pna
Завсегдатай
- С нами с
- 17/11/06
- Постов
- 5 297
- Оценка
- 663
- Живу в:
- СПб
- Для знакомых
- Николай
- Охочусь с
- 2007
- Оружие
- ИЖ-18ММ, ИЖ-54
- Собака(ки)
- Нет
Ранним утром 10 августа 1941 года с авиабазы в Евпатории на Крымском полуострове взлетели три тяжелых советских бомбардировщика ТБ-3. Под их гигантскими крыльями располагался в высшей степени необычный груз: по два пузатых истребителя И-16. Их двигатели ОКБ Шевцова ревели на полную мощность, чтобы разогнать неуклюжего четырехмоторного гиганта, к которому они крепились.
Один из авианосных бомбардировщиков прервал полет из-за технических проблем. Шесть оставшихся самолетов взяли курс на румынский порт Констанца в восточной части Черного моря примерно в 400 километрах от Крыма, летя со скоростью 250 километров в час.
За полтора месяца до этого румынские войска поддержали неожиданное вторжение нацистской Германии, раздавившее неподготовленные пограничные укрепления СССР. Силы Оси неуклонно двигались к стратегическим портам Одессы и Севастополя, и осажденные советские ВВС и ВМФ изо всех сил пытались нанести ответный удар. Одной из главных целей стал километровый мост Кароля I через Дунай высотой 70 метров. Через него шел и жизненно важный трубопровод с нефтяных месторождений Плоешти.
Советские бомбардировщики ДБ-3 неоднократно атаковали мост высотным бомбометанием, но безрезультатно. Старые и медлительные ТБ-3 справились бы с задачей куда лучше. Попытка не пытка. Но это были не простые ТБ-3, а комплексы "Звено-СПБ". Вместо бомб к ним подвешивались истребители И-16, и каждый нес по две 250-килограммовые бомбы.
Обычный И-16 с бомбами в треть своего веса попросту не взлетел бы, — не говоря уже о том, чтобы пересечь Черное море и вернуться, — не хватило бы дальности полета. Но тут топливо поступало с бомбардировщиков ТБ-3, к которым они подвешивались.
Комплекс "Звено-СПБ" стал итогом десятилетних наработок конструктора Владимира Вахримова (так в оригинале, на самом деле фамилия конструктора — Вахмистров. Прим. ИноСМИ). В ходе многочисленных испытаний он крепил на бомбардировщики истребители-"паразиты", чтобы увеличить их радиус действия и полезную нагрузку.
Это был второй вылет "Цирка Шубикова" — так дружески называли 2-ю специальную эскадрилью 32-го истребительного авиационного полка. Первый прошел 26 июля и застал оборону Оси врасплох, уничтожив нефтебазу противника. Но во время второго рейда рассчитывать на внезапность уже не приходилось.
В 5:50 утра в 15 километрах от румынской береговой линии пилоты щелкнули переключателями, и в кабинах И-16 загорелись желтые лампочки. Еще через несколько секунд истребители отцепились от самолетов-носителей.
Груженные бомбами истребители рванулись к мосту, а затем с высоты полутора километров понеслись вниз под углом почти 90 градусов, разогнавшись почти до 650 километров в час.
Защитники моста, как рассказывает пилот И-16 Борис Литвинчук в книге авиатора Василия Минакова "Гневное небо Тавриды", были в постоянной боеготовности.
"Шквал огня взметнулся навстречу тяжело нагруженным ястребкам. Орудия, „эрликоны", пулеметы ощетинились огнем с обоих берегов Дуная, с островов, со специальных люлек, подвешенных к фермам моста, даже с вершин этих ферм, находящихся на семидесятипятиметровой высоте… Тем не менее прорвались. Вошли в пике. Лента моста стремительно полетела навстречу. Четыреста метров. Бомбы несутся вниз… Есть! В центральный пролет! Гигантская стальная ферма переламывается, как шея жирафа, утыкается во вспененную воду. Из перебитого нефтепровода под настилом хлещет горящая нефть, вниз по течению на воде — сплошное бушующее пламя…".
Все четыре И-16 добрались домой невредимыми, приземлились в Одессе в 6:40 утра, дозаправились — и тут же отправились наперерез эскадрилье бомбардировщиков Ю-88, направлявшейся бомбить советский порт. Бóльшую часть своих бомб "юнкерсы" сбросили в море и полетели обратно, а Шубиков и его товарищи вернулись на самолеты-носители ТБ-3 на базе в Евпатории.
Три дня спустя три "Звена-СПБ" поразили еще пять целей, полностью разрушив один из мостовых пролетов. По дороге домой И-16 c бреющего полета нанесли удар по румынской пехоте в Сулине.
В тот же день конструктор Владимир Вахмистров попросил направить в "Цирк Шубикова" дополнительные бомбардировщики ТБ-3. Эскадрилья получила два. Против дальнейшего усиления высказался лично Сталин: ТБ-3 сняли с производства, и для "Звена" использовалась поздняя модификация с более мощными двигателями АМ34, а они требовались для решения транспортных задач.Тем не менее "Цирк Шубикова" продолжал наносить точные удары с большой дистанции. Как пишет Михаил Маслов в книге "Цирк Вахмистрова", 17 августа шесть И-16 уничтожили в порту Констанцы плавучий док. 28 августа четыре И-16 взорвали мост через Днепр под Запорожьем в 320 километрах к северу.
И все же военная машина Оси подбиралась все ближе и ближе к Крыму, и подразделению, рассчитанному на дальние удары, все чаще приходилось поддерживать сухопутные войска на передовой. Хотя дальность полета уже не имела значения, в воздух И-16 по-прежнему поднимались благодаря ТБ-3.
8 сентября подразделение под прикрытием истребителей Як-1 уже нанесло удар по мосту в Бериславе всего в 160 километрах. Немецкие истребители отбили атаку и сбили "яки" и И-16. На следующий день четыре И-16 "Цирка Шубикова" подбили в ожесточенном воздушном бою два Ме-109. Серьезное достижение, ведь "мессершмитты", пусть и не столь маневренные, значительно превосходили их в скорости и огневой мощи.
Наконец, 1 октября во время налета на немецкую тяжелую артиллерию под селом Ишунь, — она атаковала Перекопский перешеек, соединяющий Крым с Украиной, — удача покинула Шубикова. Командир эскадрильи погиб в бою и был посмертно награжден орденом Ленина. Через месяц пала Одесса.
Несмотря на это, 2-я специальная эскадрилья совершала боевые вылеты и в 1942 году, выполнив в общей сложности тридцать боевых задач. Однако в конечном счете "Звено-СПБ" сняли со службы: комплекс оказался уязвимым для истребителей противника, а ТБ-3 и И-16 уже считались конструкциями устаревшими.
Тем не менее, в отличие от большинства экспериментальных видов вооружения, использовавшегося лишь эпизодически, комплекс "Звено-СПБ" оказался на редкость эффективным: он последовательно наносил значительный урон стратегическим целям в глубоком вражеском тылу, и при этом относительно большинства подразделений ВВС отделался сравнительно легкими потерями.
Вахмистров предложил блестящее решение, как выжать из устарелой техники высокую дальность полета, — однако на смену его идее пришло новое поколение самолетов. Новые двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и Ту-2 оказались быстрее И-16, несли больше полезной нагрузки и имели большую дальность полета, — к тому же им хватало маневренности для пикирующих атак.
После Второй мировой войны США неудачно экспериментировали с истребителями-"паразитами" XF-85 Goblin, а в 1950-х даже пробовали цеплять к бомбардировщикам B-36 самолеты-разведчики RF-84K Thunderflash ("Вспышка грома").
Однако потенциал использования крупных самолетов, чтобы запускать на дальние расстояния истребители мелкие и маневренные, предвидел прозорливый Вахмистров. Пусть идея истребителя-"паразита" и оказалась тупиковой, сегодняшние реактивные истребители регулярно состыковываются с самолетами-заправщиками, в несколько раз увеличивая свой радиус действия.
https://inosmi.ru/20220924/samolet-256301943.html
Один из авианосных бомбардировщиков прервал полет из-за технических проблем. Шесть оставшихся самолетов взяли курс на румынский порт Констанца в восточной части Черного моря примерно в 400 километрах от Крыма, летя со скоростью 250 километров в час.
За полтора месяца до этого румынские войска поддержали неожиданное вторжение нацистской Германии, раздавившее неподготовленные пограничные укрепления СССР. Силы Оси неуклонно двигались к стратегическим портам Одессы и Севастополя, и осажденные советские ВВС и ВМФ изо всех сил пытались нанести ответный удар. Одной из главных целей стал километровый мост Кароля I через Дунай высотой 70 метров. Через него шел и жизненно важный трубопровод с нефтяных месторождений Плоешти.
Советские бомбардировщики ДБ-3 неоднократно атаковали мост высотным бомбометанием, но безрезультатно. Старые и медлительные ТБ-3 справились бы с задачей куда лучше. Попытка не пытка. Но это были не простые ТБ-3, а комплексы "Звено-СПБ". Вместо бомб к ним подвешивались истребители И-16, и каждый нес по две 250-килограммовые бомбы.
Обычный И-16 с бомбами в треть своего веса попросту не взлетел бы, — не говоря уже о том, чтобы пересечь Черное море и вернуться, — не хватило бы дальности полета. Но тут топливо поступало с бомбардировщиков ТБ-3, к которым они подвешивались.
Комплекс "Звено-СПБ" стал итогом десятилетних наработок конструктора Владимира Вахримова (так в оригинале, на самом деле фамилия конструктора — Вахмистров. Прим. ИноСМИ). В ходе многочисленных испытаний он крепил на бомбардировщики истребители-"паразиты", чтобы увеличить их радиус действия и полезную нагрузку.
Это был второй вылет "Цирка Шубикова" — так дружески называли 2-ю специальную эскадрилью 32-го истребительного авиационного полка. Первый прошел 26 июля и застал оборону Оси врасплох, уничтожив нефтебазу противника. Но во время второго рейда рассчитывать на внезапность уже не приходилось.
В 5:50 утра в 15 километрах от румынской береговой линии пилоты щелкнули переключателями, и в кабинах И-16 загорелись желтые лампочки. Еще через несколько секунд истребители отцепились от самолетов-носителей.
Груженные бомбами истребители рванулись к мосту, а затем с высоты полутора километров понеслись вниз под углом почти 90 градусов, разогнавшись почти до 650 километров в час.
Защитники моста, как рассказывает пилот И-16 Борис Литвинчук в книге авиатора Василия Минакова "Гневное небо Тавриды", были в постоянной боеготовности.
"Шквал огня взметнулся навстречу тяжело нагруженным ястребкам. Орудия, „эрликоны", пулеметы ощетинились огнем с обоих берегов Дуная, с островов, со специальных люлек, подвешенных к фермам моста, даже с вершин этих ферм, находящихся на семидесятипятиметровой высоте… Тем не менее прорвались. Вошли в пике. Лента моста стремительно полетела навстречу. Четыреста метров. Бомбы несутся вниз… Есть! В центральный пролет! Гигантская стальная ферма переламывается, как шея жирафа, утыкается во вспененную воду. Из перебитого нефтепровода под настилом хлещет горящая нефть, вниз по течению на воде — сплошное бушующее пламя…".
Все четыре И-16 добрались домой невредимыми, приземлились в Одессе в 6:40 утра, дозаправились — и тут же отправились наперерез эскадрилье бомбардировщиков Ю-88, направлявшейся бомбить советский порт. Бóльшую часть своих бомб "юнкерсы" сбросили в море и полетели обратно, а Шубиков и его товарищи вернулись на самолеты-носители ТБ-3 на базе в Евпатории.
Три дня спустя три "Звена-СПБ" поразили еще пять целей, полностью разрушив один из мостовых пролетов. По дороге домой И-16 c бреющего полета нанесли удар по румынской пехоте в Сулине.
В тот же день конструктор Владимир Вахмистров попросил направить в "Цирк Шубикова" дополнительные бомбардировщики ТБ-3. Эскадрилья получила два. Против дальнейшего усиления высказался лично Сталин: ТБ-3 сняли с производства, и для "Звена" использовалась поздняя модификация с более мощными двигателями АМ34, а они требовались для решения транспортных задач.Тем не менее "Цирк Шубикова" продолжал наносить точные удары с большой дистанции. Как пишет Михаил Маслов в книге "Цирк Вахмистрова", 17 августа шесть И-16 уничтожили в порту Констанцы плавучий док. 28 августа четыре И-16 взорвали мост через Днепр под Запорожьем в 320 километрах к северу.
И все же военная машина Оси подбиралась все ближе и ближе к Крыму, и подразделению, рассчитанному на дальние удары, все чаще приходилось поддерживать сухопутные войска на передовой. Хотя дальность полета уже не имела значения, в воздух И-16 по-прежнему поднимались благодаря ТБ-3.
8 сентября подразделение под прикрытием истребителей Як-1 уже нанесло удар по мосту в Бериславе всего в 160 километрах. Немецкие истребители отбили атаку и сбили "яки" и И-16. На следующий день четыре И-16 "Цирка Шубикова" подбили в ожесточенном воздушном бою два Ме-109. Серьезное достижение, ведь "мессершмитты", пусть и не столь маневренные, значительно превосходили их в скорости и огневой мощи.
Наконец, 1 октября во время налета на немецкую тяжелую артиллерию под селом Ишунь, — она атаковала Перекопский перешеек, соединяющий Крым с Украиной, — удача покинула Шубикова. Командир эскадрильи погиб в бою и был посмертно награжден орденом Ленина. Через месяц пала Одесса.
Несмотря на это, 2-я специальная эскадрилья совершала боевые вылеты и в 1942 году, выполнив в общей сложности тридцать боевых задач. Однако в конечном счете "Звено-СПБ" сняли со службы: комплекс оказался уязвимым для истребителей противника, а ТБ-3 и И-16 уже считались конструкциями устаревшими.
Тем не менее, в отличие от большинства экспериментальных видов вооружения, использовавшегося лишь эпизодически, комплекс "Звено-СПБ" оказался на редкость эффективным: он последовательно наносил значительный урон стратегическим целям в глубоком вражеском тылу, и при этом относительно большинства подразделений ВВС отделался сравнительно легкими потерями.
Вахмистров предложил блестящее решение, как выжать из устарелой техники высокую дальность полета, — однако на смену его идее пришло новое поколение самолетов. Новые двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и Ту-2 оказались быстрее И-16, несли больше полезной нагрузки и имели большую дальность полета, — к тому же им хватало маневренности для пикирующих атак.
После Второй мировой войны США неудачно экспериментировали с истребителями-"паразитами" XF-85 Goblin, а в 1950-х даже пробовали цеплять к бомбардировщикам B-36 самолеты-разведчики RF-84K Thunderflash ("Вспышка грома").
Однако потенциал использования крупных самолетов, чтобы запускать на дальние расстояния истребители мелкие и маневренные, предвидел прозорливый Вахмистров. Пусть идея истребителя-"паразита" и оказалась тупиковой, сегодняшние реактивные истребители регулярно состыковываются с самолетами-заправщиками, в несколько раз увеличивая свой радиус действия.
https://inosmi.ru/20220924/samolet-256301943.html