• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Tirpitz. Охота на «чудовище»

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 945
Оценка
1 738
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
Линкор Tirpitz, названный в честь адмирала времён Первой мировой Альфреда фон Тирпица, был самым большим кораблём в истории германского флота. Брат-близнец легендарного линкора Bismarck, громадина водоизмещением свыше 50 000 тонн, вооружённая торпедами и 380-мм орудиями.
[video=youtube;_QNrdnDd3_s]https://www.youtube.com/watch?time_continue=52&v=_QNrdnDd3_s[/video]

И хотя за годы службы линкору довелось лишь раз пальнуть из главного калибра, и то по наземной цели, это не помешало ему прослыть главным врагом флота союзных сил в северной Атлантике.
5711cde6-56f5-11e5-bb14-e4115be59678.jpg

Чудовищная королева
В январе 1942 года Tirpitz вышел из Германии в Норвегию, где возглавил опустошительные нападения на северные конвои. В одиночку он представлял постоянную угрозу для кораблей союзников в Баренцевом море. «Одинокая королева севера», — так прозвали его норвежские моряки.
572e8a26-56f5-11e5-bb14-e4115be59678_800x.jpg

Куда менее поэтично отзывался о линкоре сэр Уинстон Черчилль. «Неужели так необходимо называть "Тирпиц" "Адмирал фон Тирпиц" в каждом сообщении? Уверен, что "Тирпица" вполне достаточно для обозначения "Чудовища"!» — восклицал премьер-министр в Лондоне 25 января 1942 года. Он требовал ежедневных отчётов о передвижениях линкора от Управления специальных операций (УСО), которое использовало для этой цели норвежских агентов под прикрытием. Так началась изнурительная, почти трёхлетняя охота на «Чудовище».
57493998-56f5-11e5-bb14-e4115be59678.jpg

Страх перед чудовищем
48aa0f96-56fc-11e5-953f-e4115be59678.jpg

Во время операции «Ход конём» в июле 1942 года, начатой Кригсмарине для перехвата и уничтожения вражеских конвоев, союзники потеряли 24 из 35 торговых кораблей. Причина тому — Tirpitz. Англичане опасались нападения линкора, поэтому военные корабли получили приказ держаться в стороне от потенциально более мощного противника, оставив конвои без защиты.
А «Чудовище» тем временем неторопливо возвращалось в порт во фьорде Алта. Так Tirpitz записал на свой счёт одну из самых значительных побед Германии на море за время войны, не сделав ни единого выстрела. Впрочем, он мог и вовсе не покидать порт, но оставаться орудием устрашения и сдерживания противников.
57a6a86c-56f5-11e5-bb14-e4115be59678.jpg

Именно поэтому уничтожение линкора было задачей особой важности. За время службы в Норвегии корабль постоянно подвергался налётам бомбардировщиков и торпедным атакам. Однако «Чудовище» обладало поистине звериной живучестью и чертовской удачей и почти до конца войны оставалось головной болью каждого командира союзников в регионе, особенно Черчилля. Чтобы победить в этой борьбе, британцам пришлось проявить немало терпения, хитрости и грубой силы.
578f96e0-56f5-11e5-bb14-e4115be59678 (1).jpg

«Люди-торпеды»
57b86c1e-56f5-11e5-bb14-e4115be59678.jpg

Ещё в декабре 1941 года итальянцам удалось вывести из строя два британских линкора (Queen Elizabeth и Valiant), находившихся на стоянке в Александрии. Для этого всего-то понадобились небольшая подводная лодка да парочка торпед «Майале», управляемых людьми.
«Если итальянцы могут делать это с нами, почему мы не можем сделать это с "Тирпицем"!» — обрушивался Черчилль на сэра Дадли Паунда, начальника штаба ВМС Британии. В итоге случай стал прототипом для операции «Колесницы» (Chariots).

30 октября 1942 года навстречу немецкому линкору, пришвартованному во фьорде Фэттен, отправилось скромное рыболовное судно Arthur со специальным подарком — «живыми» торпедами, закреплёнными на днище. Идея была хороша, но в ключевой момент поднялся сильный встречный ветер с волной. До цели оставалось не более 10 миль, когда команда обнаружила пропажу обеих торпед — крепления не выдержали. Arthur пришлось затопить, а разочарованной команде добираться пешком до шведской границы.
Операция «Источник»
57ca6824-56f5-11e5-bb14-e4115be59678.jpg

Следующая неординарная попытка нейтрализовать постоянную угрозу состоялась лишь через год, в сентябре 1943-го. Операция получила названия Source («Источник»). На этот раз ставку делали на новейшие карликовые подводные лодки X-Craft. Прямо как в голливудских фильмах, аквалангисты должны были незаметно проникнуть во вражескую гавань, проскользнуть под противоторпедными сетями и прикрепить мины к днищу трёх немецких кораблей: Tirpitz, Scharnhorst и Lützow.
Из шести подводных лодок только три подобрались достаточно близко, чтобы попытаться выполнить задание. Но их засекли и быстро уничтожили огнём артиллерии и глубинными бомбами. Однако британские герои сумели установить взрывчатку. Взрыв был столь сильный, что подбросил в воздух одну из орудийных башен весом 2000 тонн. Tirpitz получил серьёзные повреждения: одна из топливных цистерн была разрушена, по левому борту возле киля образовалась 18-метровая пробоина, корабль набрал 1400 тонн воды. Впрочем, через полгода восстановительных работ «Чудовище» оправилось от этого удара, хотя и заметно потеряло в скорости.
Эта операция стала первым успехом после череды неудачных попыток потопить Tirpitz. Тем временем союзники уже планировали следующий удар, который должен был добить гиганта.
Операция «Вольфрам»
В апреле 1944 отремонтированный Tirpitz готовился к прохождению морских испытаний. Британцы же не могли позволить «Чудовищу» вернуться в строй и уготовили ему испытание другого сорта. Утром 3 апреля началась настоящая облава под кодовым названием Tungsten («Вольфрам»). В ней принимали участие по паре линкоров, эскортных авианосцев и крейсеров, а также шестнадцать эсминцев. Атака началась в 5:30 с массированного авиаудара и длилась два с половиной часа.
Но могучий немец снова уцелел. Бронированный корпус корабля выдержал все удары, однако надстройки существенно пострадали. Это означало ещё три месяца ремонтных работ. Боевой дух экипажа дал трещину.
Гибель «Королевы»
Только 12 ноября 1944 года очередной налёт нанёс «Чудовищу» сокрушительный удар. Рано утром 32 бомбардировщика Lancaster под покровом темноты направились к «Одинокой королеве», стоявшей на якоре возле города Тромсё. На этот раз удача отвернулась от немцев: из-за плохой связи самолёты люфтваффе, защитники линкора, так и не взлетели. «Королева» осталась одна.
Tirpitz получил три прямых попадания пятитонных бомб Tallboy в левый борт. Мощнейшим взрывом оторвало одну из орудийных башен. Линкор моментально опрокинулся и отправился бы на дно, если бы не мель.
580c5e32-56f5-11e5-bb14-e4115be59678.jpg

Устранение «Чудовища» наконец развязало союзникам руки. Только теперь линкоры и авианосцы Атлантического флота были переведены в Индийский и Тихий океаны, где приняли участие в борьбе против Японии.

https://cont.ws/@worldofwarships.cont/1162018


Р.S. Как всегда англосаксы и наши либерасты замалчивают или принижают роль Советского Союза в войне с фашистской Германией! Ни слова об атаке Лунина, им Николай Лунин не интересен, он командовал советской подлодкой К-21. Экипаж К- 21 и "Tirpitz" их встреча состоялась 5 июля 1942 года.
https://topwar.ru/36127-ataka-na-tirpic-obstoyatelstva-podviga-k-21.html
 
  • Like
Реакции: Sipa
Р.S. Как всегда англосаксы и наши либерасты замалчивают или принижают роль Советского Союза в войне с фашистской Германией! Ни слова об атаке Лунина, им Николай Лунин не интересен, он командовал советской подлодкой К-21. Экипаж К- 21 и "Tirpitz" их встреча состоялась 5 июля 1942 года.

По ссылке, добавленной после цитаты, много рассуждений. Но даже там признано главное - Тирпиц и сопровождавшие его корабли не заметили торпедной атаки со стороны подлодки. Потому во многих источниках сведений о контакте К-21 и Тирпица нет.

А вот в феврале 44 состоялся вполне себе зафиксированный эпизод авианалета советских ВВС. Единственная крупная зимняя вылазка к Тирпицу в тот год. Линкор в то время прятался в довольно узком фьорде (несколько лет назад была проездом у Каа-фьорда - на первый взгляд вообще непонятно как он там помещался). Вот про нее нигде не могу найти ни слова. Найти среди сотен фьордов тот, в котором скрывалось это чудовище, да еще и нанести по нему хоть сколько-нибудь чувствительный удар - нет слов, чтобы описать героизм летчиков.

К слову, сами жители северной Норвегии роль Советского Союза в борьбе против нацистов и послевоенном восстановлении страны признают и очень ценят.
 
Р.S. Как всегда англосаксы и наши либерасты замалчивают или принижают роль Советского Союза в войне с фашистской Германией!

:cc: А вот это к чему? Потопили наши, а британцы на свой счёт записали?:ah:
 
Потому во многих источниках сведений о контакте К-21 и Тирпица нет.

Сам Николай Лунин атаковавший Тирпиц и не говорит, что он торпедировал линкор. Он говорил, что атаковал его и акустики доложили о взрывах. Атака К- 21, заставила Тирпиц вернуться в Норвегию, не совершив ни одного выстрела, тем самым сорвав немцам операцию по разгрому конвоя и кораблей союзников.
 
Атака К- 21, заставила Тирпиц вернуться в Норвегию, не совершив ни одного выстрела, тем самым сорвав немцам операцию по разгрому конвоя и кораблей союзников.
кмк там иная причинно-следственная связь. союзники бросили караван (испугавшись Тирпица). немцы, не видя необходимости задействовать крейсера, вернули их на базы. а добивание транспортов предоставили
подлодки и Люфтваффе приступили к поиску и уничтожению судов брошенного каравана PQ-17.
 
немцы, не видя необходимости задействовать крейсера, вернули их на базы. а добивание транспортов предоставили
Не так
Немцы в реалии перехватили РДО от К-21 и британской ПЛ Аншейкн об обнаружении и атаке Тирпица. Поняв, что выход Тирпица и кораблей сопровождения обнаружен, немцы , опасаясь сил дальнего прикрытия англичан, вернули Тирпиц с сопровождением в базу
И на самом деле Лунин не доносил о потоплении линкора. Он донес об атаке на линкор и сопровождающий эсминец, и о том, что слышал взрывы торпед.

Место гибели Тирпица у о.Хокойа , рядом с Тромсё. Останки видно.

На берегу остатки зенитных батарей. Не помогли.
Август 2014 года, фотки мои, остов Тирпица и броневая плита с него на берегу

h-4173.jpg


h-4174.jpg
 
Последнее редактирование:
похоже ТАК СТРЕЛЯЛИ, что кроме стреляющих ЭТО никто не заметил.

5 июля поздним вечером самолет-разведчик Люфтваффе заметил флот метрополии в 200 милях к северо-западу от Медвежьего острова. Флот шел курсом на юго-запад и на момент обнаружения находился примерно в 800 милях от того места, где немецы собирались напасть на конвой. Затем, по мощному потоку радио-информации немцы поняли, что конвой рассредоточен и представляет из себя крайне уязвимую цель . Отто Шнивинд оценил новые выгоды от создавшегося положения и решил атаковать конвой своими линейными силами, взяв операцию под личную ответственность, тем более по данным разведки англичане в любом случае не успевали на помощь транспортам, он вывел корабли в море.Как бы в подтверждение уже в море Шнивинд получил приказ на выступление, который сопровождался ограничительной телеграммой:

Aquote1.png
Короткая операция с частичным успехом более важна, чем полная победа, рассчитанная на длительное время. Немедленно доложите в случае обнаружения самолетов противника. Не колеблясь, прерывайте операцию, если она покажется сомнительной. Ни в коем случае не допускайте успеха противника против ядра флота
Адольф Гитлер
Aquote2.png


Однако соединения двух боевых групп так и не произошло. Из-за неизвестного инцидента, не отмеченного в судовом журнале, линкор «Тирпиц» получил тяжелые повреждения, и вернулся в Альтен-фьорд на капитальный ремонт. От адмирала Редера поступил приказ об отмене операции.

«Тирпиц» возвращается на базу




Таким образом из-за атаки советской подводной лодки германские надводные силы фактически не приняли участие в операции.

Даже касательно самой атаки советской подводной лодки начались споры. До сих пор во многих исторических монографиях утверждается, что атаки вовсе не было, и «Тирпиц» подорвался на донной мине. В частности указывается, что на тот день в бортовом журнале «Тирпица» отсутствуют какие-либо записи о нештатных ситуациях. Однако необходимо отметить, что когда ТАСС сделала сообщение:

Aquote1.png
В Баренцевом море одна из наших подводных лодок атаковала новейший немецкий линкор "Тирпиц", попала в него двумя торпедами и нанесла линкору серьезные повреждения
Aquote2.png


то гитлеровская разведка смогла узнать, что отец Н. А. Лунина, старый слесарь-кораблестроитель, находился на территории оккупированного Ростова-на-Дону. В отместку за «Тирпиц» он был публично казнен на городской площади.
Несомненно адмирал А. Г. Головко предвидел попытки пересмотра результатов операции:

Aquote1.png
Не слишком ли поторопилось Британское адмиралтейство с приказом бросить караван? На фоне таких действий атака, произведенная «К-21», особенно выделяется смелостью, героизмом наших людей <...>не сомневаюсь, что английское командование предпримет всяческие попытки умалить значение и результативность атаки
А.Г.Головко
Aquote2.png

До сих пор продолжаются эти споры. Только через 15 лет, в 1957 году стала известна правда: во втором томе своего труда «Война на море» официальный историк Адмиралтейства капитан 1 ранга Стефен У. Роскилл написал, что человеком, отменившим приказы Тови, человеком, отдавшим решающий приказ рассеять конвой PQ-17, был адмирал флота сэр Дадли Паунд. Когда британская разведка узнала о выходе в море «Тирпица», Паунд решился отдать такой приказ, так как это был стандартный приказ в тех случаях, когда силы эскорта уступали в силе противнику. Но не учитывались особенности театра военных действий: близкая граница паковых льдов не давала свободы для маневра, корабли мало того, что оказались зачаты и не смогли эффективно рассредоточиться, они все время были в зоне досягаемости немецкой авиации. Очевидно, что Дадли Паунд думал лишь об угрозе со стороны «Тирпица», но вскоре стало ясно, что он слишком поторопился в выводах, но исправить роковую ошибку было уже невозможно…

http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Операция_Ход_Конем
 
Из-за неизвестного инцидента, не отмеченного в судовом журнале, линкор «Тирпиц» получил тяжелые повреждения, и вернулся в Альтен-фьорд на капитальный ремонт.
Володя, давно установлено не только то, что никакого "капитального ремонта" Тирпица в это время не было, но и то, что торпеды с К-21 физически не могли попасть в линкор
Смотри, восстановление схем маневрирования
По Юану
tir5-1.jpg


По Емельянову
tir6-1.jpg


По Морозову

tir7-1.jpg


В 16.22 5 июля, когда «К-21» находилась в подводном положении, гидроакустиком по носу были обнаружены неясные шумы. Взяв курс на источник шума, вахтенный офицер в 17.00 обнаружил в перископ рубку «подводной лодки» противника, которая, как показало последующее наблюдение, оказалась мостиком одного из двух эсминцев головного охранения германской эскадры. Сразу после обнаружения «субмарины» Лунин взял управление кораблем на себя и объявил торпедную атаку.

Согласно немецким документам в момент обнаружения эскадра шла курсом 30° со скоростью 24 узла. Крупные корабли были выстроены фронтом, слева направо «Адмирал Хиппер», «Тирпиц», «Адмирал Шеер». Впереди них строем фронта двигались семь эсминцев и два миноносца, каждый из которых выполнял незакономерный зигзаг. Ордер ПЛО усиливал поплавковый гидросамолет Не-115.

Торпедная атака осложнялась следующими факторами:
  • Исключительно хорошими условиями видимости и малым (2-3 балла) волнением, при котором бурун от поднятого перископа мог просматриваться с большого расстояния;
  • Случайным сближением в начале атаки двух эсминцев и подлодки на дистанцию 20-50 кбт;
  • Отсутствием у командира «К-21» (как и у любого другого командира советского подводного флота) опыта атаки быстро движущихся целей с сильным охранением;
  • Незнанием Н.А. Луниным истинных возможностей немецкой гидроакустической аппаратуры и противолодочного оружия, и возникшими, как следствие, опасениями за судьбу корабля и экипажа.
Все это заставило осуществлять подъем перископа на весьма короткие промежутки времени, что не позволило организовать удовлетворительного наблюдения за целью. Это в частности подтверждается и теми фактами, что один из трех крупных немецких кораблей (по-видимому, наиболее удаленный от «К-21» «Шеер») на протяжении всей атаки так и не был обнаружен, а другой - «Хиппер», наоборот, был опознан как «Шеер».

Условно атаку «К-21» можно разделить на пять фаз:

1. 17.00-17.18. Маневрирование для атаки эсминца охранения. Фаза завершилась с момента обнаружения мачт крупных боевых кораблей.
2. 17.18-17.36. Выход подлодки на генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны левого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением смены курса эскадры с 60° на курс 330° (значения курсов приводятся в соответствии с донесением Лунина; немецкими материалами смена курса не подтверждается). Неверные результаты этих наблюдений в конечном итоге привели к тому, что подлодке пришлось производить залп из весьма невыгодного положения – из кормовых торпедных аппаратов на расходящихся курсах.
3. 17.36-17.50. Выход «К-21» на «новый» генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны правого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением «смены курса» эскадры с 330° на старый курс 60°. В результате наблюдения в 17.50 Лунин определил, что лодка оказалась почти прямо по курсу «Тирпица» (курсовой угол цели 5-7° левого борта) на дистанции 35-40 кбт. Атака носовыми аппаратами невозможна.
4. 17.50-18.01. Уход подлодки с курса «Тирпица» для атаки кормовыми аппаратами со стороны левого борта цели. При этом около 17.55 «К-21» совершила прорыв передовой линии охранения эскадры. Фаза завершилась торпедным залпом.
5. 18.01-19.05. Выход из атаки – отрыв от эскадры движением контркурсом на глубине 30 м.

Особого внимания заслуживает торпедный залп. Согласно донесению Лунина он производился из всех четырех кормовых торпедных аппаратов с дистанции 18-20 кбт, временным интервалом 4 сек, при угле упреждения 28°, угле встречи – 100°. Скорость цели определялась в 22 узла, а ее истинный курс в 60°. Из сопоставления с немецкими материалами известно, что в момент атаки эскадра шла со скоростью 24 узла курсом 90°. Столь значительная погрешность в определении элементов движения цели (ЭДЦ) объяснялась вышеизложенными факторами, а также тем обстоятельством, что из-за крайне малого времени подъемов перископа ЭДЦ определялись командиром «К-21» глазомерно. Залповая стрельба с временным интервалом обеспечивала перекрытие погрешностей в определении ЭДЦ только в тех случаях, когда ошибка в определении курса не превышала 10°, а в определении скорости – 2 узлов. Следует отметить и то, что в соответствии с действующими таблицами Лунину следовало стрелять с интервалом не в 4, а в 14 сек. Выбрав меньший интервал, командир, очевидно, старался сократить время нахождения на боевом курсе и быстрей уйти на глубину.

Вторым отрицательным моментом являлась большая дистанция, с которой подлодка производила залп. Если в момент залпа лодка и линкор шли примерно перпендикулярно расположенными относительно друг друга курсами, а дистанция составляла 18-20 кбт, то торпедам предстояло пройти около 18,5-19 кбт. На самом деле из-за грубой ошибки с определением истинного курса цели «К-21» и «Тирпиц» шли расходящимися курсами, и угол встречи должен был составить не 100, а около 130°. При этом торпедам было необходимо пройти около 23,8 кбт. Максимальная дальность хода торпед 53-38 с той установкой режима, которой стреляла лодка, составляла 4000 м (21,6 кбт). Стрельба с такой дистанции стала прямым следствием неверного выбора боевого курса, что в свою очередь объяснялось той поспешностью, с которой Лунину пришлось менять решение на атаку в 17.50-17.53. Следует подчеркнуть, что введенными в действие приказом НК ВМФ №0219 от 10.3.1942 «Правилами стрельбы торпедами с подводных лодок» стрельба с дистанций 16-20 кбт по движущемуся кораблю при углах встречи свыше 90° запрещалась как бесполезная. Несомненно, что в сложившейся ситуации Лунин был обязан использовать любой шанс, но одного рвения командира мало, чтобы обеспечить успех атаки.

В сумме все допущенные просчеты и погрешности не могли не привести к отрицательному результату – торпеды «К-21» должны были затонуть, пройдя предельную дистанцию, без пересечения курса цели. Те взрывы, которые слышали на лодке в 18.04, по-видимому, стали результатом срабатывания ударников торпед при ударе о каменистое дно после прохождения предельной дистанции, а около 18.30 – взрывами глубинных бомб германских эсминцев, сброшенных на обнаруженную перед атакой британскую субмарину «Аншейкн». Исходя из направления и скорости движения германской эскадры, можно утверждать, что взрывы торпед на дне не могли быть зафиксированы на немецких кораблях ни визуальным, ни гидроакустическим наблюдением. Поэтому информация об атаке «К-21» была получена противником только вечером тех же суток после пеленгования места передачи немецкой радиоразведкой.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что атака «К-21» производилась в исключительно сложных условиях обстановки к тому же экипажем, который отработал и сдал лишь вступительные задачи КПЛ и имел довольно ограниченный боевой опыт. Несмотря на это Н.А. Лунин и его подчиненные продемонстрировали большое личное мужество, сумев выйти в атаку на крупнейший боевой корабль кригсмарине, двигавшийся в мощном противолодочном охранении. Это достижение тем более примечательно, если учесть тот факт, что ни одной другой советской подлодке не удалось выйти в атаку на боевой корабль размером крупнее эсминца, хотя потенциальные возможности к этому имелись.
 
Oleg7, Олег, спасибо за подробный рассказ.
Ни что и ни кто ( НИ КТО) не умаляет МУЖЕСТВО и ГЕРОИЗМ наших моряков. Благодаря ТАКИМ ЛЮДЯМ мы и победили в той страшной войне.

Но хотелось бы ПРАВДЫ (иногда и горькой) а не сказок и фантазий на тему Второй Мировой.
 
классический пример бестолково потраченных денег. Как и наш "Кузя" дыму много толку мало. Похоже время железных островов осталось в прошлом.
 
классический пример бестолково потраченных денег.

Британский журналист Людовик Кеннеди так отозвался о Тирпице: "lived an invalid's life and died a cripple's death" (он жил жизнью инвалида и умер как калека).
Трудно с ним не согласиться.
 
пример бестолково потраченных денег. Как и наш "Кузя" дыму много толку мало. Похоже время железных островов осталось в прошлом.
Не соглашусь.
Флот только тогда становится Флотом, когда он сбалансирован. Начинается он с рейдовых буксиров, а заканчивается авианосцами и РПК СН.
Британский журналист Людовик Кеннеди так отозвался о Тирпице: "lived an invalid's life and died a cripple's death" (он жил жизнью инвалида и умер как калека).
Есть мнение о том же предмете от более авторитетного гражданина Британской Империи:

"...Я должен объяснить опасности и трудности этих операций с конвоями, когда эскадра противника базируется на Крайнем Севере. Мы не считаем правильным рисковать нашим флотом метрополии к востоку от острова Медвежий или там, где он может подвергнуться нападению немецких самолетов, базирующихся на побережье. Если один или два из наших весьма немногочисленных мощных судов погибли бы или хотя бы были серьезно повреждены, в то время как "Тирпиц" и сопровождающие его корабли, к которым скоро должен присоединиться "Шарнхорст", остались бы в действии, то все господство в Атлантике было бы потеряно. Помимо того, что это отразилось бы на поставках нам продовольствия, за счет которых мы существуем, это подорвало бы наши военные усилия, и прежде всего помешало бы отправке через океан больших конвоев судов с американскими войсками, ежемесячно доставляемые контингенты которых скоро достигнут приблизительно 80 000 человек, и сделало бы невозможным создание действительно сильного второго фронта в 1943 году..."
из письма Премьер-министра Великобритании У.Черчилля - премьеру Сталину 18 июля 1942 года
И именно Черчилль настаивал на постоянных атаках на Тирпиц всеми возможными и невозможными способами. Ибо Тирпиц- пример классического принципа "Fleet in being"
 
Ибо Тирпиц- пример классического принципа "Fleet in being"
А ведь и правда. Без потопления Тирпица победа в северных водах была фактически невозможна.

Но его судьба, даже на фоне короткой жизни Бисмарка (в первом же бою погубить линейный крейсер с британским вице-адмиралом на борту!) какая-то жалкая. Про Бисмарк не знает только ленивый, а Тирпиц прямо как Олимпик на фоне Титаника - абсолютно одинаковые, но фильмы про их долгую жизнь снимать не торопятся.
 
Назад
Сверху Снизу