• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

К границе были ближе, чем пограничники

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 945
Оценка
1 738
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
нквд.jpg




Так иногда говорят об этом батальоне те, кто о нем помнит. Возможно, в этих словах нет особой «натяжки». Для этого надо лишь заглянуть в историю 132-го батальона.
Но для начала все-таки напомним тем, кто склонен к истерике при одном только упоминании о войсках НКВД: в годы Великой Отечественной войны 53 дивизии и 20 бригад из состава Народного комиссариата внутренних дел дрались на передовой. Дрались честно, отчаянно, храбро. Так, 10-я дивизия НКВД одной из первых встала на защиту Сталинграда, первой, вместе с народным ополчением, приняв удар врага по городу. И это – не исключительный случай. Это – характерный пример участия войск НКВД в Великой Отечественной войне.
Поэтому и нет никакой натяжки в словах, посвященных забытому 132-му батальону конвойных войск НКВД. В июне 1941-го в крепости Бресте этот батальон вместе с пограничниками первым встретил врага. Тем более, пограничники тогда тоже входили в состав Народного комиссариата внутренних дел…
И все-таки 132-й конвойный батальон был особым подразделением, со своими, изначально специфическими задачами. В апреле 1940 года местом его постоянной дислокации стал Брест. Общая численность батальона к началу войны - 631 человек. Или три конвойные роты. 1-я размещалась в Пружанах, Пинске, Кобрине и осуществляла охрану местных городских тюрем. 2-я и 3-я роты находились в самом Бресте. Среди их задач были охрана городской тюрьмы № 23 и внутренней тюрьмы УНКВД по Брестской области. Последняя, кстати, размещалась в самой Брестской крепости. Казармы батальона располагались между Тереспольскими и Холмскими воротами Цитадели – центральной части крепости. Расстояние до государственной границы, действительно, можно было измерить шагами.
Кроме несения конвойной и караульной службы, в батальоне большое внимание уделяли тактической и огневой подготовке, рукопашному бою. «Проводили тактические занятия с боевой стрельбой, совершали 40-километровые марши с полной боевой нагрузкой, движение по азимуту и компасу…» - так вспоминал бывший командир 2-го отделения автохозвзвода ефрейтор Борис Яковлев.
В ночь на 22 июня личный состав батальона, находившийся в крепости, включал 93 человека. Бо́льшая часть бойцов и командиров была в конвоях, караулах. Многие командиры и сверхсрочники батальона проживали со своими семьями на городских квартирах.
«А политработники, между прочим, первыми в атаку шли…»
Двадцать второго июня, ровно в четыре часа… Если точнее, в 4.15 по московскому времени по Цитадели начала бить артиллерия 31-й, 34-й и 45-й дивизий Вермахта, а также тяжелые 210-мм мортиры. Свой «вклад» в создание огненного ада в крепости внесли реактивные снаряды минометов особого назначения «Небельверфер» и 600-мм артустановки «Карл». Аналогов этому оружию мир тогда не знал.
Один из первых снарядов рванул на кухне батальона. Другой – в помещении хозвзвода. По казарме непрерывно велся огонь и из стрелкового оружия. А из комсостава батальона в крепости находился только один человек - младший политрук Владимир Антонович Бродяной, который в самом начале боя получил ранение в левую руку и тяжелую контузию.
Но, едва оправившись от первого шока, способные вести бой бойцы батальона стали готовиться к обороне. Дежурный по роте Андрей Чубаров с несколькими товарищами буквально раскопали засыпанную при обстреле пирамиду с оружием, вскрыли ящики с боеприпасами. Вооружившись винтовками и ручными пулеметами, бойцы заняли оборону, держа под прицелом подходы к Холмским и Тереспольским воротам крепости. Командование приняли на себя старший сержант Константин Новиков и замполитрука Шиман Шнейдерман.
Ослабив огонь артиллерии, немецкое командование попыталось организовать высадку десанта близ мостов через реку Мухавец. На шести моторных лодках немецкий штурмовой отряд лейтенанта Кремерса стремительным броском намеревался проскочить Буг вдоль казарм батальона. Однако прицельный винтовочный и пулеметный огонь резко охладил вражеский пыл: три лодки были уничтожены и затонули, до мостов добрались только две. Сам Кремерс, пытаясь водрузить на советском мосту немецкий флаг со свастикой, был убит прямым попаданием в голову.
В течение первого дня войны немцы неоднократно пытались прорваться в крепость со стороны Тереспольского укрепления. И всякий раз терпели неудачу. Оставшиеся в живых бойцы 132-го батальона вместе со своими боевыми товарищами из 84-го стрелкового полка, израненные, измученные жарой, жаждой, переутомлением, четыре раза (!) сами поднимались в контратаки, отбрасывая врага. Командиру немецкого 135-го полка Фридриху Иону не оставалось ничего иного, кроме как констатировать: попытка пробиться к центру крепости полностью провалилась.
Очередной прорыв гитлеровцы попытались совершить вечером, воспользовавшись паузой, взятой защитниками крепости для перегруппировки своих сил. Около 10 понтонов с немецкими солдатами было спущено на воду. Но, едва только враг отошел от берега Буга, пулеметчики батальона сделали свое дело – посреди реки от беглого пулеметного огня не спасся почти никто.
«Умираю, но не сдаюсь…»
Однако силы бойцов таяли, а восполнить их было некем и нечем. Немногие уцелевшие в том аду – в закопченных, забрызганных кровью казематах – вспоминали позднее: «гарь от резины… воздух будто из песка, густой такой – не вздохнуть… А жить так хотелось! Нас мотало из стороны в сторону – от всего, от утомления, от нервов…». На следующий день гитлеровцы возобновили атаки. Под прикрытием артиллерии немецкие саперы попытались навести понтонный мост через Буг. И вновь эта попытка оказалась сорвана метким огнем бойцов 132-го конвойного батальона. Но, несмотря, на героические усилия оборонявшихся, немцам удалось прорваться к укреплению. Тогда бойцы конвойной роты пошли в рукопашную. Штыки, приклады, ножи, лопатки, камни, кирпичи – в той мясорубке годилось все. Немцев выбили из укрепления, а в оконном проеме ленинской комнаты вывесили красный флаг.
Наступили третьи сутки обороны. Самостоятельно сражаться в разрушенной казарме уже не было ни смысла, ни возможности. Единственным выходом было присоединиться к бойцам 333-го полка. До их казарм было всего 250-300 метров. Всего! Но 24 июня 1941-го и такое расстояние могло стать роковым – открытая местность простреливалась со всех сторон. Прикрываемые огнем станкового пулемета, оставшиеся к тому времени в живых бойцы батальона сумели совершить этот бросок. Живыми до рубежа обороны 333-го полка добрались немногие. А прикрывал этот бросок Шиман Шнейдерман, принявший на себя командование с первых мгновений войны.
Последние бойцы конвойного батальона участвовали в попытке прорыва на Западный остров, к Тереспольскому укреплению. В неравном бою большая часть бойцов погибла, многие попали в плен. Среди них оказались и руководители обороны батальона НКВД – сержант Новиков и замполитрука Шнейдерман. Позже они погибли в немецком плену.
Вернувшиеся в казармы держались до 25 июня. А 10 июля 1941 года 132-й отдельный батальон конвойных войск НКВД - как «полностью погибший», был исключен из официального перечня частей, входивших в состав действующей армии.
Сегодня имена 24 бойцов 132-го батальона НКВД увековечены на плитах мемориального комплекса «Брестская крепость – герой». Благодаря серьезной историко-поисковой работе мы знаем о младшем политруке Владимире Антоновиче Бродяном, попавшем в плен, но выжившем и награжденном в 1985 году юбилейным орденом Отечественной войны I степени. Мы знаем также о дежурном по роте красноармейце Андрее Чубарове, до последнего отстреливавшемся от наседавших гитлеровцев и погибшем от разрыва гранаты.

Более подробные сведения о личном составе 132-го батальона НКВД можно найти здесь:
http://fortification.ru/forum/index.php?topic=4059.0
http://voenspez.ru/index.php?topic=1307.200

О героическом сопротивлении бойцов 132-го батальона сегодня нам напоминают мемориальные плиты на территории Брестской крепости - памятник у стен бывших казарм, надпись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина», датированная 20 июля 1941 года и обнаруженная в казарменном помещении.
Увы, человеческая память недолговечна. Потому очень хочется пожелать: при фразе «бойцы войск НКВД», в первую очередь, вспоминайте настоящих людей – верных присяге и своему долгу. Вспомните сегодня, в День сотрудника органов внутренних дел, и бойцов 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД. Тех, кто, изнемогая от жажды, задыхаясь от гари и кирпичной пыли, поднятой разрывами снарядов, стояли до последнего жарким летом 1941 года.
 
Вечная им память.
В Брестской крепости немцы в первый раз отступили в 8:00 утра 22 июня 1941 года, то есть через 4 часа после наступления. Таким было сильным сопротивление защитников.
И в тот трудный день немцы отступали 4 раза.
И после каждого отступления на крепость обрушивалась артиллерия.
Да очень многие защитники Брестской крепости пали при её защите. Но полчаса отведённые на захват крепости, переросли в месяцы...
 
Вот тебе и конвойный батальон....Мужики по выучке не уступали кадровым армейским частям, а то и превосходили их....
 
низкий им поклон и вечная память
 
Чем больше узнаю про деятельность войск НКВД в ВОВ, тем больше поражаюсь, как такой пласт героизма, грамотных решений, контрразведки мы похерили...Все в угоду либерально-интеллигентной сволочи....
 
как такой пласт героизма, грамотных решений, контрразведки мы похерили...

С декабря 1938 года наркомом внутренних дел СССР назначен Лаврентий Павлович Берия, ну, а в связи с борьбой за власть в стране, между Н.С. Хрущевым и его противниками, все что связано с деятельностью НКВД, его руководством было очернено, фальсифицировано (большой вброс фальшивых документов, уничтожение правдивой истории, засекречивание) или предано забвению. До сих пор не знаем как был (уничтожен, убит в июле 1953 года) министр внутренних дел Л.П. Берия.
 
как такой пласт героизма, грамотных решений, контрразведки мы похерили...

С декабря 1938 года наркомом внутренних дел СССР назначен Лаврентий Павлович Берия, ну, а в связи с борьбой за власть в стране, между Н.С. Хрущевым и его противниками, все что связано с деятельностью НКВД, его руководством было очернено, фальсифицировано (большой вброс фальшивых документов, уничтожение правдивой истории, засекречивание) или предано забвению. До сих пор не знаем как был (уничтожен, убит в июле 1953 года) министр внутренних дел Л.П. Берия.
 
Не просто так генералы НКВД, которые защищали Кавказ, после смерти Берии стали стреляться....
 
Вот тебе и конвойный батальон....Мужики по выучке не уступали кадровым армейским частям, а то и превосходили их....
Миша, войска НКВД не имели только корпусов и армий. Штаты заканчивались на стрелковых дивизиях НКВД и отдельные части. У них были свои артиллерия (отдельные полки), авиация, в том числе бомбардировочные полки, у ПВ были свои авиаполки но только истребительные.

По выучке они значительно превосходили РККА, по одной простой причине. Они предназначались для подавления бунтов и мятежей, в том числе, в частях и соединениях РККА. Отдельные части и дивизии НКВД, были основной силой сдерживания вермахта в 1941г. У вермахта был приказ не атаковать части и соединения НКВД в лоб... поскольку это влекло критические потели.

Когда Микита пришел, он замочил Берию, и о значимости войск НКВД в начальный период ВОВ было "приказано забыть"... "оставили в памяти" только пограничников... и то всегда говорили Погранвойска... без уточнения "НКВД СССР".
 
Они предназначались для подавления бунтов и мятежей, в том числе, в частях и соединениях РККА
Кстати да.
Про это я как-то забыл.Это ж Внутренние Войска.
Тогда понятно, почему 132 так хорошо дрался в крепости. Он был заточен под это, драться малыми силами, до подхода основной группировки войск....

--- Добор поста---

Когда Микита пришел, он замочил Берию, и о значимости войск НКВД в начальный период ВОВ было "приказано забыть"... "оставили в памяти" только пограничников... и то всегда говорили Погранвойска... без уточнения "НКВД СССР".
Дай Бог, к году 45-53 только архивы откроют, про то что было после войны,с генералитетом НКВД, МГБ....
 
Вот чего нашёл в сети:
На советского героя приезжали смотреть немецкие офицеры: майор Гаврилов месяц оборонял Брестскую крепость
2 ноября 2020

max_g480_c12_r16x9_pd10


Гаврилов Пётр Михайлович — командир 44-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии 13-й армии Западного фронта, майор.
Родился 17 июня 1900 года в крестьянской семье.
В начале 1918 года добровольцем вступил в ряды Красной Армии, сражался на Восточном, Южном и Северо-Кавказском фронтах Гражданской войны. После окончания войны остался в армии.
В сентябре 1925 года окончил Владикавказскую пехотную школу, а в 1939 году — Военную академию РККА имени М.В.Фрунзе. После чего был назначен командиром 44-го стрелкового полка. Участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 годов.
С первого дня Великой Отечественной войны — в действующей армии. Майор Гаврилов П.М. с 22 июня по 23 июля 1941 руководил обороной Восточного форта Брестской крепости. Ему удалось сплотить вокруг себя всех уцелевших бойцов и командиров разных частей и подразделений, закрыть наиболее уязвимые для прорыва врага места. До 30 июня гарнизон форта оказывал организованное сопротивление, стойко отражая бесчисленные атаки врага и не давая ему ворваться в форт.
После применения врагом авиабомб повышенной мощности и разрушения ими части строений форта немцам удалось ворваться в форт и пленить большинство его защитников. С начала июля майор Гаврилов с уцелевшими бойцами перешел к тактике внезапных вылазок и нападений на противника. 23 июля 1941 года от взрыва снаряда в каземате получил тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии был пленен.​
Историк Сергей Смирнов, который в 1950-х гг. объездил всю Белоруссию в поисках очевидцев событий, пишет:
«Пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности.
Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь.
Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьем теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев.​
Они говорили об этом с невольным почтением, откровенно поражаясь силе духа советского командира, и было ясно, что только из уважения к его храбрости пленного оставили в живых. После этого в течение нескольких дней из Бреста приезжали германские офицеры, которые хотели посмотреть на героя, проявившего такую удивительную стойкость, такую волю в борьбе с врагом».
Годы войны майор Гаврилов провёл в гитлеровских концлагерях Хаммельбурга и Ревенсбурга, испытав все ужасы плена. Освобождён советскими войсками в мае 1945 года в концлагере Маутхаузен. Прошел спецпроверку и был восстановлен в воинском звании. Но при этом был исключен из партии ввиду утраты партбилета и пребывания в плену.
С осени 1945 года — начальник советского лагеря для японских военнопленных в Сибири на строительстве железной дороги Абакан-Тайшет. Он предотвратил эпидемию тифа среди японцев, ликвидировал злоупотребления со стороны японских офицеров, через которых снабжались пленные солдаты. Получил несколько благодарностей по службе за хорошую постановку дела в лагере. В июне 1946 года уволен в запас.
В 1955 году наконец нашел жену и сына, с которыми расстался под бомбами в первый час войны. В 1956 году вышла в свет книга Сергея Сергеевича Смирнова «Брестская крепость», основанная на бесспорном фактическом материале. Это событие благоприятно отразилось на судьбе П.М. Гаврилова. Его восстановили в партии и он был представлен к высшей награде страны.​
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Много ездил по стране, активно занимался общественной работой. Скончался 26 января 1979 года и с воинскими почестями был похоронен в городе Бресте на Гарнизонном кладбище.


Легенды армии Петр Гаврилов
Источник: Смирнов С.С. Брестская крепость. — М.: «Молодая гвардия», 1965; Мельников А.Е. Гаврилов Пётр Михайлович. Герой Советского Союза
Взято здесь:
https://yandex.ru/turbo/rubaltic.ru...mo=navbar&utm_referrer=https://zen.yandex.com
 
По обороне Брестской крепости много вопросов...
Героизма было много, этого не отрицаю.
Но вот по самому ходу сражения еще много белых пятен, причем в основном с нашей стороны....
 
Миша, войска НКВД не имели только корпусов и армий. Штаты заканчивались на стрелковых дивизиях НКВД и отдельные части.
Александр, это не совсем верное утверждение. В 41-ом году в составе войск НКВД и корпуса и даже ТРИ армии появились. История ВОВ нам об этом очень четко говорит.
Они действительно во многом превосходили кадровые части РККА, но только не для подавления бунтов и мятежей (какие бунты и мятежи после чисток 37-39 годов) они предназначались. Другие, совсем другие у них задачи были.
 
По войскам НКВД ещё много неизвестного нам.
У меня один из дедов до войны и в ее начале служил в НКВД. В конце войны был отозван с фронта и направлен на обустройство границы и службу в ПВ. В том году к примеру годовщине победы наконец на "Память народа" появилась информация о нем. Но по приведенным сокращениям мне так и не удалось выяснить где именно он служил в начальном этапе войны..только место г. Кировск и сокращение РО.....а что это ? Районный отдел или розыскной или что-то еще....этой информации просто нет в интернете.
Но пока искал много про НКВД начитался...особо раньше не задумывался, а оказывается организация подпольного движения и вся партизанщина это тоже их заслуга.
 
Отец в 43 году в возрасте 17 лет был призван в войска НКВД , ловили диверсантов по лесам, в 45 году война с Японией в составе 7 погранотряда, пулемётчик. С 45 по 51 служба на погранзаставе Гродеково , Приморский край. Дед ,старший сержант погиб под Сталинградом в 42 году.
 
оказывается организация подпольного движения и вся партизанщина это тоже их заслуга.
И при чем эти ребята действовали очень успешно.
Антипартизанщина тоже на них была....
 
Антипартизанщина тоже на них была....
Так это и была одна из основных задач войск НКВД - "чистка" ближнего тыла.
Потому в этих подразделениях в большинстве были "волкодавы".
 
Назад
Сверху Снизу