• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Подлодка под парусом: как спасали «Щуку»

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 960
Оценка
1 750
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
Краснознаменная «Щука»

3 апреля 1942 года стало для подлодки Щ-421 особенным днём. Командование поздравило её экипаж с орденом Красного Знамени. Награду субмарина получила за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками…». Однако подводники ещё не знали, что их кораблю не суждено поднять флаг с заслуженной наградой.
Этот поход стал для Щ-421 проверкой на везение. Будто Фортуна не знала, как поступить с «Щукой»: благоволить ей или повернуться спиной.
Подлодка вышла в море из Полярного вечером 19 марта 1942 года. Уже на следующий день она упустила возможность атаковать отряд немецких кораблей, ставивших мины у северо-восточного побережья полуострова Рыбачий.
28 марта на позиции у мыса Нордкап в районе Порсангер-фьорда и Лаксе-фьорда «Щука» вышла в атаку на немецкий конвой. «Встреча» не дала ожидаемых результатов — торпеды прошли мимо целей.
Несмотря на неудачу, на самом деле подводникам сказочно повезло: лодка действовала в районе минного заграждения «Урсула», выставленного немцами ещё в феврале, и пересекала его дважды в день, сама того не ведая.

Роковая мина

Везение закончилось вечером 8 апреля: в очередной раз проходя «Урсулу», Щ-421 подорвалась. Мина была не очень мощной (40 кг взрывчатки), и лодка осталась на плаву. Однако взрыв нанес ей серьезный ущерб: нарушилась герметичность кормового отсека, получили повреждения система воздуха высокого давления, кормовые торпедные аппараты; вышли из строя многие приборы и механизмы, в том числе гирокомпас и магнитный компас.
Главная же беда была в другом. Обе линии гребного вала перебило взрывом, а их концы утонули вместе с винтами. «Щука» лишилась хода и возможности погружаться.
Учитывая, что субмарина в этот момент находилась вблизи вражеского берега, ситуация сложилась очень непростая.
Оценив повреждения, в 23:25 командир лодки капитан-лейтенант Фёдор Видяев и обеспечивающий капитан 2-го ранга Иван Колышкин (первый из моряков-подводников, ставший Героем СССР в годы Великой Отечественной) дали в штаб радиограмму с докладом обстановки и просьбой о помощи.

1.jpg


Командир Щ-421 Фёдор Видяев (источник фото)

Тем временем экипаж Щ-421 боролся со стихией, спасая корабль от затопления. Из трюмов аварийных отсеков моряки откачали воду, и «Щука» осталась на плаву. Позже подводники начали заряжать батареи и попытались вернуть лодке ход. Последнее было невозможно. Но Видяев понимал: необходимо сохранить боевой дух и как-то отвлечь экипаж, поэтому приказал продолжать ремонтные работы до получения ответа из штаба.

Получив сигнал бедствия, командующий Северным флотом адмирал Арсений Головко отправил на помощь подводникам лодку К-22 капитана 2-го ранга Виктора Котельникова — она находилась на соседней позиции.
Котельников должен был попытаться спасти повреждённую Щ-421. Если сделать этого не удастся — снять с неё людей, а саму подлодку потопить.

Поднять паруса!

В ожидании помощи экипаж Щ-421 столкнулся с новой проблемой: неуправляемая лодка дрейфовала в сторону вражеского берега. Что делать? Выход из положения нашёл изобретательный старпом Алексей Каутский. Он предложил использовать… паруса!
Подводники сшили из чехлов дизелей два полотнища и подняли их на перископах. Вероятно, за всю историю подводной войны субмарина впервые подняла паруса. Щ-421 шла по ветру несколько часов. Подводники рассчитывали как можно дальше оторваться от немецких позиций. Однако это не удалось: паруса не давали нужного эффекта. К утру 9 апреля лодка погрузилась в позиционное положение, и моряки убрали полотнища. До неприятельского берега оставалось всего восемь миль. Тем не менее, если бы не предложение Каутского, «Щуку» прибило бы к нему гораздо раньше.Пока лодка примеряла роль парусника, её экипаж сумел зарядить батарею, подкачать ВВД (воздух высокого давления) и привести в порядок отсеки. На случай встречи с противником секретные документы подготовили к уничтожению, а саму субмарину — к взрыву. Команде Щ-421 оставалась надеяться, что помощь придёт раньше, чем противник обнаружит подлодку.

Своих не бросаем

Когда К-22 пришла в указанную точку, «Щуку» она не обнаружила. Котельников пытался связаться с ней по радио, но ответа не получил. Наконец, в 11:55 моряки заметили повреждённый корабль. К этому моменту на Щ-421 уже опознали «Катюшу» (так на флоте называли подлодки типа К) и подготовились к буксировке. Однако все попытки буксировать лодку кончились неудачей.
Через полтора часа после начала спасательных работ в небе показался вражеский самолёт. Противник обнаружил советские лодки с берега.
В такой ситуации морякам оставалось только снять экипаж Щ-421, а саму лодку потопить. Подводники перешли на К-22 через отваленные горизонтальные рули. В 13:34 «Катюша» произвела залп торпедой, и Щ-421 затонула спустя 12 секунд после взрыва. Её гибель родной экипаж встретил, сняв головные уборы. На следующий день Котельников привёл свою подлодку в Полярный.Так закончилась история «Щуки», поднявшей парус. Этот эпизод войны воспроизведён в знаменитом кинофильме «Командир счастливой "Щуки"». В картине повреждённая субмарина Валерия Рудакова дрейфовала под парусом, пока ей на помощь не пришла лодка Алексея Строгова. Драматичная сцена прощания экипажа с лодкой позволяет почувствовать, что испытывала героическая команда Щ-421, когда её «Щука» уходила под воду навсегда.

https://warhead.su/2018/03/16/podlodka-pod-parusom-kak-spasali-schuku
 
Назад
Сверху Снизу