tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 945
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
В Финляндии потомственный охотник заботится о могиле погибшего советского летчика Валентина Голубева. В России о нем знают мало…
Фото автора.
В один из недавних «охотничьих» визитов в Финляндию финские коллеги познакомили меня с удивительным человеком.
Гражданин Финляндии Вилхо Конттинен из Ристиярви видел крушение советского истребителя 26 февраля 1940 году, собрал останки пилота, и заботился о могиле в течение всех этих лет.
Сейчас потомственному охотнику В. Конттинену 94 года.
История Советско-Финской войны 1939-1940 года напоминает о трагедии словами А.В. Cуворова: «войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний погибший солдат».
Я побывал на месте захоронения, могила советского военного летчика находится на опушке леса, огорожена, местные жители ухаживают за ней.
Из более молодых охотников приведу в пример Пааво Ромппайнена – с ним я познакомился еще на Российско-Финляндском культурном форуме, неоднократно приезжал к нему по приглашению на «бобра» в местечко Сейняйоки, что недалеко от Оулу, да и сам Пааво неоднократно охотился в России.
Все это время мы общались на английском и финских языках.
Нас сперва сблизили охотничьи интересы, а потом вышло и более широкое сотрудничество на культурном поприще.
Наш коллега – охотник из Финляндии Матти Сало тоже причастен к этой истории. Его жена Марья Пиккарайнен (теперь Сало) родилась в Ристиярви, а ее отец Рейно, рожденный в 1941 году рассказал зятю о катастрофе.
Семья Рейно жили в Калиокоски, недалеко от железнодорожного моста и станции Контиомяки. Железная дорога от Контиомяки до Хюринсалми и железнодорожный мост были очень важным соединением для финской армии, которая воевала против Красной Армии в местечке Суомуссалми, где из-за ошибок командования, проблем со снабжением и сложных метеоусловий в конце 1939 – начале 1940 гг. были разбиты две советских дивизии. Маленькому Рейно рассказали эту историю очевидцы событий – его родители.
А история эта начиналась так.
Валентин Иванович Голубев, младший лейтенант ВВС РККА в возрасте 22 лет погиб 26 февраля 1940 года при бомбардировке железнодорожного моста у озера Ристиярви, одноименного населенного пункта и перекрестка дорог.
Истребитель И-153 c номером 6820 упал южнее, в районе железнодорожной станции Контиомяки (координаты: 64°20'17"N 28°6'51"E, вблизи дороги Е63, ближайшие города: Каяани, Оулу, Куопио), провинция Кайнуу, на востоке бывшей губернии Оулу, Финляндия.
Голубев получил приказ уничтожить железнодорожный мост Каллиокоски (Kalliokoski), а также защищать другие бомбардировщики во время бомбежки.
По данным РГВА значится, что летчик «не вернулся из боевого вылета 26 февраля 1940 года», а в донесении, поданном по команде, говорится, что командир звена видел падение самолета И-153 № 6820, который после сброса двух авиабомб вспыхнул, и разбился, причем зенитного огня с земли не было, воздушного боя с финскими летчиками тоже.
Есть версии падения, в том числе от очевидцев-финнов, наблюдавших бомбометание с земли, будто Голубева сбили пулеметным огнем свои же.
Альтернативная: на самолете произошел самоподрыв одной из прикрепленных к подкрылкам авиабомб. По версии наших летчиков, участвовавших в бомбометании, Валентин Голубев вошел в пикирование, сбросил две ФАБ-50 (пятидесятикилограммовые фугасные авиабомбы), но потом внезапно вспыхнул, и упал на землю недалеко от дороги.
После рассказов финских охотников мне пришлось досконально изучить открытые источники в России по этому военному эпизоду, и, конечно, здесь не обошлось без помощи представителей российских поисковых отрядов, историков и заинтересованных лиц.
Как полагают в России, на самолете взорвались оставшиеся на борту две авиабомбы АО-8 (весом 7-8 кг), либо загорелась бензопроводка. Но версия не выдерживает критики по техническим соображениям.
Это была довольно надежная машина: число боевых вылетов на одну потерю для И-15бис, И-153 и И-16 оказалось наибольшим среди всех типов использовавшихся на фронте боевых самолетов как в советско-финскую, так и в ВОВ за время эксплуатации самолетов этого типа, а с 1938 по 1941 всего их было изготовлено 3437 единиц.
И, тем не менее, если уточнить, что массовое производство И-153 началось только с осени 1939 года, а первый испытательный полет произведен в августе 1938 года, говорить о какой-либо серьезной опытности летчиков в обращении именно с этом машиной, не приходится.
Финские охотники в приватных разговорах склоняются к недостатку опыта у советского военлета, и эта версия тоже отрабатывается. Финны говорят, что «всех лучших летчиков» советы расстреляли в 1937 году; для нас, в России, эта информация звучит банальностью.
Вот, что удалось выяснить мне в России после инициативной встречи на охоте в Финляндии, в месте захоронения советского пилота.
Голубев фактически воевал с начала 1940 года - летал на истребителе И-153, которые к началу финской кампании начали поставлять в войска.
Бипланы (два крыла) И-153, спроектированные как модификация истребителя И-15 в КБ Поликарпова, называли «чайками» - главным образом за форму крыльев и фюзеляжа (кабина летчика с прицельным приспособлением располагалась именно в выемке у основания крыльев), эти машины, даром, что истребители, могли нести несколько авиабомб.
Самолеты считались и штурмовиками, и истребителями, поскольку их боевая нагрузка включала до 150 кг авиабомб, а из скорострельного вооружения – две синхронные малокалиберные пушки и пулемет ШКАС.
При том, что самолеты не имели бронирования жизненно-важных частей, они могли нести бомбы типов АО- 8, АО-10, АО-15 и другие. Авиабомбы того времени представляли собой переделанные артиллерийские снаряды, к которым в хвостовой части дополнительно приваривали стабилизатор – для вертикального пикирования.
Интересно почему люди, чью землю бомбил советский летчик Валентин Голубев, посчитали необходимым сохранить о нем память, и ухаживать за его могилой? Я задал эти и другие вопросы финским охотникам.
В окрестностях Контиомяки могилу знает и стар, и млад. С 1940 года прошло уже 78 лет, это большой срок для истории одного поколения. Ведь мы понимаем, что прямых наследников, родственников «первой очереди» уже нет и прямых потомков летчика, с учетом его возраста, возможно, тоже.
Вилхо Конттинен – очевидец событий и Матти Сало, которому передали информацию родственники, охотно рассказали, что обломки самолета лежали на месте крушения, в стороне от проезжей дороги, вплоть до 60-х годов ХХ века, напоминая немым укором о судьбе летчика.
В региональной и даже «главной» прессе Финляндии, телерепортажах, об этом говорилось неоднократно, и, что интересно, в Советской России как это не прискорбно констатировать, о погибшем летчике почти сразу забыли.
Да и кому о нем было вспоминать – жертв советско-финской или «зимней», как ее называют финны, войны было много. У нас в России, вообще не принято ценить людей. Зато в Финляндии к таким вопросам истории и памяти совершенно иной подход.
Наверное поэтому, да и еще и по охотничьим интересам - случайному обстоятельству личного знакомства мы сегодня и знаем о могиле нашего летчика Валентина Ивановича Голубева, 1918 года рождения.
Финны бережно ухаживают за могилой, и сегодня хотят установить советскому летчику памятный знак с «расшифровкой» на трех языках – финском, русском, английском. Подобное памятники сегодня есть на территории Карельского перешейка, к примеру, в окрестностях н.п. Барышево Выборгского района, Ленинградской области, где мне приходится бывать.
Это место буквально полито кровью финских и советских солдат, в 1940-м и 1944-м годах на переправе Вуосалми проходили жестокие бои. На месте разрушенной церкви Яюряпяя (сегодня окрестности Барышево) установлены памятные знаки совместными усилиями финских и российских деятелей.
Охотник Пааво Ромппайнен и другие его земляки рассказывают, что делом поиска родных летчика и сведений о нем занимались еще их отцы, искали информацию в архивах; таким образом, у общества непрофессиональных финских поисковиков давняя история, связанная с нашим летчиком, и существует даже преемственность поколений, объединенных одной целью.
Но для финских охотников, историков и краеведов существует одна серьезная и естественная преграда – языковой барьер.
«Кто ты, Валентин Иванович?», - так ставят вопрос финны, так же спрашивает меня наш охотничий коллега П. Ромппайнен.
«Твое имя напоминает русское, но генетические исследования доказывают, что ты был украинцем. Мы хотели бы также выяснить, остались ли у него родственники, и знают ли они, что Валентин был похоронен вблизи места крушения самолета 27.2.1940 г.», - это буквально прямая речь из нашего насыщенного общения.
Финны также хотят поставить надгробный камень с фотографией, как здесь говорят, в «советском стиле». Все понимают, что дальнейшее выяснение истории летчика без участия российской стороны практически невозможно. Выгода, получаемая российской стороной это основательное выяснение данного случая.
Финны выходили на наших поисковиков, но большого толка не случилось, кроме разбросанных в разных местах интернета кличах о поиске родных летчика и его анкетных данных, дальше продвинуться не удалось.
Более того, в скромных по информативности объявлениях, многократно растиражированными на разных сайтах уже моими согражданами, есть фактические ошибки.
Мы провели свое исследование, и начали поиск с максимально возможного по точности определения служебного пути Валентина Ивановича 1918 года рождения, чтобы получить ответы из архивов.
Еще один предпринятый нами путь - запрос в военкоматы, по месту возможного призыва. Обычно в военкоматах есть «книга призыва», в которой отслеживается весь путь призывника (по ней находят наших фронтовиков времен Великой Отечественной войны). Самое главное, найти откуда был призыв...
Знаем, что летчик В.И. Голубев воевал на северо-западе Карельского перешейка. Сделали официальный запрос в Государственный Архив Министерства Обороны для установления сведений о мл. лейтенанте Голубеве В.И, предварительно выяснив все его перемещения по службе со времени поступления во 2-ю военную школу летчиков (ВШЛ) в феврале 1938 года.
Позднее 2-я ВШЛ, которую в свое время закончил Валерий Чкалов, стала Борисоглебским ВВАУЛ им. В.П. Чкалова. Мы инициировали поиск анкетных данных мл. лейтенанта Голубева и там.
Выяснилось, что большинство летчиков приходили в такие школы после окончания курсов пилотов и летных техников Осавиахима, подразделение которых также было в Борисоглебске, и на курсы брали как школьников старших классов, так и рабочих – без отрыва от производства. С присвоением по окончании курсов квалификации «пилот запаса». Среди них были и девушки.
Большинство молодых летчиков, закончивших в 1938 году 2-ю ВШЛ в Борисоглебске шли именно таким проторенным путем, а выпуск 1938 года составил 222 человека, среди которых и был Голубев.
Таким образом, мы установили, что В.И. Голубев, 1918 года рождения по призыву в Красной армии не служил. Ибо в 1936 году вышло очередное постановление СНК СССР о военной службе, согласно которому молодые люди призывались в РККА с 19 лет. Поэтому Голубев, в силу возраста, не мог служить с «рядового» уровня солдата, он сразу поступил на курсы пилотов-техников, а, закончив их – в 2-ю ВШЛ.
Затем его путь также удалось отследить (за эту поисковую работу отвечали мы в России, в частности мои коллеги из поискового отряда «Ленпех-Петергоф», членом которого я являюсь) по различным документам, архивным сводкам и формулярам авиаполков.
15 января 1940 года полк, в котором служил Голубев, получил приказ перебазироваться на аэродром Реболы для поддержки действий сухопутных дивизий, герои которых, как мы знаем, замерзали без надлежащего снабжения в районе Суомуссалми.
Именно на 80-м сап (сводный авиаполк) лежала задача защищать и снабжать по воздуху попавшие в окружение части. Для этого полку были оперативно подчинены две истребительных авиаэскадрильи 152 иап (истребительного авиаполка).
Из Реболы, со льда озера Лексозеро, совершил свой последний боевой вылет младший лейтенант Голубев.
Представляется важным рассказать о вызывающей уважение инициативе финских охотников – наших коллег, установить дальних родственников летчика, рожденного в 1918 году, погибшего на финской территории 26 февраля 1940 года, хотя бы в год столетия со дня его рождения.
Готов информировать о продвижении в этом направлении поиска родных погибшего пилота, память о которым сохраняют в Финляндии наши коллеги-охотники.
Андрей Кашкаров
https://www.ohotniki.ru/hunting/soc...erm=2587&utm_content=1816190&utm_campaign=605
В один из недавних «охотничьих» визитов в Финляндию финские коллеги познакомили меня с удивительным человеком.
Гражданин Финляндии Вилхо Конттинен из Ристиярви видел крушение советского истребителя 26 февраля 1940 году, собрал останки пилота, и заботился о могиле в течение всех этих лет.
Сейчас потомственному охотнику В. Конттинену 94 года.
История Советско-Финской войны 1939-1940 года напоминает о трагедии словами А.В. Cуворова: «войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний погибший солдат».
Я побывал на месте захоронения, могила советского военного летчика находится на опушке леса, огорожена, местные жители ухаживают за ней.
Из более молодых охотников приведу в пример Пааво Ромппайнена – с ним я познакомился еще на Российско-Финляндском культурном форуме, неоднократно приезжал к нему по приглашению на «бобра» в местечко Сейняйоки, что недалеко от Оулу, да и сам Пааво неоднократно охотился в России.
Все это время мы общались на английском и финских языках.
Нас сперва сблизили охотничьи интересы, а потом вышло и более широкое сотрудничество на культурном поприще.
Наш коллега – охотник из Финляндии Матти Сало тоже причастен к этой истории. Его жена Марья Пиккарайнен (теперь Сало) родилась в Ристиярви, а ее отец Рейно, рожденный в 1941 году рассказал зятю о катастрофе.
Семья Рейно жили в Калиокоски, недалеко от железнодорожного моста и станции Контиомяки. Железная дорога от Контиомяки до Хюринсалми и железнодорожный мост были очень важным соединением для финской армии, которая воевала против Красной Армии в местечке Суомуссалми, где из-за ошибок командования, проблем со снабжением и сложных метеоусловий в конце 1939 – начале 1940 гг. были разбиты две советских дивизии. Маленькому Рейно рассказали эту историю очевидцы событий – его родители.
А история эта начиналась так.
Валентин Иванович Голубев, младший лейтенант ВВС РККА в возрасте 22 лет погиб 26 февраля 1940 года при бомбардировке железнодорожного моста у озера Ристиярви, одноименного населенного пункта и перекрестка дорог.
Истребитель И-153 c номером 6820 упал южнее, в районе железнодорожной станции Контиомяки (координаты: 64°20'17"N 28°6'51"E, вблизи дороги Е63, ближайшие города: Каяани, Оулу, Куопио), провинция Кайнуу, на востоке бывшей губернии Оулу, Финляндия.
Голубев получил приказ уничтожить железнодорожный мост Каллиокоски (Kalliokoski), а также защищать другие бомбардировщики во время бомбежки.
По данным РГВА значится, что летчик «не вернулся из боевого вылета 26 февраля 1940 года», а в донесении, поданном по команде, говорится, что командир звена видел падение самолета И-153 № 6820, который после сброса двух авиабомб вспыхнул, и разбился, причем зенитного огня с земли не было, воздушного боя с финскими летчиками тоже.
Есть версии падения, в том числе от очевидцев-финнов, наблюдавших бомбометание с земли, будто Голубева сбили пулеметным огнем свои же.
Альтернативная: на самолете произошел самоподрыв одной из прикрепленных к подкрылкам авиабомб. По версии наших летчиков, участвовавших в бомбометании, Валентин Голубев вошел в пикирование, сбросил две ФАБ-50 (пятидесятикилограммовые фугасные авиабомбы), но потом внезапно вспыхнул, и упал на землю недалеко от дороги.
После рассказов финских охотников мне пришлось досконально изучить открытые источники в России по этому военному эпизоду, и, конечно, здесь не обошлось без помощи представителей российских поисковых отрядов, историков и заинтересованных лиц.
Как полагают в России, на самолете взорвались оставшиеся на борту две авиабомбы АО-8 (весом 7-8 кг), либо загорелась бензопроводка. Но версия не выдерживает критики по техническим соображениям.
Это была довольно надежная машина: число боевых вылетов на одну потерю для И-15бис, И-153 и И-16 оказалось наибольшим среди всех типов использовавшихся на фронте боевых самолетов как в советско-финскую, так и в ВОВ за время эксплуатации самолетов этого типа, а с 1938 по 1941 всего их было изготовлено 3437 единиц.
И, тем не менее, если уточнить, что массовое производство И-153 началось только с осени 1939 года, а первый испытательный полет произведен в августе 1938 года, говорить о какой-либо серьезной опытности летчиков в обращении именно с этом машиной, не приходится.
Финские охотники в приватных разговорах склоняются к недостатку опыта у советского военлета, и эта версия тоже отрабатывается. Финны говорят, что «всех лучших летчиков» советы расстреляли в 1937 году; для нас, в России, эта информация звучит банальностью.
Вот, что удалось выяснить мне в России после инициативной встречи на охоте в Финляндии, в месте захоронения советского пилота.
Голубев фактически воевал с начала 1940 года - летал на истребителе И-153, которые к началу финской кампании начали поставлять в войска.
Бипланы (два крыла) И-153, спроектированные как модификация истребителя И-15 в КБ Поликарпова, называли «чайками» - главным образом за форму крыльев и фюзеляжа (кабина летчика с прицельным приспособлением располагалась именно в выемке у основания крыльев), эти машины, даром, что истребители, могли нести несколько авиабомб.
Самолеты считались и штурмовиками, и истребителями, поскольку их боевая нагрузка включала до 150 кг авиабомб, а из скорострельного вооружения – две синхронные малокалиберные пушки и пулемет ШКАС.
При том, что самолеты не имели бронирования жизненно-важных частей, они могли нести бомбы типов АО- 8, АО-10, АО-15 и другие. Авиабомбы того времени представляли собой переделанные артиллерийские снаряды, к которым в хвостовой части дополнительно приваривали стабилизатор – для вертикального пикирования.
Интересно почему люди, чью землю бомбил советский летчик Валентин Голубев, посчитали необходимым сохранить о нем память, и ухаживать за его могилой? Я задал эти и другие вопросы финским охотникам.
В окрестностях Контиомяки могилу знает и стар, и млад. С 1940 года прошло уже 78 лет, это большой срок для истории одного поколения. Ведь мы понимаем, что прямых наследников, родственников «первой очереди» уже нет и прямых потомков летчика, с учетом его возраста, возможно, тоже.
Вилхо Конттинен – очевидец событий и Матти Сало, которому передали информацию родственники, охотно рассказали, что обломки самолета лежали на месте крушения, в стороне от проезжей дороги, вплоть до 60-х годов ХХ века, напоминая немым укором о судьбе летчика.
В региональной и даже «главной» прессе Финляндии, телерепортажах, об этом говорилось неоднократно, и, что интересно, в Советской России как это не прискорбно констатировать, о погибшем летчике почти сразу забыли.
Да и кому о нем было вспоминать – жертв советско-финской или «зимней», как ее называют финны, войны было много. У нас в России, вообще не принято ценить людей. Зато в Финляндии к таким вопросам истории и памяти совершенно иной подход.
Наверное поэтому, да и еще и по охотничьим интересам - случайному обстоятельству личного знакомства мы сегодня и знаем о могиле нашего летчика Валентина Ивановича Голубева, 1918 года рождения.
Финны бережно ухаживают за могилой, и сегодня хотят установить советскому летчику памятный знак с «расшифровкой» на трех языках – финском, русском, английском. Подобное памятники сегодня есть на территории Карельского перешейка, к примеру, в окрестностях н.п. Барышево Выборгского района, Ленинградской области, где мне приходится бывать.
Это место буквально полито кровью финских и советских солдат, в 1940-м и 1944-м годах на переправе Вуосалми проходили жестокие бои. На месте разрушенной церкви Яюряпяя (сегодня окрестности Барышево) установлены памятные знаки совместными усилиями финских и российских деятелей.
Охотник Пааво Ромппайнен и другие его земляки рассказывают, что делом поиска родных летчика и сведений о нем занимались еще их отцы, искали информацию в архивах; таким образом, у общества непрофессиональных финских поисковиков давняя история, связанная с нашим летчиком, и существует даже преемственность поколений, объединенных одной целью.
Но для финских охотников, историков и краеведов существует одна серьезная и естественная преграда – языковой барьер.
«Кто ты, Валентин Иванович?», - так ставят вопрос финны, так же спрашивает меня наш охотничий коллега П. Ромппайнен.
«Твое имя напоминает русское, но генетические исследования доказывают, что ты был украинцем. Мы хотели бы также выяснить, остались ли у него родственники, и знают ли они, что Валентин был похоронен вблизи места крушения самолета 27.2.1940 г.», - это буквально прямая речь из нашего насыщенного общения.
Финны также хотят поставить надгробный камень с фотографией, как здесь говорят, в «советском стиле». Все понимают, что дальнейшее выяснение истории летчика без участия российской стороны практически невозможно. Выгода, получаемая российской стороной это основательное выяснение данного случая.
Финны выходили на наших поисковиков, но большого толка не случилось, кроме разбросанных в разных местах интернета кличах о поиске родных летчика и его анкетных данных, дальше продвинуться не удалось.
Более того, в скромных по информативности объявлениях, многократно растиражированными на разных сайтах уже моими согражданами, есть фактические ошибки.
Мы провели свое исследование, и начали поиск с максимально возможного по точности определения служебного пути Валентина Ивановича 1918 года рождения, чтобы получить ответы из архивов.
Еще один предпринятый нами путь - запрос в военкоматы, по месту возможного призыва. Обычно в военкоматах есть «книга призыва», в которой отслеживается весь путь призывника (по ней находят наших фронтовиков времен Великой Отечественной войны). Самое главное, найти откуда был призыв...
Знаем, что летчик В.И. Голубев воевал на северо-западе Карельского перешейка. Сделали официальный запрос в Государственный Архив Министерства Обороны для установления сведений о мл. лейтенанте Голубеве В.И, предварительно выяснив все его перемещения по службе со времени поступления во 2-ю военную школу летчиков (ВШЛ) в феврале 1938 года.
Позднее 2-я ВШЛ, которую в свое время закончил Валерий Чкалов, стала Борисоглебским ВВАУЛ им. В.П. Чкалова. Мы инициировали поиск анкетных данных мл. лейтенанта Голубева и там.
Выяснилось, что большинство летчиков приходили в такие школы после окончания курсов пилотов и летных техников Осавиахима, подразделение которых также было в Борисоглебске, и на курсы брали как школьников старших классов, так и рабочих – без отрыва от производства. С присвоением по окончании курсов квалификации «пилот запаса». Среди них были и девушки.
Большинство молодых летчиков, закончивших в 1938 году 2-ю ВШЛ в Борисоглебске шли именно таким проторенным путем, а выпуск 1938 года составил 222 человека, среди которых и был Голубев.
Таким образом, мы установили, что В.И. Голубев, 1918 года рождения по призыву в Красной армии не служил. Ибо в 1936 году вышло очередное постановление СНК СССР о военной службе, согласно которому молодые люди призывались в РККА с 19 лет. Поэтому Голубев, в силу возраста, не мог служить с «рядового» уровня солдата, он сразу поступил на курсы пилотов-техников, а, закончив их – в 2-ю ВШЛ.
Затем его путь также удалось отследить (за эту поисковую работу отвечали мы в России, в частности мои коллеги из поискового отряда «Ленпех-Петергоф», членом которого я являюсь) по различным документам, архивным сводкам и формулярам авиаполков.
15 января 1940 года полк, в котором служил Голубев, получил приказ перебазироваться на аэродром Реболы для поддержки действий сухопутных дивизий, герои которых, как мы знаем, замерзали без надлежащего снабжения в районе Суомуссалми.
Именно на 80-м сап (сводный авиаполк) лежала задача защищать и снабжать по воздуху попавшие в окружение части. Для этого полку были оперативно подчинены две истребительных авиаэскадрильи 152 иап (истребительного авиаполка).
Из Реболы, со льда озера Лексозеро, совершил свой последний боевой вылет младший лейтенант Голубев.
Представляется важным рассказать о вызывающей уважение инициативе финских охотников – наших коллег, установить дальних родственников летчика, рожденного в 1918 году, погибшего на финской территории 26 февраля 1940 года, хотя бы в год столетия со дня его рождения.
Готов информировать о продвижении в этом направлении поиска родных погибшего пилота, память о которым сохраняют в Финляндии наши коллеги-охотники.
Андрей Кашкаров
https://www.ohotniki.ru/hunting/soc...erm=2587&utm_content=1816190&utm_campaign=605