• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

В Финском заливе обследован и идентифицирован санитарный транспорт "Калпакс"

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 945
Оценка
1 738
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
1.jpg


Разведывательно-водолазная команда в рамках проекта «Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте», посвящённого 80-летию Таллинского прорыва, достоверно идентифицировала в Финском заливе санитарный транспорт «Калпакс», погибший 29 августа 1941 года в 16.45 от многочисленных ударов немецкой авиации. Экспедиция организована Разведывательно-водолазной командой и Морская инженерная компания ООО «Фертоинг» совместно с Русское географическое общество, Фонд президентских грантов и ПАО «Транснефть» .
Судно лежит на глубине 48 метров юго-западнее острова Мощный. Команда подводных исследователей провела видеосъёмку мостика, носовой и кормовой части, осмотр трюмов. На штурвале мы обнаружили клеймо на французском языке, свидетельствующее о постройке судна во Франции, что уже позволяло предположить, что это именно «Калпакс». Однако однозначная идентификация стала возможна после находки носового колокола с названием «Marie Louise» и указанием года и места постройки – 1914, город Нант.
В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, стрелковое оружие, каски.
Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» около 2 лет назад во время поиска подводной лодки М-96, но не обследовался. Специалисты морской инженерной компании «Фертоинг», которая выступает со-организатором проекта «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте», сделали гидрографическое исследование и построили предварительную 3D-модель погибшего судна.

Санитарный транспорт ТР «Калпакс» ВТ № 524

Латвийский пароход французской постройки 1913-1914 года.
В Таллине принял на борт 1000 человек, из них 850 раненных, остальные в основном женщины и дети. В ходе Прорыва судно неоднократно останавливалось на минных полях и героически спасало людей с погибающих судов. По разным оценкам к вечеру 29 августа на судне было до 1500 человек, почти все раненные и спасенные из воды.
29 августа транспорт погиб от ударов немецкой авиации.
Сохранились подробности гибели транспорта: «Когда из всего каравана осталось только три судна, враг все свои силы бросил на них. Пикировка не дала результатов благодаря хладнокровию и великолепной практике командиров по отражению воздушных атак. Тогда самолеты с бреющего полета обстреляли мостик из пулемета. На своем посту смертью храбрых пал 2-й пом. капитана Ноппел, рулевой матрос Кокоришс, два краснофлотца-сигнальщика. Капитан был ранен, но продолжал стоять у телеграфа пока не истек кровью и не упал. Старший помощник Шверст взял руль и после ранения капитана остался один на залитом кровью мостике. Продолжалась неравная борьба одного человека с атакующей волной самолетов. Шверст метался от телеграфа к рулю среди трупов и раненых. Безукоризненно работало машинное звено, все приказания до последнего момента выполнялись четко и бесперебойно. Пули пробивали палубу и обшивку мостика. Борьба продолжалась. Судно то останавливалось, то мчалось вперед, уклоняясь то вправо, то влево.
Первая бомба попала в трюм № 2. Нос стал медленно погружаться, судно теряло скорость. Видя бесцельность дальнейшей борьбы, Шверст дал отбой машине и приказал всем выйти на палубу. Когда все уже были на палубе, бомба попала в машинное отделение. Следующая попала в первый трюм. Судно тонуло. Под руководством Шверста были спущены шлюпки и уцелевший плот. Люди заметались по палубе, началась жестокая борьба за существование. С помощью силы приходилось людей выбрасывать за борт. В кормовых трюмах раненые, трюма закрыты, брезенты заклинены. Шверст ножом резал брезенты, чтобы всплыли лючины, и люди могли подняться.
Опоздав покинуть судно вовремя, Шверст пошел на дно вместе с кораблем. После борьбы в глубине с всплывающими лючинами и отдельными предметами он поднялся. КАЛПАКС затонул 29 августа 1941 года в 16 час. 46 мин.
Враг продолжал обстреливать плавающих людей из пулеметов, бросал в них бомбы. Судов больше не было, немецкие летчики фотографировали эту трагедию с высоты в несколько метров. Проплавав всю ночь до 7–8 часов утра, Шверст был поднят катером в полусознательном состоянии. Всего спаслось 60–70 человек из более чем 1000 человек на борту. Из экипажа транспорта в 29 человек осталось в живых 16, в том числе и раненый капитан Вейнбергс».

https://vk.com/club163987722
 
Вечная им память.
После такого "геройства", немецких летчиков точно не стоило брать в плен.
 
Назад
Сверху Снизу