tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 943
- Оценка
- 1 738
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Цирк мирового масштаба: как британцы с японцами в море друг друга искали.
[TABLE="class: grysih atjhrfhk dunjprkc"]
[TR="class: dqyahhc mthbyxqvq"]
[/TR]
[TR="class: dqyahhc hpdqwvnyka"]
[/TR]
[TR="class: dqyahhc cxosyqoi iwtvawmqma"]
[/TR]
[/TABLE]
Япония и Великобритания. Первая нацелилась подмять под себя британскую Малайю, вторая — этому помешать. Кто победил в схватке бестолковой скаредности и отчаянной нищеты, и почему события декабря сорок первого во многом напоминают цирк? Сейчас расскажем.
К лету 1941 года японская армия оккупировала французский Индокитай. Полуостров имел для Японии стратегическое значение и был плацдармом для дальнейшего наступления, в том числе на британскую Малайю и далее — в Индонезию.
Британское руководство это понимало, и перед Уинстоном Черчиллем встала дилемма — отправлять или не отправлять эскадру в Тихий океан. С одной стороны, отрывать ценные корабли от флота метрополии, и без того занятого борьбой с немцами и итальянцами, — ножом по сердцу. С другой — наивно полагать, что японцы, нагулявшие аппетит военными успехами, остановятся на достигнутом. С третьей — поддержать англичан в предстоявшей борьбе обещали американцы. Правда, этих Черчилль в душе считал еще большими пройдохами, чем себя. Да и не факт, что поддержат… Черчилль вспомнил цифру британского долга США после Первой мировой войны и поперхнулся любимым коньяком.
«Соединение Z»
В итоге премьер-министр всё-таки решил послать два линкора и целый (ну, почти целый) новенький авианосец «Индомитебл». Авианосец, правда, торчал на мели где-то у Ямайки. Но всё те же американцы уверяли, что за пару дней подрихтуют и подкрасят его так, что станет лучше прежнего.
«Принс оф Уэлс» в сингапурской гавани
Назначенный командовать «Соединением Z» адмирал Том Филлипс предпочёл бы, чтобы авианосец шёл с ними сразу, но Соединение отправили в плавание, пообещав, что «Индомитебл» непременно догонит. А пока новейшего линкора «Принс-оф-Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс» вполне хватит. 2 декабря 1941 года эти корабли бросили якорь в гавани Сингапура.
Японцы VS англичане: силы и перспективы
Новость о британском наступлении на некоторое время повергла японское командование в шок. Изначально предполагалось, что за район Сингапура отвечает армия.
Однако Исороку Ямамото, командующий японским флотом, совершенно не верил в способность армии даже завязать шнурки в темноте, не говоря уж о том, чтобы справиться с двумя линкорами.
У флота же в том районе имелся отряд адмирала Нобутакэ Кондо с двумя быстроходными линкорами «Конго» и «Харуна». Линкорами эти корабли стали после модернизации, а потому Ямамото подозревал, что, сколько их ни переименовывай, в бою против настоящего линкора им обоим не выстоять.
«Конго» после модернизации в 1936-37 годах
Поскольку на армию надежды не было, а на корабли — очень слабая, оставалась только авиация. К этому времени в Индокитай уже перевели авиакорпуса «Гензан» и «Михоро», летавшие на самолётах G3M (тип 96). Их спешно дополнили корпусом «Каноя», уже получившим новенькие G4M (тип 1). Ямамото решил, что такие силы если и не разгромят англичан, то нанесут им ощутимый урон. А уж потрёпанную авиацией эскадру линкоры Кондо как-нибудь одолеют.
Mitsubishi G3M (тип 96) авиагруппы «Гензан»
Пришёл. Увидел. И ушёл
Единственной более или менее работавшей структурой в британском Сингапуре был новенький радар. В 3 часа ночи 8 декабря его операторы сообщили, что к городу приближаются неизвестные самолеты. Поскольку во всём остальном была полная неразбериха, поднять по тревоге истребители или хотя бы пустить в ход зенитки англичане не смогли. Оценив происходящее, Филлипс решил как можно быстрее отступать, пока эскадру не потопили прямо на рейде.
Для очистки совести он запросил воздушную разведку по курсу эскадры и истребительное прикрытие. Разведку ВВС не обеспечили, но для прикрытия выделили 453-ю эскадрилью на истребителях «буффало».
Четыре линкора и две подлодки
Днём 9 декабря «соединение Z» обнаружила японская подлодка I-65. Британцы её тоже обнаружили и развязали баталию, используя глубинные бомбы. Утопить лодку не получилось, но когда она всплыла, руки у радиста от испуга тряслись так, что в японском штабе получили координаты британцев на 120 миль в стороне.
Неуловимые «Рипалс» (впереди) и «Принс оф Уэлс»
В штабе пришли в замешательство, поскольку перед этим самолёт-разведчик сообщил, что два английских линкора по-прежнему стоят в Сингапуре. Два в море, два в прибрежной зоне — уже эскадра из четырёх линкоров. А это, знаете ли, уже повод подумать, не отказаться ли от затеи с высадкой вообще. Впрочем, когда разведчик приземлился, на проявленных фото нашлись только два больших транспорта.
Наконец, гидросамолёты с японских крейсеров обнаружили эскадру Филлипса и тащившуюся за ними I-65.
При виде самолётов у подводников снова сдали нервы, и они нырнули, а пилоты сообщили в штаб, что у англичан в эскадре ещё и куча подлодок.
На самом деле подлодок в том районе было две, и обе — японские. Вторая даже попыталась открыть огонь, но в момент залпа выяснилось, что торпедные аппараты неисправны. А пока их спешно чинили, британцы ушли вперёд.
Разведка на высоте
Теперь уже сдали нервы у адмирала Кондо, который заявил, что пусть с англичанами лётчики разбираются. Командующий 22-й воздушной флотилией контр-адмирал Мацунага выдохнул, отложил нож для харакири и приказал своим торпедоносцам разбомбить англичан.
Первыми отличились пилоты из авиакорпуса «Михоро». Ночью, в плохую погоду, они сумели найти эскадру и уже почти вышли в атаку, когда командир 2-й эскадрильи Такеда заметил, что атакованный корабль не ведёт зенитный огонь, а отчаянно сигналит.
Оказалось, доблестные пилоты чуть не утопили собственный флагманский крейсер «Тёкай» вместе с адмиралом.
Можно только предполагать, что передали по этому поводу моряки, но Мацунага снова потянулся за ножом для харакири и приказал своим лётчикам возвращаться на базу.
Посадка тоже превратилась в цирк, поскольку японская экономика уже тогда была очень экономной и запасных торпед не завезли — пришлось садиться ночью, верхом на сигаре с большим количеством взрывчатки.
Ночью английская и японская эскадры едва не устроили ДТП: у «Принца» сломался радар, а у нищих японцев такой хитрой техники вообще не имелось. На рассвете «Соединение Z» добралось до Куантана, но вместо тучи японских транспортов эсминцы обнаружили ржавый траулер, тащивший четыре лодки с японскими рыбаками.
Тем временем японцы подняли свои ударные самолёты.
Апогей трагикомедии
Первым под раздачу попал эсминец «Тенедос», возвращавшийся на дозаправку в Сингапур. Сначала по нему отбомбился одиночный разведчик C5M, а затем его «обсыпала мелом» девятка G4M. Хотя японцы опознали эсминец как мелкого торгаша, топлива у них оставалось аккурат на обратную дорогу, и поэтому ценные пятисотки уронили на что-то хоть как-то похожее на цель.
Случаи, когда в эсминец попадали бомбой с горизонтального полёта, за всю войну можно пересчитать по пальцам, и это не был один из них.
«Принс оф Уэлс» (слева) и «Рипалс» под ударом
Впрочем, большого значения это уже не имело — G3M из авиагруппы «Гензан» наконец обнаружил неуловимые британские корабли.
С воплем «тэнно хэйка банзаи!», что в данном случае означало «ну ёпрст, наконец-то!», японские самолёты устремились к целям.
Первым отхватил две или три торпеды «Принс-оф-Уэлс». Хотя защита британского линкора была рассчитана на втрое больший заряд, что-то пошло не так, и «гордость Пуха» лучший корабль Его Величества остался без хода и медленно кренился на левый борт.
Команда тонущего «Принс оф Уэлс» перебирается на эсминец «Экспресс». Спустя несколько мгновений крен линкора внезапно увеличился, и «Экспресс» был вынужден отойти
Более старый «Рипалс» тем не менее благополучно уклонился от большинства торпед. Бомбардировщики добились по одному попаданию в каждый корабль, а точку в истории «Соединения Z» поставили едва не опоздавшие к раздаче торпедоносцы авиакорпуса «Каноя». Шестёрка G4M добилась еще четырёх попаданий в стоявший без хода «Принс-оф-Уэлс», а остальные всё-таки подловили так ловко уворачивавшийся до того линейный крейсер «Рипалс».
Спустя 40 минут после того, как корабли Филлипса скрылись под водой, оставшийся в районе боя японский разведчик заметил восьмёрку британских истребителей. Возможно, его пилот сложил по этому поводу хокку. Что-то вроде:
Эх, слоупоки
Великобританские
Все утонули!
Автор Андрей Бекасов
Источник
[TABLE="class: grysih atjhrfhk dunjprkc"]
[TR="class: dqyahhc mthbyxqvq"]
[/TR]
[TR="class: dqyahhc hpdqwvnyka"]
[/TR]
[TR="class: dqyahhc cxosyqoi iwtvawmqma"]
[/TR]
[/TABLE]
Япония и Великобритания. Первая нацелилась подмять под себя британскую Малайю, вторая — этому помешать. Кто победил в схватке бестолковой скаредности и отчаянной нищеты, и почему события декабря сорок первого во многом напоминают цирк? Сейчас расскажем.
К лету 1941 года японская армия оккупировала французский Индокитай. Полуостров имел для Японии стратегическое значение и был плацдармом для дальнейшего наступления, в том числе на британскую Малайю и далее — в Индонезию.
Британское руководство это понимало, и перед Уинстоном Черчиллем встала дилемма — отправлять или не отправлять эскадру в Тихий океан. С одной стороны, отрывать ценные корабли от флота метрополии, и без того занятого борьбой с немцами и итальянцами, — ножом по сердцу. С другой — наивно полагать, что японцы, нагулявшие аппетит военными успехами, остановятся на достигнутом. С третьей — поддержать англичан в предстоявшей борьбе обещали американцы. Правда, этих Черчилль в душе считал еще большими пройдохами, чем себя. Да и не факт, что поддержат… Черчилль вспомнил цифру британского долга США после Первой мировой войны и поперхнулся любимым коньяком.
«Соединение Z»
В итоге премьер-министр всё-таки решил послать два линкора и целый (ну, почти целый) новенький авианосец «Индомитебл». Авианосец, правда, торчал на мели где-то у Ямайки. Но всё те же американцы уверяли, что за пару дней подрихтуют и подкрасят его так, что станет лучше прежнего.
«Принс оф Уэлс» в сингапурской гавани
Назначенный командовать «Соединением Z» адмирал Том Филлипс предпочёл бы, чтобы авианосец шёл с ними сразу, но Соединение отправили в плавание, пообещав, что «Индомитебл» непременно догонит. А пока новейшего линкора «Принс-оф-Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс» вполне хватит. 2 декабря 1941 года эти корабли бросили якорь в гавани Сингапура.
Японцы VS англичане: силы и перспективы
Новость о британском наступлении на некоторое время повергла японское командование в шок. Изначально предполагалось, что за район Сингапура отвечает армия.
Однако Исороку Ямамото, командующий японским флотом, совершенно не верил в способность армии даже завязать шнурки в темноте, не говоря уж о том, чтобы справиться с двумя линкорами.
У флота же в том районе имелся отряд адмирала Нобутакэ Кондо с двумя быстроходными линкорами «Конго» и «Харуна». Линкорами эти корабли стали после модернизации, а потому Ямамото подозревал, что, сколько их ни переименовывай, в бою против настоящего линкора им обоим не выстоять.
«Конго» после модернизации в 1936-37 годах
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам
Исходно «Конго» — это линейный крейсер. Серия из четырёх таких кораблей была построена для Императорского японского флота с британской помощью. В качестве прототипа для новых кораблей был взят проект линейного крейсера «Тайгер». Головной «Конго» был построен в Великобритании, остальные три — «Харуна», «Хией» и «Кирисима» — в Японии. В 1930-х годах все четыре корабля прошли модернизацию и были переклассифицированы в линкоры, однако их бронирование, пусть и заметно усиленное, было недостаточным для этого класса — 356-миллиметровые снаряды «Принс-оф-Уэлса» и 380-миллиметровые — «Рипалса» должны были поражать их на любых дистанциях: пробивая вертикальное бронирование (борт) на малых и средних дистанциях и горизонтальное (палубу) — на больших.
Эксперт по техническим и инженерным вопросам
Исходно «Конго» — это линейный крейсер. Серия из четырёх таких кораблей была построена для Императорского японского флота с британской помощью. В качестве прототипа для новых кораблей был взят проект линейного крейсера «Тайгер». Головной «Конго» был построен в Великобритании, остальные три — «Харуна», «Хией» и «Кирисима» — в Японии. В 1930-х годах все четыре корабля прошли модернизацию и были переклассифицированы в линкоры, однако их бронирование, пусть и заметно усиленное, было недостаточным для этого класса — 356-миллиметровые снаряды «Принс-оф-Уэлса» и 380-миллиметровые — «Рипалса» должны были поражать их на любых дистанциях: пробивая вертикальное бронирование (борт) на малых и средних дистанциях и горизонтальное (палубу) — на больших.
Поскольку на армию надежды не было, а на корабли — очень слабая, оставалась только авиация. К этому времени в Индокитай уже перевели авиакорпуса «Гензан» и «Михоро», летавшие на самолётах G3M (тип 96). Их спешно дополнили корпусом «Каноя», уже получившим новенькие G4M (тип 1). Ямамото решил, что такие силы если и не разгромят англичан, то нанесут им ощутимый урон. А уж потрёпанную авиацией эскадру линкоры Кондо как-нибудь одолеют.
Mitsubishi G3M (тип 96) авиагруппы «Гензан»
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам
Если кого-то заинтересует, каким образом предыдущий тип самолёта имеет обозначение «тип 96», а новейший — «тип 1», то это всё от японской системы летосчисления. Самолеты G3М (тип 96) были приняты на вооружение в 2596 году (1936 в привычной нам системе счисления от Рождества Христова), G4M (тип 1) — в 2601 (1941) году.
А вот для адмирала Филлипса в Сингапуре перспективы открывались совсем не радужные. Крупнейшая английская военно-морская база была готова к обороне только со стороны моря. Самолётов не хватало. А те, что были, во-первых, были старые, а во-вторых, их пилоты опытом похвастаться не могли. Гарнизон состоял из тех, кого не решились отправить на фронт, опасаясь, что они разбегутся, едва услышав рёв мотора немецкого танка.Эксперт по историческим вопросам
Если кого-то заинтересует, каким образом предыдущий тип самолёта имеет обозначение «тип 96», а новейший — «тип 1», то это всё от японской системы летосчисления. Самолеты G3М (тип 96) были приняты на вооружение в 2596 году (1936 в привычной нам системе счисления от Рождества Христова), G4M (тип 1) — в 2601 (1941) году.
Пришёл. Увидел. И ушёл
Единственной более или менее работавшей структурой в британском Сингапуре был новенький радар. В 3 часа ночи 8 декабря его операторы сообщили, что к городу приближаются неизвестные самолеты. Поскольку во всём остальном была полная неразбериха, поднять по тревоге истребители или хотя бы пустить в ход зенитки англичане не смогли. Оценив происходящее, Филлипс решил как можно быстрее отступать, пока эскадру не потопили прямо на рейде.
Для очистки совести он запросил воздушную разведку по курсу эскадры и истребительное прикрытие. Разведку ВВС не обеспечили, но для прикрытия выделили 453-ю эскадрилью на истребителях «буффало».
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам
Brewster F2А Buffalo — американский палубный истребитель конца 1930-х годов, воевавший, однако, главным образом на суше. Он поставлялся на экспорт и сыграл заметную роль в боях начального периода Второй мировой и во время советско-финской войны 1939-40 гг. В Королевских ВВС Великобритании использовался под обозначением Buffalo Mk.I. На Тихом океане его использовали также Нидерланды. К концу 1941 года «буффало» уже заметно устарел.
Что должен сделать командир авиаполка после вылета Буффало на боевое задание?
Заполнить похоронку на пилота
Шутка того времени.
Впрочем, Филлипс то ли не получил радиограмму, что ему дали самолёты, то ли не поверил, что они вообще способны взлететь. Ушёл и был прав, поскольку вскоре при попытке бомбить высаживающихся японцев два из шести самолётов разбились на взлёте.Эксперт по техническим и инженерным вопросам
Brewster F2А Buffalo — американский палубный истребитель конца 1930-х годов, воевавший, однако, главным образом на суше. Он поставлялся на экспорт и сыграл заметную роль в боях начального периода Второй мировой и во время советско-финской войны 1939-40 гг. В Королевских ВВС Великобритании использовался под обозначением Buffalo Mk.I. На Тихом океане его использовали также Нидерланды. К концу 1941 года «буффало» уже заметно устарел.
Что должен сделать командир авиаполка после вылета Буффало на боевое задание?
Заполнить похоронку на пилота
Шутка того времени.
Четыре линкора и две подлодки
Днём 9 декабря «соединение Z» обнаружила японская подлодка I-65. Британцы её тоже обнаружили и развязали баталию, используя глубинные бомбы. Утопить лодку не получилось, но когда она всплыла, руки у радиста от испуга тряслись так, что в японском штабе получили координаты британцев на 120 миль в стороне.
Неуловимые «Рипалс» (впереди) и «Принс оф Уэлс»
В штабе пришли в замешательство, поскольку перед этим самолёт-разведчик сообщил, что два английских линкора по-прежнему стоят в Сингапуре. Два в море, два в прибрежной зоне — уже эскадра из четырёх линкоров. А это, знаете ли, уже повод подумать, не отказаться ли от затеи с высадкой вообще. Впрочем, когда разведчик приземлился, на проявленных фото нашлись только два больших транспорта.
Наконец, гидросамолёты с японских крейсеров обнаружили эскадру Филлипса и тащившуюся за ними I-65.
При виде самолётов у подводников снова сдали нервы, и они нырнули, а пилоты сообщили в штаб, что у англичан в эскадре ещё и куча подлодок.
На самом деле подлодок в том районе было две, и обе — японские. Вторая даже попыталась открыть огонь, но в момент залпа выяснилось, что торпедные аппараты неисправны. А пока их спешно чинили, британцы ушли вперёд.
Разведка на высоте
Теперь уже сдали нервы у адмирала Кондо, который заявил, что пусть с англичанами лётчики разбираются. Командующий 22-й воздушной флотилией контр-адмирал Мацунага выдохнул, отложил нож для харакири и приказал своим торпедоносцам разбомбить англичан.
Первыми отличились пилоты из авиакорпуса «Михоро». Ночью, в плохую погоду, они сумели найти эскадру и уже почти вышли в атаку, когда командир 2-й эскадрильи Такеда заметил, что атакованный корабль не ведёт зенитный огонь, а отчаянно сигналит.
Оказалось, доблестные пилоты чуть не утопили собственный флагманский крейсер «Тёкай» вместе с адмиралом.
Можно только предполагать, что передали по этому поводу моряки, но Мацунага снова потянулся за ножом для харакири и приказал своим лётчикам возвращаться на базу.
Посадка тоже превратилась в цирк, поскольку японская экономика уже тогда была очень экономной и запасных торпед не завезли — пришлось садиться ночью, верхом на сигаре с большим количеством взрывчатки.
Ночью английская и японская эскадры едва не устроили ДТП: у «Принца» сломался радар, а у нищих японцев такой хитрой техники вообще не имелось. На рассвете «Соединение Z» добралось до Куантана, но вместо тучи японских транспортов эсминцы обнаружили ржавый траулер, тащивший четыре лодки с японскими рыбаками.
Тем временем японцы подняли свои ударные самолёты.
Апогей трагикомедии
Первым под раздачу попал эсминец «Тенедос», возвращавшийся на дозаправку в Сингапур. Сначала по нему отбомбился одиночный разведчик C5M, а затем его «обсыпала мелом» девятка G4M. Хотя японцы опознали эсминец как мелкого торгаша, топлива у них оставалось аккурат на обратную дорогу, и поэтому ценные пятисотки уронили на что-то хоть как-то похожее на цель.
Случаи, когда в эсминец попадали бомбой с горизонтального полёта, за всю войну можно пересчитать по пальцам, и это не был один из них.
«Принс оф Уэлс» (слева) и «Рипалс» под ударом
Впрочем, большого значения это уже не имело — G3M из авиагруппы «Гензан» наконец обнаружил неуловимые британские корабли.
С воплем «тэнно хэйка банзаи!», что в данном случае означало «ну ёпрст, наконец-то!», японские самолёты устремились к целям.
Первым отхватил две или три торпеды «Принс-оф-Уэлс». Хотя защита британского линкора была рассчитана на втрое больший заряд, что-то пошло не так, и «гордость Пуха» лучший корабль Его Величества остался без хода и медленно кренился на левый борт.
Команда тонущего «Принс оф Уэлс» перебирается на эсминец «Экспресс». Спустя несколько мгновений крен линкора внезапно увеличился, и «Экспресс» был вынужден отойти
Более старый «Рипалс» тем не менее благополучно уклонился от большинства торпед. Бомбардировщики добились по одному попаданию в каждый корабль, а точку в истории «Соединения Z» поставили едва не опоздавшие к раздаче торпедоносцы авиакорпуса «Каноя». Шестёрка G4M добилась еще четырёх попаданий в стоявший без хода «Принс-оф-Уэлс», а остальные всё-таки подловили так ловко уворачивавшийся до того линейный крейсер «Рипалс».
Спустя 40 минут после того, как корабли Филлипса скрылись под водой, оставшийся в районе боя японский разведчик заметил восьмёрку британских истребителей. Возможно, его пилот сложил по этому поводу хокку. Что-то вроде:
Эх, слоупоки
Великобританские
Все утонули!
Автор Андрей Бекасов
Источник