• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Нарушила инструкцию и… осталась жива

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 960
Оценка
1 750
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
kIPX-Ocby38.jpg
Её самолёт уже приближался к вражеским позициям у реки Миус. Она чувствовала, как часто-часто стучит сердце, но старалась сдержать столь естественное волнение. Лётчица понимала – эмоции могут помешать делу. Но вдруг на её кабину обрушился шквал огня – немцы заметили советский самолёт.

Чудом сумев избежать попадания, она развернула машину и наконец сбросила бомбы. Уже уходя от преследователей, сквозь дым и копоть, Хиуаз видела, что её удар пришёлся точно в цель – немецкие позиции горели. Таких женщин-лётчиц, как она, гитлеровцы называли просто – «ночными ведьмами».
3ZtiMmEGpCg.jpg
Хиуаз Доспанова в составе женского авиаполка (верхний ряд крайняя справа)

Маленькая Хиуаз появилась на свет в 1922 году в казахском селе Ганюшкино. Её отец был местным рыбаком, но через время стал партийным работником. Ему нередко приходилось ездить по разным городам, а потому и вся семья была привычна к переездам. Так и вышло, что в школу Хиуаз отправилась в Уральске, находившемся далеко от её родного селения.

Уже в детстве девочка стала мечтать о полётах. Романтичная и нежная красавица отличалась большой силой воли, а уж если увлекалась чем-то, то не стоило сомневаться – это всерьёз.

Так вышло и с авиацией. В Уральске девушка записалась в аэроклуб, где вскоре стала одной из лучших учащихся. Окончив школу с золотой медалью, Хиуаз одновременно получила звание пилота запаса. Уже тогда Доспанова поняла, что хочет связать свою жизнь с авиацией.

В 1940 году она отправилась в Москву, чтобы подать документы в Военно-Воздушную академию. Каким же было её разочарование, когда она получила ответ! Оказалось, что девушек в академию не принимают, а значит, можно было забыть о своей давней мечте. Погоревав, Хиуаз решила, что всё равно найдёт своё призвание – пусть даже в другой профессии.

Девушка подала документы в медицинский институт, причём была принята без экзаменов. Однако мирная жизнь рухнула в один миг, когда было объявлено о нападении нацистской Германии на Советский Союз.

Началась война, и теперь Хиуаз, как и многие другие студенты, строила укрепления на подступах к столице. Несомненно, эта работа была крайне важной, но решительная девушка не переставала проситься на фронт. Отказ следовал за отказом, а потом пришло долгожданное везение.

Хиуаз узнала о том, что создаётся женский авиаполк – это был шанс, которым нельзя не воспользоваться. Вместе со своей одноклассницей Татьяной Сумароковой девушка пришла на приём к легендарной лётчице Марине Расковой и наконец была принята. Уже в октябре 1941 года Хиуаз прибыла в город Энгельс, где прошла ускоренное обучение и курс строевой подготовки.

Оказавшись на фронте, Хиуаз получила в своё распоряжение лёгкий деревянный биплан. В народе такие самолёты называли «кукурузниками» - в довоенную пору их часто применяли для обработки полей.

А вот лётчицы свои машины называли «ласточками». Они действительно напоминали мелких юрких птиц. Под покровом ночи Хиуаз и её боевые подруги приближались к противнику и, сбросив бомбы, стремительно уходили прочь. Вот за эти неожиданные появления их и прозвали «ночными ведьмами».

Первые боевые вылеты Доспановой были связаны с военными операциями в предгорьях Кавказа. Здесь у гитлеровцев имелась хорошая противовоздушная оборона, да и погода оставляла желать лучшего (она часто менялась, а густые туманы затрудняли видимость).

Каждый вылет на биплане был связан со смертельной опасностью, и Хиуаз прекрасно понимала это. Однако тогда, в самом первом бою, успешно сбросив бомбы на позиции врага и сумев уйти от гитлеровских самолётов, она почувствовала, что победила страх.

Но в 1943 году произошла трагедия. Огни аэродрома были выключены, и из-за этого произошло столкновение двух самолётов. За штурвалом одного из них находилась Хиуаз. Перед вылетом она не пристегнулась к сидению, и её выбросило из кабины горящего самолёта. Доспанова, которая совершила грубое нарушение инструкции, оказалась единственной лётчицей, уцелевшей при столкновении.

С переломом ног Хиуаз оказалась в госпитале, но уже через три месяца, едва сумев подняться с больничной койки, она снова вернулась в полк. Превозмогая боли в ногах, она снова и снова поднимала в небо свой самолёт и мчалась в сторону вражеских позиций – чтобы нанести ещё один удар и сделать заветную Победу ещё ближе.

Хиуаз Доспанова и многие её боевые подруги прошли всю войну, причём за три года женский авиаполк ни разу не был отправлен на переформирование. В 1945 году отважная лётчица Доспанова была демобилизована. Она участвовала в общественной жизни казахской столицы, но вынуждена была рано уйти на пенсию – дали себя знать фронтовые ранения и контузии.

Бесстрашная лётчица стала примером мужества и доблести советской женщины, а в Казахстане и сегодня нередко вспоминают имя легендарной соотечественницы, хрупкой девушки, отважно громившей немецкие войска.
 
Назад
Сверху Снизу