tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 943
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Лайнер "Атения"
В русском языке есть поговорка "и на старуху бывает поруха", означающая, что иногда и человек с большим жизненным опытом и обладающим знаниями профессионала может совершить нечто такое, что никак не вяжется с его статусом. Но, если он совершает не одну ошибку, то вполне может претендовать на звание "злого гения". Именно таким человеком для германских Кригсмарине стал Франц-Юлиус Лемп.
Подводная лодка U-30
Франц-Юлиус окончил военно-морское училище в 1932 году (еще до прихода к власти нацистов) и пройдя все положенные ступени карьеры в ноябре 1938 года получил в командование подводную лодку U-30 VIIA серии. Он очень внимательно относился к подготовке и тренировкам своего экипажа.
Начало Второй Мировой войны лодка под его командованием встретила уже почти две недели находясь в установленном ей полигоне в 200 милях западнее Гебридских островов. 3 сентября 1939 года всего через 8 часов после объявления Великобританией войны Германии, U-30 встретила крупное английское судно. Лемп, как он утверждал впоследствии, принял его за вспомогательный крейсер и решил атаковать. Однако ошибка выяснилась достаточно быстро.
Под его удар попал пассажирский лайнер "Атения" водоизмещением 13580 тонн. На его борту находилось около 1400 пассажиров и членов экипажа, направлявшихся из Ливерпуля в Канаду. Благодаря умелым действиям капитана Джеймса Кука практически всех пассажиров смогли разместить на спасательных средствах. Потери составили по разным данным от 112 до 128 человек в т.ч. 69 женщин и детей.
Обер-лейтенант Лемп, мало того, что не оказал никакой помощи, оказавшимся в воде людям (вполне вероятно посчитав, что спасение может обойтись и без его участия), но и всячески попытался скрыть свое присутствие в месте гибели "Атении". Он понял, что грубо нарушил положения Лондонской Международной конвенции 1930 года о правилах ведения войны на море, тщательнейшего исполнения которого требовало командование Кригсмарине. Специальная памятка о правилах действия командиров подводных лодок при встрече с неприятельскими кораблями, судами, транспортами и пассажирскими пароходами за подписью Командующего подводными силами Германии гросс-адмирала Деница, находилась на каждой лодке. Руководствуясь этим, Лемп не стал давать в штаб Кригсмарине шифровку о потоплении судна.
В Берлине разразился скандал. Англичане обвинили немцев в нарушении международного морского права. Редер и Дениц настаивали, что не имеют к инциденту никакого отношения (а они действительно не имели никакой информации). Особенно неприятным для нацистского руководства было то, что на борту находились в том числе и граждане Америки, а ссориться с США Гитлер не хотел, так как вел с американцами торговые отношения. Поэтому Министерство пропаганды Геббельса вначале объяснило гибель лайнера возможным столкновением с миной Первой Мировой войны, а впоследствии и обвинением Черчилля в провокации, а именно закладкой взрывчатки на гражданский пароход.
По возвращении U-30 в базу Франц-Юлиус признался Деницу в потоплении Атении.
Адмирал Карл Дёниц
По результатам проведенного служебного расследования, было принято решение, что командир действовал исходя из положительных побуждений и Лемп получил наказание в виде домашнего ареста. О том, что наказание было символическим говорит тот факт, что 1 октября Лемпу было присвоено очередное звание капитан-лейтенант. Также ему было дано указание изменить записи в Журнале Боевых Действий подводной лодки, что явилось подделкой документа. Это было припомнено Карлу Деницу на Нюрнбергском процессе.Самого Лемпа, о том было ли потопление "Атении" трагической ошибкой или преднамеренным действием допросить не удалось по причине гибели Франца-Юлиуса в мае 1941 года, когда он совершил свою вторую ошибку.