tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 945
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Советский летчик Николай Кузьмич Лошаков не давал повода упрекнуть себя в малодушии. 19-летний парень храбро сражался против фашистских захватчиков в небе с ноября 1942 года. За свои сто двадцать боевых вылета он сбил два вражеских самолета лично и один самолет в составе группы. Но, как это часто бывает на войне, иногда удача поворачивается к человеку спиной.
Во время своего сто двадцать первого боевого вылета Николай в паре с другим летчиком должен был сбить немецкие самолеты, что занимались корректировкой огня по блокадному Ленинграду. В том бою Николай зашел далеко за линию фронта, где его атаковали вражеские истребители. Мотор его самолета ЯК-1Б был поврежден. Несколько пуль попало и в самого летчика. Но он собрал в себе все силы и, дотянув до линии фронта покинул самолет. Дальше для героя все было как в тумане. Он выпрыгнул из своего истребителя а дальше - провал в памяти. Ветер отнес парашютиста к немецким позициям. Когда он открыл глаза, то увидел лишь врачей в белых халатах склонившихся над ним. Врачи разговаривали по-русски, но оказалось, что они так же захвачены немцами. Они и рассказали Лошакову, что он находится в лагере.
К нему подошел немецкий офицер и потребовал назвать число самолетов его части и их расположение. Николай притворился, что потерял сознание. Немец был вынужден оставить его в покое. Но только в этот раз. Выигранное время позволило Николаю собраться с мыслями и осмотреться. В одном из карманов он обнаружил партийный билет. Понимая, что это огромный риск, ведь немцы не церемонятся с коммунистами, он решил все же сохранить его.
На следующем допросе он сообщил немцам, что был недавно призван в Красную армию, не успел ни в чем толком разобраться, а потому не может сообщить никаких ценных сведений. Учитывая очень молодой возраст летчика немцы поверили ему и отправили в лагерь около станции Сиверская.
Из этого лагеря Лошаков вместе с двумя другими летчиками Михаилом Казновым и Геннадием Кузнецовым решил сбежать. Но сделать это оказалось не так просто. Во время подготовки побега кто-то из узников доложил на летчиков в надежде получить награду или послабление режима. Фашисты "наказали" беглецов. После расправы над Казновым Лошакова и Кузнецова распределили по другим лагерям.
Немцы допрашивают советского офицера летчика
Николай оказался в Острове. Здесь заново пришлось повторять легенду о том, что он молодой летчик, ничего не знает и был сбит в первом бою. Правда теперь ему никто не верил.
"На всякий случай (Лошакова) свозили к «специалистам» в Ригу. Там за него взялись серьезные дяди, знавшие толк в «особом обращении». Тщетно! В конце войны, в момент разгрома курляндской группировки немцев, удалось захватить значительную часть архивов абвера. Среди прочих документов разыскали и протокол допросов Лошакова. Из него следовало, что подследственный держался своей версии даже во время «усиленных допросов». Заключенного № 3264 отвезли обратно в Остров "Чистое небо Николая Лошакова". Газета Молодежь Севера
Через какое-то время допросов стало меньше. Лошакова стали выводить на работу по строительству дороги к аэродрому. Здесь он и познакомился с бывшим украинским танкистом Иваном Денисюком. Немцы считали, что украинцы более благонадежный народ. Поэтому Денисюку доверяли подвозить горючее к самолетам на аэродроме.
Лошаков с тоской смотрел на взлетающие немецкие самолеты. У них с Денисюком завязался разговор. "Тебе разве не хочется улететь на одной из этих машин?" спросил бывший танкист у Лошакова. А когда тот, видимо ожидая подвоха или провокации спросил в ответ "А тебе?", украинец ответил "Куда же я без летчика?". Можно сказать, что с этого момента заговорщики нашли друг друга.
Немецкий самолет-разведчик "Шторх"
Наученный горьким опытом прошлого неудачного побега Николай в этот раз был крайне аккуратен. Обсуждение планов велось строго наедине без посторонних ушей. Денисюк по памяти рисовал приборы управления в тех самолетах к которым подвозил горючее. Чтобы не вызвать подозрения украинец украл из бани немецкую форму и спрятал ее в придорожных кустах. Предполагалось, что в назначенный день Лошаков наденет ее, чтобы попасть на аэродром вместе с Денисюком. Первая попытка побега оказалась неудачной. Десятого августа Лошаков подлез под забором и попытался пройти к самолетам. Но территорию патрулировал немец с собакой. Понимая, что обмануть животное едва ли удастся, летчик решил не рисковать.
Вторая попытка оказалась более продуктивной. Надев немецкую форму вечером 11 августа Лошаков сумел пробраться на взлетную полосу. В это же время туда приземлились два немецких самолета, среди которых был самолет разведки "Шторх" принадлежавший коменданту аэродрома. Немецкие летчики приказали Денисюку заправить самолеты а сами отправились на ужин.
Фото из личного дела Лошакова Николая Кузьмича из архива НКВД
Лошаков улучив момент забрался в кабину и стал спешно изучать приборную панель. Денисюк, в это время, готовил самолет к взлету. Лишь когда самолет начал отрываться от земли немцы заподозрили неладное и открыли по нему огонь. Когда "Шторх" пролетал линию фронта по нему били как немецкие зенитки, так и советские. В темноте Лошакову чудом удалось посадить самолет на поле.
Прибежавшие к самолету мальчишки бросились бежать завидев на самолетах кресты и летчиков в немецкой форме. Напрасно Лошаков кричал им вслед, что они свои, советские. Вскоре летчики добрались до деревни Бритино Мало-Вишерского района. Председатель доложил по телефону в штаб, что на территории его колхоза совершил посадку немецкий самолет с двумя, якобы, советскими летчиками. Они утверждают что, якобы, сбежали из рук немцев. У одного при себе партийный билет, который он каким-то чудом сохранил.
Естественно, что "летчики" вызвали много подозрений. Им предъявили обвинение в "измене Родине". Начались допросы. Сотрудники НКВД не гнушались никакими методами. И вскоре Денисюк "во всем сознался". Его приговорили к двадцати годам лагерей. Оставалось "сломать" Лошакова. Но сделать это оказалось очень не просто. Летчик стоял на своем: Родине не изменял, партийный билет сохранил, из плена бежал, шпионом не являюсь.
Лошаков Николай после войны
Отсутствие признания и неопровержимых доказательств заставило сомневаться суд в выносимом приговоре. Тем не менее Лошаков получил три года срока "за измену Родине при нахождении в плену". Отбывать наказание он отправился в Воркутлаг. Впрочем, его выпустили досрочно в августе 1945 года, уже после Победы. Летать ему больше не позволили. Лошакову пришлось надеть каску шахтера и начать "карьеру горняка".
Его напарнику Ивану Денисюку, хоть и повезло меньше, но все же тоже повезло. Из лагеря его выпустили в 1951 году. Около семи лет провел он в лагерях и был освобожден по амнистии.
В 1959 году Николай Лошаков был полностью реабилитирован. Позже выяснилось, что он был первым советским летчиком угнавшим немецкий самолет. Подвиг героев стал широко известен. Герои послужили прототипами персонажей фильма Григория Чухрая "Чистое небо". Их поступок был описан в книге "Взлет" Р. Романова и ряде других публикаций. Впрочем Звезду героя никто из них так и не получил.
https://pulse.mail.ru/article/kak-d...lse_mail_ru&utm_content=lenta_main_mail_ru_v1
Во время своего сто двадцать первого боевого вылета Николай в паре с другим летчиком должен был сбить немецкие самолеты, что занимались корректировкой огня по блокадному Ленинграду. В том бою Николай зашел далеко за линию фронта, где его атаковали вражеские истребители. Мотор его самолета ЯК-1Б был поврежден. Несколько пуль попало и в самого летчика. Но он собрал в себе все силы и, дотянув до линии фронта покинул самолет. Дальше для героя все было как в тумане. Он выпрыгнул из своего истребителя а дальше - провал в памяти. Ветер отнес парашютиста к немецким позициям. Когда он открыл глаза, то увидел лишь врачей в белых халатах склонившихся над ним. Врачи разговаривали по-русски, но оказалось, что они так же захвачены немцами. Они и рассказали Лошакову, что он находится в лагере.
К нему подошел немецкий офицер и потребовал назвать число самолетов его части и их расположение. Николай притворился, что потерял сознание. Немец был вынужден оставить его в покое. Но только в этот раз. Выигранное время позволило Николаю собраться с мыслями и осмотреться. В одном из карманов он обнаружил партийный билет. Понимая, что это огромный риск, ведь немцы не церемонятся с коммунистами, он решил все же сохранить его.
На следующем допросе он сообщил немцам, что был недавно призван в Красную армию, не успел ни в чем толком разобраться, а потому не может сообщить никаких ценных сведений. Учитывая очень молодой возраст летчика немцы поверили ему и отправили в лагерь около станции Сиверская.
Из этого лагеря Лошаков вместе с двумя другими летчиками Михаилом Казновым и Геннадием Кузнецовым решил сбежать. Но сделать это оказалось не так просто. Во время подготовки побега кто-то из узников доложил на летчиков в надежде получить награду или послабление режима. Фашисты "наказали" беглецов. После расправы над Казновым Лошакова и Кузнецова распределили по другим лагерям.
Немцы допрашивают советского офицера летчика
Николай оказался в Острове. Здесь заново пришлось повторять легенду о том, что он молодой летчик, ничего не знает и был сбит в первом бою. Правда теперь ему никто не верил.
"На всякий случай (Лошакова) свозили к «специалистам» в Ригу. Там за него взялись серьезные дяди, знавшие толк в «особом обращении». Тщетно! В конце войны, в момент разгрома курляндской группировки немцев, удалось захватить значительную часть архивов абвера. Среди прочих документов разыскали и протокол допросов Лошакова. Из него следовало, что подследственный держался своей версии даже во время «усиленных допросов». Заключенного № 3264 отвезли обратно в Остров "Чистое небо Николая Лошакова". Газета Молодежь Севера
Через какое-то время допросов стало меньше. Лошакова стали выводить на работу по строительству дороги к аэродрому. Здесь он и познакомился с бывшим украинским танкистом Иваном Денисюком. Немцы считали, что украинцы более благонадежный народ. Поэтому Денисюку доверяли подвозить горючее к самолетам на аэродроме.
Лошаков с тоской смотрел на взлетающие немецкие самолеты. У них с Денисюком завязался разговор. "Тебе разве не хочется улететь на одной из этих машин?" спросил бывший танкист у Лошакова. А когда тот, видимо ожидая подвоха или провокации спросил в ответ "А тебе?", украинец ответил "Куда же я без летчика?". Можно сказать, что с этого момента заговорщики нашли друг друга.
Немецкий самолет-разведчик "Шторх"
Наученный горьким опытом прошлого неудачного побега Николай в этот раз был крайне аккуратен. Обсуждение планов велось строго наедине без посторонних ушей. Денисюк по памяти рисовал приборы управления в тех самолетах к которым подвозил горючее. Чтобы не вызвать подозрения украинец украл из бани немецкую форму и спрятал ее в придорожных кустах. Предполагалось, что в назначенный день Лошаков наденет ее, чтобы попасть на аэродром вместе с Денисюком. Первая попытка побега оказалась неудачной. Десятого августа Лошаков подлез под забором и попытался пройти к самолетам. Но территорию патрулировал немец с собакой. Понимая, что обмануть животное едва ли удастся, летчик решил не рисковать.
Вторая попытка оказалась более продуктивной. Надев немецкую форму вечером 11 августа Лошаков сумел пробраться на взлетную полосу. В это же время туда приземлились два немецких самолета, среди которых был самолет разведки "Шторх" принадлежавший коменданту аэродрома. Немецкие летчики приказали Денисюку заправить самолеты а сами отправились на ужин.
Фото из личного дела Лошакова Николая Кузьмича из архива НКВД
Лошаков улучив момент забрался в кабину и стал спешно изучать приборную панель. Денисюк, в это время, готовил самолет к взлету. Лишь когда самолет начал отрываться от земли немцы заподозрили неладное и открыли по нему огонь. Когда "Шторх" пролетал линию фронта по нему били как немецкие зенитки, так и советские. В темноте Лошакову чудом удалось посадить самолет на поле.
Прибежавшие к самолету мальчишки бросились бежать завидев на самолетах кресты и летчиков в немецкой форме. Напрасно Лошаков кричал им вслед, что они свои, советские. Вскоре летчики добрались до деревни Бритино Мало-Вишерского района. Председатель доложил по телефону в штаб, что на территории его колхоза совершил посадку немецкий самолет с двумя, якобы, советскими летчиками. Они утверждают что, якобы, сбежали из рук немцев. У одного при себе партийный билет, который он каким-то чудом сохранил.
Естественно, что "летчики" вызвали много подозрений. Им предъявили обвинение в "измене Родине". Начались допросы. Сотрудники НКВД не гнушались никакими методами. И вскоре Денисюк "во всем сознался". Его приговорили к двадцати годам лагерей. Оставалось "сломать" Лошакова. Но сделать это оказалось очень не просто. Летчик стоял на своем: Родине не изменял, партийный билет сохранил, из плена бежал, шпионом не являюсь.
Лошаков Николай после войны
Отсутствие признания и неопровержимых доказательств заставило сомневаться суд в выносимом приговоре. Тем не менее Лошаков получил три года срока "за измену Родине при нахождении в плену". Отбывать наказание он отправился в Воркутлаг. Впрочем, его выпустили досрочно в августе 1945 года, уже после Победы. Летать ему больше не позволили. Лошакову пришлось надеть каску шахтера и начать "карьеру горняка".
Его напарнику Ивану Денисюку, хоть и повезло меньше, но все же тоже повезло. Из лагеря его выпустили в 1951 году. Около семи лет провел он в лагерях и был освобожден по амнистии.
В 1959 году Николай Лошаков был полностью реабилитирован. Позже выяснилось, что он был первым советским летчиком угнавшим немецкий самолет. Подвиг героев стал широко известен. Герои послужили прототипами персонажей фильма Григория Чухрая "Чистое небо". Их поступок был описан в книге "Взлет" Р. Романова и ряде других публикаций. Впрочем Звезду героя никто из них так и не получил.
https://pulse.mail.ru/article/kak-d...lse_mail_ru&utm_content=lenta_main_mail_ru_v1