Pirey
Участник
- С нами с
- 09/02/04
- Постов
- 1 921
- Оценка
- 520
- Живу в:
- С-Петербург
- Для знакомых
- Александр
- Охочусь с
- 1968
- Оружие
- Разное, на все случаи жизни )
- Собака(ки)
- Был эстонец. Теперь спрингер ПР
Хочу рассказать, друзья...
Мой отец, ст. лейтенант строительных войск, в 1957м году в составе механизированного батальона, передислоцированного с Байконура, прибыл на ст. Плесецкая Архангельской области, где постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о строительстве военного объекта «Ангара».
Объект создавался как первое в СССР войсковое ракетное соединение, вооружённое межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А.
Полигон создавался глубоко в тайге, на берегу реки Емца. Одновременно с ним в восьми километрах от ст.Плесецкая строился город Мирный.
Я родился в 1958-м году. До появления города наша семья жила вместе с солдатами в деревянной казарме на площадке, в 34х километрах от строящегося города.
Легендарные "семерки" — космические носители, созданные на базе первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и ее модификации Р-7А. Долгие годы они составляли основу отечественной транспортной космической системы. С их помощью на орбиты выводилось до одиннадцати различных типов спутников, а также пилотируемые корабли. В семидесятых и восьмидесятых годах ежегодно с космодромов "Байконур" и "Плесецк" стартовало более 60 "семерок", из которых 80…85 процентов приходилось на долю 1-го ГИК МО.
"Семерка" открыла космические старты не только "Байконура", но и "Плесецка". И с этой ракетой связана самая черная дата в истории северного космодрома.
18 марта 1980 года взрыв ракеты "Восток-2М" уносит жизни полсотни людей…
Предстояло провести очередной пуск ракеты-носителя "Восток-2М" с космическим аппаратом военного назначения. Эта ракета характеризовалась очень высоким уровнем надежности: за предыдущих 16 лет пусков с обоих космодромов — только одна авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 года не было ни одной аварии.
Пуск был назначен на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года. Накануне ракета была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний автономные и генеральные испытания. К семи часа вечера 18 марта все блоки ракеты были полностью заправлены керосином. Продолжалась заправка жидким кислородом и азотом, при этом баки боковых блоков были уже заполнены полностью. Завершалась заправка перекисью водородом.
В 19 часов 01 минуту яркая вспышка осветила местность и море огня охватило всю пусковую установку. В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием находились и выполняли операции технологического графика 141 человек. Из них непосредственно на стартовом комплексе погибло 44 человека. 43 человека получивших ожоги различной степени было доставлено в госпиталь, четверо из которых в последствии умерло.
Для выяснения причин взрыва была образована Правительственная комиссия, которую возглавил заместитель Председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов. Были привлечены ведущие ученые, специалисты и опытные испытатели ракетно-космической техники из научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций промышленности, Министерства обороны и Академии наук СССР. Созданные по заданию Правительственной комиссии рабочие группы провели скрупулёзное рассмотрение документации, опыта эксплуатации ракетно-космических комплексов на базе ракеты Р-7А, технологии производства, данных о техническом состоянии ракеты и стартового комплекса, организации и хода подготовки ракеты к пуску, результатов осмотра остатков ракеты и стартового сооружения, сведений о личном составе боевого расчета и его действиях.
Основная сложность в работе комиссии заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки.
По визуальным наблюдениям большинства (более 80 процентов) очевидцев катастрофы в начальный период возникла вспышка в районе третьей ступени (блок Е) ракеты. Затем через 3…7 секунд произошел взрыв ниже нулевой отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся тремя-четырьмя взрывами. Разрушение ракеты носило на столько скоротечный характер, что от боевого расчета не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А. Кукушкин успел крикнуть по шлемофонной связи: "Снять напряжение с борта!…"
Для объяснения причин катастрофы было выдвинуто девять версий, которые объединялись в две группы. Одна из них, условно названной "верхней", связывала начало катастрофы с образованием вспышки (локального взрыва) в районе третьей ступени.
Большего всего версий (шесть) оказалось в "нижней" группе, объясняющих начало катастрофы взрывом перекиси водорода в нижней части ракеты. Перекись водорода является крайне неустойчивым химическим соединением. Любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное каталитическое разложение перекиси с выделением большого количества чрезвычайно активного, раскаленного атомарного кислорода, способного поджечь все, что может гореть.
"Верхняя" версия, ставшая в итоге официальной, исходила из показаний подавляющего большинства свидетелей, а также бесспорно установленного факта, что при заправке ракеты была течь жидкого кислорода в месте подстыковки заправочного шланга к баку окислителя третьей ступени и боевой расчет намеревался устранить эту течь нештатным способом — путем обмотки стыка мокрой тканью.
Необходимо отметить, что обе версии во время работы комиссии не были всесторонне и до конца изучены. У каждой из версии оказались не только веские "за", но и "против". Так, для устранения течи кислорода на площадку обслуживания были доставлены необходимый инструмент и мокрая ткань, Однако достоверно установлено, что пока шла заправка ткань не применялась, а истекающий кислород отводился от ракеты по самодельному желобу. Найденные несгоревшие фрагменты ракеты показывали, что первый взрыв произошел в нижней части ракеты, в районе бака перекиси водорода центрального блока. А для подавляющего большинства опрошенных наблюдателей обзор нижней части ракеты закрыт элементами стартового оборудования и они могли принять за "верхний" отблеск вспышки "нижнего" взрыва в парах кислорода, окутывающего ракету. Были возражения и против "нижней" версии.
Правительственная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стал "взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета". Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой. Только через год, 23 июля 1981 года, чудом избежав повторения трагедии, удалось установить, что причиной катастрофы 18 марта было использование для изготовления фильтров перекиси водорода каталитически активных материалов. Разложение перекиси началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся ракеты использовались некондиционные фильтры сегодня невозможно.
Каковы бы ни были причины трагедии 18 марта 1980 года, но сухие строки отчета Правительственной комиссии и воспоминания очевидцев сохранили примеры мужества, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных и подчиненные выносили из огня своих командиров.
Не смотря на то, что более двух сотен тонн керосина и жидкого кислорода превратили пусковую установку в огнедышащий вулкан, подполковник А.Г. Касюк, майоры Н.И. Ручков и И.А. Кенов, капитаны Ю.М. Хлямов и В.В. Лаврентьев через огонь, дым и раскаленные двери выводили своих подчиненных в безопасное место, в первую очередь думая об их спасении. Майор Н.И. Ручков погиб, спасая людей. Капитана В.В. Лаврентьева, получившего тяжелые ожоги, спасли его подчиненные — рядовые А.Ю. Баширов и А.М. Беглиев. Выносили из огня своих товарищей и оказывали им первую помощь старший сержант А.В. Александров, сержант А.И. Сергиенко, ефрейтор Т.Д. Лохмаков и рядовой М.А. Мамиджаев. Рядовые Д.С. Шахназаров и Д.А. Дурдыев в условиях сильного задымления и отсутствия видимости стояли в кабельном канале и у выхода из стартового сооружения, голосом подзывали людей и указывали им выход в безопасное место.
Подполковник А.Г. Касюк, прапорщик Н.П. Рябов, ефрейтор Э.Ф. Ганбаров, рядовой Б.Я. Павлов провели отстыковку заправочных шлангов, эвакуировали с "нулевой отметки" заправочные агрегаты и открыли газосброс на кислородно-азотном заводе. Майор Лобур, капитан Суховерков встали в строй аварийно-спасательной группы, которую возглавил полковник С.А. Кириллов. Все три дня, ликвидируя последствия катастрофы, в одной "связке" работали и офицеры, и солдаты. Их обливали водой и они уходили за погибшими товарищами внутрь стартового сооружения, откуда еще било пламя…
(с сайта http://www.plesetzk.ru/)
Всем нам, жившим в г. Мирный, стало великим облегчением решение №Н-4075 от 5 февраля 1996 года межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года о реабилитации боевого расчета 1-го ГИК МО.
В этом решении было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома.
...
48 человек
Мой отец, ст. лейтенант строительных войск, в 1957м году в составе механизированного батальона, передислоцированного с Байконура, прибыл на ст. Плесецкая Архангельской области, где постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о строительстве военного объекта «Ангара».
Объект создавался как первое в СССР войсковое ракетное соединение, вооружённое межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А.
Полигон создавался глубоко в тайге, на берегу реки Емца. Одновременно с ним в восьми километрах от ст.Плесецкая строился город Мирный.
Я родился в 1958-м году. До появления города наша семья жила вместе с солдатами в деревянной казарме на площадке, в 34х километрах от строящегося города.
Легендарные "семерки" — космические носители, созданные на базе первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и ее модификации Р-7А. Долгие годы они составляли основу отечественной транспортной космической системы. С их помощью на орбиты выводилось до одиннадцати различных типов спутников, а также пилотируемые корабли. В семидесятых и восьмидесятых годах ежегодно с космодромов "Байконур" и "Плесецк" стартовало более 60 "семерок", из которых 80…85 процентов приходилось на долю 1-го ГИК МО.
"Семерка" открыла космические старты не только "Байконура", но и "Плесецка". И с этой ракетой связана самая черная дата в истории северного космодрома.
18 марта 1980 года взрыв ракеты "Восток-2М" уносит жизни полсотни людей…
Предстояло провести очередной пуск ракеты-носителя "Восток-2М" с космическим аппаратом военного назначения. Эта ракета характеризовалась очень высоким уровнем надежности: за предыдущих 16 лет пусков с обоих космодромов — только одна авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 года не было ни одной аварии.
Пуск был назначен на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года. Накануне ракета была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний автономные и генеральные испытания. К семи часа вечера 18 марта все блоки ракеты были полностью заправлены керосином. Продолжалась заправка жидким кислородом и азотом, при этом баки боковых блоков были уже заполнены полностью. Завершалась заправка перекисью водородом.
В 19 часов 01 минуту яркая вспышка осветила местность и море огня охватило всю пусковую установку. В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием находились и выполняли операции технологического графика 141 человек. Из них непосредственно на стартовом комплексе погибло 44 человека. 43 человека получивших ожоги различной степени было доставлено в госпиталь, четверо из которых в последствии умерло.
Для выяснения причин взрыва была образована Правительственная комиссия, которую возглавил заместитель Председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов. Были привлечены ведущие ученые, специалисты и опытные испытатели ракетно-космической техники из научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций промышленности, Министерства обороны и Академии наук СССР. Созданные по заданию Правительственной комиссии рабочие группы провели скрупулёзное рассмотрение документации, опыта эксплуатации ракетно-космических комплексов на базе ракеты Р-7А, технологии производства, данных о техническом состоянии ракеты и стартового комплекса, организации и хода подготовки ракеты к пуску, результатов осмотра остатков ракеты и стартового сооружения, сведений о личном составе боевого расчета и его действиях.
Основная сложность в работе комиссии заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки.
По визуальным наблюдениям большинства (более 80 процентов) очевидцев катастрофы в начальный период возникла вспышка в районе третьей ступени (блок Е) ракеты. Затем через 3…7 секунд произошел взрыв ниже нулевой отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся тремя-четырьмя взрывами. Разрушение ракеты носило на столько скоротечный характер, что от боевого расчета не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А. Кукушкин успел крикнуть по шлемофонной связи: "Снять напряжение с борта!…"
Для объяснения причин катастрофы было выдвинуто девять версий, которые объединялись в две группы. Одна из них, условно названной "верхней", связывала начало катастрофы с образованием вспышки (локального взрыва) в районе третьей ступени.
Большего всего версий (шесть) оказалось в "нижней" группе, объясняющих начало катастрофы взрывом перекиси водорода в нижней части ракеты. Перекись водорода является крайне неустойчивым химическим соединением. Любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное каталитическое разложение перекиси с выделением большого количества чрезвычайно активного, раскаленного атомарного кислорода, способного поджечь все, что может гореть.
"Верхняя" версия, ставшая в итоге официальной, исходила из показаний подавляющего большинства свидетелей, а также бесспорно установленного факта, что при заправке ракеты была течь жидкого кислорода в месте подстыковки заправочного шланга к баку окислителя третьей ступени и боевой расчет намеревался устранить эту течь нештатным способом — путем обмотки стыка мокрой тканью.
Необходимо отметить, что обе версии во время работы комиссии не были всесторонне и до конца изучены. У каждой из версии оказались не только веские "за", но и "против". Так, для устранения течи кислорода на площадку обслуживания были доставлены необходимый инструмент и мокрая ткань, Однако достоверно установлено, что пока шла заправка ткань не применялась, а истекающий кислород отводился от ракеты по самодельному желобу. Найденные несгоревшие фрагменты ракеты показывали, что первый взрыв произошел в нижней части ракеты, в районе бака перекиси водорода центрального блока. А для подавляющего большинства опрошенных наблюдателей обзор нижней части ракеты закрыт элементами стартового оборудования и они могли принять за "верхний" отблеск вспышки "нижнего" взрыва в парах кислорода, окутывающего ракету. Были возражения и против "нижней" версии.
Правительственная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стал "взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета". Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой. Только через год, 23 июля 1981 года, чудом избежав повторения трагедии, удалось установить, что причиной катастрофы 18 марта было использование для изготовления фильтров перекиси водорода каталитически активных материалов. Разложение перекиси началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся ракеты использовались некондиционные фильтры сегодня невозможно.
Каковы бы ни были причины трагедии 18 марта 1980 года, но сухие строки отчета Правительственной комиссии и воспоминания очевидцев сохранили примеры мужества, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных и подчиненные выносили из огня своих командиров.
Не смотря на то, что более двух сотен тонн керосина и жидкого кислорода превратили пусковую установку в огнедышащий вулкан, подполковник А.Г. Касюк, майоры Н.И. Ручков и И.А. Кенов, капитаны Ю.М. Хлямов и В.В. Лаврентьев через огонь, дым и раскаленные двери выводили своих подчиненных в безопасное место, в первую очередь думая об их спасении. Майор Н.И. Ручков погиб, спасая людей. Капитана В.В. Лаврентьева, получившего тяжелые ожоги, спасли его подчиненные — рядовые А.Ю. Баширов и А.М. Беглиев. Выносили из огня своих товарищей и оказывали им первую помощь старший сержант А.В. Александров, сержант А.И. Сергиенко, ефрейтор Т.Д. Лохмаков и рядовой М.А. Мамиджаев. Рядовые Д.С. Шахназаров и Д.А. Дурдыев в условиях сильного задымления и отсутствия видимости стояли в кабельном канале и у выхода из стартового сооружения, голосом подзывали людей и указывали им выход в безопасное место.
Подполковник А.Г. Касюк, прапорщик Н.П. Рябов, ефрейтор Э.Ф. Ганбаров, рядовой Б.Я. Павлов провели отстыковку заправочных шлангов, эвакуировали с "нулевой отметки" заправочные агрегаты и открыли газосброс на кислородно-азотном заводе. Майор Лобур, капитан Суховерков встали в строй аварийно-спасательной группы, которую возглавил полковник С.А. Кириллов. Все три дня, ликвидируя последствия катастрофы, в одной "связке" работали и офицеры, и солдаты. Их обливали водой и они уходили за погибшими товарищами внутрь стартового сооружения, откуда еще било пламя…
(с сайта http://www.plesetzk.ru/)
Всем нам, жившим в г. Мирный, стало великим облегчением решение №Н-4075 от 5 февраля 1996 года межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года о реабилитации боевого расчета 1-го ГИК МО.
В этом решении было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома.
...
48 человек