tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 960
- Оценка
- 1 750
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Особое значение диверсионная деятельность получила во время Второй войны. В армиях всех воюющих государств были созданы специальные подразделения диверсантов – английские и американские коммандос, немецкий полк «Бранденбург», отряд Отто Скорцени, итальянские боевые пловцы князя Боргезе. Были подразделения диверсантов и в Красной Армии, наиболее известные из них – группы Павла Судоплатова и Игоря Старинова.
Но, тем не менее, самые крупные и результативные диверсии Великой войны были совершены не специально обученными профессионалами, а обычными людьми. Такими, как простой белорус Федор Крылович. Участник боев у озера Хасан и на Халхин-Голе, в 1940 году он демобилизовался из армии. Устроился электромонтером на железнодорожную станцию в родном городе Осиповочи. С началом Великой войны эвакуироваться не успел – слишком стремительным было наступление немцев. Осиповочи были захвачены через неделю после начала войны. Крылович остался работать на станции, но вскоре наладил связь с местными партизанами и организовал в городе подпольную комсомольскую группу.
Федор Крылович
Под Бобруйском и Осиповичами эффективно действовал партизанский отряд НКВД «Храбрецы». Первое время из-за отсутствия боеприпасов и взрывчатки партизаны ограничивались нападением на полицаев и мелкими диверсиями – то разберут рельсы на путях, то срубят телеграфные столбы и т.д. Но в сентябре 1942 года по заданию ЦК КП(б)Б в распоряжение осиповичских партизан прибыла конная группа А.К. Флегонтова с большим количеством боеприпасов, снаряжения, оружия, а, главное, взрывчатки. После этого диверсии партизан стали более масштабны. Федора Крыловича к операциям не привлекали, берегли. Работая на железнодорожной станции, он был весьма ценным информатором. К тому времени станция Осиповичи стала одним из центральных узлов железнодорожного сообщения. Именно через Осиповичи шло снабжение немецких групп армий «Центр» и «Север». В разгар битвы на Курской дуге Крылович получил задание – взорвать эшелон с горючим, так необходимым гитлеровцам на фронте. Главная трудность – как незаметно для охраны протащить несколько десятков килограмм взрывчатки? Крыловичу помогло техническое образование и многолетний опыт электрика. Чтобы получить доступ к эшелону, прибывавшему на станцию в ночь на 30 июля 1943 года, Крылович повредил электропроводку входного светофора, а когда его вызвали для ремонта светофора, установил две небольшие магнитные мины на цистернах в начале и в конце железнодорожного состава врага. Он резонно рассчитывал, что в результате взрыва огонь перекинется на другие цистерны и эшелон. Но действительность превзошла все ожидания партизан. Сдетонировали и загорелись не только цистерны с горючим. Огонь перекинулся на соседний эшелон, на вагоны со взрывчаткой, снарядами, боеприпасами. Пошло-поехало.
Рядом находились цистерны с ГСМ, вагоны с продуктами и снаряжением, платформы с танками, орудиями, техникой – в ту ночь станция была забита эшелонами под завязку. Начался огненный апокалипсис. 10 часов станция Осиповичи пылала в огне. Сгорело всё, что могло сгореть. Список уничтоженного потрясает – 63 вагона со снарядами и авиабомбами, 5 танков «Тигр» и 3 новейших танка «Пантера», 10 бронемашин, 23 платформы с бензином, 8 цистерн с автомаслом, 15 вагонов продовольствия, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад, станционные сооружения. Погибло около 50 фашистских солдат. Мало того, испугавшись взрывов и огненного ада, разбежалась охрана расположенного вблизи лагеря военнопленных, и заключённые смогли уйти в лес к партизанам.
Диверсия на станции Осиповичи, также известная как «Диверсия Крыловича», стала самой крупной и результативной диверсией не только Второй мировой войны, но и вообще мировой истории.
Сам Федор Крылович после проведенной операции ушел из города в 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду, которой командовал В. И. Ливенцев. Возглавил в отряде диверсионную группу, совершил ряд успешных операций. Получил несколько ранений и контузий. Надо сказать, что в борьбе с оккупантами принимала участие вся семья Крыловичей, жившая в те годы в Осиповичах. Отец Федора, Андрей Андреевич, используя самостоятельно собранный сыном радиоприемник, записывал сводки-новости о боевых действиях Красной Армии и распространял их среди горожан. Брат Алексей и сестра Софья участвовали в подполье. После диверсии, опасаясь мести гитлеровцев, все они ушли к партизанам. Никто из них, кроме Федора, войну не пережил…
Федор Крылович с сестрой Софьей За успешное проведение диверсии Фёдор Крылович был награждён орденом Ленина, правда, лишь в 1949 году. Он продолжал работать электриком на своей родной станции, умер в 1959 году в возрасте 43 лет. Именем Ф. А. Крыловича названа улица в городе Осиповичи, а на здании вокзала установлена мемориальная доска.
Примечательно, что через пять дней после «Диверсии Крыловича» немцы оставили город Орел. Германский генерал-фельдмаршал Клюге одной из причин отступления назвал недостаток боеприпасов и горючего. Немудрено, ведь все они сгорели в огне станции Осиповичи.
https://zen.yandex.ru/media/history...orujil-celuiu-armiiu-5c9cf7c5c99c1400b3524554
Но, тем не менее, самые крупные и результативные диверсии Великой войны были совершены не специально обученными профессионалами, а обычными людьми. Такими, как простой белорус Федор Крылович. Участник боев у озера Хасан и на Халхин-Голе, в 1940 году он демобилизовался из армии. Устроился электромонтером на железнодорожную станцию в родном городе Осиповочи. С началом Великой войны эвакуироваться не успел – слишком стремительным было наступление немцев. Осиповочи были захвачены через неделю после начала войны. Крылович остался работать на станции, но вскоре наладил связь с местными партизанами и организовал в городе подпольную комсомольскую группу.
Федор Крылович
Под Бобруйском и Осиповичами эффективно действовал партизанский отряд НКВД «Храбрецы». Первое время из-за отсутствия боеприпасов и взрывчатки партизаны ограничивались нападением на полицаев и мелкими диверсиями – то разберут рельсы на путях, то срубят телеграфные столбы и т.д. Но в сентябре 1942 года по заданию ЦК КП(б)Б в распоряжение осиповичских партизан прибыла конная группа А.К. Флегонтова с большим количеством боеприпасов, снаряжения, оружия, а, главное, взрывчатки. После этого диверсии партизан стали более масштабны. Федора Крыловича к операциям не привлекали, берегли. Работая на железнодорожной станции, он был весьма ценным информатором. К тому времени станция Осиповичи стала одним из центральных узлов железнодорожного сообщения. Именно через Осиповичи шло снабжение немецких групп армий «Центр» и «Север». В разгар битвы на Курской дуге Крылович получил задание – взорвать эшелон с горючим, так необходимым гитлеровцам на фронте. Главная трудность – как незаметно для охраны протащить несколько десятков килограмм взрывчатки? Крыловичу помогло техническое образование и многолетний опыт электрика. Чтобы получить доступ к эшелону, прибывавшему на станцию в ночь на 30 июля 1943 года, Крылович повредил электропроводку входного светофора, а когда его вызвали для ремонта светофора, установил две небольшие магнитные мины на цистернах в начале и в конце железнодорожного состава врага. Он резонно рассчитывал, что в результате взрыва огонь перекинется на другие цистерны и эшелон. Но действительность превзошла все ожидания партизан. Сдетонировали и загорелись не только цистерны с горючим. Огонь перекинулся на соседний эшелон, на вагоны со взрывчаткой, снарядами, боеприпасами. Пошло-поехало.
Рядом находились цистерны с ГСМ, вагоны с продуктами и снаряжением, платформы с танками, орудиями, техникой – в ту ночь станция была забита эшелонами под завязку. Начался огненный апокалипсис. 10 часов станция Осиповичи пылала в огне. Сгорело всё, что могло сгореть. Список уничтоженного потрясает – 63 вагона со снарядами и авиабомбами, 5 танков «Тигр» и 3 новейших танка «Пантера», 10 бронемашин, 23 платформы с бензином, 8 цистерн с автомаслом, 15 вагонов продовольствия, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад, станционные сооружения. Погибло около 50 фашистских солдат. Мало того, испугавшись взрывов и огненного ада, разбежалась охрана расположенного вблизи лагеря военнопленных, и заключённые смогли уйти в лес к партизанам.
Диверсия на станции Осиповичи, также известная как «Диверсия Крыловича», стала самой крупной и результативной диверсией не только Второй мировой войны, но и вообще мировой истории.
Сам Федор Крылович после проведенной операции ушел из города в 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду, которой командовал В. И. Ливенцев. Возглавил в отряде диверсионную группу, совершил ряд успешных операций. Получил несколько ранений и контузий. Надо сказать, что в борьбе с оккупантами принимала участие вся семья Крыловичей, жившая в те годы в Осиповичах. Отец Федора, Андрей Андреевич, используя самостоятельно собранный сыном радиоприемник, записывал сводки-новости о боевых действиях Красной Армии и распространял их среди горожан. Брат Алексей и сестра Софья участвовали в подполье. После диверсии, опасаясь мести гитлеровцев, все они ушли к партизанам. Никто из них, кроме Федора, войну не пережил…
Федор Крылович с сестрой Софьей За успешное проведение диверсии Фёдор Крылович был награждён орденом Ленина, правда, лишь в 1949 году. Он продолжал работать электриком на своей родной станции, умер в 1959 году в возрасте 43 лет. Именем Ф. А. Крыловича названа улица в городе Осиповичи, а на здании вокзала установлена мемориальная доска.
Примечательно, что через пять дней после «Диверсии Крыловича» немцы оставили город Орел. Германский генерал-фельдмаршал Клюге одной из причин отступления назвал недостаток боеприпасов и горючего. Немудрено, ведь все они сгорели в огне станции Осиповичи.
https://zen.yandex.ru/media/history...orujil-celuiu-armiiu-5c9cf7c5c99c1400b3524554