tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 945
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
1920-30 года были временем расцвета крупнокалиберной железнодорожной артиллерии (как тогда говорили - железнодорожных транспортеров). Советский Союз тоже не остался в стороне от мировой моды. Самой массовой советской железнодорожной установкой крупного калибра была ТМ-1-180 ("транспортер морской, модель первая, калибр 180 мм"). "Морскими" их называли потому, что использовать такие артустановки планировалось прежде всего в системе береговой обороны.
ТМ-1-180 на форту "Красная Горка"Разработка ТМ-1-180 началась на Ленинградском металлическом заводе в 1931г. Первая установка прошла испытания в 1934г. К началу Великой Отечественной войны было изготовлено 20 установок, из которых сформировали 5 батарей (изначально по 4 орудия в каждой): 12-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я.
17-я батарея воевала и погибла в 1941г на полуострове Ханко (орудия были выведены из строя при его оставлении , впоследствии частично восстановлены финнами, возвращены СССР после войны), 16-я батарея сражалась на Черном море (в районе Туапсе), остальные - под Ленинградом. В 1945г они также использовались при штурме Кенигсберга и в боях на Земландском полуострове.
2 транспортера из состава 12-й батареи были захвачены финнами в августе 1941г (также возвращены СССР после войны). Из-за этого 12-я и 18-я батареи стали трехорудийными.
Таким образом, все 20 установок ТМ-1-180 пережили войну, несмотря на активное в ней участие. До наших дней из них сохранились 3 штуки: на форту "Красная Горка", на Поклонной горе в Москве и в Севастополе.
ТМ-1-180 (из состава 12-й батареи) на Поклонной горе в Москве.
ТМ-1-180 (из состава 16-й батареи) в Севастополе, около автовокзала. К транспортеру прицеплен паровоз Эл-2500, которой в годы войны служил "черным" (вспомогательным) паровозом бронепоезда "Железняков", поэтому и за всем этим памятником закрепилось неофициальное наименование "бронепоезд Железняков", что, конечно же, совершенно неверно.Характерной особенностью ТМ-1-180 была возможность вести круговой обстрел прямо с путей. Для этого между рельсами, на шпалы, укладывались специальные бруски, главная балка опускалась на них, и дополнительно фиксировалась 8 боковыми ногами-упорами. Время перевода из походного положения в боевое составляло около 1 часа.
У транспортера на Красной Горке упоры в боевом положении.На побережье, вблизи военно-морских баз, оборудовались огневые позиции для железнодорожной артиллерии, оснащенные мощными бетонными основаниями для транспортеров, дальномерами, погребами боезапаса, укрытиями для личного состава и т.д. Преимуществом железнодорожных транспортеров была их возможность быстро перемещаться между стрельбовыми позициями, концентрируя огонь там, где нужно и быстро уходить из-под удара противника.
С вражескими кораблями этим установкам вести бои не довелось, а вот в интересах сухопутных войск они работали очень интенсивно, внеся заметный вклад в оборону приморских городов (особенно Ленинграда и его окрестностей).
У транспортера на Поклонной горе можно разглядеть восстановленный зарядный лоток (справа вверху, за поручнями). Подача боеприпасов производилась из двух вагонов-погребов, прицеплявшихся в обоих сторон транспортера. Из них снаряды подавались к орудию по лотку с роликами (рольгангу), а заряды - по деревянному желобу, находившемуся рядом с ним.
Хорошо видна изогнутая форма главной балки, а также кольцевой погон вокруг щита орудия.Вокруг орудия располагается кольцевой погон, по которому ездили 4 лотка. В каждом лотке было место для одного выстрела: снаряда и 2 полузарядов. Загрузившись с рольганга и зарядного желоба, лоток по погону перемещался к казенной части орудия. После заряжания пустой лоток двигался дальше, к другому рольгангу и желобу. Такая система обеспечивала весьма высокую для подобного рода орудий скорострельность - до 5 выстр/мин.
Хорошо виден рольганг по центральной оси установки (справа, параллельно ему, находился лоток для зарядов) и лотки на кольцевом погоне.Транспортер имеет две 4-осные тележки. На одной находится дизель-генераторная установка, обеспечивающая самостоятельно передвижение транспортера (с небольшой скоростью, конечно).
На другой тележке смонтирована компрессорная станция.
Затвор поршневой, открывается вверх. Толщина броневого прикрытия - 39 мм лоб, 20 мм крыша и стенки.
На Красной горке находится орудие со стволом №102, 1938 г.в.К установке на форту Красная Горка (координаты 59.9759,29.3329) доступ свободный, можно даже залезть на неё. К орудию в Севастополе (44.5954,33.5317) тоже можно подойти бесплатно, а вот залезать нельзя. Транспортер на Поклонной горе (55.7273,37.5055) находится на площадке военной техники, вход на которую по билетам.
Кроме того, на Красной Горке и на Поклонной горе можно увидеть и более крупнокалиберные железнодорожные транспортеры - 305-мм ТМ-3-12.
https://zen.yandex.ru/media/cheslav...0-sovremennoi-rossii-5df3beb6df944400c579efaf
ТМ-1-180 на форту "Красная Горка"Разработка ТМ-1-180 началась на Ленинградском металлическом заводе в 1931г. Первая установка прошла испытания в 1934г. К началу Великой Отечественной войны было изготовлено 20 установок, из которых сформировали 5 батарей (изначально по 4 орудия в каждой): 12-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я.
17-я батарея воевала и погибла в 1941г на полуострове Ханко (орудия были выведены из строя при его оставлении , впоследствии частично восстановлены финнами, возвращены СССР после войны), 16-я батарея сражалась на Черном море (в районе Туапсе), остальные - под Ленинградом. В 1945г они также использовались при штурме Кенигсберга и в боях на Земландском полуострове.
2 транспортера из состава 12-й батареи были захвачены финнами в августе 1941г (также возвращены СССР после войны). Из-за этого 12-я и 18-я батареи стали трехорудийными.
Таким образом, все 20 установок ТМ-1-180 пережили войну, несмотря на активное в ней участие. До наших дней из них сохранились 3 штуки: на форту "Красная Горка", на Поклонной горе в Москве и в Севастополе.
ТМ-1-180 (из состава 12-й батареи) на Поклонной горе в Москве.
- Масса установки - 160 т;
- Орудие - 180-мм /57-калиберное Б-1-П;
- Дальность стрельбы - ок. 37 км;
- Масса снаряда - 97,5 кг (осколочно-фугасные, бронебойные и др.);
- Заряжание картузное, при фиксированном угле возвышения 10 град.
- Скорострельность - 3-5 выстр/мин;
- Расчет - 40 человек.
ТМ-1-180 (из состава 16-й батареи) в Севастополе, около автовокзала. К транспортеру прицеплен паровоз Эл-2500, которой в годы войны служил "черным" (вспомогательным) паровозом бронепоезда "Железняков", поэтому и за всем этим памятником закрепилось неофициальное наименование "бронепоезд Железняков", что, конечно же, совершенно неверно.Характерной особенностью ТМ-1-180 была возможность вести круговой обстрел прямо с путей. Для этого между рельсами, на шпалы, укладывались специальные бруски, главная балка опускалась на них, и дополнительно фиксировалась 8 боковыми ногами-упорами. Время перевода из походного положения в боевое составляло около 1 часа.
У транспортера на Красной Горке упоры в боевом положении.На побережье, вблизи военно-морских баз, оборудовались огневые позиции для железнодорожной артиллерии, оснащенные мощными бетонными основаниями для транспортеров, дальномерами, погребами боезапаса, укрытиями для личного состава и т.д. Преимуществом железнодорожных транспортеров была их возможность быстро перемещаться между стрельбовыми позициями, концентрируя огонь там, где нужно и быстро уходить из-под удара противника.
С вражескими кораблями этим установкам вести бои не довелось, а вот в интересах сухопутных войск они работали очень интенсивно, внеся заметный вклад в оборону приморских городов (особенно Ленинграда и его окрестностей).
У транспортера на Поклонной горе можно разглядеть восстановленный зарядный лоток (справа вверху, за поручнями). Подача боеприпасов производилась из двух вагонов-погребов, прицеплявшихся в обоих сторон транспортера. Из них снаряды подавались к орудию по лотку с роликами (рольгангу), а заряды - по деревянному желобу, находившемуся рядом с ним.
Хорошо видна изогнутая форма главной балки, а также кольцевой погон вокруг щита орудия.Вокруг орудия располагается кольцевой погон, по которому ездили 4 лотка. В каждом лотке было место для одного выстрела: снаряда и 2 полузарядов. Загрузившись с рольганга и зарядного желоба, лоток по погону перемещался к казенной части орудия. После заряжания пустой лоток двигался дальше, к другому рольгангу и желобу. Такая система обеспечивала весьма высокую для подобного рода орудий скорострельность - до 5 выстр/мин.
Хорошо виден рольганг по центральной оси установки (справа, параллельно ему, находился лоток для зарядов) и лотки на кольцевом погоне.Транспортер имеет две 4-осные тележки. На одной находится дизель-генераторная установка, обеспечивающая самостоятельно передвижение транспортера (с небольшой скоростью, конечно).
На другой тележке смонтирована компрессорная станция.
Затвор поршневой, открывается вверх. Толщина броневого прикрытия - 39 мм лоб, 20 мм крыша и стенки.
На Красной горке находится орудие со стволом №102, 1938 г.в.К установке на форту Красная Горка (координаты 59.9759,29.3329) доступ свободный, можно даже залезть на неё. К орудию в Севастополе (44.5954,33.5317) тоже можно подойти бесплатно, а вот залезать нельзя. Транспортер на Поклонной горе (55.7273,37.5055) находится на площадке военной техники, вход на которую по билетам.
Кроме того, на Красной Горке и на Поклонной горе можно увидеть и более крупнокалиберные железнодорожные транспортеры - 305-мм ТМ-3-12.
https://zen.yandex.ru/media/cheslav...0-sovremennoi-rossii-5df3beb6df944400c579efaf