tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 960
- Оценка
- 1 750
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Так как эта тема очень обширная, в первой части ознакомимся с хронологией и результатами авиаударов по крупным японским городам. Во второй части речь пойдет о бомбардировках малых городов Японии, минных постановках, осуществляемых американскими дальними бомбардировщиками, о действиях американской тактической и палубной авиации и ядерных ударах по Хиросиме и Нагасаки. Затем очередь дойдет до рассмотрения противовоздушного потенциала японских вооруженных сил периода 1941–1945 гг., эпохи «холодной войны», постсоветского периода и нынешнего состояния ПВО и ПРО сил самообороны Японии.
«Рейд Дулиттла»
Японское высшее военно-политическое руководство, планируя войну с США, вряд ли могло предположить, что через два с половиной года после нападение на Перл-Харбор японские города, промышленные предприятия и порты подвергнутся опустошительным налётам американских дальних бомбардировщиков.
Первый авиаудар по Японским островам состоялся 18 апреля 1942 года. Он стал местью американцев за атаку на Перл-Харбор и продемонстрировал уязвимость Японии к воздушным атакам. Налетом руководил подполковник ВВС США Гарольд Джеймс Дулиттл.
Шестнадцать двухмоторных бомбардировщиков B-25B Mitchell, взлетев с авианосца USS Hornet в западной части Тихого океана, атаковали объекты в Токио, Йокогама, Йокосука, Нагоя и Кобе. Экипаж каждого бомбардировщика состоял из пяти человек. Каждый самолёт нёс четыре 225-кг бомбы (500-фунтов): три осколочно-фугасных и одну зажигательную.
Бомбардировщики В-25В на палубе авианосца «Хорнет»
Все экипажи, кроме одного, подвергшегося атаке истребителей, сумели осуществить прицельное бомбометание. Восемь первоочередных и пять второстепенных целей были поражены, но все это было легко восстановить.
Пятнадцать самолетов достигли территории Китая, а один совершил посадку на территории СССР вблизи Владивостока. Три человека, входивших в состав экипажей, участвовавших в налётах, погибли, восемь членов экипажей попали в плен, экипаж приземлившегося на советской территории был интернирован.
Хотя материальный ущерб от «Рейда Дулиттла» был небольшим, он имел важное моральное и политическое значение. После обнародования информации о налете американских бомбардировщиков на Японию, боевой дух американцев сильно поднялся. США продемонстрировали решимость сражаться и то, что Перл-Харбор и другие победы Японии не сломили страну. В самой Японии данный налет назвали бесчеловечным, обвинив США в бомбардировке гражданских объектов.
До авиаудара, нанесённого бомбардировщиками, взлетевшими с авианосца, японское командование считало главной потенциальной угрозой авиацию, размещённую на аэродромах в Китае и на советском Дальнем Востоке.
Действия американских бомбардировщиков на северном направлении
Японцы, ориентируясь на собственный уровень авиационной промышленности, науки и техники, недооценили способность американцев создавать очень совершенные по меркам начала 40-х годов тяжелые бомбардировщики, обладающие большой дальностью и высотой полёта.
В июле – сентябре 1943 года американские бомбардировщики A-24 Banshee, B-24 Liberator и B-25 Mitchell 11-й воздушной армии совершили несколько рейдов на занятые японцами острова Кыска, Шумшу и Парамушир.
B-24 404-й бомбардировочной эскадрильи
Помимо оказания авиационной поддержки в ходе освобождения острова Кыска, входящего в Алеутский архипелаг, основной целью американского командования было оттянуть силы ПВО с главного направления. В конце 1943 года количество японских истребителей, дислоцированных на Курилах и Хоккайдо, достигло 260 единиц.
Для противодействия японской истребительной авиации на северном направлении американская 11-я воздушная армия в начале 1944 года была усилена полусотней дальних истребителей P-38 Lightning, и атаки с севера продолжались до июня 1945 года.
Действия американских бомбардировщиков В-29 с авиабаз в Индии и Китае
Одновременно с планированием операций по разгрому японского императорского флота и освобождением занятых японскими войсками территорий, американское командование решило развернуть «воздушное наступление» с использованием новых дальних бомбардировщиков B-29 Superfortress. Для этого в рамках операции «Маттерхорн» в юго-западной части Китая в окрестностях Чэнду, по договорённости с правительством Чан Кайши, были построены аэродромы подскока, на которые опирались самолёты 20-го бомбардировочного командования, базирующиеся в Индии.
B-29 20-го бомбардировочного командования производят бомбометание
7 июля воздушные «Суперкрепости» атаковали Сасебо, Куре, Омуру и Тобата. 10-го августа бомбили Нагасаки и нефтеперерабатывающий завод в индонезийском Палембанге, оккупированном Японией. 20 августа во время повторного рейда на Яхату из 61 бомбардировщика, участвовавшего в атаке, японские истребители сбили и серьёзно повредили 12 машин. При этом японская пропаганда сообщила, что было уничтожено 100 американских самолётов. Девятый и последний рейд бомбардировщиков 20-й воздушной армии на Японию состоялся 6 января 1945 года, когда 28 B-29 снова нанесли удар по Омуре.
Параллельно с налётами на Японские острова 20-е командование провело ряд ударов по объектам в Маньчжурии, Китае и Формозе, а также бомбило цели в Юго-Восточной Азии. Последний рейд на Сингапур состоялся 29 марта. После чего бомбардировщики, базировавшиеся в Индии, были переведены на Марианские острова.
Единственным крупным успехом, достигнутым в ходе операции «Маттерхорн», было разрушение авиазавода в Омуре. В ходе девяти авианалётов американцы потеряли 129 бомбардировщиков, из которых японцами было сбито приблизительно три десятка, остальные погибли в авиапроисшествиях.
В-29 Superfortress сбрасывает фугасные бомбы. На фото видно, что сильный ветер приводит к большому рассеиванию бомб, что делает бомбометание с большой высоты малоэффективным
В военном отношении рейды из Индии с промежуточной посадкой на китайской территории себя не оправдали. Слишком велики оказались материально-технические затраты и высок риск лётных происшествий. Для организации одного боевого вылета с промежуточной посадкой на китайском аэродроме туда необходимо было доставить бомбы и горюче-смазочные материалы шестью транспортными самолётами.
Бомбардировкам сильно мешали неблагоприятные погодные условия: облачность и сильный ветер. Сказалась нехватка квалифицированного лётного состава, в связи с чем не использовались такие важные преимущества В-29, как высокая скорость и высота полёта. Но в тоже время первые операции «Суперкрепостей» против объектов на Японских островах продемонстрировали, что силы ПВО императорской армии не в состоянии надёжно прикрыть свою территорию.
Действия американских бомбардировщиков В-29 с авиабаз на Марианских островах
В конце 1944 года после захвата Марианских островов американской морской пехотой на них спешно возвели взлётно-посадочные полосы, с которых начали действовать тяжелые бомбардировщики В-29. По сравнению с рейдами бомбардировщиков, базировавшихся в Индии, дозаправлявшихся горючим и снаряжаемых бомбами на промежуточных китайских аэродромах, организовать доставку ГСМ и авиационных боеприпасов морскими транспортами было намного проще и дешевле.
В-29 готовят к боевому вылету на острове Сайпан
Если рейды дальних бомбардировщиков, взлетавших в Индии и совершавших дозаправку на китайских аэродромах, не отличались высокой эффективностью и, скорее, носили политическую подоплеку, демонстрируя уязвимость Японии и неспособность японской ПВО предотвратить воздушные налёты, то после начала рейдов с баз на Марианских островах стало ясно, что поражение Японии в войне неизбежно.
На островах было построено шесть аэродромов, с которых В-29 имели возможность атаковать цели в Японии и возвращаться без дозаправки. Первый рейд В-29 с Марианских островов состоялся 24 ноября 1944 года. Целью авиаудара стал авиазавод в Токио. В налёте участвовало 111 бомбардировщиков, из которых 24 нанесли удар по заводу, а остальные отбомбились по портовым сооружениям и жилым районам. В этом рейде американское командование учло опыт, полученный в ходе предыдущих авианалётов. Экипажам было дано указание не сбрасывать высоту и не снижать скорость перед бомбометанием. Это, конечно, привело к высокому рассеиванию бомб, но позволило избежать больших потерь. Японцы подняли 125 истребителей, но они смогли сбить только один B-29.
Следующие рейды, состоявшиеся 27 ноября и 3 декабря, из-за плохих погодных условий оказались малорезультативными. 13 и 18 декабря бомбардировке подвергся завод Mitsubishi в Нагое. В январе были осуществлены бомбардировки заводов в Токио и Нагое. Рейд, произведённый 19 января, оказался для союзников успешным, цеха завода Kawasaki вблизи Акаси были выведены из строя на несколько месяцев. 4 февраля американцы впервые применили зажигательные бомбы, при этом удалось нанести ущерб городу Кобе и его промышленным предприятиям. С середины февраля основной целью бомбовых ударов стали авиазаводы, что должно было помешать восполнять японцам потери в истребителях.
Бомбардировщик B-29 взлетает с аэродрома на острове Сайпан
Боевые вылеты с Марианских островов проходили с переменным успехом. Потери в некоторых рейдах достигали 5 %. Несмотря на то, что американцы не достигли всех поставленных целей, эти операции оказали существенное влияние на ход боевых действий на тихоокеанском ТВД. Японское командование было вынуждено вкладывать значительные ресурсы в противовоздушную оборону Японских островов, отвлекая зенитки и истребители от обороны Иводзимы.
В-29 Superfortress 29-й бомбардировочной группы на острове Гуам
В связи с желанием снизить потери, американские бомбардировщики наносили удары с большой высоты. При этом прицельному бомбометанию очень часто мешала густая облачность. Кроме того, значительная часть продукции военного назначения в Японии производилась на мелких предприятиях, разбросанных среди жилых кварталов. В связи с этим американское командование издало директиву, в которой говорилось, что жилая застройка крупных японских городов является такой же приоритетной целью, как авиационные, металлургические предприятия и заводы, производящие боеприпасы.
Генерал-майор Кёртис Эмерсон Лемей, руководивший стратегическими воздушными операциями против Японии, отдал приказ перейти к бомбардировкам в ночное время, снизив минимальную высоту бомбометания до 1500 м. Основной боевой нагрузкой В-29 в ночных атаках стали компактные зажигательные бомбы. В целях увеличения грузоподъёмности бомбардировщиков было решено демонтировать часть оборонительного вооружения и сократить число стрелков на борту. Такое решение признали оправданным, так как ночных истребителей у японцев было мало, а основную угрозу представлял заградительный огонь зенитной артиллерии.
В-29 315-го авиационного крыла с демонтированным оборонительным вооружением
Рейд возглавляли специальные «самолёты-следопыты» с опытными экипажами, которые зачастую в целях повышения лётных данных были вообще лишены оборонительного вооружения. Эти бомбардировщики наносили удары зажигательными бомбами первыми, и на огонь, возникших в городских кварталах пожаров, как мотыльки, летели другие самолёты. В ходе авианалётов, совершаемых с аэродромов на Марианских островах, каждый В-29 брал на борт до 6 т бомб.
Наибольшую эффективность при бомбардировках японских городов продемонстрировали зажигательные бомбы М69. Этот очень простой и дешевый авиационный боеприпас представлял собой отрезок шестигранной стальной трубы длиной 510 мм и диаметром 76 мм. Бомбы размещались в кассетах. В зависимости от типа кассет в них находилось от 14 до 60 бомб массой 2,7 кг каждая. В зависимости от варианта они снаряжались термитом или сильно загущённым напалмом, который в момент взрыва перемешивался с белым фосфором. В головной части бомбы имелся контактный взрыватель, инициировавший заряд чёрного пороха. При подрыве вышибного заряда горящая огнесмесь компактными кусками разлеталась на расстояние до 20 м.
Кассета с зажигательными бомбами М69
Обычно В-29 брал на борт от 1440 до 1520 зажигательных бомб М69. После раскрытия кассеты на высоте около 700 м, бомбы рассеивались в воздухе и стабилизировались в полёте головной частью вниз с помощью тканевой полосы.
Зажигательная бомба М47А1
Также для бомбардировки Японии использовались зажигательные бомбы М47А1 весом 45 кг. Эти бомбы имели тонкостенный корпус и снаряжались 38 кг напалма. При столкновении бомбы с поверхностью происходил подрыв заряда черного пороха массой 450 г, помещённого рядом с ёмкостью, содержавшей белый фосфор. После взрыва фосфор перемешивался с горящим напалмом, который накрывал поверхность в радиусе 30 м. Существовала модификация, начинённая белым фосфором (М47А2), но эта бомба использовалась ограниченно.
Самой тяжелой зажигательной бомбой была 500-фунтовая М76 (227 кг). Внешне она мало отличалась от фугасных бомб, но имела более тонкие стенки корпуса и начинялась смесью из нефти, бензина, порошка магния и селитры. Воспламенение огнесмеси происходило 4,4 кг белого фосфора, который активировался после подрыва 560 г заряда тетрила. Пожар, вызванный бомбой М76, потушить было практически невозможно. Горючая смесь горела 18–20 минут с температурой до 1600 °C.
Первая масштабная атака зажигательными бомбами была проведена против Токио в ночь с 9 на 10 марта и оказалась самым разрушительным налетом с воздуха за всю войну. Первые бомбардировщики появились над городом в 2 часа ночи. В течение нескольких часов 279 В-29 сбросили 1665 т бомб.
С учетом того, что большая часть городской застройки представляла собой дома, построенные из бамбука, массированное применение зажигательных бомб вызвало на площади 41 км² масштабные пожары, к которым гражданская оборона японской столицы оказалась совершенно не готова. Капитальные здания также сильно пострадали, в зоне сплошных пожаров от них остались лишь закопченные стены.
Горящие кварталы Токио. Снимок сделан с борта В-29
В огромном пожаре, который был виден с воздуха за 200 км, погибло около 86 000 человек. Свыше 40 000 человек получили ранения, ожоги и тяжелые поражения дыхательных путей. Свыше миллиона людей остались без жилья. Также был нанесён значительный ущерб оборонной промышленности.
Вид Токио после бомбардировки в 1945 году. Уцелевшие дома окружены руинами и пеплом соседних зданий, которые сгорели дотла.
В результате боевых повреждений и лётных происшествий американцы лишились 14 «Суперкрепостей», ещё 42 самолёта имели пробоины, но сумели вернуться. Основные потери В-29, действующие над Токио, понесли от заградительного зенитного огня. С учётом того, что бомбометание осуществлялось с относительно небольшой высоты, достаточно эффективными оказались малокалиберные зенитные автоматы.
После того как американские стратегические бомбардировщики сожгли значительную часть Токио, ночным атакам подверглись другие японские города. 11 марта 1945 года был организован авианалёт на город Нагоя. Ввиду неблагоприятных погодных условий и «размазанности» бомбометания, ущерб оказался меньше, чем в Токио. Всего выгорело более 5,3 км² городской застройки. Противодействие со стороны японской ПВО было слабым, и все самолёты, участвовавшие в рейде, вернулись на свои базы. В ночь с 13 на 14 марта 274 «Суперкрепости» атаковали Осаку и разрушили строения на площади 21 км², потеряв два самолета. С 16 на 17 марта 331 В-29 бомбил Кобэ. При этом огненная буря уничтожила половину города (18 км²), и было убито более 8000 человек. Американцы потеряли три бомбардировщика. Нагоя снова подверглась атаке в ночь с 18 на 19 марта, Б-29 разрушили здания на площади 7,6 км². Во время этого рейда японские силы ПВО нанесли критические повреждения одному «Суперфортрессу». Все члены экипажа бомбардировщика были спасены после того, как он сел на поверхность моря.
После этого налёта возник перерыв в ночных рейдах, поскольку 21-е бомбардировочное командование исчерпало запасы зажигательных бомб. Следующей крупной операцией стала неудачная атака фугасными бомбами на завод авиадвигателей Мицубиси в ночь с 23 на 24 марта. В ходе этой операции было сбито 5 из 251 самолета, участвовавшего в ней.
Начало следующей воздушной кампании против японских городов было отложено. И В-29 21-го бомбардировочного командования привлекли к уничтожению аэродромов на юге Японии. Таким образом, пресекалась активность японской авиации в ходе битвы за Окинаву. В конце марта – начале апреля ударам подверглись авиабазы на острове Кюсю. В результате этих операций количество вылетов японских истребителей сократилось в разы, но предотвратить подъём в воздух самолётов камикадзе не удалось.
В случае, если первоочередные цели были закрыты плотной облачностью, фугасные бомбы сбрасывались на города. В одном из таких налётов сильно пострадали жилые кварталы Кагосимы. Всего в рамках данной операции в дневное время было совершено 2104 самолетовылетов против 17 аэродромов. Эти налеты стоили 21-му командованию 24 B-29.
В этот период также осуществлялись ночные бомбардировки. 1 апреля несколько групп В-29, общей численностью 121 самолет, совершили ночную бомбардировку завода по производству двигателей Накадзима в Токио. А в ночь на 3 апреля было совершено три аналогичных налета на заводы по производству двигателей в Сидзуока, Коидзуми и Татикава. Эти налеты не принесли особых результатов, и впоследствии генерал Лемей отказался от проведения подобных операций.
Особое значение придавалась операциям, призванным держать в напряжении и истощать японские силы ПВО. При этом небольшие группы B-29 наносили удары по промышленным предприятиям в различных частях Японии. Так как японцы не могли правильно ориентироваться в обстановке, действия отвлекающих сил способствовали двум успешным крупномасштабным бомбардировкам авиационных заводов в Токио и Нагое.
Рейд на Токио днём 7 апреля стал первым, который сопровождался базирующимися на Иводзиме истребителями P-51D Mustang из состава 15-й истребительной авиагруппы. В этом вылете 110 «Суперкрепостей» сопровождали 119 «Мустангов». Навстречу американцам поднялось 125 японских самолётов. Появление над Токио американских истребителей сопровождения стало шоком для пилотов японских перехватчиков.
Истребители P-51D 45-й истребительной эскадрильи, 15-й истребительной авиагруппы
Согласно американским данным, в воздушном сражении, развернувшимся над японской столицей, в тот день был сбит 71 японский истребитель, ещё 44 получили повреждения. Американцы потеряли два «Мустанга» и семь «Суперкрепостей».
12 апреля более 250 B-29 бомбили три различных авиационных завода. В ходе этой операции 73-й бомбардировочный авиаполк, не понеся потерь, разрушил около половины производственных мощностей авиационного завода Мусасино.
После того, как самолёты 21-го командования были освобождены от участия в авиационной поддержке сражения за Окинаву и удалось разобраться с крупными японскими предприятиями, осуществлявшими производство истребителей, «Суперкрепости» в очередной раз приступили к методичному уничтожению городов. Причём налёты с масштабным использованием зажигательных бомб в основном осуществлялись в дневное время.
Днем 13 мая группа из 472 B-29 нанесла удар по Нагое и сожгла дома на площади 8,2 км². Японское противодействие оказалось сильным: 10 бомбардировщиков были сбиты, еще 64 получили повреждения. Американцы заявили, что им удалось сбить 18 японских истребителей, а еще 30 получили повреждения.
После серьёзных потерь 21-е командование вернулось к ночным вылетам. В ночь на с 16 на 17 мая Нагоя снова подверглась атаке 457 B-29, в результате пожаров было уничтожено 10 км² городской территории. В тёмное время суток японская оборона была намного слабее, и потери составили три бомбардировщика. В результате двух рейдов на Нагою: было убито более 3800 японцев, и приблизительно 470000 человек остались без крова.
Ночью с 23 на 24 и 25 мая «Суперкрепости» 21-го бомбардировочного командования в очередной раз предприняли широкомасштабные бомбардировки Токио. В первом налёте было задействовано 520 B-29. Они уничтожили в южном Токио жилые и административные здания на площади 14 км². 17 самолетов, участвовавших в этом рейде, были потеряны и 69 повреждены. Во второй атаке участвовали 502 B-29, которые в центральной части города уничтожили постройки общей площадью 44 км², в том числе штаб-квартиры нескольких правительственных ключевых министерств и часть императорского комплекса. Японские истребители и зенитки сбили 26 бомбардировщиков, а еще 100 получили повреждения.
Центр Токио, пострадавший от пожара
Впрочем, несмотря на относительно высокие потери в технике и лётном составе, 21-е бомбардировочное командование сумело выполнить поставленную задачу. К концу этих рейдов более половины зданий в Токио было разрушено, большая часть населения его покинула, работа промышленных предприятий оказалась парализована, и японскую столицу временно исключили из списка приоритетных целей.
Последним крупным налетом бомбардировщиков 21-го командования в мае была атака зажигательными бомбами на Иокогаму. 29 мая 454 B-29 в сопровождении 101 P-51 в светлое время сбросили на город сотни тысяч зажигательных бомб. После этого деловой центр Иокогамы перестал существовать. Пожары уничтожили строения на площади 18 км².
Навстречу американцам поднялось приблизительно 150 японских истребителей. В ходе ожесточённого воздушного боя были сбиты 5 B-29 и еще 143 повреждены. В свою очередь, пилоты P-51D, потеряв три самолёта, заявили о 26 сбитых истребителях противника и ещё о тридцати «вероятных» победах.
21-е командование хорошо скоординировало и подготовило бомбардировки японских городов, осуществлённые в мае 1945 года, и это сказалось на эффективности действий. В результате майских атак удалось уничтожить здания общей площадью 240 км², что составляло 14 % жилого фонда Японии.
Днём 1 июня 521 «Суперкрепость» в сопровождении 148 «Мустангов» атаковали Осаку. На пути к цели американские истребители попали в густую облачность и 27 P-51D погибли в столкновениях. Тем не менее, 458 тяжелых бомбардировщиков и 27 истребителей сопровождения достигли цели. Потери японцев на земле превысили 4000 человек, сгорело 8,2 км² зданий. 5 июня 473 B-29 днем ударили по Кобе и разрушили здания на площади 11,3 км². Зенитная артиллерия и истребители сбили 11 бомбардировщиков.
Кассеты с зажигательными бомбами, сброшенные на Кобэ
7 июня группа из 409 B-29 снова атаковала Осаку. В ходе этой атаки было сожжено 5,7 км² зданий, и американцы не понесли потерь. 15 июня Осака подверглась бомбардировке в четвертый раз за месяц. 444 B-29 засеяли городские кварталы «зажигалками», вызвав сплошные пожары на площади 6,5 км².
В-29 Superfortress над Осакой
Атака на Осаку, осуществлённая 15 июня, завершила первую фазу воздушного наступления на японские города.
В ходе налётов, осуществлённых в мае-июне 1945 года, бомбардировщики разрушили большую часть шести крупнейших городов страны, убив более 126 000 человек и оставив миллионы без крова. Повсеместные разрушения и большое количество жертв заставили многих японцев понять, что военные их страны больше не в состоянии защищать родные острова.
https://topwar.ru/182244-dejstvija-...heskih-bombardirovschikov-protiv-japonii.html
Продолжение следует…
«Рейд Дулиттла»
Японское высшее военно-политическое руководство, планируя войну с США, вряд ли могло предположить, что через два с половиной года после нападение на Перл-Харбор японские города, промышленные предприятия и порты подвергнутся опустошительным налётам американских дальних бомбардировщиков.
Первый авиаудар по Японским островам состоялся 18 апреля 1942 года. Он стал местью американцев за атаку на Перл-Харбор и продемонстрировал уязвимость Японии к воздушным атакам. Налетом руководил подполковник ВВС США Гарольд Джеймс Дулиттл.
Шестнадцать двухмоторных бомбардировщиков B-25B Mitchell, взлетев с авианосца USS Hornet в западной части Тихого океана, атаковали объекты в Токио, Йокогама, Йокосука, Нагоя и Кобе. Экипаж каждого бомбардировщика состоял из пяти человек. Каждый самолёт нёс четыре 225-кг бомбы (500-фунтов): три осколочно-фугасных и одну зажигательную.
Бомбардировщики В-25В на палубе авианосца «Хорнет»
Все экипажи, кроме одного, подвергшегося атаке истребителей, сумели осуществить прицельное бомбометание. Восемь первоочередных и пять второстепенных целей были поражены, но все это было легко восстановить.
Пятнадцать самолетов достигли территории Китая, а один совершил посадку на территории СССР вблизи Владивостока. Три человека, входивших в состав экипажей, участвовавших в налётах, погибли, восемь членов экипажей попали в плен, экипаж приземлившегося на советской территории был интернирован.
Хотя материальный ущерб от «Рейда Дулиттла» был небольшим, он имел важное моральное и политическое значение. После обнародования информации о налете американских бомбардировщиков на Японию, боевой дух американцев сильно поднялся. США продемонстрировали решимость сражаться и то, что Перл-Харбор и другие победы Японии не сломили страну. В самой Японии данный налет назвали бесчеловечным, обвинив США в бомбардировке гражданских объектов.
До авиаудара, нанесённого бомбардировщиками, взлетевшими с авианосца, японское командование считало главной потенциальной угрозой авиацию, размещённую на аэродромах в Китае и на советском Дальнем Востоке.
Действия американских бомбардировщиков на северном направлении
Японцы, ориентируясь на собственный уровень авиационной промышленности, науки и техники, недооценили способность американцев создавать очень совершенные по меркам начала 40-х годов тяжелые бомбардировщики, обладающие большой дальностью и высотой полёта.
В июле – сентябре 1943 года американские бомбардировщики A-24 Banshee, B-24 Liberator и B-25 Mitchell 11-й воздушной армии совершили несколько рейдов на занятые японцами острова Кыска, Шумшу и Парамушир.
B-24 404-й бомбардировочной эскадрильи
Помимо оказания авиационной поддержки в ходе освобождения острова Кыска, входящего в Алеутский архипелаг, основной целью американского командования было оттянуть силы ПВО с главного направления. В конце 1943 года количество японских истребителей, дислоцированных на Курилах и Хоккайдо, достигло 260 единиц.
Для противодействия японской истребительной авиации на северном направлении американская 11-я воздушная армия в начале 1944 года была усилена полусотней дальних истребителей P-38 Lightning, и атаки с севера продолжались до июня 1945 года.
Действия американских бомбардировщиков В-29 с авиабаз в Индии и Китае
Одновременно с планированием операций по разгрому японского императорского флота и освобождением занятых японскими войсками территорий, американское командование решило развернуть «воздушное наступление» с использованием новых дальних бомбардировщиков B-29 Superfortress. Для этого в рамках операции «Маттерхорн» в юго-западной части Китая в окрестностях Чэнду, по договорённости с правительством Чан Кайши, были построены аэродромы подскока, на которые опирались самолёты 20-го бомбардировочного командования, базирующиеся в Индии.
B-29 20-го бомбардировочного командования производят бомбометание
7 июля воздушные «Суперкрепости» атаковали Сасебо, Куре, Омуру и Тобата. 10-го августа бомбили Нагасаки и нефтеперерабатывающий завод в индонезийском Палембанге, оккупированном Японией. 20 августа во время повторного рейда на Яхату из 61 бомбардировщика, участвовавшего в атаке, японские истребители сбили и серьёзно повредили 12 машин. При этом японская пропаганда сообщила, что было уничтожено 100 американских самолётов. Девятый и последний рейд бомбардировщиков 20-й воздушной армии на Японию состоялся 6 января 1945 года, когда 28 B-29 снова нанесли удар по Омуре.
Параллельно с налётами на Японские острова 20-е командование провело ряд ударов по объектам в Маньчжурии, Китае и Формозе, а также бомбило цели в Юго-Восточной Азии. Последний рейд на Сингапур состоялся 29 марта. После чего бомбардировщики, базировавшиеся в Индии, были переведены на Марианские острова.
Единственным крупным успехом, достигнутым в ходе операции «Маттерхорн», было разрушение авиазавода в Омуре. В ходе девяти авианалётов американцы потеряли 129 бомбардировщиков, из которых японцами было сбито приблизительно три десятка, остальные погибли в авиапроисшествиях.
В-29 Superfortress сбрасывает фугасные бомбы. На фото видно, что сильный ветер приводит к большому рассеиванию бомб, что делает бомбометание с большой высоты малоэффективным
В военном отношении рейды из Индии с промежуточной посадкой на китайской территории себя не оправдали. Слишком велики оказались материально-технические затраты и высок риск лётных происшествий. Для организации одного боевого вылета с промежуточной посадкой на китайском аэродроме туда необходимо было доставить бомбы и горюче-смазочные материалы шестью транспортными самолётами.
Бомбардировкам сильно мешали неблагоприятные погодные условия: облачность и сильный ветер. Сказалась нехватка квалифицированного лётного состава, в связи с чем не использовались такие важные преимущества В-29, как высокая скорость и высота полёта. Но в тоже время первые операции «Суперкрепостей» против объектов на Японских островах продемонстрировали, что силы ПВО императорской армии не в состоянии надёжно прикрыть свою территорию.
Действия американских бомбардировщиков В-29 с авиабаз на Марианских островах
В конце 1944 года после захвата Марианских островов американской морской пехотой на них спешно возвели взлётно-посадочные полосы, с которых начали действовать тяжелые бомбардировщики В-29. По сравнению с рейдами бомбардировщиков, базировавшихся в Индии, дозаправлявшихся горючим и снаряжаемых бомбами на промежуточных китайских аэродромах, организовать доставку ГСМ и авиационных боеприпасов морскими транспортами было намного проще и дешевле.
В-29 готовят к боевому вылету на острове Сайпан
Если рейды дальних бомбардировщиков, взлетавших в Индии и совершавших дозаправку на китайских аэродромах, не отличались высокой эффективностью и, скорее, носили политическую подоплеку, демонстрируя уязвимость Японии и неспособность японской ПВО предотвратить воздушные налёты, то после начала рейдов с баз на Марианских островах стало ясно, что поражение Японии в войне неизбежно.
На островах было построено шесть аэродромов, с которых В-29 имели возможность атаковать цели в Японии и возвращаться без дозаправки. Первый рейд В-29 с Марианских островов состоялся 24 ноября 1944 года. Целью авиаудара стал авиазавод в Токио. В налёте участвовало 111 бомбардировщиков, из которых 24 нанесли удар по заводу, а остальные отбомбились по портовым сооружениям и жилым районам. В этом рейде американское командование учло опыт, полученный в ходе предыдущих авианалётов. Экипажам было дано указание не сбрасывать высоту и не снижать скорость перед бомбометанием. Это, конечно, привело к высокому рассеиванию бомб, но позволило избежать больших потерь. Японцы подняли 125 истребителей, но они смогли сбить только один B-29.
Следующие рейды, состоявшиеся 27 ноября и 3 декабря, из-за плохих погодных условий оказались малорезультативными. 13 и 18 декабря бомбардировке подвергся завод Mitsubishi в Нагое. В январе были осуществлены бомбардировки заводов в Токио и Нагое. Рейд, произведённый 19 января, оказался для союзников успешным, цеха завода Kawasaki вблизи Акаси были выведены из строя на несколько месяцев. 4 февраля американцы впервые применили зажигательные бомбы, при этом удалось нанести ущерб городу Кобе и его промышленным предприятиям. С середины февраля основной целью бомбовых ударов стали авиазаводы, что должно было помешать восполнять японцам потери в истребителях.
Бомбардировщик B-29 взлетает с аэродрома на острове Сайпан
Боевые вылеты с Марианских островов проходили с переменным успехом. Потери в некоторых рейдах достигали 5 %. Несмотря на то, что американцы не достигли всех поставленных целей, эти операции оказали существенное влияние на ход боевых действий на тихоокеанском ТВД. Японское командование было вынуждено вкладывать значительные ресурсы в противовоздушную оборону Японских островов, отвлекая зенитки и истребители от обороны Иводзимы.
В-29 Superfortress 29-й бомбардировочной группы на острове Гуам
В связи с желанием снизить потери, американские бомбардировщики наносили удары с большой высоты. При этом прицельному бомбометанию очень часто мешала густая облачность. Кроме того, значительная часть продукции военного назначения в Японии производилась на мелких предприятиях, разбросанных среди жилых кварталов. В связи с этим американское командование издало директиву, в которой говорилось, что жилая застройка крупных японских городов является такой же приоритетной целью, как авиационные, металлургические предприятия и заводы, производящие боеприпасы.
Генерал-майор Кёртис Эмерсон Лемей, руководивший стратегическими воздушными операциями против Японии, отдал приказ перейти к бомбардировкам в ночное время, снизив минимальную высоту бомбометания до 1500 м. Основной боевой нагрузкой В-29 в ночных атаках стали компактные зажигательные бомбы. В целях увеличения грузоподъёмности бомбардировщиков было решено демонтировать часть оборонительного вооружения и сократить число стрелков на борту. Такое решение признали оправданным, так как ночных истребителей у японцев было мало, а основную угрозу представлял заградительный огонь зенитной артиллерии.
В-29 315-го авиационного крыла с демонтированным оборонительным вооружением
Рейд возглавляли специальные «самолёты-следопыты» с опытными экипажами, которые зачастую в целях повышения лётных данных были вообще лишены оборонительного вооружения. Эти бомбардировщики наносили удары зажигательными бомбами первыми, и на огонь, возникших в городских кварталах пожаров, как мотыльки, летели другие самолёты. В ходе авианалётов, совершаемых с аэродромов на Марианских островах, каждый В-29 брал на борт до 6 т бомб.
Наибольшую эффективность при бомбардировках японских городов продемонстрировали зажигательные бомбы М69. Этот очень простой и дешевый авиационный боеприпас представлял собой отрезок шестигранной стальной трубы длиной 510 мм и диаметром 76 мм. Бомбы размещались в кассетах. В зависимости от типа кассет в них находилось от 14 до 60 бомб массой 2,7 кг каждая. В зависимости от варианта они снаряжались термитом или сильно загущённым напалмом, который в момент взрыва перемешивался с белым фосфором. В головной части бомбы имелся контактный взрыватель, инициировавший заряд чёрного пороха. При подрыве вышибного заряда горящая огнесмесь компактными кусками разлеталась на расстояние до 20 м.
Кассета с зажигательными бомбами М69
Обычно В-29 брал на борт от 1440 до 1520 зажигательных бомб М69. После раскрытия кассеты на высоте около 700 м, бомбы рассеивались в воздухе и стабилизировались в полёте головной частью вниз с помощью тканевой полосы.
Зажигательная бомба М47А1
Также для бомбардировки Японии использовались зажигательные бомбы М47А1 весом 45 кг. Эти бомбы имели тонкостенный корпус и снаряжались 38 кг напалма. При столкновении бомбы с поверхностью происходил подрыв заряда черного пороха массой 450 г, помещённого рядом с ёмкостью, содержавшей белый фосфор. После взрыва фосфор перемешивался с горящим напалмом, который накрывал поверхность в радиусе 30 м. Существовала модификация, начинённая белым фосфором (М47А2), но эта бомба использовалась ограниченно.
Самой тяжелой зажигательной бомбой была 500-фунтовая М76 (227 кг). Внешне она мало отличалась от фугасных бомб, но имела более тонкие стенки корпуса и начинялась смесью из нефти, бензина, порошка магния и селитры. Воспламенение огнесмеси происходило 4,4 кг белого фосфора, который активировался после подрыва 560 г заряда тетрила. Пожар, вызванный бомбой М76, потушить было практически невозможно. Горючая смесь горела 18–20 минут с температурой до 1600 °C.
Первая масштабная атака зажигательными бомбами была проведена против Токио в ночь с 9 на 10 марта и оказалась самым разрушительным налетом с воздуха за всю войну. Первые бомбардировщики появились над городом в 2 часа ночи. В течение нескольких часов 279 В-29 сбросили 1665 т бомб.
С учетом того, что большая часть городской застройки представляла собой дома, построенные из бамбука, массированное применение зажигательных бомб вызвало на площади 41 км² масштабные пожары, к которым гражданская оборона японской столицы оказалась совершенно не готова. Капитальные здания также сильно пострадали, в зоне сплошных пожаров от них остались лишь закопченные стены.
Горящие кварталы Токио. Снимок сделан с борта В-29
В огромном пожаре, который был виден с воздуха за 200 км, погибло около 86 000 человек. Свыше 40 000 человек получили ранения, ожоги и тяжелые поражения дыхательных путей. Свыше миллиона людей остались без жилья. Также был нанесён значительный ущерб оборонной промышленности.
Вид Токио после бомбардировки в 1945 году. Уцелевшие дома окружены руинами и пеплом соседних зданий, которые сгорели дотла.
В результате боевых повреждений и лётных происшествий американцы лишились 14 «Суперкрепостей», ещё 42 самолёта имели пробоины, но сумели вернуться. Основные потери В-29, действующие над Токио, понесли от заградительного зенитного огня. С учётом того, что бомбометание осуществлялось с относительно небольшой высоты, достаточно эффективными оказались малокалиберные зенитные автоматы.
После того как американские стратегические бомбардировщики сожгли значительную часть Токио, ночным атакам подверглись другие японские города. 11 марта 1945 года был организован авианалёт на город Нагоя. Ввиду неблагоприятных погодных условий и «размазанности» бомбометания, ущерб оказался меньше, чем в Токио. Всего выгорело более 5,3 км² городской застройки. Противодействие со стороны японской ПВО было слабым, и все самолёты, участвовавшие в рейде, вернулись на свои базы. В ночь с 13 на 14 марта 274 «Суперкрепости» атаковали Осаку и разрушили строения на площади 21 км², потеряв два самолета. С 16 на 17 марта 331 В-29 бомбил Кобэ. При этом огненная буря уничтожила половину города (18 км²), и было убито более 8000 человек. Американцы потеряли три бомбардировщика. Нагоя снова подверглась атаке в ночь с 18 на 19 марта, Б-29 разрушили здания на площади 7,6 км². Во время этого рейда японские силы ПВО нанесли критические повреждения одному «Суперфортрессу». Все члены экипажа бомбардировщика были спасены после того, как он сел на поверхность моря.
После этого налёта возник перерыв в ночных рейдах, поскольку 21-е бомбардировочное командование исчерпало запасы зажигательных бомб. Следующей крупной операцией стала неудачная атака фугасными бомбами на завод авиадвигателей Мицубиси в ночь с 23 на 24 марта. В ходе этой операции было сбито 5 из 251 самолета, участвовавшего в ней.
Начало следующей воздушной кампании против японских городов было отложено. И В-29 21-го бомбардировочного командования привлекли к уничтожению аэродромов на юге Японии. Таким образом, пресекалась активность японской авиации в ходе битвы за Окинаву. В конце марта – начале апреля ударам подверглись авиабазы на острове Кюсю. В результате этих операций количество вылетов японских истребителей сократилось в разы, но предотвратить подъём в воздух самолётов камикадзе не удалось.
В случае, если первоочередные цели были закрыты плотной облачностью, фугасные бомбы сбрасывались на города. В одном из таких налётов сильно пострадали жилые кварталы Кагосимы. Всего в рамках данной операции в дневное время было совершено 2104 самолетовылетов против 17 аэродромов. Эти налеты стоили 21-му командованию 24 B-29.
В этот период также осуществлялись ночные бомбардировки. 1 апреля несколько групп В-29, общей численностью 121 самолет, совершили ночную бомбардировку завода по производству двигателей Накадзима в Токио. А в ночь на 3 апреля было совершено три аналогичных налета на заводы по производству двигателей в Сидзуока, Коидзуми и Татикава. Эти налеты не принесли особых результатов, и впоследствии генерал Лемей отказался от проведения подобных операций.
Особое значение придавалась операциям, призванным держать в напряжении и истощать японские силы ПВО. При этом небольшие группы B-29 наносили удары по промышленным предприятиям в различных частях Японии. Так как японцы не могли правильно ориентироваться в обстановке, действия отвлекающих сил способствовали двум успешным крупномасштабным бомбардировкам авиационных заводов в Токио и Нагое.
Рейд на Токио днём 7 апреля стал первым, который сопровождался базирующимися на Иводзиме истребителями P-51D Mustang из состава 15-й истребительной авиагруппы. В этом вылете 110 «Суперкрепостей» сопровождали 119 «Мустангов». Навстречу американцам поднялось 125 японских самолётов. Появление над Токио американских истребителей сопровождения стало шоком для пилотов японских перехватчиков.
Истребители P-51D 45-й истребительной эскадрильи, 15-й истребительной авиагруппы
Согласно американским данным, в воздушном сражении, развернувшимся над японской столицей, в тот день был сбит 71 японский истребитель, ещё 44 получили повреждения. Американцы потеряли два «Мустанга» и семь «Суперкрепостей».
12 апреля более 250 B-29 бомбили три различных авиационных завода. В ходе этой операции 73-й бомбардировочный авиаполк, не понеся потерь, разрушил около половины производственных мощностей авиационного завода Мусасино.
После того, как самолёты 21-го командования были освобождены от участия в авиационной поддержке сражения за Окинаву и удалось разобраться с крупными японскими предприятиями, осуществлявшими производство истребителей, «Суперкрепости» в очередной раз приступили к методичному уничтожению городов. Причём налёты с масштабным использованием зажигательных бомб в основном осуществлялись в дневное время.
Днем 13 мая группа из 472 B-29 нанесла удар по Нагое и сожгла дома на площади 8,2 км². Японское противодействие оказалось сильным: 10 бомбардировщиков были сбиты, еще 64 получили повреждения. Американцы заявили, что им удалось сбить 18 японских истребителей, а еще 30 получили повреждения.
После серьёзных потерь 21-е командование вернулось к ночным вылетам. В ночь на с 16 на 17 мая Нагоя снова подверглась атаке 457 B-29, в результате пожаров было уничтожено 10 км² городской территории. В тёмное время суток японская оборона была намного слабее, и потери составили три бомбардировщика. В результате двух рейдов на Нагою: было убито более 3800 японцев, и приблизительно 470000 человек остались без крова.
Ночью с 23 на 24 и 25 мая «Суперкрепости» 21-го бомбардировочного командования в очередной раз предприняли широкомасштабные бомбардировки Токио. В первом налёте было задействовано 520 B-29. Они уничтожили в южном Токио жилые и административные здания на площади 14 км². 17 самолетов, участвовавших в этом рейде, были потеряны и 69 повреждены. Во второй атаке участвовали 502 B-29, которые в центральной части города уничтожили постройки общей площадью 44 км², в том числе штаб-квартиры нескольких правительственных ключевых министерств и часть императорского комплекса. Японские истребители и зенитки сбили 26 бомбардировщиков, а еще 100 получили повреждения.
Центр Токио, пострадавший от пожара
Впрочем, несмотря на относительно высокие потери в технике и лётном составе, 21-е бомбардировочное командование сумело выполнить поставленную задачу. К концу этих рейдов более половины зданий в Токио было разрушено, большая часть населения его покинула, работа промышленных предприятий оказалась парализована, и японскую столицу временно исключили из списка приоритетных целей.
Последним крупным налетом бомбардировщиков 21-го командования в мае была атака зажигательными бомбами на Иокогаму. 29 мая 454 B-29 в сопровождении 101 P-51 в светлое время сбросили на город сотни тысяч зажигательных бомб. После этого деловой центр Иокогамы перестал существовать. Пожары уничтожили строения на площади 18 км².
Навстречу американцам поднялось приблизительно 150 японских истребителей. В ходе ожесточённого воздушного боя были сбиты 5 B-29 и еще 143 повреждены. В свою очередь, пилоты P-51D, потеряв три самолёта, заявили о 26 сбитых истребителях противника и ещё о тридцати «вероятных» победах.
21-е командование хорошо скоординировало и подготовило бомбардировки японских городов, осуществлённые в мае 1945 года, и это сказалось на эффективности действий. В результате майских атак удалось уничтожить здания общей площадью 240 км², что составляло 14 % жилого фонда Японии.
Днём 1 июня 521 «Суперкрепость» в сопровождении 148 «Мустангов» атаковали Осаку. На пути к цели американские истребители попали в густую облачность и 27 P-51D погибли в столкновениях. Тем не менее, 458 тяжелых бомбардировщиков и 27 истребителей сопровождения достигли цели. Потери японцев на земле превысили 4000 человек, сгорело 8,2 км² зданий. 5 июня 473 B-29 днем ударили по Кобе и разрушили здания на площади 11,3 км². Зенитная артиллерия и истребители сбили 11 бомбардировщиков.
Кассеты с зажигательными бомбами, сброшенные на Кобэ
7 июня группа из 409 B-29 снова атаковала Осаку. В ходе этой атаки было сожжено 5,7 км² зданий, и американцы не понесли потерь. 15 июня Осака подверглась бомбардировке в четвертый раз за месяц. 444 B-29 засеяли городские кварталы «зажигалками», вызвав сплошные пожары на площади 6,5 км².
В-29 Superfortress над Осакой
Атака на Осаку, осуществлённая 15 июня, завершила первую фазу воздушного наступления на японские города.
В ходе налётов, осуществлённых в мае-июне 1945 года, бомбардировщики разрушили большую часть шести крупнейших городов страны, убив более 126 000 человек и оставив миллионы без крова. Повсеместные разрушения и большое количество жертв заставили многих японцев понять, что военные их страны больше не в состоянии защищать родные острова.
https://topwar.ru/182244-dejstvija-...heskih-bombardirovschikov-protiv-japonii.html
Продолжение следует…