• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Какой прием немцев безотказно сработал против французов - и совсем не сработал против Красной Армии?

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 960
Оценка
1 750
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
22 июня 1941 года на нашу страну обрушилась вся мощь гитлеровской Германии - усиленная, в том числе, опытом по применению стратегии и тактики блицкрига, который немцы откатали по полной программе во время кампании во Франции 1940 года. В целом эта тактика первые несколько месяцев войны работала неплохо и против Красной Армии. Однако один прием, оказавшийся весьма эффективным против французов, на Восточном фронте "засбоил" сразу же, и немцы изначально не смогли толком его применить. Между тем прием-то был - один из решающих. Как же так произошло и что это был за прием?

Атакуя Францию (а заодно Бельгию и Голландию), немцы не просто бросили на нее танки и самолеты. Они на полную катушку задействовали приемы информационной, психологической войны. Ведь уже в те времена гитлеровцы прекрасно понимали: врага можно сломить отнюдь не только на поле боя. А точнее - его можно сломить гораздо раньше, а на поле боя уже просто добить.
Как сломить?.. Ну например, организовав "брожение" во французских тылах. И германское руководство начинает прикладывать все усилия для того, чтобы это брожение организовать. В ход идет все: дезинформация населения якобы от имени французского руководства, нагнетание паники (что якобы во Франции и Бельгии действует многотысячное пронемецкое подполье, подобное тому, которое в свое время действительно имелось в Австрии и поддержало аншлюс; расчет строился на том, что французский обыватель просто не задумается над тем, что в его-то стране, в отличие от Австрии, такому подполью просто неоткуда было бы взяться - достаточно аналогии с реально существовавшим австрийским, ибо обывателям, особенно в критических ситуациях, очень свойственно верить самым жутким - пусть и неправдоподобным - известиям, особенно если эти известия исходят не из официальных средств массовой информации, кои, как известно, "все врут"), распространение нелепых слухов - все это привело к шпиономании гигантского масштаба, когда буквально сосед подозревал соседа в том, что тот агент немецкой разведки, и "сдавал" его властям (а то люди и сами расправлялись с теми, кого подозревали в шпионаже). Первые же успехи вермахта в боях в Арденнах и Бельгии точно так же умело использовались гитлеровскими пропагандистами - они подавались в радиопередачах (якобы официальных, а на самом деле немецких) как свидетельства непобедимости германской армии, с которой бороться бесполезно - а также и доказательства того, что немцы вот-вот появятся у порога каждого обывателя. Когда такое неслось в уши французам буквально из каждого утюга - естественно, паника не заставила себя ждать.
И вот десятки тысяч человек срывались с мест в своих попытках спастись от страшного вермахта, превращаясь в беженцев, запрудив все дороги - и полностью парализовав все попытки переброски французских воинских частей навстречу врагу (что, естественно, способствовало дальнейшим успехам немцев). Несмотря на то, что в этой информационно-психологической войне применялись и традиционные листовки, основным орудием немцев в ней стали радиопередачи - благо радиоприемники во Франции были практически в каждой семье, и их жадно слушали, надеясь выловить крупицы истины о том, что же происходит на самом деле. Но в действительности вместо крупиц истины шел вал закамуфлированной неприятельской агитации, в котором буквально затерялись официальные правительственные (более-менее правдивые) сообщения. Свободная демократическая Франция завоевывалась не только танками и "юнкерсами", но и радиопередачами. Свобода слова в действии - ведь никто не мог запретить французам слушать радиопередачи. Да, по мысли немцев, их вообще невозможно запретить слушать...
...1941 год. Прекрасно показавший себя прием с радиопередачами немцы готовятся провести в войне против СССР. Но... Тут их ждало полнейшее фиаско. Уже на третий день войны, 25 июня 1941 года, Совет народных комиссаров СССР издал постановление о «О сдаче населением радиоприёмных и радиопередающих устройств» на склады Всесоюзного Радиокомитета. Согласно этому постановлению, все обладатели радиоприемников в пятидневный срок были должны сдать их на временное (до конца войны) хранение в этот самый Всесоюзный Радиокомитет. За несдачу радиоприемника по законам военного времени могли посадить на 8 лет, так что несдавших вряд ли было много. Простая, но эффективная мера принесла свои плоды. Немецкие агитаторы и нагнетатели паники могли теперь сколь угодно изощряться по радио - в Советском Союзе их не слышали. Вражеская радиоагитация, столь губительно подействовавшая на Францию с ее свободой слова, "тоталитарному" СССР никакого вреда принести не смогла. А ведь страшно себе представить, сколько людей опустило бы руки и впало в панику, имей они возможность беспрепятственно слушать геббельсовскую пропаганду.



https://zen.yandex.ru/media/rk...
 
Назад
Сверху Снизу