Помню Тираспольскую дорогу. Погибших там было тьма! Больше всего - наших же предателей, что с немцами отступали. У фашистов хитрая тактика была. Они местную полицию формировали, так те думали, что большевики не вернутся, зверствовали хуже оккупантов. Потом драпали. В одном месте отступающие немецкие танки переехали целую толпу повозок и лошадей, на которых они и бежали… Как жили, такую гибель и получили."
«Братья-поляки»
Во время боёв за Польшу Павел Винник получил тяжелую контузию. В госпиталь ехать отказался, товарищи лечили своими силами и «прикрывали»: "На фронте самое страшное – от своей части отстать… Другая жизнь начинается.
Поляки ненавидели немцев, но и нашу армию встречали настороженно, тем более что восстание в Варшаве мы не поддержали.
Пока свою еду на стол ставишь – хорошо принимали. Говоришь: «Пан, пойдем германа бить?» - «Идеме, идеме» - «А колхозы строить?» - «Не розумем, ниц». Боялись колхозов.
Сложная была обстановка. Против нас воевала Армия Крайова, уничтожала села, где нас хорошо встречали… Скоро нас перестали в населённых пунктах размещать, в лесу стояли…"
Как воюют в городах
"Огромный Берлин взяли в кольцо 6 армий. Каждому подразделению выдали знамя для возможного водружения над Рейхстагом. Дрались малыми пехотными группами, без танковой поддержки.
Танки в городе не воюют – это глупость, что сделали в Грозном! Ведь достаточно зажигательной бутылки в третьего этажа, он взорвался и сгорел со всем, что в нем есть. Спасибо нашему командиру!
Лейтенант Салкин, очень хороший! Дадут задание, он соберет нас: «Ну, ребят, давайте думать, как малой кровью решить». Берёг парней…Но были и такие, кто роту целую мог положить.
И Жуков, кстати, никогда города не брал, если оборона крепкая была. Войска обтекали его с разных сторон, наступали дальше, а тыловые части уже зачищали."
«Два миллиона «обиженных» немок»
Когда Винник давал интервью, в западной прессе уже вовсю разгонялся миф о «зверствах» Красной армии над немками… Павел Борисович только пожал плечами:
"Брехня! Русский солдат на войне чистоплотный… Мы, молодые, еще и скромные были, так нас воспитывали. А немок, видно, и тогда пугали: войдешь – мужики руки поднимают, а женщины сразу ложатся, показывая, что на все готовы… Да разве нам до того!
Хотя гуляли немочки с нашими охотно, когда увидели, что мы их не трогаем, не зверствуем. Но нас оберегали. Помню, полковник кричал в солдатском клубе: «Победители! Вы что, хотите своим матерям, сестрам, подругам болезнь какую берлинскую, как трофей притащить?» Мы гоготали, но понимали, что прав…" Павел Винник демобилизовался при первой возможности. Внутренне он не был человеком войны. Всегда мечтал стать артистом. И стал. Очень хорошим.
Последнее редактирование: