tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 950
- Оценка
- 1 741
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
В картине «Бой за Пышно» художник-баталист запечатлел партизан за мгновения до их героической смерти
Война по-новому определила смысл профессии художника. Живописцы также активно боролись с врагом — сражались на фронте, в партизанских отрядах и народном ополчении. Но между боями умудрялись набрасывать карандашные зарисовки, оформлять газеты, плакаты, листовки и даже писать картины маслом. Произведения Николая Обрыньбы экспонируются в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, но работа «Бой за Пышно» — особенная. Кисть художника-баталиста запечатлела партизан за мгновения до их героической гибели.
Холст сшит из двух частей, события изображены на нем трофейным маслом.
Глазами художника
Николай Обрыньба родился в 1913 году в Тульской области. Мечтал рисовать, а потому решил получить опыт в батальной мастерской Московского художественного института. Но судьба устроила ему очень суровую практику: когда в июне 1941 года началась война, студент добровольцем ушел на фронт. Попал в окружение, затем в плен, откуда бежал в 1942 году. До победы он сражался в партизанской бригаде «Дубова» на Витебщине. Именно там ему пришлось проявить свой художественный талант — реалистично изображать быт и подвиги народных мстителей. Герои его полотен — конкретные люди, события достоверные. Мастер в коротких перерывах между боевыми заданиями рисовал на холстах волнующие сюжеты того времени. Работал по горячим следам.
Римма Рум, старший научный сотрудник отдела вещевых источников музея, проводит меня к картине «Бой за Пышно». Размер полотна — 120 на 190 сантиметров. Холст сшит из двух частей, события уверенными мазками изображены на нем трофейным маслом.
— Здесь показан бой, который сам художник не мог видеть. Он по крупицам восстанавливал картину, чтобы увековечить память погибших. Никто из тех людей, кто изображен на полотне, не выжил, — собеседница начинает свой рассказ.
Оборона в деревне Пышно с 19 мая по 9 июня 1943 года — это* составная часть боев партизан Минской и Витебской областей против немецко-фашистских захватчиков во время карательной операции «Котбус». В бой бросили четыре дивизии нацистов, что в 10 раз превышало силы партизан. Пышно всегда обороняли отряд или два, а* это 300—400 человек. Однако фашисты решили усилить атаку танками.
Небольшая группа людей прикрывала отход всего отряда — чтобы оторваться от противника, нужно было оставить заслон. У первого станкового пулемета были Василий Буйницкий, Надежда Костюченко, Нина Флиговская, Алексей Коробицкий и Семен Клопов. У второго — Алексей Буряк с 17-летним сыном Николаем. Художник прибыл в деревню через две недели после ожесточенного сражения, а тела погибших так и лежали на поле боя…
Рисовать сквозь слезы
Картина была жуткая. Николай Обрыньба подробно описывал ее в дневниковых записях, они тоже переданы в музей истории Великой Отечественной войны. Из воспоминаний художника: «Прошло две недели после гибели товарищей. Я в то время находился далеко от лагеря. Командованием бригады приказано приступить к работе над картиной о погибших в Пышно. На место боя мы выехали с врачом Федором Сальниковым».
Рассматриваю полотно, созданное Николаем Ипполитовичем в августе 1943 года. Комнатный свет ложится бликами на глубокие тени. Все очень реалистично: эмоции зашкаливают! Картина передает неимоверное напряжение непокоренного партизанского духа. Художник четко изобразил кульминационный момент судьбы отважных людей, которых он лично знал. Сложно представить, как тяжело далась ему картина.
Мастер четко изобразил кульминационный момент судьбы отважных людей, которых он знал лично.
«Возле одного окопа мы увидели тело девушки с разорванной грудью. По красному сарафану узнали Надю Костюченко. Недалеко — тело партизана в сером пиджаке, узнали Семена Клопова. У него грудь тоже была разорвана. В окопе рядом — измятая коробка от пулеметной ленты, вторая брошена в траве», — жуткие подробности увиденного Николай Обрыньба также описал в своих воспоминаниях. Римма Рум добавляет:
— Убитый горем художник нашел сектор обстрела. С бугров тогда двигались вражеские танки и пехота, небольшая группа партизан стремилась хоть на миг задержать преследование отряда. Надя и Семен подорвали себя сами одной гранатой. Обнялись и заложили гранату между собой, поэтому и были отброшены друг от друга.
Из записей художника понятно: мастер батальной живописи очень тяжело переживал кончину своих друзей-партизан. Вот, например, Николай Обрыньба рассказывает, как с врачом Федором Сальниковым они нашли погибших Нину Флиговскую и Алексея Коробицкого: «Нина лежала ничком, на ней было черное платье, светлые, как лен, волосы смешались с зеленой травой, справа — десяток гильз от патронов. Рядом лежал Алексей с перевязанными головой, рукой и грудью. Ноги их были раздавлены танком». Оказалось, Нина перевязала раны Алексея, побежала за отрядом, но вернулась — любовь оказалась сильнее желания жить. Молодых людей настиг фашистский танк…
На долгую память
В дневнике художник вспоминает, как нашел еще одного товарища. Римма Рум зачитывает еще кое-какие записи мастера:
— Мы подходили к дороге. На обочине — раздавленное тело, гусеница танка прошла по груди… Это Василий Буйницкий. Мне было трудно рисовать, сжималось сердце, но надо все зарисовать и записать, в картине для партизан они должны быть живыми….
Слушаю воспоминания Николая Обрыньбы, и слезы наворачиваются. Особенно от сцены, где жена Василия Буйницкого Мария нашла его тело: убитая горем женщина стала целовать его раздавленную руку, пальцы, голову погибшего мужа, которая лежала отдельно от туловища. Позже она согласилась позировать для картины о страшном бое за Пышно: с нее художник рисовал медсестру Нину.
Мастер сделал ряд зарисовок и набросков, чтобы позже на полотне восстановить реалистичную сцену сражения и гибели партизан. Картину писал в деревне Старинка, где находились штаб партизанской бригады «Дубова» и отдельная землянка для художников. В период блокады произведения сняли с подрамников, скрутили в рулон и закопали в землю. В том числе и «Бой за Пышно». На постоянное хранение в Музей истории Великой Отечественной войны работа попала в 1946 году. В фондах находятся и другие картины: кисть художника-баталиста запечатлела не одно событие минувшего века.
…Николай Обрыньба прошел всю войну, в мирное время работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Заслуженный художник РСФСР умер в 1985 году.
https://yandex.ru/turbo?text=https:...mo=navbar&utm_referrer=https://zen.yandex.com
Война по-новому определила смысл профессии художника. Живописцы также активно боролись с врагом — сражались на фронте, в партизанских отрядах и народном ополчении. Но между боями умудрялись набрасывать карандашные зарисовки, оформлять газеты, плакаты, листовки и даже писать картины маслом. Произведения Николая Обрыньбы экспонируются в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, но работа «Бой за Пышно» — особенная. Кисть художника-баталиста запечатлела партизан за мгновения до их героической гибели.
Холст сшит из двух частей, события изображены на нем трофейным маслом.
Глазами художника
Николай Обрыньба родился в 1913 году в Тульской области. Мечтал рисовать, а потому решил получить опыт в батальной мастерской Московского художественного института. Но судьба устроила ему очень суровую практику: когда в июне 1941 года началась война, студент добровольцем ушел на фронт. Попал в окружение, затем в плен, откуда бежал в 1942 году. До победы он сражался в партизанской бригаде «Дубова» на Витебщине. Именно там ему пришлось проявить свой художественный талант — реалистично изображать быт и подвиги народных мстителей. Герои его полотен — конкретные люди, события достоверные. Мастер в коротких перерывах между боевыми заданиями рисовал на холстах волнующие сюжеты того времени. Работал по горячим следам.
Римма Рум, старший научный сотрудник отдела вещевых источников музея, проводит меня к картине «Бой за Пышно». Размер полотна — 120 на 190 сантиметров. Холст сшит из двух частей, события уверенными мазками изображены на нем трофейным маслом.
— Здесь показан бой, который сам художник не мог видеть. Он по крупицам восстанавливал картину, чтобы увековечить память погибших. Никто из тех людей, кто изображен на полотне, не выжил, — собеседница начинает свой рассказ.
Оборона в деревне Пышно с 19 мая по 9 июня 1943 года — это* составная часть боев партизан Минской и Витебской областей против немецко-фашистских захватчиков во время карательной операции «Котбус». В бой бросили четыре дивизии нацистов, что в 10 раз превышало силы партизан. Пышно всегда обороняли отряд или два, а* это 300—400 человек. Однако фашисты решили усилить атаку танками.
Небольшая группа людей прикрывала отход всего отряда — чтобы оторваться от противника, нужно было оставить заслон. У первого станкового пулемета были Василий Буйницкий, Надежда Костюченко, Нина Флиговская, Алексей Коробицкий и Семен Клопов. У второго — Алексей Буряк с 17-летним сыном Николаем. Художник прибыл в деревню через две недели после ожесточенного сражения, а тела погибших так и лежали на поле боя…
Рисовать сквозь слезы
Картина была жуткая. Николай Обрыньба подробно описывал ее в дневниковых записях, они тоже переданы в музей истории Великой Отечественной войны. Из воспоминаний художника: «Прошло две недели после гибели товарищей. Я в то время находился далеко от лагеря. Командованием бригады приказано приступить к работе над картиной о погибших в Пышно. На место боя мы выехали с врачом Федором Сальниковым».
Рассматриваю полотно, созданное Николаем Ипполитовичем в августе 1943 года. Комнатный свет ложится бликами на глубокие тени. Все очень реалистично: эмоции зашкаливают! Картина передает неимоверное напряжение непокоренного партизанского духа. Художник четко изобразил кульминационный момент судьбы отважных людей, которых он лично знал. Сложно представить, как тяжело далась ему картина.
Мастер четко изобразил кульминационный момент судьбы отважных людей, которых он знал лично.
«Возле одного окопа мы увидели тело девушки с разорванной грудью. По красному сарафану узнали Надю Костюченко. Недалеко — тело партизана в сером пиджаке, узнали Семена Клопова. У него грудь тоже была разорвана. В окопе рядом — измятая коробка от пулеметной ленты, вторая брошена в траве», — жуткие подробности увиденного Николай Обрыньба также описал в своих воспоминаниях. Римма Рум добавляет:
— Убитый горем художник нашел сектор обстрела. С бугров тогда двигались вражеские танки и пехота, небольшая группа партизан стремилась хоть на миг задержать преследование отряда. Надя и Семен подорвали себя сами одной гранатой. Обнялись и заложили гранату между собой, поэтому и были отброшены друг от друга.
Из записей художника понятно: мастер батальной живописи очень тяжело переживал кончину своих друзей-партизан. Вот, например, Николай Обрыньба рассказывает, как с врачом Федором Сальниковым они нашли погибших Нину Флиговскую и Алексея Коробицкого: «Нина лежала ничком, на ней было черное платье, светлые, как лен, волосы смешались с зеленой травой, справа — десяток гильз от патронов. Рядом лежал Алексей с перевязанными головой, рукой и грудью. Ноги их были раздавлены танком». Оказалось, Нина перевязала раны Алексея, побежала за отрядом, но вернулась — любовь оказалась сильнее желания жить. Молодых людей настиг фашистский танк…
На долгую память
В дневнике художник вспоминает, как нашел еще одного товарища. Римма Рум зачитывает еще кое-какие записи мастера:
— Мы подходили к дороге. На обочине — раздавленное тело, гусеница танка прошла по груди… Это Василий Буйницкий. Мне было трудно рисовать, сжималось сердце, но надо все зарисовать и записать, в картине для партизан они должны быть живыми….
Слушаю воспоминания Николая Обрыньбы, и слезы наворачиваются. Особенно от сцены, где жена Василия Буйницкого Мария нашла его тело: убитая горем женщина стала целовать его раздавленную руку, пальцы, голову погибшего мужа, которая лежала отдельно от туловища. Позже она согласилась позировать для картины о страшном бое за Пышно: с нее художник рисовал медсестру Нину.
Мастер сделал ряд зарисовок и набросков, чтобы позже на полотне восстановить реалистичную сцену сражения и гибели партизан. Картину писал в деревне Старинка, где находились штаб партизанской бригады «Дубова» и отдельная землянка для художников. В период блокады произведения сняли с подрамников, скрутили в рулон и закопали в землю. В том числе и «Бой за Пышно». На постоянное хранение в Музей истории Великой Отечественной войны работа попала в 1946 году. В фондах находятся и другие картины: кисть художника-баталиста запечатлела не одно событие минувшего века.
…Николай Обрыньба прошел всю войну, в мирное время работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Заслуженный художник РСФСР умер в 1985 году.
https://yandex.ru/turbo?text=https:...mo=navbar&utm_referrer=https://zen.yandex.com