• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Торпедный кошмар 15 сентября 1942 года

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 960
Оценка
1 750
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
На том конце мира, в Соединенных Штатах, некоторые все еще спорят об этой истории, благо, есть о чем. Почему в США спорят – станет ясно в конце статьи, но мы в принципе знаем, что такое для американцев престиж… А тут по престижу вмазали...
Итак, белым днем 15 сентября 1942 года довольно большой отряд американских кораблей шел в сторону Гуадалканала, где в это время разворачивались нешуточные бои. К тому времени США и Япония уже обменялись оплеухами в виде сражения у Мидуэя и боя у острова Саво, так что обе стороны были мягко говоря, на боевом взводе. Особенно американцы, буквально месяц назад за ночь потерявшие 4 тяжелых крейсера.
«Большой отряд» нуждается в расшифровке. А он был реально большой.



«Хорнет» (сверху вниз). Это много, это 150 самолетов.



Линкор «Северная Каролина».



Тяжелый крейсер «Пенсакола».




Легкий крейсер «Хелена».



4 разномастных эсминца.

Вся эта немаленькая группа кораблей прикрывала «всего-навсего» 6 транспортов, на которых к Гуадалканалу перевозился 7-й полк морской пехоты США, который должен был пополнить потрепанные ряды 1-й дивизии морской пехоты на Гуадалканале.
В 250 милях от Гуадалканала начинался так называемый «торпедный переход», район, где очень активно «паслись» японские подводные лодки. Именно в этом районе в августе был торпедирован авианосец «Саратога», не смертельно, но обидно. На полтора месяца ремонта.
Так что акустики эсминцев были в напряжении, гидроакустические контакты в этом районе были чем-то обыденным, так что наверняка все бдили по полной программе. Тем более, что погода была так себе: солнечно, довольно сильный пассат, вся поверхность воды в «барашках», то есть. Углядеть поднятый перископ очень и очень проблемно, даже если смотреть. А если не смотреть...
Два здоровенных корабля («Хорнет» и «Уосп») шли на некотором отдалении, что в общем было довольно разумно. У каждого из авианосцев была своя группа прикрытия. Расстояние между авианосцами не превышало 10 миль, то есть, они вполне нормально наблюдали друг друга.
Около 13 часов «Уосп», развернувшись против ветра, начал выпускать дежурные звенья. Вторая группа тоже повернула в этом направлении, чтобы не отдаляться. Когда самолеты взлетели, корабли вернулись на прежний курс 280 градусов, в направлении к Гуадалканалу. Это произошло в районе 14 часов.


В этот момент, на «Пенсаколе» и «Северной Каролине» наблюдатели заметили, что на «Уоспе» что-то происходит. Несколько самолетов были сброшены с палубы в воду и погружались за кормой авианосца, который начал замедлять ход. В то же время никаких сигналов по радио, прожектором или флагами не наблюдалось.
Расстояние между кораблями на тот момент было около 6 миль, так что все наблюдалось превосходно. Но на кораблях эскорта «Хорнета» это не вызвало каких-то опасений, процедура сброса самолетов во время пожара была делом обычным. Примерно таким же обычным, как пожар на авианосце, где, надо отдать должное, постоянно было чему гореть.
А потому, когда над «Уоспом» взвилось облако черного дыма, никто особенно не забеспокоился. Пожар на авианосце – дело обычное, рядом корабли группы прикрытия, если что критическое – позовут на помощь. 6 миль – это не расстояние.
И все спокойно наблюдали за разворачивающимся шоу. Дым усиливался, «Уосп» фактически лег в дрейф, на палубе не было никого. Появились первые языки пламени, пробивающиеся через полетную палубу.


Проблема была в том, что группа «Хорнета» находилась СЛЕВА от «Уоспа», а все самое интересное находилось с ПРАВОГО борта «Уоспа», куда одна за другой пришли три торпеды. Но от всех наблюдателей это было закрыто огромным корпусом корабля.
А потому, глядя на «Уосп», группа «Хорнета» продолжила поворот на 280. Там не видели тяжести повреждений и не понимали, что весь экипаж схватился с огнем и водой. Повреждения были очень серьезными, три японских торпеды – это три японских торпеды. Не «Лонг Лэнс» калибром 610-мм, «Тип 95» калибром 533-мм, но по сути то же «Длинное копье» «Тип 93», но уменьшенное для использования на подводных лодках.
Те же 405 кг (у первой модели) или 550 кг (у второй) взрывчатки, дальность 9 км при 50 узлах или 12 км при 45 узлах. В общем, намного лучше, чем у тех же американцев.
И такие три торпеды попали в «Уосп».
В принципе, полторы тонны взрывчатого вещества – это много даже для авианосца. Экипаж, конечно, делал все, что мог, но взрывами были разрушены топливные магистрали для подачи авиационного горючего, и разливавшийся бензин очень сильно затруднял своим горением борьбу за живучесть.
На остальных кораблях понемногу начали осознавать, что твориться лютая дичь и надо как-то реагировать.
В этот момент ожили приемники и пришла первая радиограмма. Она оказалась неполной.
«...торпеда направлялась на строй по курсу ноль - восемь – ноль».
Так как сообщение было напрочь непонятным, никто и не стал ломать голову. А стоило бы. Радиограмму передал эсминец «Лэнсдаун», который подошел к «Уоспу» для оказания помощи и был частично экранирован корпусом авианосца от других кораблей.


В общем, на радио все плюнули. Никто просто не понял, от кого оно исходило и кому было адресовано.
Но спустя буквально несколько минут пришла еще одна радиограмма:
«...торпеда только что прошла у меня по корме и направляется на вас».
Тоже неполная, и тоже не понятно, кто это «Вы». В эфире ожидаемо поднялся ор и бардак, как обычно случается в таких непонятных ситуациях.
Быстро выяснилось, что радиограмма исходила от эсминца «Мастин». На нем, поняв, что радиограмма «не дошла», подняли флажный сигнал, предупреждающий о торпедной атаке.
В целом, сигнал ясности не внес, поскольку было совершенно неясно, какой корабль подразумевался под объектом атаки.
Конечно, на кораблях все пришли в волнение и начали высматривать в волнах торпеду. А командиры кораблей начали отдавать приказы о совершении маневров.
Первым в резкий правый поворот лег «Хорнет», за ним к повороту пошел «Северная Каролина». Естественно, все остальные корабли эскорта тоже начали поворачивать в ту сторону, откуда должны были по идее прийти торпеды.
Все было совершенно логично и правильно. Вот только везение в таких делах – вещь очень полезная и значительная.
В 14-27 торпеда ударила точно в нос эсминца «О'Брайен». Нос фактически был разрушен, эсминец остановился, экипаж приступил к сражению за жизнь корабля.


В 14-32 другая торпеда ударила в левый борт линкора «Северная Каролина», в носовую часть.

Начался кошмар.

Командующий отрядом, находившийся на «Хорнете», дал приказ увеличить ход до 25 узлов и дважды последовательно отвернуть вправо. Корабли выполнили команду, даже «Северная Каролина», который принял около тысячи тонн воды, получил крен в 5,5 градусов, но команда быстро остановила поступление воды и спрямила корабль контрзатоплением.

На «Северной Каролине» однозначно был хорошо подготовленный экипаж.

Эсминец «Мастин», под которым прошла торпеда (что наблюдали многие из экипажа), внезапно доложил, что установил гидроакустический контакт с подводной лодкой, которая находилась на расстоянии 3 километров от ордера. Акустики «Мастина» дали пеленг на цель, эсминец произвел атаку глубинными бомбами, сбросив 9 штук. Контакт с лодкой был утерян и восстановить его не удалось.
Это совершенно не говорит о том, что лодка была уничтожена. Скорее всего, ее в том месте просто не было.
Одновременно с этим эсминцы из группы «Уоспа» занимались тем же самым делом, правда, их пеленги указывали на то, что лодка находилась примерно в 7 километрах от того места, где сбрасывал бомбы «Мастин». Скорее всего, результаты работы эсминцев оказались примерно такими же.
Тем временем на «О'Брайене» экипаж отчаянно и очень успешно боролся с результатами взрыва. Повреждения оказались очень значительными, но поступление воды смогли прекратить и корабль своим ходом дошел до базы на Новой Каледонии. Там был произведен предварительный ремонт, после чего эсминец решили отправить для производства нормального ремонта в США.
Однако, при переходе в районе островов Самоа, 19 октября 1942 года, при относительно небольшом волнении, эсминец разломился и затонул. Все-таки сказались повреждения корпуса от торпеды.
«Уосп» продолжал гореть. На корабле продолжало что-то взрываться. Изначально разлившееся топливо обеспечило пожары такой силы, что было выведено очень многое из корабельного оборудования. Командование авианосца настолько было поглощено борьбой с пожарами, что перестало руководить кораблями эскорта.
Однако, уже ближе к 15 часам стало ясно, что авианосец отстоять не получится. В 15-20 командующий отрядом дал приказ оставить корабль и затопить его. Началась эвакуация экипажа на корабли эскорта. И в 21-00 эсминец «Лэнсдаун» нанес тремя торпедами последний удар.
Потери экипажа «Уоспа» составили 193 человека убитыми и 367 ранеными.

Вообще, конечно, история неприятная. Потерян авианосец, потерян впоследствии эсминец. Линкор встал на ремонт. И все от одного-единственного торпедного залпа.
Ну и началось придумывание оправданий. И это было логично. Одно дело, если в районе действовала стая подводных лодок японцев, которые выпустили такую тучу торпед, что от них просто не было шансов увернуться.

Особенно усердствовали в рапортах члены экипажа «О'Брайена», которые написали такого, что можно было сделать вывод о том, что в квадрате одновременно действовали три подводных лодки. Весьма серьезная сила.
Однако, послевоенные разбирательства с уверенностью позволяют сделать вывод о том, что лодка была одна. Хотя сделать это было весьма непросто, ибо участников этого события фактически не осталось.

Да, лодка I-15 находилась поблизости и с нее наблюдали гибель «Уоспа», немедленно сообщив эту новость в штаб-квартиру на атолле Трук.

Но честь потопления авианосца принадлежит другой лодке, I-19, которая также дала радиограмму, в которой рапортовала, что ею торпедирован авианосец «Уосп».



Однако ни I-15, ни I-19 не сообщили о попаданиях в «Северную Каролину» и «О'Брайен». Что понятно, если лодки находились так, что «Уосп» закрывал от них остальные корабли отряда.
У историков было много проблем в плане поиска истины. I-15 затонула у Гуадалканала 2 ноября 1942 года, а I-19 не вернулась из боевого патрулирования в конце 1943-го, из района островов Гилберта. Плюс знаменитый пожар в Токио в 1945 году, когда в огне сгорели многие документы японского флота. Понятно, что после войны многое было восстановлено по горячим следам, но об этом случае действительно найти что-то было сложно.
Что породило множество толкований.
Например, что I-19 попала торпедами в «Уосп», а I-15 свои торпеды отправила в «О'Брайен» и «Северную Каролину». Многие американские исследователи истории флота поддерживали именно эту версию. Она была им более выгодна, так как одно дело, когда из 12 торпед попали 5, и совсем другое – когда 5 из 6.

Во втором случае американские моряки предстают уж слишком в некрасивом свете, потому что проворонили залп и не смогли увернуться от торпед.

Почему именно 12? Все просто. Если были две лодки, то согласно инструкции (подтверждено японскими морскими офицерами) по кораблю класса авианосец или линкор ЛЮБАЯ лодка должна была стрелять исключительно полным залпом. В нашем случае с однотипными I-15 и I-19 это именно шесть торпед в носовых аппаратах.

Значит, две лодки могли дать залп именно в двенадцать торпед. Которые надо было заметить и попробовать увернуться от них. Что у американцев совершенно не получилось.

Если принять во внимание мнение автора множества монографий и статей, эксперта по вопросам подводной войны, немца Юргена Ровера, который, изучив все, до чего смог дотянуться, пришел к выводу, что стреляла одна лодка. I-19.

I-19 выпускает шесть торпед по «Уоспу». Три торпеды попадают, три логично идут дальше. Преодолевают несколько миль, которые разделяли группы кораблей, находят (две из них) цели из отряда «Хорнета», корабли которого повернули на торпеды, тем самым, облегчив торпедам задачу.

Правда, эта версия была категорически отвергнута американскими военно-морскими кругами, однако ими до сих пор не представлено никакого детального опровержения.

По воспоминаниям членов экипажа «Уоспа», находившихся в тот момент на мостике, торпед было замечено четыре. Одна прошла мимо, остальные попали. Понятно, что американцы заметили торпеды, когда было уже поздно. Понятно, что уворачиваться было поздно. Проморгали.

Но то, что полный залп своей половиной прошел мимо и на эти торпеды напоролись линкор и эсминец. Что не делает чести американским морякам во второй раз, поскольку и с «Уоспа» могли сообщить о торпедных попаданиях, и эсминцы могли продублировать сообщения об атаке.

Понятно, что командир J-19 капитан 2 ранга Такаити Кинаси не мог ожидать столь значительных результатов. А увидеть результаты попаданий в «Северную Каролину» и «О'Брайен» японцы просто не могли.



Командир I-19 капитан 2 ранга (по-нашему) Такаити Кинаси


Во-первых, корпус «Уоспа» мог закрыть от экипажа лодки остальные корабли. Во-вторых, линкор и эсминец сами по себе находились довольно далеко. В-третьих, экипаж I-19 скорее всего отрабатывал команды на разворот, погружение и бегство с поля боя. И это нормально для хорошо сработанного и обученного экипажа. Учитывая наличие эсминцев, за удачным залпом должна была последовать неминуемая атака эсминцев.


Американцы указывают, что торпеды с I-19 для того, чтобы поразить линкор и эсминец, должны были бы пройти слишком большое расстояние. Да, если бы это были старые торпеды «Тип 89», то дело было именно так. «Тип 89» могла пройти на 45 узлах 5,5 километров, а на 35 узлах - 10 км.
Увы, но по данным японского флота и I-15, и I-19 были укомплектованы торпедами нового поколения, «Тип 95». Эта торпеда могла пройти почти 12 километров 45-узловым ходом. Этого более чем достаточно, чтобы пройти мимо «Уоспа» и попасть в другие корабли.
Попытки американцев привлечь к соучастию I-15, вместе с I-19, чтобы тем самым несколько сгладить впечатление от этого происшествия, понятны. Но увы, во всех японских документах, дошедших до наших дней, об участии I-15 в атаке на отряд кораблей нет ни слова.

Кодекс чести, знаете ли… Самураи – люди такие…
Можно сказать, что экипажу лодки Такаити Кинаси повезло? Можно. Умаляет это его заслуги? Нет. Так что результат I-19 является самым выдающимся среди подводников всего мира. Три корабля одним залпом, попав пятью торпедами из шести – это невероятно. Да, огромный элемент удачи, но тем не менее – два корабля уничтожены, один попал в ремонт.

Так или иначе, но это невероятное везение I-19 занимает уникальное место среди достижений подводников всех флотов мира.
Если восстановить хронологию, то получается вот такая картина:
Подводная лодка I-19 вышла в атаку около 14-44. Было выпущено шесть торпед «Тип 95» по авианосцу «Уосп». Скорее всего, торпеды выходили с интервалом в 30 секунд, поскольку система заполнения труб водой для компенсации веса была весьма примитивной. А после залпа оказаться перед всем эскортом с плакатом «Господа палачи, прошу в очередь» - это не для профессионалов все-таки.

14-45. «Уосп» получил три торпедных попадания в правый борт. Это говорит о том, что лодка стреляла почти в упор, с полутора-двух километров.
Четвертая и пятая торпеда прошли перед носом корабля, а еще одна – за кормой. Торпеду, которая прошла за кормой видели с «Хелены».
14-48. На «Лэнсдауне» наблюдают торпеду, дают предупреждение по радио.
14-50 Торпеду видят уже с корабля группы «Хорнета», эсминца «Мастина». Передали предупреждение по радио и подняли соответствующий флажный сигнал.
14-51. «О'Брайен» резко отворачивает вправо, чтобы избежать попадания торпеды, которая шла ему в кормовую часть и тут же получает другую торпеду в носовую часть левого борта.
14-52. «Норт Каролина» получает попадание, очевидно, той же самой торпедой, которая до того прошла мимо «Мастина» и «Лэнсдауна».
Последняя, шестая торпеда, ни в кого не попала.
Что можно сказать по факту. Только отвратительная вахтенная служба на американских кораблях смогла допустить такой инцидент. Это факт, от которого сложно отвертеться. Пять торпед из шести попадают в корабли, а их (торпеды) белым днем толком никто не видит.

То, что американцы проворонили подводную лодку и ее торпеды – это половина дела. Вторая – это то, что они долгое время пытались исказить естественный ход событий, дабы хоть как-то да снизить негативный эффект от своего «подвига».

Не стоит забывать, что «Уосп» выпускал самолеты, которые тоже должны были нести дозорную службу. Отряд шел не в самом благополучном районе.

Но как бы то ни было, а результат атаки I-19 Такаити Кинаси не может не вызвать восхищения своим результатом. Пусть и американцы сделали со своей стороны все, чтобы он был таким.



Источник topwar.ru
 
Отличная статья . Спасибо. Бои на воде между железными монстрами вызывают трепет и восхищение!
 
Назад
Сверху Снизу