• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

«Если летишь стрелком на «Иле» первый раз – ничего не трогай»

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 960
Оценка
1 750
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
«Если летишь стрелком на «Иле» первый раз – ничего не трогай»


scale_600



Книги об авиации Великой Отечественной, в которой воздушные стрелки наших штурмовиков и бомбардировщиков без проблем сбивали немецкие истребители чуть ли не сразу после взлета смело можно относить к плохим и не совсем правдивым.
На самом деле в первом вылете стрелок чаще всего толком даже не понимал, что и где вообще происходит. К примеру, Владимир Местер рассказывая о своем первом вылете так. Его посадили в кабину, он пристегнулся и ему дали пулемет. Причем пулемет был в чехле и летчик строго запретил его открывать, велев просто сидеть и смотреть по сторонам. Новых стрелков всегда сажали на головные самолеты, а на замыкающие – самых опытных, потому что он был самым важным – так как прикрывал всю группу с тыла. Так вот – Местер в первом полете толком не понял, что группа попала в сложный бой, что был сбит один из шестерки «Илов». Даже страха тогда не было. Вообще стрелки также как и летчики больше всего погибали именно в первых полетах. После десяти вылетов можно было надеяться, что стрелок будет жить, но при этом, конечно, от не него зависело совсем не все и не всегда. По сути стрелок начинал что-то понимать примерно через пять-семь вылетов. Но при этом все и всегда друг друга прикрывали – иначе было не выжить.
Десять вылетов стрелка Местер упомянул не просто так. После них стрелок «Ил-2» получал медаль «За отвагу», а через 15-ть – орден «Красной звезды». К тому моменту уже вырабатывался профессионализм и стрелок нередко просто не доверял оружейнику обслуживание своего пулемета, ведь от него напрямую зависела жизнь. Даже патронные ленты набивали сами, ставя разрывные и трассирующие патроны.
Ну а тем, кто выживал в первых вылетах потом доводилось стать опытными бойцами и добиваться неплохих результатов.
Вот как описывал один из вылетов воздушный стрелок Георгий Литвин:
«Стремлюсь взять в прицел истребитель. Ничего не выходит! Немец атакует под большим углом, вертикальный угол обстрела моего пулемета не позволяет стрелять по нему.
Я мгновенно сбрасываю сиденье, становлюсь коленями на пол кабины, доворачиваю пулемет вверх. Теперь истребитель противника попадает в прицел. Но огня не открываю умышленно. Решаю подпустить поближе, надеясь, что противник не поймет мои действия. Истребитель все ближе и ближе... 800 метров, 600, 400... Тщательно прицеливаюсь и выпускаю длинную очередь, огненная трасса упирается в самолет противника, тот не успевает открыть ответный огонь, вспыхивает и, объятый пламенем, несется на наш «ил». У меня мороз по спине: «фоккер» хочет таранить нас?! Но Коновалов (летчик), услышав мою очередь, резко рванул самолет вправо, и горящий «фокке-вульф» пронесся рядом»​
Вот что значит опытный стрелок штурмовика, способный мгновенно придумать, что делать, даже если ничего не выходит.
https://zen.yandex.ru/media/valeron...z--nichego-ne-trogai-5a5655257425f5fb80cd6826
 
  • Like
Реакции: pna
Сколько их было Героев?
И сколько так и погибли неизвестными???
Вечная им память!
 
А если еще учесть, что кабина пилота на Ил-2 была бронирована хоть как то, а кабина стрелка совсем нет.....
Эти парни были несомненными героями, причем они даже не понимали того, что они-герои

А вот это:
Я мгновенно сбрасываю сиденье, становлюсь коленями на пол кабины,
от забывчивости
В кабине стрелка Ил-2 не было сиденья, от слова вообще
Там была брезентовая лямка, на которой и сидел стрелок враскорячку :(
Благо, что продолжительность полета была небольшой
 
кабина пилота на Ил-2 была бронирована хоть как то, а кабина стрелка совсем нет
Не совсем так. Стрелок был защищён 6мм бронеплитой с задней полусферы, но её хватало только для защиты от пулемётного огня и осколков зенитных снарядов. От 20мм пушек истребителей она не защищала, и соотношение потерь стрелков к сбитым штурмовикам было около 2,5. В мемуарах ГСС лётчика-штурмовика Елисеева, в связи с этим упоминается, что со стрелками лётчики старались не сближатся ибо тяжело было переносить потери.
 
Стрелок был защищён 6мм бронеплитой с задней полусферы, но её хватало только для защиты от пулемётного огня и осколков зенитных снарядов.

Да, причем пулеметного калибра 7,62
От 13,2 немецких уже с дистанции 500м - нет
Сбоку-снизу-сверху вообще защиты не было, о чем я и писал
Гляньте, стрелок сидел как раз там, где цифра "12"

24.Shema-bronirovaniya-.gif
 
И ещё дед рассказывал(Гв.капитан Романов Алексей Филлипович) за время войны потерял 2х стрелков,2 раза сбивали(вынужденная посадка) Н\з не оказывалось(коммуниздили) технари.
 
Да, причем пулеметного калибра 7,62
От 13,2
Согласен. Хотя на момент создания двух местных Илов 13,2 скорее не учитывали, MG-131 появились на G-6 мессерах с осени 43го, на FW-190 c начала 44 года с модификации А-8. До этого всё же 7,92 мм Mg-17, но легче стрелкам от этого небыло.
Сама компоновка места стрелка на Ил-2 компромисс, между хоть какой то защитой и минимальными изменениями на серийной машине с сохранением приемлемой центровки, для сохранения которой потом пошло крыло "со стрелкой". Был ещё вариант Ил-2бис, с полностью забронированной кабиной стрелка с бронёй 6-8мм, но в серию он не пошёл, так как требовал более серьёзных изменений производства, что снизило бы выпуск так необходимых фронту машин.
 
Десять вылетов стрелка Местер упомянул не просто так. После них стрелок «Ил-2» получал медаль «За отвагу», а через 15-ть – орден «Красной звезды».
это впечатляет, если действительно была система.
 
Мне кажется, что основные потери Ил-2 были все-таки не от истребительной авиации, а от зенитного огня. Читал, что очень большие потери случились во время ликвидации Курляндской группировки противника. Сроки поджимали, а погода была отвратная, низкая облачность. Приходилось идти в лоб на "эрликоны" на высоте до 300 м.
 
это впечатляет, если действительно была система.
средний налет стрелков на ИЛ 2 ...... 7 вылетов .... средний налет летчиков на ИЛ 2 ....18-20 вылетов ...сосед был механиком на ИЛ 2 с 1943 до 1948 потом ИЛ 10 до 1954 ...
 
средний налет стрелков на ИЛ 2 ...... 7 вылетов .... средний налет летчиков на ИЛ 2 ....18-20 вылетов ...сосед был механиком на ИЛ 2 с 1943 до 1948 потом ИЛ 10 до 1954 ...
я так же "пытал" техника, который всю войну на аэродроме истребительной авиации.
Может только он самое начало не застал. Но говорил, что да погибали, но не недели, а месяцы держались.
А делали по 5 боевых вылетов в день. Он был в восторге от яков.
 
Мне кажется, что основные потери Ил-2 были все-таки не от истребительной авиации, а от зенитного огня.
Ничего удивительного, в этом и есть смысл штурмовки. Расстрел противника пулемётно-пушечным огнём в комбинации с ударом РСам и бомбами малого калибра.
 
Мне кажется, что основные потери Ил-2 были все-таки не от истребительной авиации, а от зенитного огня.
в1941-1943 от ИА было очень много потерь .... позднее прикрытие истребителями свело потери к минимуму . а МЗА была основной проблемой........
 
«Если летишь стрелком на «Иле» первый раз – ничего не трогай»
На эту тему есть хорошая, ценная книга
"Я дрался на Ил-2"
Автор: Драбкин Артем
http://www.e-reading.club/book.php?book=20456
Книга заканчивается статьей замечательного исследователя штурмовой авиации ВВС РККА периода Великой Отечественной войны Олега Растренина «Главная ударная сила», которая позволяет сопоставить личные воспоминания ветеранов с архивными материалами и данными. В ней читатель сможет найти объяснения вопросам, поднятым ветеранами, о боевом применении Ил-2, подготовке летчиков-штурмовиков, эффективности и потерях.
 
в1941-1943 от ИА было очень много потерь .... позднее прикрытие истребителями свело потери к минимуму
Только в немецких мемуарах:ao:, статистика это не подтверждает, смотрите таблицы выше.
На эту тему есть хорошая, ценная книга
"Я дрался на Ил-2"
Автор: Драбкин Артем
У него целая серия книг, с интервью ветеранов "Я дрался на ......". Ценно то что автор не навязывает свою точку зрения, предупреждая только что к воспоминаниям надо относится осторожно.
 
Просто фото
Порой и так возвращались из боя

29571106_1753350814688309_1352416993400718104_n.jpg
 
Интересное фото, никогда не встречал. А пулемет, похоже, американский установлен, и кабина стрелка необычная.
 
Маркони, Интересная, только из игры Ил-2 она ....
 
  • Like
Реакции: VF
Назад
Сверху Снизу