tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 960
- Оценка
- 1 750
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Одномоторный истребитель Focke-Wulf Fw-190 многие эксперты справедливо считают лучшим истребителем Германии в годы Второй мировой войны. Знаменитый Me-109 был более массовой машиной, но «мессер» по многим параметрам уступал Fw-190, который можно было использовать на фронте в самых разных амплуа. Помимо непосредственно истребителя, «Фокке-Вульфы-190» активно использовались немцами в качестве перехватчиков, ночных истребителей, штурмовиков и истребителей сопровождения. Во многом именно эта боевая машина стала настоящей «рабочей лошадкой» Люфтваффе, особенно на заключительном этапе войны.
Особенности лучшего немецкого истребителя Второй мировой
Истребитель «Фокке-Вульф-190» начали активно эксплуатировать с августа 1941 года, при этом за всё время производства в Германии было выпущено более 20 тысяч истребителей Fw-190 в различных модификациях. По устоявшейся традиции инженеры компании Focke-Wulf давали своим самолетам дополнительные имена птиц, так, Fw-190 стали называть «Würger» («Сорокопут»; сорокопут — небольшая хищная птица).
К разработке нового истребителя в Германии приступили еще осенью 1937 года. Использовать новую боевую машину планировалось совместно с истребителем Messerschmitt Bf.109. В конкурсе на создание нового самолета приняла участие и компания Focke-Wulf. Работы по созданию новой машины возглавил коллектив конструкторов под руководством Курта Танка. Все варианты истребителей Танка оснащались двигателями воздушного охлаждения. При этом особого интереса к проектам со стороны Имперского министерства авиации не было вплоть до появления самолета с новым 12-цилиндровым 1550-сильным двигателем воздушного охлаждения BMW-139. Установка на самолет мощного двигателя сулила большие дивиденды в виде прироста летно-технических характеристик.
Первый полет нового истребителя состоялся ещё до начала Второй мировой войны. В небо первый Fw-190 поднялся 1 июля 1939 года. В первом же полете новая боевая машина продемонстрировала свои возможности, развив скорость 595 км/ч, что на 30 км/ч превышало максимальную скорость уже серийно выпускающихся моделей «Мессершмиттов». Летные характеристики Fw-190 были на высоте. Летчики-испытатели отмечали хороший обзор из кабины по сторонам и назад, отличную управляемость на всех скоростях полета, а также высокую скорость. Также достоинством стало и широко расположенное шасси, которое упрощало для пилотов процедуру взлета/посадки. В этом плане истребитель оказывался безопаснее своего прямого конкурента Messerschmitt Bf.109.
Со временем самолет непрерывно совершенствовался, получая новые более мощные двигатели, вместе с которыми росла и его скорость, а также различные конфигурации вооружения. При этом уже первые серии истребителей были вооружены двумя автоматическими пушками и пулеметами. Со временем количество 20-мм автоматических пушек выросло до четырех, а дополняли вес бортового залпа два крупнокалиберных 13-мм пулемета. Противостоять такому шквалу огня не могли даже многомоторные бомбардировщики союзников. Отличался Fw-190 и повышенной живучестью, что в дальнейшем и позволяло широко использовать самолет с мощным артиллерийским вооружением в качестве штурмовика и истребителя-бомбардировщика. В первую очередь это достигалось за счет использования двигателя воздушного охлаждения, который мог выдержать большое количество попаданий и надежно защищал пилота от огня с передней полусферы. Второй важной особенностью истребителя были топливные баки, которые конструкторы установили лишь в фюзеляже. Это было важное решение, так как при обстреле с земли большое количество попаданий снарядов и пуль приходится в крыло, обладающее большой площадью. Поэтому вероятность поражения фюзеляжных баков меньше, чем крыльевых, а попадания в крыло «Фокке-Вульфа» не приводили к утечке горючего или пожару.
Первое знакомство англичан с Focke-Wulf Fw-190
Первое же знакомство британцев с новым немецким истребителем произвело на союзников тягостное впечатление. Полноценный боевой дебют Fw-190 состоялся именно на Западном фронте. Самолеты появились во Франции летом 1941 года. 14 августа того же года истребителем Focke-Wulf Fw-190 был сбит первый британский «Спитфайр». Несколько месяцев британские военные полагали, что столкнулись с захваченными немцами самолетами Curtiss P-36 Hawk, которые США успели поставить Франции.
Однако вскоре стало ясно, что новый истребитель со звездообразным двигателем, который всё чаще принимал участие в воздушных боях, является новым немецким самолетом, а не трофеем Люфтваффе. При этом пелена окончательно спала с глаз английских летчиков, когда они поняли, что новый воздушный противник по всем параметрам, кроме радиуса виража, превосходит наиболее совершенный на тот момент времени истребитель Королевских ВВС «Супермарин Спитфайр Mk V». Превосходство в небе над Ла-Маншем снова перешло к Германии. Двумя серьезными успехами истребителей Fw-190 на Западном фронте были операции «Цербер» и отражение высадки союзников в районе Дьепа в феврале и августе 1942 года соответственно. Первая операция предполагала проводку крупных немецких надводных кораблей из Бреста в военно-морские базы Германии и прошла 11-13 февраля 1942 года. Под носом у Королевского флота немцы вернули в Германию линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелый крейсер «Принц Ойген». Обеспечивая прохождение кораблей через Ла-Манш, немецкая авиация первоначально отчиталась о 43 сбитых самолетах союзников, позднее увеличив количество сбитых машин до 60 единиц: истребителей, бомбардировщиков, торпедоносцев. При этом Люфтваффе потеряли всего 17 самолетов и 11 пилотов, в том числе лишь два истребителя Fw-190. Примечательно, что большая часть потерянных немецких истребителей разбилась при посадке в условиях плохой погоды.
Второй крупный успех «Фокке-Вульфов» пришелся на август 1942 года. Отражая высадку десанта союзников в районе Дьепа, истребители из 2-й и 26-й эскадр, в которых тогда насчитывалось 115 боевых самолетов (в основном FW-190A-3), провели успешные бои против группировки авиации союзников, состоящей примерно из 300 машин, главным образом истребителей «Спитфайр Mk V». Обе эскадры потеряли в боях примерно 25 самолетов, заявив при этом 106 побед, в том числе 88 сбитых «Спитфайров». В боях в районе Дьепа союзники потеряли убитыми и пленными 81 пилота, немцы только 14 летчиков.
Такое положение вещей никак не устраивало командование британских ВВС. Среди прочего рассматривался даже вариант с проведением спецоперации по угону одного истребителя FW-190 с французских аэродромов для последующего всестороннего изучения боевой машины. Однако, как это часто бывает, в ситуацию вмешался его величество случай. Самолет, за которым британцы готовы были охотиться с привлечением коммандос, сам прилетел в Великобританию целым и невредимым. Англичане завладели полностью исправным FW-190A-3 в конце июня 1942 года.
Армин Фабер «подарил» британцам исправный Fw-190
Пока в Королевских ВВС всерьез рассматривали различные возможности получения в свои руки нового немецкого истребителя для проведения всестороннего изучения и исследования самолета, в дело вмешался случай. 23 июня 1942 года обер-лейтенант Люфтваффе Армин Фабер из состава 2-й истребительной эскадры «Рихтгофен», которая базировалась в бретонском Морле, поднялся в небо в составе 7-й эскадрильи. Немецкие истребители вылетели на перехват бомбардировщиков «Бостон», летевших в сопровождении истребителей «Спитфайер», которыми управляли чехословацкие пилоты. В завязавшемся воздушном бою истребители FW-190 вновь доказали свое превосходство. Хотя немцам не удалось добраться до бомбардировщиков, они смогли сбить 7 истребителей союзников ценой потери двух машин.
Тот самый FW-190 A-3, который случайно достался англичанам в июне 1942 года
В ходе боя, который проходил над проливом Ла-Манш, обер-лейтенант Фабер потерял свое звено, когда отрывался от истребителей союзников, и неправильно определил собственное местоположение. В ходе проведенной рекогносцировки летчик перепутал направление и вместо юга полетел на север. При этом Фабер принял Бристольский залив за Ла-Манш. Спокойно перелетев Бристольский залив, обер-лейтенант Фабер произвел посадку на первом же подвернувшемся аэродроме. В это время летчик по-прежнему пребывал в полной уверенности, что он сел где-то во Франции. На самом деле Армин Фабер приземлился на авиабазе Королевских ВВС, расположенной в Южном Уэльсе. Так, по счастливой случайности, в руки британцев попал полностью целый и исправный истребитель FW-190 A-3. Это был первый «Фокке-Вульф-190», который удалось захватить союзникам. Амин Фабер оказался в плену, а его истребитель стал предметом всестороннего изучения. Специалисты Королевских ВВС детально изучили новый немецкий самолет с целью выявления имеющихся достоинств и недостатков. В дальнейшем полученная информация использовалась британским командованием для выработки рекомендаций и методологии по ведению воздушных боев против этого немецкого истребителя. При этом и Фабер, и его самолет пережили войну. Сегодня отдельные части того самого Focke-Wulf FW-190 A-3 до сих пор хранятся в Великобритании в музее авиации Шорхэма.
https://topwar.ru/172195-kak-b...