tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 945
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Один из массовых штампов общественного сознания: евреи сражались на фронтах Великой Отечественной Войны лишь горластыми политработниками, интендантами, тыловыми корреспондентами, «звездами» военных музыкальных ансамблей, да беспощадными судьями военных трибуналов. И такое было. Но будет неожиданным узнать, что из 107 погибших командиров советских подводных лодок более 10 процентов – потомки былых уроженцев черты оседлости Российской Империи.
ПОДПЛАВ - ФЛОТ СМЕРТНИКОВ.
Даже в мирное время подводные лодки гибнут в глубине, без противодействия противолодочных сил флота противника. А во время войны моряки-подводники почти 100 процентные смертники. Подводники флота III-го Рейха доказывали сию траурную статистику. Из немецких подводников, вступивших во вторую мировую войну в сентябре 1939-го, до мая 1945 го не дожили более 90 процентов экипажей. Подводный флот ВМФ СССР нес не менее серьезные потери. И добровольно подать рапорт о зачислении в военно-морское училище на факультет подплава, могли только те, кто не мечтал о торговых комбинациях или о славе проповедника «бессмертного учения Кара Маркса». В военно-морской флот Российской империи евреев не принимали. Даже на срочную службу рядовыми матросами. Вице-адмирал царского флота Алексей Сапсай (от имени Шаббсай-Шаббатай) – из кантонистов дослужившийся до адмиральских эполет и должности начальника штаба Черноморского флота – был исключением. Но и он по вере был из крымских караимов, что является лишь одной из ветвей иудаизма. Но и он не мог быть принят в Морской кадетский корпус (погоны мичмана выслужил из юнкеров флота) и уж совсем не рвался служить на хрупких подлодках начала ХХ века. Еще одним исключением стал военно-морской врач, историк и участник обороны Порт-Артура в 1904 года – Яков Кефели – так же караим по вере.
Лишь после революции, в Советском Союзе, где евреи не имели религиозных ограничений, перед еврейскими юношами открылись двери военно-морских училищ.
ТРИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Командир подводной лодки Северного флота, капитан 2-го ранга, Герой Советского Союза И.И. Фисанович рапортует контр-адмиралу А.А. Николаеву об успешном выполнении боевого задания.Командир подлодки «М-172» Северного флота, капитан-лейтенант Израиль Фисанович был удостоен звания Героя Советского Союза. Его имя было самым громким, но отнюдь не потому, что он был единственным евреем – павшим героем глубин. Звания героя получили будущий контр-адмирал Вульф Коновалов – командир подлодки «Л-3», потопивший 23 судна врага. И Самуил Богорад – капитан 1 ранга, имевший за собой 8 потопленных судов противника. Золотые звезды им были вручены уже в июле 45 года.
Коновалов (Вульф) Владимир Константинович.
А всего за годы войны из боевого похода не вернулись 11 подлодок, которыми командовали офицеры-евреи. На дно ушли вместе со своими товарищами по экипажу 20 офицеров-евреев из младшего комсостава и четыре матроса, воевавшие на других субмаринах, под командой славян. Но когда вода вламывалась в отсеки обреченной лодки, в последнюю минуту не чувствовали они между собой различия. К слову, на каждой советской субмарине имелась штатная должность политработника. Из числа погибших политруков подводного флота евреем случился лишь один – старший политрук черноморской подлодки «Щ-210» Семен Ильин.
Командир бригады подводных лодок, контр-адмирал Сергей Верховский и командир дивизиона подплава, капитан 1 ранга Роман Гузь. Оба пережили войну. Оба евреи. И они не делали никаких исключений для своих соплеменников, когда отдавали им приказ на выход в море. И гибли, к счастью не все, 16 евреев – командиров лодок довоевали до самой победы.
ЧЕРНОМОРСКАЯ «ЩУКА».
«Щуками» - моряки-подводники той поры между собой называли подлодки класса «Щ». В Севастополе в строю субмарин 1-й бригады, 3-го дивизиона Черноморского флота служила лодка «Щ-210», под командованием капитана 3-го ранга Исая Зельбста. Экипаж корабля – 47 моряков в шутку называл свою лодку «самой еврейской щукой Черноморского флота». Намекая на традиционное рыбное блюдо из меню еврейской национальной кухни. Ну, сами посудите: командир лодки – еврей. Комиссар – уже упоминавшийся политрук Ильин – еврей. Командир БЧ-5 старший лейтенант Борис Кляцкий – еврей. Командир БЧ-1, старший лейтенант Борис Рахлин – еврей. Краснофлотец-моторист Семен Кушнир и главный старшина группы торпедистов Давид Каменец – евреи. Вот кок оказался славянином потому никто на камбузе подлодки ожидаемую щуку не готовил.
"Щ-210" X серии под командованием капитана 3 ранга И.Л. Зельбста.
В боевом активе подводного корабля 5 боевых походов и случилась только одна атака на вражеский транспорт. Но неудачная – выпущенная торпеда оказалась бракованной и не взорвалась. С марта 1942 года лодка «Щ-210» перестала выходить на радиосвязь. И числилась пропавшей без вести. Ее обнаружили только летом 1983 года – она лежала на дне восточнее мыса Шаблер. В 1987 году ее корпус обследовали водолазы и выяснили, что субмарина погибла от подрыва на противолодочной мине выставленной румынским минным заградителем.
НЕУКРОТИМАЯ НЕНАВИСТЬ.
Пожалуй, единственным, чем отличались евреи-подводники от своих сослуживцев – это непреклонной волей к бою. Нет, это не значит, что другие уклонялись от атак на немецкие транспорты. Евреи ожесточенно мстили нацистам за антисемитизм. И даже красовались своей яростью, мол, вы нас подозреваете в склонности к финансовым аферам, так вот мы вас поднимем в бой!
В Сестрорецке, в маленьком курортном пригороде Петербурга есть православный храм подводного флота России. В 2015 году там была открыта стела из черного мрамора, на коей золотом высечены фамилии всех командиров подлодок, погибших с 1905 по 2015 годы. И колокол православного храма траурным перезвоном призывает нас к поминовению павших. Без различия их по вере и национальности.
Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.
Самуил Нахманович Богорад
Своей единственной звезды героя чуть не лишился.
Капитан второго ранга Богорад был в боевом походе на своей видавшей виды подлодке «Щ-310» в Балтийском море, когда в его перископ попалось черно-белое пятно, оказавшееся немецким сухогрузом. Капитан велел сблизиться с целью на расстояние поражения и продолжал рассматривать сухогруз. Вдруг он увидел девчушку, которая, ухватившись за фальшборт на палубе, размахивала ногой.
Присмотревшись внимательней, он увидел, что на палубе столпились десятки женщин и детей. Капитан отдал приказ о всплытии, взял мегафон и показался в люке. «Приказываю покинуть корабль немедленно, ваш корабль будет потоплен», — прокричал Богорад в мегафон. Немецким Богорад владел с детства и потому сомнений в том, что его поняли, у него не было. На борту сухогруза началась суета, и уже через короткое время стали спускать на воду шлюпки с людьми, матросы налегли на весла, и шлюпки отдалились от корабля. Богорад ещё раз присмотрелся и обнаружил на мостике капитана, который собирался по доброй морской традиции уйти на дно вместе со своим кораблем.
«Капитан, — прокричал в мегафон Богорад, — кончайте ломать комедию, я беру вас в плен». Подобрав капитана, Богорад задраил люк и отдал приказ о погружении, отплыв на «торпедное» расстояние, он дал приказ пустить торпеду, раздался взрыв, сухогруз накренился и стал тонуть, а лодка направилась на базу.
Через час пассажиров сухогруза подобрал немецкий военный корабль, крейсировавший неподалеку. По прибытии на базу Богорад составил рапорт, где доложил о потоплении вражеского судна и о взятии в плен капитана сухогруза. Это уже был девятый вражеский корабль, отправленный на дно «щукой» Богорада. На следующий день Богораду было велено явиться в штаб флота к капитану первого ранга Стеценко. Стеценко, сам опытный подводник, сидел за большим столом, перед ним лежал рапорт Богорада.
«Немцев жалеешь, — спросил Стеценко. — Это были не немцы, это были женщины и дети», — ответил Богорад. «Ты знаешь, что с тобой сделают, что с тобой могут сделать?» — поинтересовался Стеценко. «Знаю», — ответил Богорад. Он только не знал, что в соседней комнате допрашивали капитана сухогруза. Стеценко отстранил Богорада от командования и отправил под домашний арест. Через неделю подводную лодку Богораду вернули, а уже подписанный приказ о присвоении звания Героя Советского Союза отложили до лучших времен, может быть, еще и потому, что: «Герой Самуил Нахманович», — звучало неприятно для адмиральского уха. Свою Звезду героя капитан Богорад получил уже после войны, в 1946 году вместе с назначением командиром отряда подводных кораблей Балтийского флота.
За всю свою жизнь имя и отчество свое капитан Богорад не менял, всегда говорил, что имя это ему дали родители, и менять его он не вправе.
Как сказал Эренбург, свое право мстить они не перепоручили другим!