tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 943
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Еще в конце сентября 1941 года было замечено, что остановленные у стен Ленинграда гитлеровцы стали зарываться в землю, строить мощные оборонительные сооружения. Пройдет какое-то время, и они уже будут хвастать не наступательными успехами, а созданным вокруг города-оборонительным сооружением- «Северный вал».
«...В Берлине и на фронте уверены в неприступности „Северного вала"», — специалист инженерного отдела штаба главного немецкого командования Рудольф Харинг.
Не смотря на то, что в блокадном Ленинграде уже был налажен выпуск реактивных снарядов, чего-то стоящего и пригодного для взлома укрепленных районов, каким был "Северный Вал", не имелось.
Один из немецких ДОТов, входивших в укрепления " Северный ВаЛ"
Командование Ленинградского фронта обратило на это внимание, и еще осенью 1941 года поставило перед инженерами задачу- в блокадных условиях создать новый боеприпас. За основу бралась немецкая 280-мм реактивная фугасная мина, запускавшаяся прямо с деревянной рамы, в которой ее и возили. С солидной мощностью (вес ВВ — 50 килограммов) и внушительным видом. Но по причине крайне низкой точности попадания и неудобством подготовки к пуску и практически неприемлемой дальностью стрельбы — не больше 1900 метров, даже сами немцы использовали ее крайне редко.
Весной 1942 года, в ходе одного из успешных наступлений 54 Армии, в поселке Кондуя, нашими войсками были захвачены трофеи. Среди этих трофеев были и до сих пор не попадавшие в наши руки, необычные немецкие мины- «Nebelwerfer» В переводе на русский-Туманомет. Такое название они получил по изначальной идеи использовать их для метания дымовых и химических снарядов, но в последствии ее стали использовать как осколочную.
Nebelwerfer-реактивная система залпового огня
Командованием фронта для изучение этих реактивных мин были отправлены капитаны — Иван Евтихиевич Здохненко и Михаил Николаевич Алешков.
Капитан Михаил Николаевич Алешков
В последствии именно Михаил Николаевич Алешков и станет разработчиком той самой знаменитой реактивной мины М-28, получившее на фронте меткое прозвище-"Иван-Долбай"!
В совершенно короткие сроки кандидату технических наук-капитану Михаилу Николаевичу Алешкову удалось не просто скопировать немецкий боеприпас, но и внести в него новые существенные доработки. За что он и его команда были удостоены правительственных наград.
Создателей наших отечественных ленинградских тяжелых реактивных мин (были приняты еще 300— и 320-мм снаряды аналогичного образца) отметили не за «схему», лишь ускорившую дело, и не за «принципы». Они и у немцев никакой новизной не отличались: реактивные конструкции подобного вида были давно известны. За исключением двигателя — монолитной пороховой шашки определенного качества, которую вплоть до второй мировой войны не умели производить нигде. Не могли чужую по составу шашку делать и в блокированном Ленинграде. Здесь все искали свое: порох, снаряжение, металл для «труб» — реактивных камер, способы обработки сопловых турбин с 26 наклонными отверстиями очень сложного профиля, наши допуски и припуски... И мина уже становилась не иноземной, а своей, кровной, отечественной, советской.
В.И.Демидов. Снаряды для фронта
В 8 часов утра 20 июля 1942 года 192 первые тяжелые мины М-28 — больше 15 тонн взрывчатки, огня и стали — накрыли сразу два батальона фашистов: испанцев из «Голубой дивизии» и менявших их в этот час в укрепленном районе Старо-Паново немцев.
Та самая М-28, больше известная как "Иван-Долбай"
Воспоминаниями о применении "Иван-Долбаев" поделился с писательницей Изольдой Анатольевной Ивановой старший сержант 194-й разведывательной роты 136 СД:
В первых числах сентября, в карьере стали устанавливать под углом деревянные рамы. Мы называли их "боронами". К рамам ребята крепили тяжелые мины, которые мы прозвали головастиками, а потом их прозвали "Иван-Долбай". Они были разного веса. Одни по 40 кг, другие по 80 кг. Потом подвели провода, откуда-то подали ток, и они взлетали с визгом: Выу-ууу! Снаряды падали в Отрадном, между церковью и жд путями, на которых стоял разбитый паровоз служивший нам ориентиром. Я видел работу этих снарядов. Там все кипело. Красное, черное, огненное, коричневое-все клокочет и шипит. Об увиденном я написал в донесении. Через какое то время меня вызвали в штаб. Там сидят двое в военной форме без знаков различия и двое в гражданском. Интересовались что я видел. Потом спрашивают: "Ты можешь место показать?" Дали мне задание сходить туда ночью. Я с тремя ребятами переправился через Тосну и притащил два немецких трупа. Специальная комиссия рассматривала эти трупы. Изучали как и от чего они погибли. На них не было не одной царапины, но они были все черные, обуглившиеся.
После войны в газете "Ленинградская правда" я прочитал, что наши-ученые пиротехники изобрели особую взрывчатку. И описывает слово в слово то, что я видел своими глазами.
Помню еще, как ребята-разведчики рассказывали, как немцы кричали : " Рус, если вы еще будете применять эту адскую машину, то мы пустим газы! И якобы по этой причине больше такую начинку не применяли.
Применение реактивных снарядов на фронте.
Но настоящая причина была конечно же не в этом. Реактивный снаряд М-28 был детищем блокады и применялся только на Ленинградском фронте. В условиях полной блокады каждый снаряд давался с трудом и был на счету. Даже головные части ракет снаряжались не тротилом, а так называемым блокадным заменителем тротила. Всего в 1942 году Ленинград произвел и обрушил на голову гитлеровцев 10737 таких реактивных снарядов. Будучи детищем блокады, мины М-28 вместе с ней и закончили существование. Последние её залпы прозвучали 12 января 1943 года. Дело в том, что производство тяжёлых фугасных ракет, начавшись на Большой земле позже, чем в Ленинграде, развивалось в силу понятных причин, успешнее и быстрее. И уже 1943 году промышленность СССР было выпущено не сколько реактивных мин, по характеристикам превосходящие М-28.
Не смотря на столь короткий период применения "Иван-Долбаев" на фронте, эти мины в очередной раз показали как уровень советской инженерной школы, так и стойкость и доблесть блокадного Ленинграда.
Будем Помнить!
https://zen.yandex.ru/media/id...
«...В Берлине и на фронте уверены в неприступности „Северного вала"», — специалист инженерного отдела штаба главного немецкого командования Рудольф Харинг.
Не смотря на то, что в блокадном Ленинграде уже был налажен выпуск реактивных снарядов, чего-то стоящего и пригодного для взлома укрепленных районов, каким был "Северный Вал", не имелось.
Один из немецких ДОТов, входивших в укрепления " Северный ВаЛ"
Командование Ленинградского фронта обратило на это внимание, и еще осенью 1941 года поставило перед инженерами задачу- в блокадных условиях создать новый боеприпас. За основу бралась немецкая 280-мм реактивная фугасная мина, запускавшаяся прямо с деревянной рамы, в которой ее и возили. С солидной мощностью (вес ВВ — 50 килограммов) и внушительным видом. Но по причине крайне низкой точности попадания и неудобством подготовки к пуску и практически неприемлемой дальностью стрельбы — не больше 1900 метров, даже сами немцы использовали ее крайне редко.
Весной 1942 года, в ходе одного из успешных наступлений 54 Армии, в поселке Кондуя, нашими войсками были захвачены трофеи. Среди этих трофеев были и до сих пор не попадавшие в наши руки, необычные немецкие мины- «Nebelwerfer» В переводе на русский-Туманомет. Такое название они получил по изначальной идеи использовать их для метания дымовых и химических снарядов, но в последствии ее стали использовать как осколочную.
Nebelwerfer-реактивная система залпового огня
Командованием фронта для изучение этих реактивных мин были отправлены капитаны — Иван Евтихиевич Здохненко и Михаил Николаевич Алешков.
Капитан Михаил Николаевич Алешков
В последствии именно Михаил Николаевич Алешков и станет разработчиком той самой знаменитой реактивной мины М-28, получившее на фронте меткое прозвище-"Иван-Долбай"!
В совершенно короткие сроки кандидату технических наук-капитану Михаилу Николаевичу Алешкову удалось не просто скопировать немецкий боеприпас, но и внести в него новые существенные доработки. За что он и его команда были удостоены правительственных наград.
Создателей наших отечественных ленинградских тяжелых реактивных мин (были приняты еще 300— и 320-мм снаряды аналогичного образца) отметили не за «схему», лишь ускорившую дело, и не за «принципы». Они и у немцев никакой новизной не отличались: реактивные конструкции подобного вида были давно известны. За исключением двигателя — монолитной пороховой шашки определенного качества, которую вплоть до второй мировой войны не умели производить нигде. Не могли чужую по составу шашку делать и в блокированном Ленинграде. Здесь все искали свое: порох, снаряжение, металл для «труб» — реактивных камер, способы обработки сопловых турбин с 26 наклонными отверстиями очень сложного профиля, наши допуски и припуски... И мина уже становилась не иноземной, а своей, кровной, отечественной, советской.
В.И.Демидов. Снаряды для фронта
В 8 часов утра 20 июля 1942 года 192 первые тяжелые мины М-28 — больше 15 тонн взрывчатки, огня и стали — накрыли сразу два батальона фашистов: испанцев из «Голубой дивизии» и менявших их в этот час в укрепленном районе Старо-Паново немцев.
Та самая М-28, больше известная как "Иван-Долбай"
Воспоминаниями о применении "Иван-Долбаев" поделился с писательницей Изольдой Анатольевной Ивановой старший сержант 194-й разведывательной роты 136 СД:
В первых числах сентября, в карьере стали устанавливать под углом деревянные рамы. Мы называли их "боронами". К рамам ребята крепили тяжелые мины, которые мы прозвали головастиками, а потом их прозвали "Иван-Долбай". Они были разного веса. Одни по 40 кг, другие по 80 кг. Потом подвели провода, откуда-то подали ток, и они взлетали с визгом: Выу-ууу! Снаряды падали в Отрадном, между церковью и жд путями, на которых стоял разбитый паровоз служивший нам ориентиром. Я видел работу этих снарядов. Там все кипело. Красное, черное, огненное, коричневое-все клокочет и шипит. Об увиденном я написал в донесении. Через какое то время меня вызвали в штаб. Там сидят двое в военной форме без знаков различия и двое в гражданском. Интересовались что я видел. Потом спрашивают: "Ты можешь место показать?" Дали мне задание сходить туда ночью. Я с тремя ребятами переправился через Тосну и притащил два немецких трупа. Специальная комиссия рассматривала эти трупы. Изучали как и от чего они погибли. На них не было не одной царапины, но они были все черные, обуглившиеся.
После войны в газете "Ленинградская правда" я прочитал, что наши-ученые пиротехники изобрели особую взрывчатку. И описывает слово в слово то, что я видел своими глазами.
Помню еще, как ребята-разведчики рассказывали, как немцы кричали : " Рус, если вы еще будете применять эту адскую машину, то мы пустим газы! И якобы по этой причине больше такую начинку не применяли.
Применение реактивных снарядов на фронте.
Но настоящая причина была конечно же не в этом. Реактивный снаряд М-28 был детищем блокады и применялся только на Ленинградском фронте. В условиях полной блокады каждый снаряд давался с трудом и был на счету. Даже головные части ракет снаряжались не тротилом, а так называемым блокадным заменителем тротила. Всего в 1942 году Ленинград произвел и обрушил на голову гитлеровцев 10737 таких реактивных снарядов. Будучи детищем блокады, мины М-28 вместе с ней и закончили существование. Последние её залпы прозвучали 12 января 1943 года. Дело в том, что производство тяжёлых фугасных ракет, начавшись на Большой земле позже, чем в Ленинграде, развивалось в силу понятных причин, успешнее и быстрее. И уже 1943 году промышленность СССР было выпущено не сколько реактивных мин, по характеристикам превосходящие М-28.
Не смотря на столь короткий период применения "Иван-Долбаев" на фронте, эти мины в очередной раз показали как уровень советской инженерной школы, так и стойкость и доблесть блокадного Ленинграда.
Будем Помнить!
https://zen.yandex.ru/media/id...