Lexs Lavrov
Заблокирован
- С нами с
- 11/11/15
- Постов
- 11 614
- Оценка
- 1 355
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Алексей
- Охочусь с
- 2016
- Оружие
- Benelli Supernova 26" field barrel, Rossi Puma 92 .357mag/.38spl 21" octagonal
- Собака(ки)
- Нет
Провести разработку и принять новый Федеральный Закон “Об обороте оружия и патронов в Российской Федерации” с использованием открытого общественного обсуждения проекта закона
https://www.roi.ru/89488
Действующее оружейное законодательство и, в частности, основной Федеральный закон № 150 "Об оружии" были приняты более 24 лет назад в 90-е годы 20-го века в абсолютно иных политических, экономических и криминогенных условиях, которые складывались в период принятия таких законов и в настоящий момент совершенно не соответствуют текущим реалиям. Сам 150-ФЗ за 24 года существования имеет уже около 60 редакций, при этом одна из них была введена по решению Конституционного Суда и по количеству этих редакций получается, что закон правили примерно каждые полгода с момента его выхода, постоянно пытаясь переписать изначальный текст документа, подстраивая его под новые реалии, при этом убирая старые ошибки и неточности, но добавляя всё новые коллизии и усложняя и без того тяжёлый для восприятия нормативно-правовой акт. Данная ситуация развивалась на протяжении долгих лет, усложняя понимание действующих оружейных НПА не только для рядовых граждан, но и для профильных специалистов отрасли, которые всё чаще были вынуждены вступать в дискуссии и требовать дополнительных разъяснений (зачастую таких же противоречивых) по множеству спорных и неоднозначных моментов, порождённых существующими коллизиями. Всё это в итоге начало приводить к тому, что в отдельных случаях региональные органы, контролирующие оборот оружия, начинают трактовать оружейное законодательство по-своему, согласно своим внутренним убеждениям и личным интересам, зачастую ущемляя права законопослушных граждан и добросовестных владельцев оружейного бизнеса по всей стране, от оружейных магазинов и стрельбищ, до производителей оружия и комплектующих.
Последним шагом к развалу порядка гражданского оружейного оборота после трагедии в Казани стали поспешно принятые Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в эмоциональном порыве поправки, которые мало того, что никак не повлияют на реальную ситуацию с общественной безопасностью в целом и безопасностью учебных учреждений в частности, под эгидой чего их и принимали, так ещё и похоронят львиную долю гражданской оружейной отрасли, усложнив жизнь подавляющему большинству законопослушных владельцев оружия, а еще часть граждан сделав потенциальными нарушителями и уголовниками на пустом месте. При этом о крайне низком качестве проработки данных поправок говорит тот факт, что большая часть из них прописана крайне безграмотно и противоречит не только принятым ГОСТам, но и здравому смыслу, внося целый ряд новых неопределённостей, которые могут быть истолкованы совершенно по разному в зависимости от личных предпочтений толкователя.
Проанализировав текущую ситуацию мы предлагаем полностью переработать действующее оружейное законодательство - провести разработку и принять новый Федеральный Закон “Об обороте оружия и патронов в Российской федерации” с использованием открытого общественного обсуждения проекта закона. Полагаем, что пример открытого общественного обсуждения проекта закона “О полиции”, с использованием специально созданного Правительством Российской Федерации сайта zakonoproekt2010, на котором каждый мог оставить свой комментарий к тексту предложенного проекта, оказался сугубо положительным, и позволил избежать огромное количество проблем связанным как с самими заложенными в закон нормами, так и исключил возможность двоякого трактования и правоприменения текста закона.
С более подробным описанием предлагаемых к рассмотрению норм и предложений, которые необходимо в обязательном порядке рассмотреть на этапе разработки нового Закона, можно ознакомиться в Приложениях к данной инициативе.
Практический результат
Принятие предложенного нового Федерального Закона “Об обороте оружия и патронов в Российской федерации” положит начало процессу по упорядочению действующих оружейных НПА, приведению их в соответствие с существующими реалиями, в том числе в рамках реализуемого Правительством Российской Федерации механизма “Регуляторной гильотины”, при этом сохранив логику и взаимосвязь, обеспечив возможность восприятия данных документов рядовыми гражданами, а также устранив все возможности для двойных толкований тех или иных пунктов НПА. Данная инициатива призвана четко прописать права и обязанности законопослушных граждан, не допуская их ущемления в настоящем и будущем, окажет благотворное влияние на положение дел на отечественных оружейных и около оружейных предприятиях.
Приложение 1
к инициативе о разработке и принятии нового оружейного законодательства
Список общих предложений по совершенствованию оружейного законодательства
В принимаемом законе должны быть реализованы и учтены следующие
положения:
1. Отменить связь административных правонарушений НЕ
связанных с оружием с возможностью им владеть. Оставить "оружейную"
ответственность только за непосредственные нарушения хранения,
ношения, транспортировки или использования оружия (убрать 20.25,
утерю паспорта и т.п.) и вернуть обязательную повторность совершенного
нарушения в течение 1 года - произвести анализ КоАП на предмет выделения
в отдельную главу КоАП статей КоАП, применяющихся к владельцам оружия и
непосредственно влияющих на право гражданина владеть оружием. При этом
указанные статьи по большей части должны непосредственно касаться оборота
оружия, и возможных медицинских противопоказаний (например наркотики,
алкоголь), предусмотренных КоАП. При этом из такого списка правонарушений
должны быть исключены формальные правонарушения, явно не влияющие на
правопорядок - например потеря паспорта. Также при разработке данной части
нового закона об оружии должен, как и прежде, соблюдаться принцип
повторности правонарушений, как это и было до принятия Федерального закона
от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом
при общественном обсуждении данной нормы нового закона,
соответствующими органами власти, должна быть приведена официальная
статистика привлечения владельцев оружия к административным
правонарушениям за предыдущие 6 лет.
2. Произвести анализ статистики привлечения граждан, владеющих
оружием, являвшихся ранее судимыми к уголовной ответственности в
период владения такими гражданами оружием на предмет выявления
общественной опасности таких граждан. При этом также обратить внимание
на то, что преступления бывают не умышленного характера, а предложенная
формулировка Федерального закона от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные
акты Российской Федерации" равноценно ограничивает в праве на оружие лиц
повторно привлеченных как по умышленным преступлениям так и не по
умышленным. На основе статистики сформировать перечень статей
привлечение по которым единожды или неоднократно будет являться
основанием для лишения права на приобретение оружия гражданином, а также
обязательно указать в новом законе то, что он не имеет обратной силы.
3. Узаконить передачу любого вида оружия между гражданами на
охоте и стрелковых объектах при отсутствии у обоих граждан
противопоказаний к владению оружием - разработать норму закона,
позволяющую передачу оружия между законными владельцами такого оружия и
лицами, имеющими зарегистрированное право на приобретения оружия, на
стрелковых объектах и охоте. При этом реализация такого права может быть
организована в случае введения на территории Российской Федерации единого
разрешения на хранение и ношения оружия, введение которого должно быть
заложено в новом законе.
4. Отменить ограничение на 10 патронов в магазине при
использовании любого типа оружия на стрелковых объектах или при
пристрелке оружия в охотугодиях - в целях повышения культуры обращения с
оружием, а также в целях выработки необходимых навыков у граждан,
владеющих оружием, в том числе на основе давно сложившейся практики снять
ограничения на количество патронов в магазине оружия, используемого на
стрелковом объекте и при проведении пристрелки, так как существующая в
данный момент норма является избыточной и необоснованной.
5. Вернуть право владения и приобретения оружием гражданам, не
имеющим противопоказаний к владению оружием с 18 лет - введенное
Федеральным законом от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" ограничения возраста приобретения оружия “от 21
года” является необоснованным статистически, и по факту указанные граждане
в возрасте от 18 до 21 года не представляют какой либо открытой общественной
опасности по сравнению с лицами более старшего возраста. Введенное
ограничение ставит под удар развитие культуры обращения с оружием граждан.
Также при анализе возрастных цензов на приобретение оружия необходимо
обратить внимание, что в спортивной сфере оружие используется в возрасте от
10 лет, по этой причине предлагается предоставить возможность приобретения
моделей оружия и дальнейшей его передачи законными представителями
несовершеннолетних лиц для занятия спортом лицам которых представляют
такие законные представители.
6. Отменить нововведенный стаж с одно- и двухствольным оружием
для всех категорий граждан - отменить введенный Федеральным законом от
28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
“гладкоствольный стаж” для магазинного и самозарядного оружия. Так как не
существует какой либо открытой статистики свидетельствующей о том, что с
использованием такого оружия совершаются преступления, которые было бы
невозможно совершить с другими видами оружия, равно как и не существует
какой либо открытой официальной статистики о том, что законно
зарегистрированное оружие как-либо массово участвует в незаконной
деятельности.
7. Сократить стаж владения гладкоствольным оружием для
получения права на приобретение оружия с нарезным стволом с 5 лет до 1
года для всех категорий граждан - произвести анализ существующей нормы
закона об оружии на предмет либо сокращения стажа владения
гладкоствольным оружием, требуемого для приобретения нарезного оружия,
как это было сделано в союзном государстве Беларусь, так и рассмотрения
возможности разделения такого стажа на разные сроки в зависимости от типа
нарезного оружия (малокалиберное, под пистолетные патроны, под
промежуточные патроны, под винтовочные патроны). Существующая в
настоящее время норма “5 лет” является губительной для отечественного
оружейного производства, и по большей части является “клондайком” для
иностранных производителей, которым не требуется для вывода на рынок
моделей оружия рассчитывать, что их приобретут “через 5 лет” в связи с тем,
что такой стаж на территории других государств не существует нигде (вариант
реализации норм стажа см. в Приложении 2).
8. На территории Российской Федерации ввести в оборот
гражданское огнестрельное оружие, позволяющее произвести выстрел при
длине такого оружия менее 800 мм, для использования в целях охоты — на
этапе общественного обсуждения закона должен быть поднят вопрос введения
на территории Российской Федерации нового вида гражданского оружия -
гражданское короткоствольное оружие отечественного производства,
используемое для занятия охотой. Введение такого нового вида оружия, широко
распространенного в мире, позволит производить охоту более эффективно и
безопасно, а также позволит отечественным производителям оружия развернуть
производство такого оружия не опасаясь конкуренции с внешних рынков.
Предлагаем реализовать возможность приобретения такого оружия для целей
охоты для граждан, у которых уже возникло право на приобретение
длинноствольного оружия с нарезным стволом для целей охоты.
9. Вернуть статус "гладкоствольного" оружию со сверловкой ствола
"Ланкастер" и нарезной частью "Парадокс", т.к. общественная опасность
такого оружия за прошедшие 5 лет никак не подтверждена - введенные
Федеральным законом от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" формулировки выводят из статуса гладкоствольного
оружия оружие со сверловкой Ланкастера и с конструкций ствола “Парадокс”,
что является необоснованным реальной статистикой уголовных и
административных правонарушений с применением такого вида оружия
ограничением оборота такого оружия на территории Российской Федерации.
Важно отметить, что массовое появление такого оружия в период примерно с
2015 года явилось спасением для отечественных производителей оружия,
лишенных возможности поставлять на экспорт ранее производимые модели
оружия, и в связи с отсутствием конкуренции с внешних рынков дало
возможность загрузить производственные мощности актуальной
востребованной оружейной продукцией, которая на внутреннем рынке нашла
большой, растущий по сей день спрос, а также косвенно спасло пороховые и
капсюльные заводы. Перевод такого оружия в статус нарезного приведёт к
значительному падению интереса и реального спроса на него, что в свою
очередь крайне негативно отразится на всех предприятиях, которые
переориентировали свое производство и понесут значительные экономические
потери, результатом чего станет увольнение и потеря квалифицированных
кадров на этих и смежных предприятиях, которые в настоящее время участвуют
в гособоронзаказе, когда такой заказ поступает на предприятие.
10. Переработать действующие нормативно-правовые акты в части
оборота гражданского холодного оружия - необходимо вывести понятие
холодного оружия из закона об оружии, и рассмотреть введение в оборот,
возможно на уровне Уголовного Кодекса термина “предмет используемый в
качестве дробящего, рубящего или колющего оружия”, так как в настоящее
время грань между тем, что является по настоящей классификации холодным
оружием и предметом хозяйственно-бытового предназначения полностью
размыта до состояния фактической идентичности таких предметов.
11. Переработать действующие нормативно-правовые акты в части
оборота гражданского пневматического оружия - необходимо провести
анализ современного состояния дел в классе пневматического оружия в целях
анализа актуальности действующих ограничений в виде 3 Дж, 7.5 Дж, 25 Дж
для оружия находящегося в законном обороте, и в силу того, что в ряде случаев
такая мощность может быть неумышленно превышена в силу конструктивных
особенностей, рассмотреть возможность введения административной
ответственности для таких владельцев оружия по отдельной статьей КоАП и
исключить уголовную ответственность за действия с таким оружием (НЕ за
преступления совершенные с его применением), при этом вне зависимости от
заявленной мощности ввести обязанность уведомительной постановки на учет
пневматического оружия по принципу работы “пневматическое оружие с
предварительной накачкой” по аналогии с введенной Федеральным законом от
28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормой
постановки на учет охолощенного оружия.
12. Ввести в новый закон понятие “Модернизация оружия” - когда на
оружии могут быть установлены любые не основные части такого оружия,
произведенные сторонними от производителя такого оружия производителями,
которые не вносили бы технические изменения в оружие, которые не сделали
бы это оружие запрещенными к обороту в качестве гражданского оружия. При
этом новым законом необходимо рассмотреть возможность внесения изменения
в основные части такого оружия владельцем такого оружия, не являющиеся
ремонтом - как пример таких изменений могут быть примеры: сверление портов
в двуствольном оружии, установка прицела или мушки (когда требуется
просверлить отверстие для установки), сглаживание кромок (заусенцев)
основных деталей огнестрельного оружия, покраска, нанесение надписей и
гравировок, не являющихся художественной отделкой и т.п.
13. Вывести газовые распылители (Баллончики) из разряда оружия и
сделать возможность приобретения таких предметов с 14 лет - так как не
существует какой либо явной статистики, говорящей о том, что такие предметы
должны быть квалифицированы как оружие, при этом присутствует явная
необходимость использования такого предмета для целей самообороны лицами,
не достигшими 18 лет. При этом рассмотреть ответственность за незаконное
использование таких предметов на уровне КоАП.
14. Разрешить ношение огнестрельного длинноствольного оружия с
целью самообороны вне населенных пунктов в местностях в которых
обитают опасные дикие животные (медведь, тигр) - по факту граждане
Российской Федерации лишены права законной обороны от таких видов
животных, но при этом вынуждены для целей сохранения своей собственности
жизни и здоровья нарушать законодательство и носить такое оружие для
защиты от опасных хищников. Возможно, Минприроды РФ необходимо по
согласованию с органами Росгвагдии установить какие либо местности, где
такое ношение оружия обоснованно и крайне необходимо, по примеру того, как
в законодательстве устанавливаются районы Крайнего Севера.
15. Переработать форматирование нового Закона, сделав его
оформление логичным, последовательным и удобным к восприятию -
существующий Закон оформлен практически без применения цифровой и
буквенной нумерации абзацев, что существенно осложняет его применение и
восприятие, также Закон после неоднократных правок начал содержать в себе
статьи имеющие нумерацию “через точку” - статьи 6.1, 9.1, 9.2, 13.1, 20.1, что
еще более усложнило восприятие и применение закона. В настоящее сам текст
закона местами стал запутан и не читаем, если взять ту же статью 13 которая
фактически является самой применяемой в законе, то после множества правок
она стала нечитаемым, сложным к восприятию монолитным текстом.
16. Подробно и точно расписать в действующих НПА оружейную
терминологическую базу - если детально начать анализировать действующий
закон по каждой из статей, то можно найти большую кучу дыр и
неопределенностей. Самое простое, на что можно обратить внимание — это
статья 1, являющаяся чем то вроде терминологической базы как для самого
закона, так и для оборота оружия в целом. Из статьи 1 видно, что в ней
отсутствуют определения фундаментальных понятий:
ремонт оружия
стрелковый объект
ношение
специально отведенное для стрельбы место
транспортирование
перевозка
коллекционирование
производство
торговля
продажа
передача
приобретение
экспонирование
учет
хранение
использование
изъятие
конфискация
уничтожение
криминалистические требования
Это термины, которые упоминаются в законе и иных законах и актах, к
примеру статья КоАП 20.13 отсылает к специально отведенным местам, но она
не может быть применима, так как определения таких мест в законе нет, и нет в
законодательстве в принципе.
17. Свести лицензионно-разрешительный оборот к единому
разрешению на вид оружия в зависимости от цели приобретения, без
бессмысленного получения лицензий на приобретение единиц оружия,
действительность которого может проверятся онлайн, а сама регистрация
приобретенного оружия должна происходить в месте его приобретения. Для
более понятной классификации в рамках единого разрешения на хранение и
ношение оружия ввести специальные буквенно-цифровые категории, наподобие
автомобильных: А, В, С1 и так далее.
18. Вместо «спортивного» и «охотничьего длинноствольного оружия»
ввести понятие «гражданское длинноствольное оружие», к которому уже
далее по закону должен быть прописан порядок приобретения для разных
целей: охота, спорт, самооборона, или для комбинации этих целей - в
действующем законе присутствует бессмысленное разделение пневматического
и огнестрельного длинноствольного оружия на спортивное и охотничье, хотя по
факту это одно и тоже оружие, что существенно запутывает сам закон, когда, к
примеру, в тексте закона упоминается “охотничье оружие”, невозможно
определить: идет ли речь только об охотничьем оружии, купленном для занятия
охотой, или следует под этим понимать также такое оружие, используемое как
спортивное, и в дальнейшем при таком построении закона в принципе
непонятно как следует классифицировать спортивное оружие, купленное для
занятия охотой и охотничье — для занятия спортом.
19. Ввести полный электронный документооборот между органами
гвардии, юридическими лицами, медицинскими организациями, и
гражданами.
20. Реализовать механизм введения в оборот оружия без документов,
находящегося на руках у граждан, если такое оружие соответствует
критериям гражданского и не является кустарно изготовленным - в
действующем законе отсутствует порядок введения в законный оборот оружия,
приобретенного до вступления в силу закона. На руках у населения огромное
количество охотничьего оружия без документов, приобретенного при разном
ранее действовавшем законодательстве (см. пункт 2 Приложения 3).
21. Для владельцев оружия реализовать специальную систему
информирования через SMS и Портал Госуслуги о сроках действия
разрешения (или иных значимых для владельца оружия документах и
событиях), которое есть у данного гражданина (по аналогии с существующим
информированием граждан о действии водительских удостоверений).
22. Проработать и решить вопрос работы системы доставки оружия и
патронов гражданам по территории Российской Федерации — на данный
момент существовавшая и работавшая много лет “Спецсвязь” фактически
разрушена, а тарифы на доставку у остатков этой государственной организации
стали “заградительными” и недоступными рядовым гражданам.
23. Проработать и решить вопрос формирования адекватных
требований к оборудованию комнат хранения оружия, а также стоимости
охраны с возвратом к охране ЧОПами - существующие тарифы Росгвардии
на охрану губительны для рынка оружия в Российской федерации, при этом
законодательно не подлежат антимонопольному регулированию.
24. Рассмотреть реализацию проведения медицинских комиссий на
право владения и приобретения оружия на базе обязательного
медицинского страхования по программе диспансеризации населения,
которая малопосещаема в настоящее время - это решит как вопрос
экономической доступности такой процедуры, так и вопрос формирования
медицинских баз лиц, которым оружие по медицинским показателям
приобретать запрещено.
25. С целью повышения культуры обращения с оружием проработать
и решить проблему отсутствия специально отведенных для стрельбы мест
— поскольку государство не сможет единовременно выделить деньги на
строительство достаточного количества стрелковых объектов по всей стране,
следует незамедлительно восстановить существовавшую в СССР норму
возможности пристрелки оружия по специальному разрешению в охотничьих
угодьях в течение всего года. В каждом регионе давно сформировались
безопасные “овраги”, в которых владельцы оружия, соблюдая все нормы
безопасности, проводят стрельбы. Следовательно необходимо подойти к
законодательному регулированию существования таких мест и организации
доступа в них.
26. Убрать разделение сигнального оружия на сигнальное оружие и
охолощенное, дополнительно убрав необъяснимый лицензионный порог в
6 мм для сигнального оружия — такое ограничение по калибру никак не
проявило себя с негативной стороны в охолощенном оружии, по этой причине
оборот таких видов оружия должен быть синхронизирован.
27. Упразднить обязательную сертификацию каждой ввозимой
единицы оружия и патронов — учитывая, что такое оружие и патроны уже
есть в обороте, существующая система сертификации выглядит атавизмом,
который существует в законе лишь для того, чтобы работали коммерческие
центры сертификации и не несет в себе какой либо значимой функции.
Указанная норма законодательства должна быть рассмотрена с точки зрения
значимости и возможности отказа о такой практики.
28. Прописать четкий механизм ввоза пороха и средств
инициирования для патронов гражданами из-за рубежа — указанная норма
должна быть введена в закон в удобном и понятном виде.
29. Убрать ограничение на 5 единиц гладкоствольного и 5 единиц
нарезного оружия для граждан — необходимо пересмотреть указанные
ограничения по количеству оружия определённого типа у граждан, отменив
ограничение по типу оружия и ограничив только общее количество единиц
охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия до 10 единиц.
30. Прописать раздельный оборот гильз и пуль с оборотом патронов
при торговле такими предметами — законодательство отождествляет оборот
гильз и пуль с оборотом патронов при торговле такой продукцией, что
существенно снижает возможности торговли такими не представляющими
общественной опасности предметами и ставит необоснованную преграду в
насыщении рынка такой продукцией перед торговыми организациями и
производителями.
31. Уточнить порядок оборота комбинированного оружия для
граждан Российской Федерации — в настоящий момент такое оружие с точки
зрения действующего законодательства является нарезным оружием.
Необходимо прописать отдельный порядок оборота комбинированного
охотничьего оружия для граждан Российской Федерации с учётом его
специфики и технических возможностей применения.
32. Убрать неопределённость, связанную с накоплением стажа на
нарезное оружие, изменив действующие формулировки — необходимо
переписать соответствующий абзац cтатьи 13 Закона «Об оружии» таким
образом, чтобы исключить возможность его толкования, как необходимость
НЕПРЕРЫВНОГО владения в течение установленного срока гладкоствольным
оружием для накопления достаточного стажа для приобретения оружия с
нарезным стволом. Также на данный момент согласно действующему
законодательству имеется необходимость владения гладкоствольным оружием
для приобретения или продления нарезного оружия, это заведомо абсурдное
требование также необходимо устранить.
Приложение 2
к инициативе о разработке и принятии нового оружейного законодательства
Предложения по обновлению института “стажа” для нарезного оружия с поддержкой отечественных производителей
Действующее оружейное законодательство предоставляет право на
приобретение нарезного оружия гражданами только после того как прошло 5
лет владения охотничьим гладкоствольным оружием, при этом
законодательство не разделяет такое «временное ограничение» ни для
приобретения однозарядной винтовки в калибре 22LR, ни для на порядок более
мощного карабина в калибре 7,62x54R. При этом следует отметить, что сам
«нарезной стаж» существенно снижает продажу такого оружия внутри страны,
результатом чего является слабая заинтересованность производителей оружия в
развитии производства и разработки новых моделей. Настоящая редакция
закона в первую очередь выгодна иностранным производителям оружия,
которые за счет своего внутреннего рынка где нет «нарезного стажа» давно
развернули и окупили производство, в то время, как отечественные
производители оказываются в заведомо проигрышном положении, так как
концепция «возможно этот владелец гладкоствольного ружья купит через пять
лет что то нарезное» никаким образом не способствует развитию
отечественного рынка и производства. Дополнительно следует учесть тот факт,
что на Российскую Федерацию наложены санкции и при существующей
редакции закона пострадавшим, в первую очередь, остается потребитель —
оружия иностранного производства на прилавках магазинов либо нет, либо оно
продаётся по сильно завышенной цене, а у отечественных производителей, в
силу действующего порядка оборота гражданского оружия, просто нет стимула
и возможностей развиваться для качественного удовлетворения реального
спроса.
Следует также отметить, что данная ситуация параллельно ведет к отсутствию
инициативы со стороны патронных заводов, у которых нет реальной
возможностей осваивать производство новых калибров патронов и повышать
качество продукции в силу отсутствия достаточно объёмного рынка, что, в свою
очередь, негативно сказывается на капсюльных, пороховых заводах и даже
производителях оружейной оптики.
Существенным сдвигом в решении проблемы производства и качества
нарезного оружия, развития патронной и других сопутствующей отраслей
может стать мера «расщепления стажа» с уклоном в отечественное
производство, а именно следует «расщепить стаж» на нарезное оружие на
разные сроки с уклоном в отечественное производство, при общем снижении
«полного» стажа до 3(4) лет, далее речь о хранении и ношении:
А) Малокалиберное оружие ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства под патрон
кольцевого воспламенения — 1 год владения гладкоствольным оружием, или
для граждан проходящих или прошедших военную службу.
Б) ОТЕЧЕСТВЕННОЕ нарезное оружие под пистолетные патроны — 2 года
владения гладкоствольным оружием или 1 год владения малокалиберным
оружием под патрон кольцевого воспламенения ОТЕЧЕСТВЕННОГО
производства.
В) ОТЕЧЕСТВЕННОЕ нарезное оружие любых калибров не включенное в
пункты А и Б — 3 года владения гладкоствольным или 2 года владения
малокалиберным оружием ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства под патрон
кольцевого воспламенения, или 1 год владения ОТЕЧЕСТВЕННЫМ оружием
под пистолетные патроны.
Г) Любое нарезное оружие иностранного производства - 4 года владения
гладкоствольным оружием или 3 года владения малокалиберным оружием
ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства под патрон кольцевого воспламенения, или
2 года владения ОТЕЧЕСТВЕННЫМ оружием под пистолетные патроны или 1
год владения ОТЕЧЕСТВЕННЫМ оружием любых калибров не включенное в
пункты А и Б.
Приложение 3
к инициативе о разработке и принятии нового оружейного законодательства
Предлагаемые к рассмотрению формулировки фундаментальных терминов участвующих в обороте оружия, описание которых отсутствует в действующем законе «Об оружии».
1. Статья 1 - термины и определения
Ремонт оружия – деятельность юридических лиц, по восстановлению
работоспособности оружия и(или) замене основных частей огнестрельного
оружия, внесению допустимых настоящим законом изменений в основные
части огнестрельного оружия и иные действия, на осуществление которых
требуется получения разрешения или лицензии в соответствии с настоящим
Федеральным законом
Стрелковый объект – спортивный объект (стрельбище, тир, полуоткрытый
тир, стенд) являющийся специально отведенным для стрельбы местом.
Параметры оборудования стрелковых объектов для использования
гражданского огнестрельного оружия, гражданского пневматического оружия,
гражданского списанного оружия и гражданского сигнального оружия, за
исключением условий хранения оружия и патронов на таких объектах,
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической
культуры и спорта;
Ношение оружия – нахождение заряженного оружия в руках, в кобуре,
чехле или на ремне непосредственно в одежде или на теле физического лица;
Транспортирование оружия – нахождение незаряженного оружия в кобуре,
чехле, специальных футлярах или заводской упаковке;
Перевозка оружия – вид деятельности, связанный с перемещением
незаряженного оружия, в том числе в чехле, футляре, заводской упаковке или
специальном ящике юридическим лицом - перевозчиком, которое оказывает
соответствующие услуги по перевозке оружия;
Коллекционирование оружия – сбор и хранение огнестрельного,
пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов
юридическими и физическими лицами для формирования коллекций
(собраний) и использования в научных, информационных и познавательных
целях;
Производство оружия — деятельность юридических лиц, включающая
изготовление оружия и (или) основных частей оружия, переделки одного вида
оружия в другой вид оружия;
Производство патронов — деятельность юридических лиц по
изготовлению патронов;
Производство боеприпасов — деятельность юридических лиц по
изготовлению боеприпасов;
Торговля оружием - деятельность юридических лиц по продаже оружия и
(или) основных частей оружия приобретенных для целей торговли, или
торговая деятельность производителя оружия и (или) основных частей оружия в
отношении своей продукции;
Торговля патронами - деятельность юридических лиц по продаже патронов,
приобретенных для целей торговли, или торговая деятельность производителя
патронов в отношении своей продукции;
Продажа оружия – возмездная передача оружия и (или) основных частей
оружия между продавцом и покупателем;
Продажа патронов – возмездная передача патронов между продавцом и
покупателем;
Передача оружия – передача оружия и (или) основных частей оружия от
одного лица к другому во временное пользование;
Передача патронов – передача патронов от одного лица к другому;
Приобретение оружия - покупка, получение в качестве подарка, получение
в качестве награды, в качестве наследства оружия и(или) патронов и(или)
основных частей оружия;
Экспонирование оружия – деятельность юридических и физических лиц по
демонстрации оружия и(или) патронов и(или) боеприпасов, приобретенных для
целей коллекционирования, при проведении выставок, выставок-продаж, и в
иных случаях, связанных с демонстрацией такого оружия и(или) патронов
широкому кругу лиц;
Учет оружия – сбор информации, регистрация, инвентаризация и иные
действия по отслеживанию нахождения оружия и (или) патронов и(или)
боеприпасов, а также действий с ними;
Хранение оружия – хранение оружия и(или) основных частей оружия
и(или) патронов и(или) боеприпасов, в помещениях или в иных местах,
обеспечивающих их сохранность, в том числе в отсутствии владельца
указанных предметов;
Использование оружия – использование оружия для целей и в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным Законом;
Изъятие оружия – временное лишение лица права распоряжения оружием
и(или) основными частями оружия и(или) патронами и(или) боеприпасами,
связанное с физическим изъятием таких предметов у их владельца;
Конфискация оружия – прекращение права собственности на оружие
и(или) основные части оружия и(или) патроны и(или) боеприпасы, связанное с
безвозвратным физическим изъятием таких предметов у их владельца;
Уничтожение оружия – необратимое разрушение конструкции оружия
и(или) основных частей оружия и(или) патронов и(или) боеприпасов, после
которого указанные предметы не могут быть использованы или
отремонтированы, восстановлены;
Криминалистические требования к техническим характеристикам
гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему – технические
требования, устанавливающие обязательные к соблюдению специальные
технические параметры гражданского, служебного оружия, патронов к нему,
применение которых создает условия, при которых применение гражданского
или служебного оружия в преступных целях гарантирует идентификацию
каждой единицы данных видов оружия, исключает возможности переделки и
применения одного вида гражданского или служебного оружия в другой без
применения специального оборудования, исключает возможности переделки и
применения конструктивно сходных с оружием изделий в качестве оружия без
применения специального оборудования;
Патрон «Флобера» - патрон кольцевого воспламенения, не имеющий
порохового заряда и снаряд которого приводится в движение только за счет
газов капсюльного состава.
2. Дополнить Статью 31 абзацами:
а) Оружие поступившие в оборот до 1 января 1994 года для целей
занятия охотой и(или) спортом, находящееся в собственности
физических или юридических лиц подлежит классификации, в
рамках настоящего закона, в качестве гражданского оружия, и
может использоваться для занятия спортом или охотой.
б) Короткоствольное оружие, указанное в пункте «а» настоящей
статьи, подлежит классификации, в рамках настоящего закона, в
качестве гражданского оружия, и может использоваться для занятия
спортом.
в) Сигнальное оружие калибром более 6мм поступившие в оборот
до 1 июля 1997 года, находящееся в собственности физических или
юридических лиц подлежит классификации, в рамках настоящего
закона, в качестве гражданского оружия, и может использоваться
для подачи сигналов.
г) Оружие указанное пунктах «а», «б» и «в» настоящей статьи
подлежит учету в соответствии с настоящим законом, при этом
постановка на учет такого оружия может производиться вне
зависимости от времени поступления такого оружия в оборот, и вне
зависимости от наличия разрешений или лицензий на такое оружие.
д) Наградное оружие, поступившее в оборот на территории СССР
до 21 декабря 1991 года, подлежит учету на территории Российской
Федерации в качестве наградного оружия согласно статье 20.1
настоящего Федерального закона.
upd:
С самого начала было чувство что я где-то многое из этого уже читал. Теперь мне напомнили.
Авторство этой инициативы принадлежит Антону с канала "Контрольный спуск", а также еще двум соавторам.
https://www.roi.ru/89488
Действующее оружейное законодательство и, в частности, основной Федеральный закон № 150 "Об оружии" были приняты более 24 лет назад в 90-е годы 20-го века в абсолютно иных политических, экономических и криминогенных условиях, которые складывались в период принятия таких законов и в настоящий момент совершенно не соответствуют текущим реалиям. Сам 150-ФЗ за 24 года существования имеет уже около 60 редакций, при этом одна из них была введена по решению Конституционного Суда и по количеству этих редакций получается, что закон правили примерно каждые полгода с момента его выхода, постоянно пытаясь переписать изначальный текст документа, подстраивая его под новые реалии, при этом убирая старые ошибки и неточности, но добавляя всё новые коллизии и усложняя и без того тяжёлый для восприятия нормативно-правовой акт. Данная ситуация развивалась на протяжении долгих лет, усложняя понимание действующих оружейных НПА не только для рядовых граждан, но и для профильных специалистов отрасли, которые всё чаще были вынуждены вступать в дискуссии и требовать дополнительных разъяснений (зачастую таких же противоречивых) по множеству спорных и неоднозначных моментов, порождённых существующими коллизиями. Всё это в итоге начало приводить к тому, что в отдельных случаях региональные органы, контролирующие оборот оружия, начинают трактовать оружейное законодательство по-своему, согласно своим внутренним убеждениям и личным интересам, зачастую ущемляя права законопослушных граждан и добросовестных владельцев оружейного бизнеса по всей стране, от оружейных магазинов и стрельбищ, до производителей оружия и комплектующих.
Последним шагом к развалу порядка гражданского оружейного оборота после трагедии в Казани стали поспешно принятые Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в эмоциональном порыве поправки, которые мало того, что никак не повлияют на реальную ситуацию с общественной безопасностью в целом и безопасностью учебных учреждений в частности, под эгидой чего их и принимали, так ещё и похоронят львиную долю гражданской оружейной отрасли, усложнив жизнь подавляющему большинству законопослушных владельцев оружия, а еще часть граждан сделав потенциальными нарушителями и уголовниками на пустом месте. При этом о крайне низком качестве проработки данных поправок говорит тот факт, что большая часть из них прописана крайне безграмотно и противоречит не только принятым ГОСТам, но и здравому смыслу, внося целый ряд новых неопределённостей, которые могут быть истолкованы совершенно по разному в зависимости от личных предпочтений толкователя.
Проанализировав текущую ситуацию мы предлагаем полностью переработать действующее оружейное законодательство - провести разработку и принять новый Федеральный Закон “Об обороте оружия и патронов в Российской федерации” с использованием открытого общественного обсуждения проекта закона. Полагаем, что пример открытого общественного обсуждения проекта закона “О полиции”, с использованием специально созданного Правительством Российской Федерации сайта zakonoproekt2010, на котором каждый мог оставить свой комментарий к тексту предложенного проекта, оказался сугубо положительным, и позволил избежать огромное количество проблем связанным как с самими заложенными в закон нормами, так и исключил возможность двоякого трактования и правоприменения текста закона.
С более подробным описанием предлагаемых к рассмотрению норм и предложений, которые необходимо в обязательном порядке рассмотреть на этапе разработки нового Закона, можно ознакомиться в Приложениях к данной инициативе.
Практический результат
Принятие предложенного нового Федерального Закона “Об обороте оружия и патронов в Российской федерации” положит начало процессу по упорядочению действующих оружейных НПА, приведению их в соответствие с существующими реалиями, в том числе в рамках реализуемого Правительством Российской Федерации механизма “Регуляторной гильотины”, при этом сохранив логику и взаимосвязь, обеспечив возможность восприятия данных документов рядовыми гражданами, а также устранив все возможности для двойных толкований тех или иных пунктов НПА. Данная инициатива призвана четко прописать права и обязанности законопослушных граждан, не допуская их ущемления в настоящем и будущем, окажет благотворное влияние на положение дел на отечественных оружейных и около оружейных предприятиях.
Приложение 1
к инициативе о разработке и принятии нового оружейного законодательства
Список общих предложений по совершенствованию оружейного законодательства
В принимаемом законе должны быть реализованы и учтены следующие
положения:
1. Отменить связь административных правонарушений НЕ
связанных с оружием с возможностью им владеть. Оставить "оружейную"
ответственность только за непосредственные нарушения хранения,
ношения, транспортировки или использования оружия (убрать 20.25,
утерю паспорта и т.п.) и вернуть обязательную повторность совершенного
нарушения в течение 1 года - произвести анализ КоАП на предмет выделения
в отдельную главу КоАП статей КоАП, применяющихся к владельцам оружия и
непосредственно влияющих на право гражданина владеть оружием. При этом
указанные статьи по большей части должны непосредственно касаться оборота
оружия, и возможных медицинских противопоказаний (например наркотики,
алкоголь), предусмотренных КоАП. При этом из такого списка правонарушений
должны быть исключены формальные правонарушения, явно не влияющие на
правопорядок - например потеря паспорта. Также при разработке данной части
нового закона об оружии должен, как и прежде, соблюдаться принцип
повторности правонарушений, как это и было до принятия Федерального закона
от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом
при общественном обсуждении данной нормы нового закона,
соответствующими органами власти, должна быть приведена официальная
статистика привлечения владельцев оружия к административным
правонарушениям за предыдущие 6 лет.
2. Произвести анализ статистики привлечения граждан, владеющих
оружием, являвшихся ранее судимыми к уголовной ответственности в
период владения такими гражданами оружием на предмет выявления
общественной опасности таких граждан. При этом также обратить внимание
на то, что преступления бывают не умышленного характера, а предложенная
формулировка Федерального закона от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные
акты Российской Федерации" равноценно ограничивает в праве на оружие лиц
повторно привлеченных как по умышленным преступлениям так и не по
умышленным. На основе статистики сформировать перечень статей
привлечение по которым единожды или неоднократно будет являться
основанием для лишения права на приобретение оружия гражданином, а также
обязательно указать в новом законе то, что он не имеет обратной силы.
3. Узаконить передачу любого вида оружия между гражданами на
охоте и стрелковых объектах при отсутствии у обоих граждан
противопоказаний к владению оружием - разработать норму закона,
позволяющую передачу оружия между законными владельцами такого оружия и
лицами, имеющими зарегистрированное право на приобретения оружия, на
стрелковых объектах и охоте. При этом реализация такого права может быть
организована в случае введения на территории Российской Федерации единого
разрешения на хранение и ношения оружия, введение которого должно быть
заложено в новом законе.
4. Отменить ограничение на 10 патронов в магазине при
использовании любого типа оружия на стрелковых объектах или при
пристрелке оружия в охотугодиях - в целях повышения культуры обращения с
оружием, а также в целях выработки необходимых навыков у граждан,
владеющих оружием, в том числе на основе давно сложившейся практики снять
ограничения на количество патронов в магазине оружия, используемого на
стрелковом объекте и при проведении пристрелки, так как существующая в
данный момент норма является избыточной и необоснованной.
5. Вернуть право владения и приобретения оружием гражданам, не
имеющим противопоказаний к владению оружием с 18 лет - введенное
Федеральным законом от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" ограничения возраста приобретения оружия “от 21
года” является необоснованным статистически, и по факту указанные граждане
в возрасте от 18 до 21 года не представляют какой либо открытой общественной
опасности по сравнению с лицами более старшего возраста. Введенное
ограничение ставит под удар развитие культуры обращения с оружием граждан.
Также при анализе возрастных цензов на приобретение оружия необходимо
обратить внимание, что в спортивной сфере оружие используется в возрасте от
10 лет, по этой причине предлагается предоставить возможность приобретения
моделей оружия и дальнейшей его передачи законными представителями
несовершеннолетних лиц для занятия спортом лицам которых представляют
такие законные представители.
6. Отменить нововведенный стаж с одно- и двухствольным оружием
для всех категорий граждан - отменить введенный Федеральным законом от
28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
“гладкоствольный стаж” для магазинного и самозарядного оружия. Так как не
существует какой либо открытой статистики свидетельствующей о том, что с
использованием такого оружия совершаются преступления, которые было бы
невозможно совершить с другими видами оружия, равно как и не существует
какой либо открытой официальной статистики о том, что законно
зарегистрированное оружие как-либо массово участвует в незаконной
деятельности.
7. Сократить стаж владения гладкоствольным оружием для
получения права на приобретение оружия с нарезным стволом с 5 лет до 1
года для всех категорий граждан - произвести анализ существующей нормы
закона об оружии на предмет либо сокращения стажа владения
гладкоствольным оружием, требуемого для приобретения нарезного оружия,
как это было сделано в союзном государстве Беларусь, так и рассмотрения
возможности разделения такого стажа на разные сроки в зависимости от типа
нарезного оружия (малокалиберное, под пистолетные патроны, под
промежуточные патроны, под винтовочные патроны). Существующая в
настоящее время норма “5 лет” является губительной для отечественного
оружейного производства, и по большей части является “клондайком” для
иностранных производителей, которым не требуется для вывода на рынок
моделей оружия рассчитывать, что их приобретут “через 5 лет” в связи с тем,
что такой стаж на территории других государств не существует нигде (вариант
реализации норм стажа см. в Приложении 2).
8. На территории Российской Федерации ввести в оборот
гражданское огнестрельное оружие, позволяющее произвести выстрел при
длине такого оружия менее 800 мм, для использования в целях охоты — на
этапе общественного обсуждения закона должен быть поднят вопрос введения
на территории Российской Федерации нового вида гражданского оружия -
гражданское короткоствольное оружие отечественного производства,
используемое для занятия охотой. Введение такого нового вида оружия, широко
распространенного в мире, позволит производить охоту более эффективно и
безопасно, а также позволит отечественным производителям оружия развернуть
производство такого оружия не опасаясь конкуренции с внешних рынков.
Предлагаем реализовать возможность приобретения такого оружия для целей
охоты для граждан, у которых уже возникло право на приобретение
длинноствольного оружия с нарезным стволом для целей охоты.
9. Вернуть статус "гладкоствольного" оружию со сверловкой ствола
"Ланкастер" и нарезной частью "Парадокс", т.к. общественная опасность
такого оружия за прошедшие 5 лет никак не подтверждена - введенные
Федеральным законом от 28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" формулировки выводят из статуса гладкоствольного
оружия оружие со сверловкой Ланкастера и с конструкций ствола “Парадокс”,
что является необоснованным реальной статистикой уголовных и
административных правонарушений с применением такого вида оружия
ограничением оборота такого оружия на территории Российской Федерации.
Важно отметить, что массовое появление такого оружия в период примерно с
2015 года явилось спасением для отечественных производителей оружия,
лишенных возможности поставлять на экспорт ранее производимые модели
оружия, и в связи с отсутствием конкуренции с внешних рынков дало
возможность загрузить производственные мощности актуальной
востребованной оружейной продукцией, которая на внутреннем рынке нашла
большой, растущий по сей день спрос, а также косвенно спасло пороховые и
капсюльные заводы. Перевод такого оружия в статус нарезного приведёт к
значительному падению интереса и реального спроса на него, что в свою
очередь крайне негативно отразится на всех предприятиях, которые
переориентировали свое производство и понесут значительные экономические
потери, результатом чего станет увольнение и потеря квалифицированных
кадров на этих и смежных предприятиях, которые в настоящее время участвуют
в гособоронзаказе, когда такой заказ поступает на предприятие.
10. Переработать действующие нормативно-правовые акты в части
оборота гражданского холодного оружия - необходимо вывести понятие
холодного оружия из закона об оружии, и рассмотреть введение в оборот,
возможно на уровне Уголовного Кодекса термина “предмет используемый в
качестве дробящего, рубящего или колющего оружия”, так как в настоящее
время грань между тем, что является по настоящей классификации холодным
оружием и предметом хозяйственно-бытового предназначения полностью
размыта до состояния фактической идентичности таких предметов.
11. Переработать действующие нормативно-правовые акты в части
оборота гражданского пневматического оружия - необходимо провести
анализ современного состояния дел в классе пневматического оружия в целях
анализа актуальности действующих ограничений в виде 3 Дж, 7.5 Дж, 25 Дж
для оружия находящегося в законном обороте, и в силу того, что в ряде случаев
такая мощность может быть неумышленно превышена в силу конструктивных
особенностей, рассмотреть возможность введения административной
ответственности для таких владельцев оружия по отдельной статьей КоАП и
исключить уголовную ответственность за действия с таким оружием (НЕ за
преступления совершенные с его применением), при этом вне зависимости от
заявленной мощности ввести обязанность уведомительной постановки на учет
пневматического оружия по принципу работы “пневматическое оружие с
предварительной накачкой” по аналогии с введенной Федеральным законом от
28.06.2021 N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормой
постановки на учет охолощенного оружия.
12. Ввести в новый закон понятие “Модернизация оружия” - когда на
оружии могут быть установлены любые не основные части такого оружия,
произведенные сторонними от производителя такого оружия производителями,
которые не вносили бы технические изменения в оружие, которые не сделали
бы это оружие запрещенными к обороту в качестве гражданского оружия. При
этом новым законом необходимо рассмотреть возможность внесения изменения
в основные части такого оружия владельцем такого оружия, не являющиеся
ремонтом - как пример таких изменений могут быть примеры: сверление портов
в двуствольном оружии, установка прицела или мушки (когда требуется
просверлить отверстие для установки), сглаживание кромок (заусенцев)
основных деталей огнестрельного оружия, покраска, нанесение надписей и
гравировок, не являющихся художественной отделкой и т.п.
13. Вывести газовые распылители (Баллончики) из разряда оружия и
сделать возможность приобретения таких предметов с 14 лет - так как не
существует какой либо явной статистики, говорящей о том, что такие предметы
должны быть квалифицированы как оружие, при этом присутствует явная
необходимость использования такого предмета для целей самообороны лицами,
не достигшими 18 лет. При этом рассмотреть ответственность за незаконное
использование таких предметов на уровне КоАП.
14. Разрешить ношение огнестрельного длинноствольного оружия с
целью самообороны вне населенных пунктов в местностях в которых
обитают опасные дикие животные (медведь, тигр) - по факту граждане
Российской Федерации лишены права законной обороны от таких видов
животных, но при этом вынуждены для целей сохранения своей собственности
жизни и здоровья нарушать законодательство и носить такое оружие для
защиты от опасных хищников. Возможно, Минприроды РФ необходимо по
согласованию с органами Росгвагдии установить какие либо местности, где
такое ношение оружия обоснованно и крайне необходимо, по примеру того, как
в законодательстве устанавливаются районы Крайнего Севера.
15. Переработать форматирование нового Закона, сделав его
оформление логичным, последовательным и удобным к восприятию -
существующий Закон оформлен практически без применения цифровой и
буквенной нумерации абзацев, что существенно осложняет его применение и
восприятие, также Закон после неоднократных правок начал содержать в себе
статьи имеющие нумерацию “через точку” - статьи 6.1, 9.1, 9.2, 13.1, 20.1, что
еще более усложнило восприятие и применение закона. В настоящее сам текст
закона местами стал запутан и не читаем, если взять ту же статью 13 которая
фактически является самой применяемой в законе, то после множества правок
она стала нечитаемым, сложным к восприятию монолитным текстом.
16. Подробно и точно расписать в действующих НПА оружейную
терминологическую базу - если детально начать анализировать действующий
закон по каждой из статей, то можно найти большую кучу дыр и
неопределенностей. Самое простое, на что можно обратить внимание — это
статья 1, являющаяся чем то вроде терминологической базы как для самого
закона, так и для оборота оружия в целом. Из статьи 1 видно, что в ней
отсутствуют определения фундаментальных понятий:
ремонт оружия
стрелковый объект
ношение
специально отведенное для стрельбы место
транспортирование
перевозка
коллекционирование
производство
торговля
продажа
передача
приобретение
экспонирование
учет
хранение
использование
изъятие
конфискация
уничтожение
криминалистические требования
Это термины, которые упоминаются в законе и иных законах и актах, к
примеру статья КоАП 20.13 отсылает к специально отведенным местам, но она
не может быть применима, так как определения таких мест в законе нет, и нет в
законодательстве в принципе.
17. Свести лицензионно-разрешительный оборот к единому
разрешению на вид оружия в зависимости от цели приобретения, без
бессмысленного получения лицензий на приобретение единиц оружия,
действительность которого может проверятся онлайн, а сама регистрация
приобретенного оружия должна происходить в месте его приобретения. Для
более понятной классификации в рамках единого разрешения на хранение и
ношение оружия ввести специальные буквенно-цифровые категории, наподобие
автомобильных: А, В, С1 и так далее.
18. Вместо «спортивного» и «охотничьего длинноствольного оружия»
ввести понятие «гражданское длинноствольное оружие», к которому уже
далее по закону должен быть прописан порядок приобретения для разных
целей: охота, спорт, самооборона, или для комбинации этих целей - в
действующем законе присутствует бессмысленное разделение пневматического
и огнестрельного длинноствольного оружия на спортивное и охотничье, хотя по
факту это одно и тоже оружие, что существенно запутывает сам закон, когда, к
примеру, в тексте закона упоминается “охотничье оружие”, невозможно
определить: идет ли речь только об охотничьем оружии, купленном для занятия
охотой, или следует под этим понимать также такое оружие, используемое как
спортивное, и в дальнейшем при таком построении закона в принципе
непонятно как следует классифицировать спортивное оружие, купленное для
занятия охотой и охотничье — для занятия спортом.
19. Ввести полный электронный документооборот между органами
гвардии, юридическими лицами, медицинскими организациями, и
гражданами.
20. Реализовать механизм введения в оборот оружия без документов,
находящегося на руках у граждан, если такое оружие соответствует
критериям гражданского и не является кустарно изготовленным - в
действующем законе отсутствует порядок введения в законный оборот оружия,
приобретенного до вступления в силу закона. На руках у населения огромное
количество охотничьего оружия без документов, приобретенного при разном
ранее действовавшем законодательстве (см. пункт 2 Приложения 3).
21. Для владельцев оружия реализовать специальную систему
информирования через SMS и Портал Госуслуги о сроках действия
разрешения (или иных значимых для владельца оружия документах и
событиях), которое есть у данного гражданина (по аналогии с существующим
информированием граждан о действии водительских удостоверений).
22. Проработать и решить вопрос работы системы доставки оружия и
патронов гражданам по территории Российской Федерации — на данный
момент существовавшая и работавшая много лет “Спецсвязь” фактически
разрушена, а тарифы на доставку у остатков этой государственной организации
стали “заградительными” и недоступными рядовым гражданам.
23. Проработать и решить вопрос формирования адекватных
требований к оборудованию комнат хранения оружия, а также стоимости
охраны с возвратом к охране ЧОПами - существующие тарифы Росгвардии
на охрану губительны для рынка оружия в Российской федерации, при этом
законодательно не подлежат антимонопольному регулированию.
24. Рассмотреть реализацию проведения медицинских комиссий на
право владения и приобретения оружия на базе обязательного
медицинского страхования по программе диспансеризации населения,
которая малопосещаема в настоящее время - это решит как вопрос
экономической доступности такой процедуры, так и вопрос формирования
медицинских баз лиц, которым оружие по медицинским показателям
приобретать запрещено.
25. С целью повышения культуры обращения с оружием проработать
и решить проблему отсутствия специально отведенных для стрельбы мест
— поскольку государство не сможет единовременно выделить деньги на
строительство достаточного количества стрелковых объектов по всей стране,
следует незамедлительно восстановить существовавшую в СССР норму
возможности пристрелки оружия по специальному разрешению в охотничьих
угодьях в течение всего года. В каждом регионе давно сформировались
безопасные “овраги”, в которых владельцы оружия, соблюдая все нормы
безопасности, проводят стрельбы. Следовательно необходимо подойти к
законодательному регулированию существования таких мест и организации
доступа в них.
26. Убрать разделение сигнального оружия на сигнальное оружие и
охолощенное, дополнительно убрав необъяснимый лицензионный порог в
6 мм для сигнального оружия — такое ограничение по калибру никак не
проявило себя с негативной стороны в охолощенном оружии, по этой причине
оборот таких видов оружия должен быть синхронизирован.
27. Упразднить обязательную сертификацию каждой ввозимой
единицы оружия и патронов — учитывая, что такое оружие и патроны уже
есть в обороте, существующая система сертификации выглядит атавизмом,
который существует в законе лишь для того, чтобы работали коммерческие
центры сертификации и не несет в себе какой либо значимой функции.
Указанная норма законодательства должна быть рассмотрена с точки зрения
значимости и возможности отказа о такой практики.
28. Прописать четкий механизм ввоза пороха и средств
инициирования для патронов гражданами из-за рубежа — указанная норма
должна быть введена в закон в удобном и понятном виде.
29. Убрать ограничение на 5 единиц гладкоствольного и 5 единиц
нарезного оружия для граждан — необходимо пересмотреть указанные
ограничения по количеству оружия определённого типа у граждан, отменив
ограничение по типу оружия и ограничив только общее количество единиц
охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия до 10 единиц.
30. Прописать раздельный оборот гильз и пуль с оборотом патронов
при торговле такими предметами — законодательство отождествляет оборот
гильз и пуль с оборотом патронов при торговле такой продукцией, что
существенно снижает возможности торговли такими не представляющими
общественной опасности предметами и ставит необоснованную преграду в
насыщении рынка такой продукцией перед торговыми организациями и
производителями.
31. Уточнить порядок оборота комбинированного оружия для
граждан Российской Федерации — в настоящий момент такое оружие с точки
зрения действующего законодательства является нарезным оружием.
Необходимо прописать отдельный порядок оборота комбинированного
охотничьего оружия для граждан Российской Федерации с учётом его
специфики и технических возможностей применения.
32. Убрать неопределённость, связанную с накоплением стажа на
нарезное оружие, изменив действующие формулировки — необходимо
переписать соответствующий абзац cтатьи 13 Закона «Об оружии» таким
образом, чтобы исключить возможность его толкования, как необходимость
НЕПРЕРЫВНОГО владения в течение установленного срока гладкоствольным
оружием для накопления достаточного стажа для приобретения оружия с
нарезным стволом. Также на данный момент согласно действующему
законодательству имеется необходимость владения гладкоствольным оружием
для приобретения или продления нарезного оружия, это заведомо абсурдное
требование также необходимо устранить.
Приложение 2
к инициативе о разработке и принятии нового оружейного законодательства
Предложения по обновлению института “стажа” для нарезного оружия с поддержкой отечественных производителей
Действующее оружейное законодательство предоставляет право на
приобретение нарезного оружия гражданами только после того как прошло 5
лет владения охотничьим гладкоствольным оружием, при этом
законодательство не разделяет такое «временное ограничение» ни для
приобретения однозарядной винтовки в калибре 22LR, ни для на порядок более
мощного карабина в калибре 7,62x54R. При этом следует отметить, что сам
«нарезной стаж» существенно снижает продажу такого оружия внутри страны,
результатом чего является слабая заинтересованность производителей оружия в
развитии производства и разработки новых моделей. Настоящая редакция
закона в первую очередь выгодна иностранным производителям оружия,
которые за счет своего внутреннего рынка где нет «нарезного стажа» давно
развернули и окупили производство, в то время, как отечественные
производители оказываются в заведомо проигрышном положении, так как
концепция «возможно этот владелец гладкоствольного ружья купит через пять
лет что то нарезное» никаким образом не способствует развитию
отечественного рынка и производства. Дополнительно следует учесть тот факт,
что на Российскую Федерацию наложены санкции и при существующей
редакции закона пострадавшим, в первую очередь, остается потребитель —
оружия иностранного производства на прилавках магазинов либо нет, либо оно
продаётся по сильно завышенной цене, а у отечественных производителей, в
силу действующего порядка оборота гражданского оружия, просто нет стимула
и возможностей развиваться для качественного удовлетворения реального
спроса.
Следует также отметить, что данная ситуация параллельно ведет к отсутствию
инициативы со стороны патронных заводов, у которых нет реальной
возможностей осваивать производство новых калибров патронов и повышать
качество продукции в силу отсутствия достаточно объёмного рынка, что, в свою
очередь, негативно сказывается на капсюльных, пороховых заводах и даже
производителях оружейной оптики.
Существенным сдвигом в решении проблемы производства и качества
нарезного оружия, развития патронной и других сопутствующей отраслей
может стать мера «расщепления стажа» с уклоном в отечественное
производство, а именно следует «расщепить стаж» на нарезное оружие на
разные сроки с уклоном в отечественное производство, при общем снижении
«полного» стажа до 3(4) лет, далее речь о хранении и ношении:
А) Малокалиберное оружие ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства под патрон
кольцевого воспламенения — 1 год владения гладкоствольным оружием, или
для граждан проходящих или прошедших военную службу.
Б) ОТЕЧЕСТВЕННОЕ нарезное оружие под пистолетные патроны — 2 года
владения гладкоствольным оружием или 1 год владения малокалиберным
оружием под патрон кольцевого воспламенения ОТЕЧЕСТВЕННОГО
производства.
В) ОТЕЧЕСТВЕННОЕ нарезное оружие любых калибров не включенное в
пункты А и Б — 3 года владения гладкоствольным или 2 года владения
малокалиберным оружием ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства под патрон
кольцевого воспламенения, или 1 год владения ОТЕЧЕСТВЕННЫМ оружием
под пистолетные патроны.
Г) Любое нарезное оружие иностранного производства - 4 года владения
гладкоствольным оружием или 3 года владения малокалиберным оружием
ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства под патрон кольцевого воспламенения, или
2 года владения ОТЕЧЕСТВЕННЫМ оружием под пистолетные патроны или 1
год владения ОТЕЧЕСТВЕННЫМ оружием любых калибров не включенное в
пункты А и Б.
Приложение 3
к инициативе о разработке и принятии нового оружейного законодательства
Предлагаемые к рассмотрению формулировки фундаментальных терминов участвующих в обороте оружия, описание которых отсутствует в действующем законе «Об оружии».
1. Статья 1 - термины и определения
Ремонт оружия – деятельность юридических лиц, по восстановлению
работоспособности оружия и(или) замене основных частей огнестрельного
оружия, внесению допустимых настоящим законом изменений в основные
части огнестрельного оружия и иные действия, на осуществление которых
требуется получения разрешения или лицензии в соответствии с настоящим
Федеральным законом
Стрелковый объект – спортивный объект (стрельбище, тир, полуоткрытый
тир, стенд) являющийся специально отведенным для стрельбы местом.
Параметры оборудования стрелковых объектов для использования
гражданского огнестрельного оружия, гражданского пневматического оружия,
гражданского списанного оружия и гражданского сигнального оружия, за
исключением условий хранения оружия и патронов на таких объектах,
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической
культуры и спорта;
Ношение оружия – нахождение заряженного оружия в руках, в кобуре,
чехле или на ремне непосредственно в одежде или на теле физического лица;
Транспортирование оружия – нахождение незаряженного оружия в кобуре,
чехле, специальных футлярах или заводской упаковке;
Перевозка оружия – вид деятельности, связанный с перемещением
незаряженного оружия, в том числе в чехле, футляре, заводской упаковке или
специальном ящике юридическим лицом - перевозчиком, которое оказывает
соответствующие услуги по перевозке оружия;
Коллекционирование оружия – сбор и хранение огнестрельного,
пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов
юридическими и физическими лицами для формирования коллекций
(собраний) и использования в научных, информационных и познавательных
целях;
Производство оружия — деятельность юридических лиц, включающая
изготовление оружия и (или) основных частей оружия, переделки одного вида
оружия в другой вид оружия;
Производство патронов — деятельность юридических лиц по
изготовлению патронов;
Производство боеприпасов — деятельность юридических лиц по
изготовлению боеприпасов;
Торговля оружием - деятельность юридических лиц по продаже оружия и
(или) основных частей оружия приобретенных для целей торговли, или
торговая деятельность производителя оружия и (или) основных частей оружия в
отношении своей продукции;
Торговля патронами - деятельность юридических лиц по продаже патронов,
приобретенных для целей торговли, или торговая деятельность производителя
патронов в отношении своей продукции;
Продажа оружия – возмездная передача оружия и (или) основных частей
оружия между продавцом и покупателем;
Продажа патронов – возмездная передача патронов между продавцом и
покупателем;
Передача оружия – передача оружия и (или) основных частей оружия от
одного лица к другому во временное пользование;
Передача патронов – передача патронов от одного лица к другому;
Приобретение оружия - покупка, получение в качестве подарка, получение
в качестве награды, в качестве наследства оружия и(или) патронов и(или)
основных частей оружия;
Экспонирование оружия – деятельность юридических и физических лиц по
демонстрации оружия и(или) патронов и(или) боеприпасов, приобретенных для
целей коллекционирования, при проведении выставок, выставок-продаж, и в
иных случаях, связанных с демонстрацией такого оружия и(или) патронов
широкому кругу лиц;
Учет оружия – сбор информации, регистрация, инвентаризация и иные
действия по отслеживанию нахождения оружия и (или) патронов и(или)
боеприпасов, а также действий с ними;
Хранение оружия – хранение оружия и(или) основных частей оружия
и(или) патронов и(или) боеприпасов, в помещениях или в иных местах,
обеспечивающих их сохранность, в том числе в отсутствии владельца
указанных предметов;
Использование оружия – использование оружия для целей и в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным Законом;
Изъятие оружия – временное лишение лица права распоряжения оружием
и(или) основными частями оружия и(или) патронами и(или) боеприпасами,
связанное с физическим изъятием таких предметов у их владельца;
Конфискация оружия – прекращение права собственности на оружие
и(или) основные части оружия и(или) патроны и(или) боеприпасы, связанное с
безвозвратным физическим изъятием таких предметов у их владельца;
Уничтожение оружия – необратимое разрушение конструкции оружия
и(или) основных частей оружия и(или) патронов и(или) боеприпасов, после
которого указанные предметы не могут быть использованы или
отремонтированы, восстановлены;
Криминалистические требования к техническим характеристикам
гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему – технические
требования, устанавливающие обязательные к соблюдению специальные
технические параметры гражданского, служебного оружия, патронов к нему,
применение которых создает условия, при которых применение гражданского
или служебного оружия в преступных целях гарантирует идентификацию
каждой единицы данных видов оружия, исключает возможности переделки и
применения одного вида гражданского или служебного оружия в другой без
применения специального оборудования, исключает возможности переделки и
применения конструктивно сходных с оружием изделий в качестве оружия без
применения специального оборудования;
Патрон «Флобера» - патрон кольцевого воспламенения, не имеющий
порохового заряда и снаряд которого приводится в движение только за счет
газов капсюльного состава.
2. Дополнить Статью 31 абзацами:
а) Оружие поступившие в оборот до 1 января 1994 года для целей
занятия охотой и(или) спортом, находящееся в собственности
физических или юридических лиц подлежит классификации, в
рамках настоящего закона, в качестве гражданского оружия, и
может использоваться для занятия спортом или охотой.
б) Короткоствольное оружие, указанное в пункте «а» настоящей
статьи, подлежит классификации, в рамках настоящего закона, в
качестве гражданского оружия, и может использоваться для занятия
спортом.
в) Сигнальное оружие калибром более 6мм поступившие в оборот
до 1 июля 1997 года, находящееся в собственности физических или
юридических лиц подлежит классификации, в рамках настоящего
закона, в качестве гражданского оружия, и может использоваться
для подачи сигналов.
г) Оружие указанное пунктах «а», «б» и «в» настоящей статьи
подлежит учету в соответствии с настоящим законом, при этом
постановка на учет такого оружия может производиться вне
зависимости от времени поступления такого оружия в оборот, и вне
зависимости от наличия разрешений или лицензий на такое оружие.
д) Наградное оружие, поступившее в оборот на территории СССР
до 21 декабря 1991 года, подлежит учету на территории Российской
Федерации в качестве наградного оружия согласно статье 20.1
настоящего Федерального закона.
upd:
С самого начала было чувство что я где-то многое из этого уже читал. Теперь мне напомнили.
Авторство этой инициативы принадлежит Антону с канала "Контрольный спуск", а также еще двум соавторам.