• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

16 Су-2, сбитых в одном бою: штурманы гибли чаще пилотов

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 944
Оценка
1 738
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
су.jpg


Сколько у «сталинского сокола», вступившего в бой 22 июня 1941 года, было шансов благополучно довоевать до концы войны? Воспоминания фронтовиков помогают наглядно понять, насколько же невелики они были.

Иван Иванович Пстыго, завершивший службу в звании маршал авиации – один из тех, кто принял первый бой в воздухе 22 июня. Для 211-го бомбардировочный авиаполка, в котором служил лейтенант Пстыго, день этот сложился удивительно удачно - не было внезапного вражеского удара по аэродрому (Одесский военный округ). В первый же день войны 18 самолетов полка отбомбились по колонне противника на румынской территории и, несмотря на зенитный огонь, все машины вернулись на аэродром без единой царапины.
В последующие недели войны полк потерял относительно немного самолетов. Значительными были потери штурманов – они погибали чаще, чем летчики. Пилота защищала бронеспинка кресла. Пстыго так ее описал: «Хорошее это изобретение - бронеспинка. Обычный лист специально закаленной и обработанной стали, смонтированный заодно с креслом - сиденьем в кабине летчика, он прикрывает голову и спину пилота. Такая бронеспинка непробиваема пулями обычного и крупного калибра и даже снарядами пушки - до 20 миллиметров, и практически спасает от всех осколков зенитных снарядов. Бронеспинка вместе с каркасом обернута войлоком, обшита обычным дерматином. Как же она выручала летчиков, сколько жизней спасла!».
А вот штурман сидел сзади, спиной к пилоту, и практически был не защищен от пулеметного огня вражеских истребителей…
Но в июле наступил «черный» для полка день – пришел приказ бомбить переправу через Днестр. Бомбежки мостов и переправ считались одними из самых сложных задач – гарантировано истребительное и сильное зенитное прикрытие такого объекта врагом, а попасть в цель очень трудно.

Как и 22 июня, на цель пошли 18 бомбардировщиков (две девятки). Летели без прикрытия своими истребителями.
На сей раз вражеские зенитчики стреляли отменно. Пстыго писал в мемуарах: «Мы бомбили переправу при ураганном зенитном огне. Все небо от разрывов было в бесформенных чернильных кляксах. Сколько самолетов было сбито над целью - не знаю. Может быть, половина».
Потом появились истребители: «Когда же мы стали недосягаемы для зенитной артиллерии, появились «мессершмиты», яростно набросившиеся на наши тихоходные тяжелые машины. Вижу один Су-2 горит, второй... После таких потерь группа, естественно, распалась».
Пстыго увел свою машину в облака. Когда оторвались от преследования, штурман Демешкин заметил еще одного уцелевшего «Пегого» - так в полку из-за камуфлированной раскраски фюзеляжа называли свои Су-2. По номеру машины удалось определить, что это самолет Алексея Мальцева, опытного пилота. Только летел он по какому-то странному курсу. Пстыго обогнал товарища и покачал крыльями, предлагая «пристроиться» за ним. По пути Мальцев отставал, при посадке не дорулил до стоянки…
На земле достали из машины тело погибшего штурмана и потерявшего сознание при посадке пилота. На сей раз жизнь летчику спас шлемофон. Осколок снаряда врезался в наушник, расколол его, отбил край уха и оставил бороздку на голове…
На аэродром из 18 вылетевших машин вернулись 2 Су-2 с тремя живыми членами экипажей с мертвым штурманом. Только отдохнуть после этого уцелевшим Пстыго и Демешкину было не суждено. Приказано было всеми 6 оставшимися в полку машинами повторить удар по переправе. Вести группу должны были те, кто уже был над переправой в предыдущем вылете.
На сей раз запас везучести кончился – «мессеры» подожгли Су-2 Пстыго. Он с трудом посадил машину на поле. Снова сработала закономерность – летчик уцелел, а вот штурман… Демешкин был смертельно ранен – четыре пули в грудь, четыре – в низ живота. Пока пилот за водой для него ходил, он скончался. Летчик поджег самолет, похоронил штурмана и пошел искать своих. Война только начиналась.

Сколько же шансов было у будущего маршала авиации дожить до Победы? Математическая вероятность этого была ничтожно мала…

https://vpk-news.ru/articles/49604?utm_source=pulse_mail_ru&utm_referrer=https://pulse.mail.ru
 
Вечная память героям!
 
Psty-go-I.jpg


Герой Советского Союза маршал авиации Пстыго И.И. (1918-2009)
 
Вечная память.
 
Назад
Сверху Снизу