tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 943
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
МБВ-2 в Кубинке, наши дни
В Кубинке в музе БТ стоит удивительный экспонат. Не танк, ибо ездит по рельсам. Но и не бронепоезд - один-единственный вагон. Точнее, мотоброневагон-2 (МБВ-2). Интересная, грозная и изящная боевая машина. Именно изящная, по внешнему виду значительно отличающаяся от угловатых бронепоездов, скорее напоминает подводную лодку.
МБВ-2 создан в Питере на Кировском заводе в 1937 году для войск НКВД. Цифра 2 означает, что он был вторым. Первый создан в 1936 г., в 37 г. был уже принят на вооружение. После принятия гос. комиссией он был передан как учебный на ЛБТКУКС РККА (Ленинградские автобронетанковые курсы усовершенствования командирского состава).
МБВ-2 это модернизированный вариант первого. В 1938 г. прошёл испытания пробегом в 20000 км, стрельбой на Лужском полигоне. В 39 году МБВ-2 был отогнан в Москву, где его приняли на вооружение. И были заложены ещё 4 бронемотовагона, но по ним сведений не осталось никаких. Известно только, что рамы для 4-х изготовлены были точно. По плану должны были быть выпущены к концу 1937 года 6 ед., а выполнены только 2 экземпляра. Но есть упоминания, что серия использовалась в составе дивизионов бронепоездов.
МБВ-2 по боевой мощи превосходил все имевшиеся на вооружении лёгкие бронепоезда. На нём стоял 12-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 500 лошадей при частоте вращения коленчатого вала 1440 об/мин. Движок - советская копия немецкого БМВ VI. У нас использовался на тяжёлых бомбардировщиках ТБ-3 и на танках БТ-7. Обладал высокой надёжностью и большим ресурсом работы. Само собой разумеется, что паровоза этому броневагону для движения не требовалось. Двигался автономно.
МБВ был 5-осным. 2 оси ведущие, 3 - просто колёсные пары. При конструировании была заложена возможность быстрого перехода с широкой (нашей) колеи на узкую европейскую. Движок работал на бензине 2 сорта (большое преимущество перед вражескими аналогами, можно было лить всё что угодно (бензины)... ). Бензобак вмещает 700 литров. Поражала высокая на то время максимальная скорость движения: 120 (!) км/ч . На большой скорости при наезде на мину взрыв происходит, как правило, не под контрольной платформой или паровозом, а под следующим вагоном. В результате МБВ-2 становился практически неуязвим для большинства железнодорожных мин - он-то сам был и первым и последним вагоном, и почти любая мина при наезде на нее взорвалась бы уже позади... Запас хода по топливу по разным источникам: 300-500 км. Движок работал очень тихо, так что МБВ шёл практически бесшумно. Дымность выхлопа была мала, к тому же окраска - маскировочная (замаскирован под ж/д шпалы, на корпус нанесены полосы). Это делало его незаметным издалека.
Вооружение МБВ было довольно солидным:
- в 3 танковых башнях (T-28) установлены 3 пушки 76,2 мм;
- счетверённая зенитная установка 4М (4 "Максима");
- зенитные пулемёты ДТ на турелях на 2 и 3 башнях;
- 4 "Максима" по 2 по бортам;
- стрелковое оружие экипажа (всего пулемётов на нём было 20, автоматы, винтовки, пистолеты, куча гранат...).
У башен был электропривод поворота который дублировался ручным.
По связи. Стояла 1 радиостанция 71-ТК-1 танковая. Это ламповая КВ-станция образца 33 года. 4-5,63МГц, мощность 3 Вт. Приёмник и передатчик были выполнены отдельными блоками. Антенна была протянута вдоль бортов МБВ.
Внутренняя телефония имела 6 точек. Кроме того, МБВ подключался на стоянках к обычным телефонным линиям.
Экипаж: 35-40 чел. по разным штатам, в т.ч. 4 офицера: командир, его помощник, комиссар и помощник командира по технической части.
После принятия на вооружения в 1939 г. МБВ-2 почти сразу получил боевое крещение в войне с белофиннами (1939-1940 г.г.), действовал на Выборгском направлении. В январе 1940 года участвовал в боях за ст. Перк-Ярви, Кямяря, г. Выборг.
После финской МБВ пошёл в Питер на курсы автоброне... как учебный.
С началом ВОВ по приказу Командования Северо-Западного фронта МБВ-2 вновь был сформирован, как боевая единица и уже 10 августа 1941 года вступил в боевые действия. Сначала воевал на Балтийской ЖД. Совместно с артиллерией и другими бронепоездами МБВ-2 воевал в районе Ястребино, Молосковицы, Волосово, Кикерино. В этот период он прикрывал отход наших войск и обеспечивал загрузку эшелонов для эвакуации в тыл.
Затем МБВ провёл разведку боем ст. Торфяники и Любань. В штаб Ленинградского фронта несколько раз поступали донесения о его гибели, но МБВ-2 снова появлялся.
В районе Чудово-Любани МБВ-2 совместно с бронепоездом №60 прикрывал отход наших войск (сюжет фильма "Последний бронепоезд" основан как раз на этих событиях). Но враг взял станцию Мга. Бронепоезд №60 ушёл на Кириши в состав Волховского фронта, а МБВ отошёл в сторону Ленинграда. На этом совместные действия бронепоездов закончились. Далее МБВ-2 участвовал в долгой обороне Ленинграда.
МБВ-2 в боях под ЛенинградомТам в сентябре 1941 года вагон прошел ремонт, в ходе которого пушки КТ28 были заменены на орудия Л11 длиной 30.5 калибров. 14 октября 1941 года МБВ-2 входил с состав 3 роты 1 батальона 12 танкового полка. Командовал им ст.л-т Коновалов. 16 ноября 1941 года МБВ-2 был отправлен для поддержки бронепоезда "Народный мститель", ведущего тяжелые бои в районе Понтонная-Саперная-Жоры.
В мае 1942 года из МБВ-2 и бронепоездов "Народный мститель" и "Сталинец" был сформирован 17-й отдельный дивизион бронепоездов, который входил в состав 55-й армии.
5 февраля 1943 года приказом Ком. механизированными войсками Ленинградского фронта вагон МБВ-2 был включен в состав 14-го отдельного дивизиона бронепоездов 23-й Армии, занимавшей оборонительные позиции на Карельском перешейке. В состав этого дивизиона входили бронепоезда "Стойкий" и "Стремительный" (название "Стремительный" МБВ-2 получил в 1943 году).
В этом же году была проведена очередная модернизация вагона, в ходе которой на нем были установлены орудия Ф-34 калибра 76 мм. В таком виде вагон использовался вплоть до прорыва блокады Ленинграда в феврале 1944 года.
После этого он был включен в состав артиллерийской группы 142-й стрелковой дивизии и участвовал в Выборгской операции, освобождении Нарвы и Таллина.
После войны в 48-50 г.г. вагон прошёл очередную модернизацию. Он получил новый дизельный движок типа В-2. Счетверённый пулемёт с башни был снят, на его место установили автономный генератор. Заменили рацию на бронепоезде.
После доработки в 1951-52 г.г. МБВ-2 пошёл на испытания. В ходе них выяснилось, что установка В-2 была ошибкой. Конструкторам так и не удалось обеспечить его нормального охлаждения. Да и модернизация трансмиссии не была доведена до ума... В принципе доработка ходовой была не сложной, но не было денег, страна восстанавливалась из руин. Так что долго думать не стали и просто отправили броневагон в Кубинку, где он и находится в музее по сей день. Это единственный на сегодня сохранившийся экземпляр МБВ.
https://zen.yandex.ru/media/id/5da0...akticheski-besshumno-5f7c8701f862571092c50956