- С нами с
- 01/01/00
- Постов
- 9 804
- Оценка
- 3 577
- Живу в:
- Питер Петроградка
- Для знакомых
- Михаил (на ты)
- Охочусь с
- 2000
- Оружие
- MP 153, Rem 700 VLS .243
В.Б. Слободенюк
Лимиты изъятия диких животных для охотничьего хозяйства являются, пожалуй, ключевым элементом его деятельности, поскольку, по тому же Закону, выдача именных лицензий осуществляется именно в пределах установленных хозяйствам лимитов. От объема такого лимита напрямую зависит экономика охотничьего хозяйства – чем больше лимит, тем больше можно получить и реализовать продукции от добытых животных, тем выше будет оцениваться продуктивность закрепленных за хозяйством охотничьих угодий. Это – аксиома.
Лимитирование от имени Российской Федерации осуществляет Министерство сельского хозяйства, которое ежегодно своими приказами устанавливает по всем регионам лимиты добычи лосей, кабанов, оленей, косуль, медведей, соболей, выдр и некоторых других охотничьих животных.
Устанавливаемые Министерством лимиты вызывали справедливые протесты специалистов охотничьего хозяйства, поскольку в основном они были явно занижены. Так на 2005 год Кировская область с учетом растущей численности стада лосей просила к добыче более 700 голов, а реально получила только 450, что привело к объективному недоиспользованию природных ресурсов и убыткам охотничьих хозяйств. Когда до окончания сезона охоты оставалось несколько дней Минсельхоз приказом № 206 (опубликованным только 26 декабря) дополнительно выделило области еще 200 лосей, что подтверждает явную необоснованность экологической экспертизы первичных лимитов добычи.
Более того, численность планируемого к изъятию молодняка, тех же лосей в возрасте до 1 года, не соответствовала никаким нормативным и биологическим канонам.
Согласно Закону «О животном мире» (статья 35) пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных правил. Типовыми правилами охоты в РСФСР (пункт 11) установлено, что добыча диких копытных животных регламентируется специальной инструкцией Главохоты. В инструкции, утвержденной 22 августа 1984 года указано, что отстрел лосей, оленей в возрасте до 1 года может планироваться до 20% от общего числа размеров добычи, установленного на осенне-зимний сезон, кабанов в возрасте до 1 года – до 60%.
Реально же, по приказу Минсельхоза № 135 доля добычи лосей, оленей в возрасте до 1 года была более чем в два раза выше и доходила до 50%, а по кабану – более 70%.
С одной стороны, общее занижение лимита привело к неправомерному ограничению прав охотхозяйств на пользование животным миром, предоставленное им государственной долгосрочной лицензией, а, с другой стороны, к массовому нарушению правил охоты, поскольку по лицензии на сеголетка, как правило, добывалось взрослое животное. Да и не могли охотпользователи объективно реализовать весь объем выделенных лицензий на добычу сеголетков. Так, в научно-опытном охотхозяйстве ВНИИОЗ, при довольно сбалансированной по полу и возрасту популяции лосей и их весьма высокой плотности в угодьях – порядка 7 голов на 1000 га, а также избирательных охотах (многие годы добываются, в основном, взрослые быки и сеголетки обеих полов) ни разу не смогли реализовать весь лимит добычи лосей-сеголетков, поскольку это осуществить довольно проблематично, особенно на облавных, разгонных охотах (можно легко перепутать и добыть взрослую самку), а местами просто нет такого количества сеголетков – легальная добыча, плюс волки, браконьерская охота – изымают их почти всех, ведя к объективному отсутствию прироста лосиной популяции.
В 2006 году ситуация с лимитами изменилась к лучшему, но отнюдь не кардинально – заявки регионов полностью вновь не были удовлетворены.
Однако в этой сфере охотпользователей Российской Федерации ждут еще более печальные, негативные последствия, поскольку депутаты Госдумы приняли, Совет Федерации одобрил, а Президент подписал 29 декабря прошлого года изменения в Закон «О животном мире», согласно которым с 1 января 2007 года функции нормирования (читай, лимитирования) из компетенции специально уполномоченных органов (к каковым отнесено Министерство сельского хозяйства) изъяты и никому конкретно не переданы.
Если этот правовой вакуум не будет срочно заполнен, то летне-осенний и зимний сезоны охоты будут сорваны.
В.Б. Слободенюк
Российская охотничья газета
К вопросу о лимитах
По Закону «О животном мире» (статья 5) полномочия по установлению лимитов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира принадлежат не регионам, а Российской Федерации или, как говорят охотники, Москве.
Лимиты изъятия диких животных для охотничьего хозяйства являются, пожалуй, ключевым элементом его деятельности, поскольку, по тому же Закону, выдача именных лицензий осуществляется именно в пределах установленных хозяйствам лимитов. От объема такого лимита напрямую зависит экономика охотничьего хозяйства – чем больше лимит, тем больше можно получить и реализовать продукции от добытых животных, тем выше будет оцениваться продуктивность закрепленных за хозяйством охотничьих угодий. Это – аксиома.
Лимитирование от имени Российской Федерации осуществляет Министерство сельского хозяйства, которое ежегодно своими приказами устанавливает по всем регионам лимиты добычи лосей, кабанов, оленей, косуль, медведей, соболей, выдр и некоторых других охотничьих животных.
Устанавливаемые Министерством лимиты вызывали справедливые протесты специалистов охотничьего хозяйства, поскольку в основном они были явно занижены. Так на 2005 год Кировская область с учетом растущей численности стада лосей просила к добыче более 700 голов, а реально получила только 450, что привело к объективному недоиспользованию природных ресурсов и убыткам охотничьих хозяйств. Когда до окончания сезона охоты оставалось несколько дней Минсельхоз приказом № 206 (опубликованным только 26 декабря) дополнительно выделило области еще 200 лосей, что подтверждает явную необоснованность экологической экспертизы первичных лимитов добычи.
Более того, численность планируемого к изъятию молодняка, тех же лосей в возрасте до 1 года, не соответствовала никаким нормативным и биологическим канонам.
Согласно Закону «О животном мире» (статья 35) пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных правил. Типовыми правилами охоты в РСФСР (пункт 11) установлено, что добыча диких копытных животных регламентируется специальной инструкцией Главохоты. В инструкции, утвержденной 22 августа 1984 года указано, что отстрел лосей, оленей в возрасте до 1 года может планироваться до 20% от общего числа размеров добычи, установленного на осенне-зимний сезон, кабанов в возрасте до 1 года – до 60%.
Реально же, по приказу Минсельхоза № 135 доля добычи лосей, оленей в возрасте до 1 года была более чем в два раза выше и доходила до 50%, а по кабану – более 70%.
С одной стороны, общее занижение лимита привело к неправомерному ограничению прав охотхозяйств на пользование животным миром, предоставленное им государственной долгосрочной лицензией, а, с другой стороны, к массовому нарушению правил охоты, поскольку по лицензии на сеголетка, как правило, добывалось взрослое животное. Да и не могли охотпользователи объективно реализовать весь объем выделенных лицензий на добычу сеголетков. Так, в научно-опытном охотхозяйстве ВНИИОЗ, при довольно сбалансированной по полу и возрасту популяции лосей и их весьма высокой плотности в угодьях – порядка 7 голов на 1000 га, а также избирательных охотах (многие годы добываются, в основном, взрослые быки и сеголетки обеих полов) ни разу не смогли реализовать весь лимит добычи лосей-сеголетков, поскольку это осуществить довольно проблематично, особенно на облавных, разгонных охотах (можно легко перепутать и добыть взрослую самку), а местами просто нет такого количества сеголетков – легальная добыча, плюс волки, браконьерская охота – изымают их почти всех, ведя к объективному отсутствию прироста лосиной популяции.
В 2006 году ситуация с лимитами изменилась к лучшему, но отнюдь не кардинально – заявки регионов полностью вновь не были удовлетворены.
Однако в этой сфере охотпользователей Российской Федерации ждут еще более печальные, негативные последствия, поскольку депутаты Госдумы приняли, Совет Федерации одобрил, а Президент подписал 29 декабря прошлого года изменения в Закон «О животном мире», согласно которым с 1 января 2007 года функции нормирования (читай, лимитирования) из компетенции специально уполномоченных органов (к каковым отнесено Министерство сельского хозяйства) изъяты и никому конкретно не переданы.
Если этот правовой вакуум не будет срочно заполнен, то летне-осенний и зимний сезоны охоты будут сорваны.
В.Б. Слободенюк
Российская охотничья газета