• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Горбатый! Сзади «мессер»!

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 960
Оценка
1 750
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9%21%20%D0%A1%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B8%20%C2%AB%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%C2%BB%21.jpeg

Наступление наших войск в районе Белгорода вынудило противника поспешно отойти на заранее подготовленный рубеж, проходивший по южному берегу Днепра. Части Советской Армии после небольшой оперативной паузы предприняли стремительный бросок с форсированием Днепра в районе Успенское — Мишурин Рог.Все свои огневые средства обрушили немцы на наступающие войска. Одновременно на небольшом плацдарме за рекой вражеские танки и пехота непрерывно контратаковали и не давали нам возможности развить успех. Большие группы бомбардировщиков «Ю-87» и «Ха-111» наносили удары по боевым порядкам, пытаясь приостановить наступление частей Первого Украинского фронта.
В этих условиях на штурмовую авиацию ложилась очень ответственная задача. Наш гвардейский ордена Александра Невского полк вел разведку, наносил штурмовые удары по врагу.
Вот лишь один из вылетов, а их приходилось делать по пять-шесть в день. Его описание сохранилось в скупых словах боевых донесений, которые непрерывно поступали по эфиру с борта моего самолета.
«11.07. В окрестностях пункта 117 группа пехоты противника около трехсот человек. Отходят на юго-запад по полю. Пехота штурмована на бреющем полете. Бегельдинов продолжает полет. 11.10. На железнодорожной станции 249 два эшелона под парами. Паровозы головой на юг. Сброшены бомбы с замедленными взрывателями. Сильный зенитный огонь. Бегельдинов продолжает полет.
11.14. На дороге из 601 и 409 двустороннее движение сорока автомашин, двенадцати бронетранспортеров, семи танков. Колонны атакованы в два захода. Бегельдинов продолжает полет. 1.15. Атакован четырьмя «Фокке-вульфами-190». Уклонился от боя. Продолжаю полет.
11.21. На восточной окраине 312 две зеленые, одна белая ракеты. Наши танкисты обозначили себя. На водном рубеже 805 сильный артиллерийский огонь. Бегельдинов продолжает полет. Курс 165».
Нелегко приходилось в те дни нашим наземным войскам. Немцы стояли насмерть. Нужно ли говорить о том, что мы, авиаторы, помогали пехотинцам и танкистам всем, на что только были способны. Восьмого сентября нашему полку была поставлена задача уничтожить живую силу и танки противника на юго-западной окраине Мишурина Рога.
До вылета оставалось двадцать минут. Нашей группе в составе двенадцати самолетов предстояло уничтожить танки, которые прямой наводкой били по саперам, наводившим понтонную переправу.
— Вас будет прикрывать группа Луганского в составе шестерки, — сказал подполковник Шишкин.
На душе спокойно: если в воздухе Сергей Луганский, значит, можно быть уверенным, что фашистские стервятники и близко не подойдут к «ильюшиным».
С Сергеем нас связывала старая фронтовая дружба. Собственно говоря, ему я был обязан жизнью. Еще в июне на наш аэродром перебазировался истребительный полк. Он только что прибыл, и с его летчиками мы, штурмовики, не успели еще познакомиться.
В эти дни шли кровавые бои под Белгородом, и мы летали бомбить объекты, где немцы сконцентрировали много техники и живой силы.
Подлетая к линии фронта, мы заметили группу «мессершмиттов», шедшую сбоку. Завязался бой. Мой стрелок был тяжело ранен, и, таким образом, самолет оказался беззащитным сзади. Это, видимо, поняли немцы: пулемет-то хвостовой молчит! Два истребителя атаковали мой уже порядком пострадавший в этом бою «ИЛ».
Слышу вдруг в шлемофоне тревожный голос:
— Горбатый (так величали штурмовиков)! Сзади «мессер»!
Поворачиваю голову и вижу быстро приближающийся самолет. Бросаю машину резко в сторону, немец стремительно проносится мимо, а на хвосте у него наш «ЯК-1» с цифрой 47 на стабилизаторе. Буквально через секунду «мессершмитт» запылал и рухнул на землю. А «ЯК-1» развернулся и снова ринулся в самую гущу боя.
Вернулись на аэродром. Кто же спас мне жизнь? Кто летел на сорок седьмом? Во время ужина решил выяснить это. Раньше не мог, ибо до вечера эскадрилья еще раз слетала «в гости» к немцам.
Захожу в столовую. Летчики ужинают. Громко спрашиваю:
— Кто сегодня летал на сорок седьмом?
Все молчат. Я повторяю вопрос. Смотрю, из-за стола выходит лейтенант. Невысокий, стройный, с открытым лицом. Красавец.

— Я летал. А в чем дело?
— Ну, друг, давай знакомиться. Ты сегодня из могилы меня вынул.
Лейтенант засмущался. Мы крепко пожали друг другу руки, и он вполголоса произнес:
— Луганский Сергей.
Истребители пригласили меня за свой столик. Разговорились. Оказалось, что Сергей — казахстанец. Ну, тут уж сам бог велел нам выпить за дружбу, за земляков.
С тех пор фронтовая дружба наша окрепла. Много раз летал я на задания под прикрытием Луганского, и не было случая, чтобы возвращался с потерями.
Вот и на этот раз мы должны лететь вместе. Это очень, очень хорошо. Можно будет совершенно спокойно работать, Сергей в обиду не даст.
А ведь бывали случаи, когда истребители прикрытия, мягко говоря, не выполняли свои функции. Еще на Степном фронте весной 1943 года вылетели на задание двенадцать штурмовиков нашего полка. В прикрытие им была выделена шестерка истребителей из подразделения, стоявшего на нашем же аэродроме.
В тот тяжелый день четыре «ильюшина» не вернулись на базу. Мы не находили себе места — что может быть страшнее смерти друзей? Вечером в столовой начались разговоры о причинах потери четырех самолетов.
Все принимавшие участие в операции в один голос заявили, что в гибели наших друзей виноваты истребители. Во время штурмовки на группу навалились «мессершмитты», а наши из прикрытия отказались от боя, ушли, оставив товарищей в беде.
Недобрыми глазами посматривали мы на истребителей. Кто знает, может быть, этот инцидент и не привел бы к неприятной стычке, но тут один из истребителей не нашел ничего лучшего, как недовольно пробурчать:
— Герои нашлись! Вас бы в нашу шкуру. Немцев в воздухе чуть не в два раза больше было.
— Встань! — выкрикнул лейтенант Коптев. — Встань, говорю, шкура, чтобы все тебя видели!
В столовой поднялся невероятный шум. Мы пытались успокоить своего товарища, но Коптев вырвался и, уставившись побелевшими глазами на истребителя, двинулся в его сторону.
— Мы сегодня четырех друзей потеряли, — с каким-то клекотом заговорил он, — а ты под их смерть базу подводишь. Трус! Вон отсюда! Слышишь, вон!
Побледневший летчик не трогался с места. Я заметил, что рука Коптева тянется к пистолету. С трудом мы обезоружили лейтенанта. И тут наступила реакция. Коптев сел, опустил голову на руки и, весь содрогаясь, заплакал.
— Уйдите, ребята, — обратился я к истребителям. — Душой прошу.
Об инциденте стало известно командованию дивизии. Началось разбирательство. Правда, никого строго не наказали. Но с тех пор к каждой группе штурмовиков прикрепили определенную группу истребителей. Мы вместе летали, вместе жили, знали мысли и чувства друг друга.

Теперь у нас была уверенность, что в любой обстановке ты почувствуешь локоть товарища.
Парами взлетаем, строимся и берем заданный курс. По пути к нам присоединяется шестерка Луганского.
Цель уже совсем недалеко. Вижу внизу реку, наши войска, переправляющиеся на плацдарм. Переправа идет по понтонным мостам и на подручных средствах — попросту говоря, кто на чем может. Впечатление такое, что пехотинцы плывут плечо к плечу, сплошной массой.
Готовимся к атаке. И в это время слышу голос генерала Рязанова. Он с КП приказывает отставить атаку наземной цели, идти навстречу немецким бомбардировщикам и не допускать их к переправе.
Мурашки пробегают по телу, когда представляю себе, что «Ю-87» могут сбросить бомбы на переправу. Нет, этого допустить нельзя!
Повторяю полученное приказание.
— Я вас понял, — слышу ответ генерала.
Где-то недалеко летят немецкие бомбардировщики — летит смерть не одной тысяче наших людей.
Проходит несколько минут, и мы видим тридцать «юнкерсов» под прикрытием шести истребителей. Нужно сказать, что прикрытие у немцев оказалось липовым. Едва мы атаковали строй бомбардировщиков, как «мессершмитты» пустились наутек. Шестерка Луганского преследовала их, а мы в это время завязали бой.
Первоначальной нашей целью было дезорганизовать противника, расстроить его боевой порядок. Расстояние между нами быстро сокращалось. Тысяча, восемьсот, семьсот, шестьсот метров… Сосредоточиваем огонь по ведущему. Видимо, прицел оказался точным — «юнкерс» задымил, начал резко снижаться. Вижу, как немец сбрасывает бомбы на свои же войска. Что ж, спасибо за помощь!
В это время к месту боя возвращается шестерка Луганского. Общими силами мы разметали вражеские самолеты, и они, освободившись от бомб над своими войсками, думали теперь только о спасении.
Мы отбомбились, на бреющем полете прочесали немецкие позиции из пушек и пулеметов, сбросили реактивные снаряды. Потом взяли курс на переправу, где наши наземные войска ждали помощи с воздуха.
По дороге домой узнали радостную весть. Оказывается, в полк звонили из штабов двух дивизий и благодарили штурмовиков за отличную работу.
Приземлились, отрулили к местам стоянки. Смотрю, к моему самолету быстро идет начальник штаба полка.
— Бегельдинов!
— Слушаю вас.
— Ты что сегодня натворил?
У меня похолодела спина. Неужели атаковал своих? В нашей части подобного не случалось. Неужели? Но почему же тогда нас благодарили? А начальник штаба смотрит на меня в упор и грозно приказывает:
— Доложите о том, что натворили. Стою и не могу произнести ни одного слова.
— Ладно, — веселые морщинки побежали к вискам начальника штаба, — не буду тебя терзать, а то, смотрю, и так уж душа в пятки ушла. Командование представило тебя к званию Героя Советского Союза. Мне приказано оформить материал. Понятно? Ну, что же ты остолбенел?
— За что, товарищ майор? Я ведь…
— За дело, дорогой мой.
На следующий день я узнал, что мой друг Сергей Луганский тоже представлен к званию Героя.
Прошло несколько месяцев, мы уже находились на территории Польши, в местечке Ранижув около города Жешева, когда произошло событие, о котором я до сих пор не могу вспоминать без душевной боли. Как это ни странно, но связано око с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды.
Буквально с первых дней пребывания в действующей армии я крепко сдружился с летчиком Степаном Демьяновичем Пошевальниковым. Он был моим командиром эскадрильи, затем я принял звено.
Со временем меня назначили заместителем Пошевалышкова. А вскоре Степан Демьянович рекомендовал меня командованию на должность командира эскадрильи. Именно Степану Демьяновичу я обязан всеми своими успехами в ведении штурмового боя, в умении маневрировать под зенитным огнем. Он был моим терпеливым и настойчивым учителем, близким другом.
Эскадрилья Пошевальникова находилась в первой готовности, когда на аэродром прибыл генерал для вручения правительственных наград. Весь состав полка выстроился прямо на поле. Генерал зачитал Указ Президиума Верховного Совета и приколол к груди Степана Демьяновича орден Ленина и Золотую Звезду.
«Какая досада, — подумал я. — У человека праздник, а он в первой готовности и не может отлучиться от командного пункта». Подошел к другу.
— Давай я за тебя полечу, а ты иди и подготовь все к вечеру. Ведь после полетов, хочешь, не хочешь, банкет будет.
— Надо бы, конечно, — сказал Степан Демьянович, — да только есть два маленьких «но».
— Какие еще могут быть «но»?
— Прежде всего, нужно разрешение командира полка. Во-вторых, что на это твои ребята скажут?
— Мои? «Ура» скажут мои ребята. С ними уже все обговорено. Айда к Шишкину.
— Нет, придется отставить твое предложение.
Я не сдался и один направился на КП. Рассказал командиру полка все.
— Что ж, добро, — говорит Шишкин. — Не возражаю.
Часа через два моя группа поднялась в воздух. Провели разведку, «поласкали» отступающую танковую колонну и вернулись домой.
Вечером в столовой был банкет. Пришли в гости истребители. Мы от души поздравляли виновника торжества. Кажется, от рукопожатий у него заболела рука, а от дружеских похлопываний ныло плечо. Очень не хотелось расходиться, но ничего не попишешь — война.
А приблизительно через месяц тот же самый генерал вновь прибыл в полк. Теперь мне предстояло принимать поздравления.
И надо же случиться, что именно в этот день и час я был в первой готовности.
Командир полка подошел к самолету, окинул меня критическим оком, помотал головой и предложил немедленно отправиться сменить гимнастерку, а заодно не забыть надеть все правительственные награды. Я было заартачился, но Шишкин сдвинул брови и не то в шутку, не то всерьез процедил сквозь зубы:
— Разговорчики. Бегом марш!
Пришлось надевать новую гимнастерку, привинчивать к ней ордена Отечественной войны первой и второй степеней, Александра Невского, два Красного Знамени, Славы, медали и гвардейский значок.
В таком виде я и предстал перед строем полка. Генерал зачитал Указ, в котором говорилось, что «за героический подвиг, проявленный при выполнении боевого задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 26 октября 1944 года» присвоил мне звание Героя Советского Союза, и прикрепил к гимнастерке орден Ленина и Золотую Звезду.
— Служу Советскому Союзу! — произнес я дрожащим от волнения голосом.
Когда строй разошелся, генерал обратился ко мне:
— Скажите, Бегельдинов, сколько вам лег?
— Двадцать два.
— Совсем мальчик, — задумчиво произнес генерал. — У меня сын был старше. Погиб на Днепре.
И генерал, как-то ссутулившись, в сопровождении офицеров штаба медленно пошел к машине.
Тут-то и подошел Пошевальников.
— Ну, друже, — улыбнулся он, — теперь моя очередь тебя выручать.
— Не нужно. Может быть, и вылета не будет, а в случае чего сам слетаю. Настроение такое, что хочется в воздух подняться и петь во весь голос.
— Понимаю, брат, все понимаю. Думаешь, у меня тогда другое настроение было?
Не знаю почему, но мне очень не хотелось уступать право на боевой вылет. Степан Демьянович добился своего. Пришлось сдаться. Едва было получено разрешение командира полка, как раздался звонок, и через несколько минут группа Пошевальникова ушла на запад.
Аэродром опустел. Мне следовало заняться подготовкой к вечеру, но какое-то тревожное чувство мешало уйти с поля. Я сел на траву и решил ждать возвращения самолетов.
Прошло полчаса. Чувство тревоги, ожидания беды все усиливалось. Еще полчаса. Я уже не находил себе места. Минуты казались часами. Наконец вдали показались самолеты. Я облегченно вздохнул. Идут на посадку. Один, второй, третий… Одиннадцать. Где же двенадцатый? Где Пошевальников? Бегу к самолету, который отруливает к месту стоянки. Стараясь перекричать шум мотора, буквально ору летчику, показываю пальцами: где, мол, ваш ведущий? Где двенадцатый? И вдруг вижу, что пилот, сидя в кабине, плачет.
Будто кто ударил меня под колени. Я упал на траву и зарыдал. Погиб друг и учитель! Погиб Степан Демьянович, который ушел в полет, подменив меня!
К самолетам сбежался весь состав полка. Плотным кольцом окружили летчиков, только что вернувшихся с задания. Я оставался лежать в стороне. Дикие мысли лезли в голову. Хотелось выхватить пистолет и застрелиться. Как жить, если погиб друг? Зачем жить? Смогу ли я сам себе простить то, что произошло?
Кто-то опустился на землю рядом со мной. На плечо легла дружеская рука.
— Талгат, не нужно. Талгат, пойми…
В этот день я дал себе клятву жестоко отомстить за Степана Демьяновича. Бить, бить, бить! Я не мог тогда слушать рассказа о том, как погиб командир эскадрильи. Лишь через несколько дней мой стрелок рассказал мне об этом.
Самолеты Пошевальникова разметали колонну бронетранспортеров и уже возвращались на аэродром, как вдруг на машине ведущего вспыхнул мотор, и она, скользя на крыло, врезалась в землю. Видно, пилот был убит, ибо даже с горящим мотором такой мастер, как Степан Демьянович, сумел бы выровнять машину и посадить ее.
Всем полком мы проводили жену Пошевальникова Машу в тыл, домой. Тяжело было расставаться с ней, ведь Маша больше года делила с нами все большие трудности и маленькие радости войны, была отличной оружейницей.
* * *
…А жизнь полка шла своим чередом. С ревом поднимались в воздух штурмовики. Один за другим меняли мы аэродромы, продвигаясь на запад. Огонь «илов» нес смерть врагу уже на его земле.

Летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, Талгат Якубекович Бегельдинов, «Илы» атакуют», 1966г.
 
Да уж, штурмовикам доставалось больше всех вражеских снарядов и пуль. Вечная память нашим дедам!
 
Владимир Иванович, спасибо, что находите такие материалы для нас. Прочитала на одном дыхании. Пробрало до мурашек. Какие Люди, какие судьбы! Низкий поклон героям! Вечная память и благодарность за их самоотверженное служение. Здесь про маленький отрезок времени тяжелых боёв, а ведь эти герои так жили годами, изо дня в день защищали, теряли товарищей, погибали. Хочется чтобы их помнили ВЕЧНО!
 
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!
Вечная им память.
 
Спасибо за эту тему!!!
 
Да.Спасибо!
Батя авиатехником войну прошёл.
 
Вот на дзене про штурмовик статью нашёл:
О да друзья, именно так его немцы и называли, а ещё «Бетонный самолёт» и «Железный Густав».
Я думаю, что многие из вас сразу поняли о чём речь, конечно, мы сегодня поговорим о легендарном штурмовике ИЛ-2.
Но вот только говорить мы будем не в том ключе, в котором многие привыкли, смакуя сильные стороны самолёта и то каким он был вроде «неубиваемым», нет, мы поговорим о другом.
Поговорим о людях, о пилотах. Железо, пусть и превосходное, всегда остается железом и машиной, оно беспомощно без человека.
Самый массовый в годы Великой Отечественной войны советский самолёт ИЛ-2 стал легендой, про него много говорили и много сняли передач.
Наши игроделы даже выпустили замечательный и пожалуй один из самых лучших в данной нише авиасимуляторов, дав ему имя легендарного штурмовика.
scale_1200


Странно и удивительно, почему до сих пор не сняли художественный фильм о пилотах штурмовиках, возможно ещё снимут, надеюсь, что нам повезёт и на эту тему мы увидим достойную картину.
Мы же поговорим о том, почему из 36 154 выпущенных за годы войны штурмовиков, было потеряно 23 600 самолётов?
Причём боевые потери от авиации противника и зенитного огня всего 12 400 самолётов, то есть почти половина – это не боевые потери.
Почему в 1941 году за 10 успешных боевых вылетов пилота штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза?
Когда мы с вами ответим на эти вопросы, то мы поймём, что это не только самолёт был бетонный, но и у советских пилотов, которые на нём летали были бетонные яйца и стальные нервы.
Сейчас не делают таких самолётов и такие люди тоже редкость.
Если у западных союзников и немецких Люфтваффе были варианты и для штурмовки наземных целей немцы использовали не только Ю-87, а с 1943г. ещё и навесили на него пушки (модификация G «Густав»), был спорный и не прижившийся штурмовик «Хеншель 129», также они применяли «Ме 110» и активно эксплуатировали как штурмовик «Фокке Вульф 190», то у ВВС РККА кроме «Горбатых» (прозвище ИЛ-2) и пикирующего «Пе-2», по сути, ничего и не было.
scale_1200


Сделать ставку на универсальный и многоцелевой самолёт, как показала практика войны на истощение, было верным решением. Если Люфтваффе постоянно ковырялось с запчастями и путалось в своих модификациях, то со второй половины войны советские штурмовые ВВС были избавлены от этих проблем.
Но до этих времён ещё нужно было дожить, а начиналось всё очень тяжело.
Я намеренно не буду заострять внимание на истории с двухместным и одноместным Илом и рассказывать всем известную историю о том, как вернув стрелка в заднюю полусферу, удалось немного снизить потери Илов.
Истоки проблемы высоких потерь лежат несколько в иной плоскости, причин много.
По предвоенным взглядам, основной ударной силой Красной Армии при осуществлении непосредственной авиационной поддержки наземных войск считалась штурмовая авиация, но на вооружении штурмовых авиаполков состояли ударные варианты устаревших истребителей –бипланов И-15 бис и И-153.
Считалось, что «бисы» и «чайки» могут применяться как штурмовики с бреющего полёта и с пикирования с использованием авиабомб и реактивных снарядов.
Тактикой предусматривалось в основном два способа атаки: с горизонтального полёта с высоты минимально допустимой до 150 метров и с «горки» с малыми углами планирования после подхода к цели на бреющем полете.
Бомбометание производилось с бреющего полёта с использованием взрывателей замедленного действия.
К началу войны лишь несколько десятков пилотов штурмовой авиации были переучены на новые ИЛ-2, в конце июня 1941 года, единицы из них находились на фронте.
Тактика, которая базировалась на довоенных взглядах применения легких штурмовиков, совершенно не подходила для штурмовиков ИЛ-2 и не обеспечивала полного использования его потенциальных возможностей.
Учиться страшной ценой на своих ошибках приходилось прямо по ходу войны.
Начиная с 22 июня по конец ноября 1941 года из 1500 используемых на фронте ИЛ-2 было потеряно 1 100 самолётов.
Уже 4 июля 1941 года ставка Главного командования в своей директиве потребовала от командующих ВВС фронтов «…категорически запретить вылеты на бомбометание крупными группами».
На поражение одной цели разрешалось выделять не более одного звена, в крайнем случае – не более одной эскадрильи.
С целью достижения непрерывности воздействия на противника командующий ВВС Западного фронта полковник Науменко в начале августа приказал применять самолёты ИЛ-2 только небольшими группами максимум по три-шесть самолётов в группе и наносить эшелонированные удары с временными интервалами 10-15 минут с различных высот и направлений.
На деле же всё получалось очень часто не так, как задумывалось.
Илы атаковали с бреющего полета или пологого пикирования, снижаясь довольно низко, собирая на себя весь огонь зенитной артиллерии противника.
При довольно слабом истребительном прикрытии в первый год войны или вообще без него, на подходе к цели или при выходе из атаки их могли встречать истребители противника.
Дополнительными факторами влиявшими на высокие потери были ускоренное и низкое качество подготовки летного состава в условиях войны и низкое качество сборки в тылу, когда в сложных условиях эвакуированной промышленности самолёт собирали в основном женщины и дети.
Сказывалось и не всегда правильное применение самолёта.
Илами компенсировали нехватку бомбардировочной авиации, при том, что на самолете отсутствовал бомбардировочный прицел.
Их отправляли, как на штурмовку переднего края обороны, так и для нанесения ударов по мостам и переправам, которые были плотно прикрыты зенитными батареями.
Вот отрывки из воспоминаний лётчика штурмовика старшего лейтенанта Ваганова Ильи Николаевича о боевом вылете осенью 1941 года, в разгар немецкого наступления на Москву – операции «Тайфун»:
«Летим двумя тройками, задача проштурмовать переправы на подходах к Калинину, ещё на подходе, минут за 15 до цели, уже над нашей территорией нас принимают «худые», атакуют сверху, сшибают Ваньку Шилова – моего ведущего, вижу только клубы дыма и куски плоскостей от его самолёта мне об фонарь кабины ударились.
Всё – я в панике, растерялся, этой мой первый боевой вылет, ещё воздуха не вижу, карту местности едва знаю, ориентиры кое как различать только пытаюсь, а у меня уже ведущего снесли, что я «зеленый» могу?
В рации треск, ничего не разобрать, у меня рация только на приём работала, на передачу только у Шилова. Вижу трассы впереди меня пошли, значит мне на хвост кто - то сел, пытаюсь уйти со снижением, бесполезно, самолёт тяжелый, плохо слушается, мне это ещё больше добавляет паники.

Бой развалился, на какие - то эпизоды, ничего не вижу, не понимаю, всю группу потерял. Немец на хвосте куда то делся, может потерял меня, может на кого то переключился.
Облачка разрывов пошли, значит я уже над немцами. Куда лететь не знаю, где цель не знаю, а нагружен я по самое «здрасьте», не лететь же обратно полным, нужно найти цель и разрядить боекомплект.
Кружил по району, страшно, в любой момент из за облаков могут немецкие истребители вывалиться, да и горючее рассчитано аккурат до цели и обратно, судорожно ищу на земле технику, склады, живую силу, хоть что нибудь.
Вижу, возле озера небольшого скопление немецких машин, грузовики, бронетранспортеры, холодно уже, а они вроде как машины моют на озере.
Сделал три захода, навёл шороха, они аж в озеро попрыгали, лишь бы уцелеть. Помыли, блин…
Разгрузил боекомплект и драть отсюда быстрее. Горючки едва хватило до аэродрома, на подлёте уже движок стал чихать, у меня сердце в пятки.
Задачу не выполнил, но какой - то урон противнику нанёс. Вылет засчитали. Оказалось, что из всех я только один вернулся».
Вот так вот, уважаемые подписчики, бывало обстояли дела, плохое знание матчасти, слабые навыки, но отвага и чувство долга пересиливали страх у наших пилотов.
Если в Польше и Франции пилот без должного знания своего самолёта не поднялся бы в воздух, а без боекомплекта или с повреждением стал бы искать возможности поскорее выйти из боя, то наши пилоты не поддавались никакой европейской логике и здравому смыслу, они будучи подбитыми и горя врезались в колонны, а израсходовав боекомплект шли на таран.
Советского пилота можно убить, а вот победить нельзя
scale_1200


К 1943 году, когда подтянулся уровень подготовки, а ИЛ-2 стали составлять 30% от всей авиации ВВС, то ИЛ-2 стал настоящим ужасом для наземных частей Вермахта.
Самые эффективные свои стороны самолёт демонстрировал не при атаке переднего края противника, а при штурмовке коммуникаций в ближайшем тылу, а также отступающих или двигающихся к фронту колонн техники и живой силы.
Помимо пушек, пулемётов, он мог нести 600 килограмм боевой нагрузки (бомбы, снаряды РС), а когда Илы стали снабжать контейнерами с противотанковыми бомбами ПТАБ, то самолёт превратился в ещё более грозное убер оружие и противника вражеской бронетехники.
scale_1200


Да, не зря немцы прозвали ИЛ-2 бетонным, он был живуч, но всё же уязвим.
Были случаи, когда на планере самолёта буквально не оставалось живого места, но пилот дотягивал машину до аэродрома. Бывало и так, что одной удачной очередью или снарядом у самолёта могли срезать хвост или крыло.
Бронирование части корпуса помимо того, чтобы было просто удачным решением, ещё и спасало самолёт от пуль, но от зенитных снарядом спасти, увы, не могло.
В 2005 году в книге – сборнике Артёма Драбкина «Я дрался на ИЛ-2» были собранны воспоминания летчиков, техников и стрелков, воевавших и обслуживающих эту замечательную машину. Все они с уважением и любовью вспоминают о своём самолете, несмотря на все минусы и недоработки. Я думаю воспоминания летчиков – это самая лучшая и яркая характеристика данному самолёту.
Сейчас хватает рассуждений о том, что наши танки «Т-34» «горели как свечи», а штурмовики ИЛ-2 падали и были не так уж хороши.
Такие рассуждения оставим на совести этих людей. Я думаю, что цифры и масштабы производства этой машины, а также использование её и в послевоенные годы, говорят сами за себя.
Да, ИЛ-2 не был идеален, но он был эффективен до самого конца войны, а лётчики сидевшие за его штурвалом вошли в историю.
Пусть скажут про эффективность самолёта советскому бойцу, который обессиленный многочасовым боем видел, как снова на его окоп ползут танки Вермахта, а на позициях уже нечем и некому их отбивать…
Не надеясь остаться в живых, он вдруг слышал далекий гул, а немцы с воплями разбегались, стараясь найти ближайшую канаву или вжаться в землю.
В этот миг советский боец чувствовал, что шанс у него появился, ведь над полем боя появились «Горбатые» и встали в круг….
Взято здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5d94...vali-ego--miasorubka-5df3521c0a451800ba8e1ace
Тяжело было всем! Но выстояли, и Победили!
 
Хорошо, что мы помним о той войне, помним о людях, победивших фашизм, помним и о замечательных машинах, созданных в те годы. Это наша история. Её надо показывать и рассказывать о ней детям. Чтобы не повторилось то, что сейчас происходит кое где, на постсоветском пространстве, где уже выросло новое поколение неофашистов.
Самолет Ил-2 был восстановлен в современной России уже не в одном экземпляре. К сожалению, летающая история в нашей стране государством не поддерживается, а лишь душится сумасшедшими налогами, поборами, глупостью, трусостью и жадностью чиновников всех мастей. Поэтому и продаются восстановленные нашими авиареставраторами самолеты по всему миру, где пользуются большим спросом и где к ним совершенно другое отношение.
Многосерийный фильм "Крылатая память победы" как раз об этом. Эта серия посвящена легендарному штурмовику Ил-2:

 
Э как его потрепали...
 
Хорошая песня про тех кто "ходят по головам"
Летчикам-штурмовикам.
 
Последнее редактирование:
Неужели нельзя было реальное фото поставить их же много, а не из игры опять фотошоп ставить ?
 
Неужели нельзя было реальное фото поставить их же много

Дмитрий, если их много сделайте пожалуйста подборку военных фото, отражающих живучесть ИЛ-2. Если Вы внимательно посмотрите на фото, то там есть надпись откуда это фото взято.
 
Последнее редактирование:
Уже все давно за нас сделали другие люди: transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2009_07/p4, там и пояснения есть. А на приведённом фото смог кроме названия найти только ещё один текст - "Территория взрослых" - что это я не знаю.
 
  • Like
Реакции: pna
Уже все давно за нас сделали другие люди: transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2009_07/p4, там и пояснения есть. А на приведённом фото смог кроме названия найти только ещё один текст - "Территория взрослых" - что это я не знаю.
Вот ссылка:
http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2009_07/p4.php
 
Назад
Сверху Снизу