leonid66
Участник
- С нами с
- 11/11/13
- Постов
- 1 392
- Оценка
- 368
- Живу в:
- санкт-петербург
- Для знакомых
- леонид
- Охочусь с
- 2000
- Оружие
- двустволка
- Собака(ки)
- паровозик
Вместо предисловия – работал на журнал «Тайный советнимк» . В силу ряда обстоятельств до публикации не дошло. Может, форумчанам это будет интересно.
Леонид Москалев
Дело чести
Наряду с другими сомнительными «достижениями», Запада, такими как, например, курение табака, в петровскую эпоху в нашу страну пришла и мода на дуэли. Однако, попав на российскую почву, дуэль обрела крайне жестокие формы. Кстати, сам термин «дуэль» происходит от латинского «duellum», что означает «борьба двух».
Три источника...
Практика одиночных схваток лучших бойцов перед сражением армий уходит в Библейские времена. Достаточно вспомнить меткий выстрел из пращи хлипкого юноши Давида точно в лоб исполину Голиафу, предопределивший победный исход битвы евреев с фелистимлянами. В русской истории столь же непреходящее значение приобрел поединок монаха Пересвета с монголом Челубеем перед Великой битвой на Куликовом поле.
Другой, не менее древней, традицией выяснения отношений «один на один» был так называемый «судебный поединок». Два обвинявших друг друга человека устраивали смертельную схватку перед собравшимися свидетелями, руководствуясь представлением, что при, более-менее, равных условиях, боги обязательно даруют победу тому, кто прав. Судебный поединок (в древней Руси он назывался «поле») был даже официально прописан в законодательствах многих европейских государств до конца XV века.
Наконец, третьей предтечей дуэли стал средневековый рыцарский турнир - торжественное действо, состоявшее из серии ритуальных схваток дворян в полном боевом облачении: конных поединков - на тяжелых копьях, и пеших боев - на мечах. Убийство соперника в данном случае уже не являлось целью, важнее был сам факт виктории, позволявшей забрать в качестве награды оружие и доспехи побежденного.
К началу XVII века европейское дворянское сословие, уходившее корнями в традиции рыцарства, имело строгие представления о том, что посягательство на честь и привилегии, данные ему от рождения, в виде оскорбления, как действием, так и словом, требует непременного воздаяния. Популярным средством решения подобных конфликтов, порой, весьма пустяковых и сиюминутных, становится дуэль, дававшая безотлагательную возможность «оскорбленному лицу» получить кровавую сатисфакцию (от лат. satis - достаточно и лат. facere -делать, совершать) за нанесенный его репутации ущерб, либо освободить от ответственности «оскорбителя». Теперь дворяне легко могли «уладить» любой спор, в который не считали необходимым вовлекать суд, государственные службы или монарха.
В 1836 году во Франции был впервые официально опубликован «Дуэльный кодекс графа Де Шатовильяра» - свод правил, регламентировавших виды дуэлей, поводы, порядок принятия или отклонения вызова, подготовку и проведение самого поединка, а также этику поведения его участников. Затем общепризнанным для Европы становится изданный в 1879 году дуэльный кодекс графа Верже. Дуэльные кодексы не являлись официальными документами, а представляли собой сформированные знатоками наборы рекомендаций. В России был известен напечатанный в 1912 году «Дуэльный кодекс Дурасова», закрепивший на бумаге основные положения, которые в дворянской и офицерской среде и так всегда знали наизусть.
И три составные части...
Как следует из самого названия, дуэль предполагает наличие двух участников: оскорбленного – инициатора поединка, и обидчика, высказывания или действия которого нанесли первому ущерб для чести. Само понятие чести при этом могло трактоваться очень широко, это: врожденное личное достоинство, семейная или клановая честь, а также и честь посторонних людей, в силу обстоятельств оказавшихся под покровительством дуэлянта. Считалось, что нанести урон чести человека может только равный ему по положению. Получив вызов, даже по сомнительному поводу, обидчик был обязан принять его, чтобы не выглядеть трусом. Подача официальной жалобы навсегда лишала оскорбленного права дуэли. А вот какие-либо материальные претензии не могли быть поводом, и оспаривались только в судебном порядке.
С момента вызова на поединок и вплоть до самой дуэли оскорбленный и оскорбитель не должны были общаться напрямую. Поэтому, чтобы провести все приготовления и договориться об условиях, необходимы были посредники – секунданты. Секундант являлся свидетелем происходящего, отстаивал интересы своего подопечного, и личной честью гарантировал, что равенство участников ни в чем не нарушено - все делается в соответствии с принятыми правилами. Из числа секундантов (их могло быть и несколько) избирался распорядитель, которому принадлежала основная роль на месте дуэли. Также на дуэль приглашался врач, для удостоверения тяжести ранений и оказания безотлагательной помощи, или же констатации смерти одного, а иногда и обоих участников. Друзья и близкие дуэлянтов, хотя и имели право на присутствие, но превращать дуэль в «спектакль со зрителями» повсеместно считалось дурным тоном. Однако, истории известен ряд случаев, когда страсти накалялись до такой силы, что в ходе дуэли все приглашенные, включая эскулапа, ввязывались в параллельные поединки между собой.
Первоначально никакого специального дуэльного оружия не существовало. В Западной Европе XIV—XVII веков, находясь в городской черте, дворянин мог носить при себе только легкую шпагу (иногда – рапиру) и короткий фехтовальный кинжал, «дагу», который держали в левой руке. Этими двумя предметами чаще всего и пользовались при выяснении отношений. В XVIII веке огнестрельное оружие практически вытеснило холодное клинковое, поскольку красиво разрешило главную проблему: уравнивание шансов дуэлянтов, в не зависимости от разницы в физической подготовке и возрасте. Оружейники с радостью потирали руки: теперь работы стало ровно в два раза больше, ведь каждый уважающий себя дворянин обязан был иметь личную «дуэльную пару» однозарядных курковых пистолетов, причем абсолютно идентичных между собой.
Я плюю на Вас!
К началу XIX века поводы к дуэли были строго классифицированы. К первой степени относились легкие оскорбления: словом, направленные против личного самолюбия. Например, язвительные выражения, касавшиеся внешнего вида или манеры одеваться. Оскорбленный получал «право на выбор оружия».
К оскорблениям второй степени, или тяжким, причислялись слова или неприличные жесты, затрагивавшие имя и репутацию, в том числе обвинение в бесчестных действиях и во лжи. Оскорблением второй степени также считались «духовная неверность» супруги и любая нецензурная брань. Оскорбленный, кроме выбора оружия, определял и вид дуэли.
Оскорбление действием причислялось к оскорблениям третьей степени. Сюда относились: попытка любой физической агрессии, унижающее прикосновение или пощечина, бросок перчатки или другого предмета в человека, удар, а также телесная неверность супруги. Словесное объявление: «Я плюю на Вас!», также считалось оскорблением третьей степени. Требовавший сатисфакции определял оружие, род дуэли и барьерную дистанцию.
Если оскорбление было взаимным, то оскорбленной стороной считался тот, кто получил более тяжкое оскорбление. В тех случаях, когда один человек одновременно оскорблял нескольких, действовало правило: «одно оскорбление — один вызов», то есть удовлетворить надлежало лишь одного из обиженных, а не драться со всеми поочередно.
По завершении дуэли честь участников считалась восстановленной, не зависимо от результата. Если противники оставались в живых, то должны были в дальнейшем поддерживать нормальные отношения. Повторно вызвать на поединок, без особых оснований, одного и того же человека считалось дурным тоном.
К барьеру!
Несмотря та тот факт, что контакты с Западной Европой начались еще при Алексее Михайловиче, а многие традиции европейской жизни активно перенимались в Петровскую эпоху, боярское сословие на Руси не отличалось особой щепетильностью по поводу собственной чести. Дворяне предпочитали жаловаться на обидчиков царю, нежели выяснять отношения лично. Первая официально задокументированная дуэль состоялась в России лишь в 1666 году, причем между двумя офицерами-иностранцами из «иноземного» полка. Напротив, когда в конце XVIII века в Европе «дуэльная лихорадка» практически прекратилась, в России число дуэлей стало резко возрастать. При этом, чем больше проводилось поединков, тем мягче становилось официальное законодательство. Дошло до того, что при военном министре Петре Семеновиче Ванновском, в целях укрепления боевого духа в армии, высочайшим повелением от 13 мая 1894 года были утверждены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде». Согласно данным правилам все дела об офицерских ссорах направлялись в суд общества офицеров войсковой части, который либо мог рекомендовать возможным примирение офицеров, либо обязать провести между ними поединок, ввиду тяжести оскорблений. Офицер, отказавшийся от дуэли, вынужден был в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку.
Современники, наблюдавшие русский поединок, и сравнивавшие его с западной дуэлью, отмечали крайнюю жестокость, называя происходящее «узаконенным убийством». Напротив, сами участники, считали европейские дуэли «опереточными» и откровенно смеялись над ними.
Практиковались следующие основные виды дуэлей. «Неподвижная дуэль» - противники располагались друг напротив друга, на условленном расстоянии и, по команде распорядителя с места делали каждый свой выстрел. Если в Европе это, так называемое «благородное» расстояние составляло не менее 25 шагов, что было достаточно безопасным, то в России никогда не располагались далее 20 шагов (чаще – и того меньше – 15) друг от друга. С такой дистанции опытный стрелок практически никогда не промахивался - в частности, Дантес смертельно ранил Пушкина. Еще один чисто русский вариант - «Дуэль в могиле», на расстоянии менее 10 шагов, практически не оставлял никаких шансов зазевавшемуся.
«Подвижная дуэль с барьерами» - на дистанции от 10 до 25 шагов, намечались два «барьера», из подручных предметов, положенных поперек дорожки. Противники, находившиеся на равном расстоянии от этих барьеров, по команде распорядителя начинали сходиться, держа пистолеты дулом вверх. Разрешалось идти с любой скоростью, но не отступать, и стрелять в любой момент. Однако если в Европе, производивший первым выстрел, останавливался после этого на месте, то в России звучал призыв: «К барьеру!». То есть выстреливший обязан был дойти до отмеченной черты, давая оппоненту возможность стрелять с минимального, убойного, расстояния. Аналогично проходила «Дуэль на параллельных линиях», когда соперники двигались навстречу друг другу вдоль двух параллельно начерченных барьерных линий.
«Неподвижная дуэль вслепую» - была более безопасной. Начальное положение противников – спиной друг к другу. После команды распорядителя выстрелы производились через плечо. Но и здесь сказался «русский характер»: если оба соперника оставались в живых, пистолеты, по обоюдному согласию, заряжали снова.
И еще несколько чисто русских вариантов экстремальных поединков. На расстоянии гарантированного попадания (5-8 шагов), дуэлянты одновременно стреляют друг в друга, но из двух пистолетов заряжен только один, разыгранный по жребию. Это называлось «Приставить пистолет ко лбу». То же самое, но с двумя заряженными пистолетами именовалось «Дуло в дуло». Летальный исход для обоих стрелков был практически гарантирован, но если и этого казалось мало, то стрелялись «Через платок»: Противники брались левыми руками за противоположные концы носового платка и по команде секунданта одновременно стреляли. И, наконец, особым образом обставленное самоубийство по жребию, ничего общего не имевшее с охотой заокеанских ковбоев друг за другом, именовалось «американской дуэлью».
Битва фурий
Отдельного упоминания заслуживают, весьма экзотичные, женские дуэли, инициированные, главным образом, на почве ревности. Однако, зачастую, поводом к кровавому поединку могли послужить просто одинаковые платья у оскорбленной персоны и ее «обидчицы», неудачно вместе появившихся на балу или другом подобном светском мероприятии, что впрочем, не вызвало бы удивления и в наши дни. Впервые такая «разборка» была зафиксирована в XVI веке, в монастыре святой Бенедикты в Италии, и затем нашла свою благодатную почву в России, благодаря Екатерине II, которая и сама в молодые годы приняла участие в подобном мероприятии - «до первой крови». Поостыв с возрастом, императрица, в 1787 году, издала «Манифест о поединках», в котором называла дуэли «чужестранным насаждением» и назначала наказание за любое участие в них в виде денежного штрафа. Непосредственно же обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь. Несмотря на это, практика дуэлей продолжалась, и в XIX веке в России неоднократно появлялись сообщения о смертельных исходах после выяснения отношений между представительницами прекрасного пола.
Некоторые цифры и общественная реакция
В период с 1894 по 1910 год в русской армии состоялось 322 дуэли, из них 315 – с применением огнестрельного оружия. «Отметились»: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 поручиков, подпоручиков и прапорщиков, 72 гражданских лица. Смертью или тяжелым ранением завершилось лишь 30 поединков, остальные закончились легкими ранениями участников, или, вовсе обошлись без таковых. Как и ранее, на практике предусмотренные законом наказания не применялись, и ни одно дело о поединках не дошло до судебного рассмотрения. Характерным примером отношения к дуэли всего русского общества и юстиции XIX века в частности может служить реакция на последние дуэли Пушкина и Лермонтова. Ни Дантес, ни Мартынов не стали в свое время объектами общественного порицания - свет, в обоих случаях, был на стороне победителей.
Нравы XXI века
В наши дни во всех цивилизованных государствах мира дуэли запрещены. Исключение составляет лишь Парагвай, где поединок все еще может послужить для сатисфакции, но лишь при условии, что оба участника согласны на последующее использование их органов в медицинских целях, в случае летального исхода. В законодательстве Российской Федерации нет прямого запрета, однако подобные действия попадают под уголовный кодекс и рассматриваются, в зависимости от реальных обстоятельств, как убийство, или покушение на него, либо нанесение телесных повреждений, либо подстрекательство или пособничество при совершении вышеуказанных преступлений. Тем не менее, демонстративные вызовы на дуэль продолжают публично звучать в эфире. Так, в декабре 2003 года духовный лидер малочисленного алтайского народа - табуларов, режиссер и актер Антон Юданов вызвал на дуэль лидера Либерально-демократической партии России Владимира Жириновского. Последний, во время теледебатов, якобы, назвал алтайцев «варварами». Исходя из этого, оскорбленный Юданов, выдвинул три условия: поединок на ножах, а в случае отказа – известному политику предлагалось уйти в монастырь и выплатить компенсацию в размере 100 000 долларов. Владимир Вольфович проигнорировал вызов, однако, в свою очередь, по итогам чемпионата мира по футболу 2014 года, заявил о намерении вызвать на дуэль главного тренера сборной России, Фабио Капелло. Дон Фабио также ответил молчанием...
ххх
Формальным поводом для прекращения рыцарских турниров стала нелепая гибель короля Генриха II. На турнире 1559 года острый обломок копья графа Монтгомери, попал королю в глаз, нанеся смертельное ранение. На самом деле, закованная в латы боевая рыцарская конница, с появлением огнестрельного оружия, к этому моменту просто потеряла всякое значение.
ххх
Как правило, дуэли ассоциируются с аристократией. Однако, поединки проходили и внутри других общественных слоев. Соперники простого звания могли драться на дубинах, палках или топорах, для дворян же такое оружие считалось недостаточно «благородным».
ххх
Первые пистолетные дуэли в Европе проводились только верхом на лошадях, и лишь позже появилась широко известная «пешая» форма.
ххх
Известны случаи применения в XIX веке на дуэлях совершенно «неканонического» оружия. Так, например, в Индии два рассорившихся английских офицера несколько часов сидели неподвижно в темной комнате, куда предварительно запустили индийскую кобру, пока, наконец, она не укусила одного из них. В России в то же время, некий пристав Цитович, в соответствии с правом оскорбленного, выбрал в качестве оружия медные канделябры, на которых и сражался со своим обидчиком, штабс-капитаном Жегаловым.
ххх
В XV—XVII веке в дуэли на холодном оружии не возбранялись удары руками и ногами, борьба на земле, и другие действия из арсенала уличной драки. Классическим примером французской дуэли раннего периода можно считать дуэль молодого Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом в 1559 году. В ходе поединка гораздо более опытный Матас, легко обезоружил Мурона, чем счел дело законченным, и отвернулся от противника, чтобы сесть на лошадь. В этот момент Мурон поднял шпагу и нанес Матасу удар в спину, убив того наповал. При этом в обществе его подлость не получила никакого порицания, напротив, большинство упрекало убитого за неуместный гуманизм.
ххх
С XVI века дуэль стала законодательно запрещаться как светскими законами, так и установлениями христианской церкви, причём церковь в своих решениях, порицающих практику дуэлей, не делала различия между государственными судебными поединками и частными дуэлями, признавая как те, так и другие противными божественным принципам. Трентский собор (1545—1563) запретил государям устраивать судебные поединки под угрозой отлучения и объявил автоматически отлучаемыми от церкви всех участников, секундантов и даже зрителей дуэлей.
Впервые закон, запрещающий дуэль в России появился во времена Петра I. Так называемый, «139-й воинский артикул», принятый в 1715 году, строго воспрещал дуэли между офицерами: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются …Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И, ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить». Ни одного случая применения этих санкций на практике зафиксировано не было.
Леонид Москалев
Дело чести
Наряду с другими сомнительными «достижениями», Запада, такими как, например, курение табака, в петровскую эпоху в нашу страну пришла и мода на дуэли. Однако, попав на российскую почву, дуэль обрела крайне жестокие формы. Кстати, сам термин «дуэль» происходит от латинского «duellum», что означает «борьба двух».
Три источника...
Практика одиночных схваток лучших бойцов перед сражением армий уходит в Библейские времена. Достаточно вспомнить меткий выстрел из пращи хлипкого юноши Давида точно в лоб исполину Голиафу, предопределивший победный исход битвы евреев с фелистимлянами. В русской истории столь же непреходящее значение приобрел поединок монаха Пересвета с монголом Челубеем перед Великой битвой на Куликовом поле.
Другой, не менее древней, традицией выяснения отношений «один на один» был так называемый «судебный поединок». Два обвинявших друг друга человека устраивали смертельную схватку перед собравшимися свидетелями, руководствуясь представлением, что при, более-менее, равных условиях, боги обязательно даруют победу тому, кто прав. Судебный поединок (в древней Руси он назывался «поле») был даже официально прописан в законодательствах многих европейских государств до конца XV века.
Наконец, третьей предтечей дуэли стал средневековый рыцарский турнир - торжественное действо, состоявшее из серии ритуальных схваток дворян в полном боевом облачении: конных поединков - на тяжелых копьях, и пеших боев - на мечах. Убийство соперника в данном случае уже не являлось целью, важнее был сам факт виктории, позволявшей забрать в качестве награды оружие и доспехи побежденного.
К началу XVII века европейское дворянское сословие, уходившее корнями в традиции рыцарства, имело строгие представления о том, что посягательство на честь и привилегии, данные ему от рождения, в виде оскорбления, как действием, так и словом, требует непременного воздаяния. Популярным средством решения подобных конфликтов, порой, весьма пустяковых и сиюминутных, становится дуэль, дававшая безотлагательную возможность «оскорбленному лицу» получить кровавую сатисфакцию (от лат. satis - достаточно и лат. facere -делать, совершать) за нанесенный его репутации ущерб, либо освободить от ответственности «оскорбителя». Теперь дворяне легко могли «уладить» любой спор, в который не считали необходимым вовлекать суд, государственные службы или монарха.
В 1836 году во Франции был впервые официально опубликован «Дуэльный кодекс графа Де Шатовильяра» - свод правил, регламентировавших виды дуэлей, поводы, порядок принятия или отклонения вызова, подготовку и проведение самого поединка, а также этику поведения его участников. Затем общепризнанным для Европы становится изданный в 1879 году дуэльный кодекс графа Верже. Дуэльные кодексы не являлись официальными документами, а представляли собой сформированные знатоками наборы рекомендаций. В России был известен напечатанный в 1912 году «Дуэльный кодекс Дурасова», закрепивший на бумаге основные положения, которые в дворянской и офицерской среде и так всегда знали наизусть.
И три составные части...
Как следует из самого названия, дуэль предполагает наличие двух участников: оскорбленного – инициатора поединка, и обидчика, высказывания или действия которого нанесли первому ущерб для чести. Само понятие чести при этом могло трактоваться очень широко, это: врожденное личное достоинство, семейная или клановая честь, а также и честь посторонних людей, в силу обстоятельств оказавшихся под покровительством дуэлянта. Считалось, что нанести урон чести человека может только равный ему по положению. Получив вызов, даже по сомнительному поводу, обидчик был обязан принять его, чтобы не выглядеть трусом. Подача официальной жалобы навсегда лишала оскорбленного права дуэли. А вот какие-либо материальные претензии не могли быть поводом, и оспаривались только в судебном порядке.
С момента вызова на поединок и вплоть до самой дуэли оскорбленный и оскорбитель не должны были общаться напрямую. Поэтому, чтобы провести все приготовления и договориться об условиях, необходимы были посредники – секунданты. Секундант являлся свидетелем происходящего, отстаивал интересы своего подопечного, и личной честью гарантировал, что равенство участников ни в чем не нарушено - все делается в соответствии с принятыми правилами. Из числа секундантов (их могло быть и несколько) избирался распорядитель, которому принадлежала основная роль на месте дуэли. Также на дуэль приглашался врач, для удостоверения тяжести ранений и оказания безотлагательной помощи, или же констатации смерти одного, а иногда и обоих участников. Друзья и близкие дуэлянтов, хотя и имели право на присутствие, но превращать дуэль в «спектакль со зрителями» повсеместно считалось дурным тоном. Однако, истории известен ряд случаев, когда страсти накалялись до такой силы, что в ходе дуэли все приглашенные, включая эскулапа, ввязывались в параллельные поединки между собой.
Первоначально никакого специального дуэльного оружия не существовало. В Западной Европе XIV—XVII веков, находясь в городской черте, дворянин мог носить при себе только легкую шпагу (иногда – рапиру) и короткий фехтовальный кинжал, «дагу», который держали в левой руке. Этими двумя предметами чаще всего и пользовались при выяснении отношений. В XVIII веке огнестрельное оружие практически вытеснило холодное клинковое, поскольку красиво разрешило главную проблему: уравнивание шансов дуэлянтов, в не зависимости от разницы в физической подготовке и возрасте. Оружейники с радостью потирали руки: теперь работы стало ровно в два раза больше, ведь каждый уважающий себя дворянин обязан был иметь личную «дуэльную пару» однозарядных курковых пистолетов, причем абсолютно идентичных между собой.
Я плюю на Вас!
К началу XIX века поводы к дуэли были строго классифицированы. К первой степени относились легкие оскорбления: словом, направленные против личного самолюбия. Например, язвительные выражения, касавшиеся внешнего вида или манеры одеваться. Оскорбленный получал «право на выбор оружия».
К оскорблениям второй степени, или тяжким, причислялись слова или неприличные жесты, затрагивавшие имя и репутацию, в том числе обвинение в бесчестных действиях и во лжи. Оскорблением второй степени также считались «духовная неверность» супруги и любая нецензурная брань. Оскорбленный, кроме выбора оружия, определял и вид дуэли.
Оскорбление действием причислялось к оскорблениям третьей степени. Сюда относились: попытка любой физической агрессии, унижающее прикосновение или пощечина, бросок перчатки или другого предмета в человека, удар, а также телесная неверность супруги. Словесное объявление: «Я плюю на Вас!», также считалось оскорблением третьей степени. Требовавший сатисфакции определял оружие, род дуэли и барьерную дистанцию.
Если оскорбление было взаимным, то оскорбленной стороной считался тот, кто получил более тяжкое оскорбление. В тех случаях, когда один человек одновременно оскорблял нескольких, действовало правило: «одно оскорбление — один вызов», то есть удовлетворить надлежало лишь одного из обиженных, а не драться со всеми поочередно.
По завершении дуэли честь участников считалась восстановленной, не зависимо от результата. Если противники оставались в живых, то должны были в дальнейшем поддерживать нормальные отношения. Повторно вызвать на поединок, без особых оснований, одного и того же человека считалось дурным тоном.
К барьеру!
Несмотря та тот факт, что контакты с Западной Европой начались еще при Алексее Михайловиче, а многие традиции европейской жизни активно перенимались в Петровскую эпоху, боярское сословие на Руси не отличалось особой щепетильностью по поводу собственной чести. Дворяне предпочитали жаловаться на обидчиков царю, нежели выяснять отношения лично. Первая официально задокументированная дуэль состоялась в России лишь в 1666 году, причем между двумя офицерами-иностранцами из «иноземного» полка. Напротив, когда в конце XVIII века в Европе «дуэльная лихорадка» практически прекратилась, в России число дуэлей стало резко возрастать. При этом, чем больше проводилось поединков, тем мягче становилось официальное законодательство. Дошло до того, что при военном министре Петре Семеновиче Ванновском, в целях укрепления боевого духа в армии, высочайшим повелением от 13 мая 1894 года были утверждены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде». Согласно данным правилам все дела об офицерских ссорах направлялись в суд общества офицеров войсковой части, который либо мог рекомендовать возможным примирение офицеров, либо обязать провести между ними поединок, ввиду тяжести оскорблений. Офицер, отказавшийся от дуэли, вынужден был в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку.
Современники, наблюдавшие русский поединок, и сравнивавшие его с западной дуэлью, отмечали крайнюю жестокость, называя происходящее «узаконенным убийством». Напротив, сами участники, считали европейские дуэли «опереточными» и откровенно смеялись над ними.
Практиковались следующие основные виды дуэлей. «Неподвижная дуэль» - противники располагались друг напротив друга, на условленном расстоянии и, по команде распорядителя с места делали каждый свой выстрел. Если в Европе это, так называемое «благородное» расстояние составляло не менее 25 шагов, что было достаточно безопасным, то в России никогда не располагались далее 20 шагов (чаще – и того меньше – 15) друг от друга. С такой дистанции опытный стрелок практически никогда не промахивался - в частности, Дантес смертельно ранил Пушкина. Еще один чисто русский вариант - «Дуэль в могиле», на расстоянии менее 10 шагов, практически не оставлял никаких шансов зазевавшемуся.
«Подвижная дуэль с барьерами» - на дистанции от 10 до 25 шагов, намечались два «барьера», из подручных предметов, положенных поперек дорожки. Противники, находившиеся на равном расстоянии от этих барьеров, по команде распорядителя начинали сходиться, держа пистолеты дулом вверх. Разрешалось идти с любой скоростью, но не отступать, и стрелять в любой момент. Однако если в Европе, производивший первым выстрел, останавливался после этого на месте, то в России звучал призыв: «К барьеру!». То есть выстреливший обязан был дойти до отмеченной черты, давая оппоненту возможность стрелять с минимального, убойного, расстояния. Аналогично проходила «Дуэль на параллельных линиях», когда соперники двигались навстречу друг другу вдоль двух параллельно начерченных барьерных линий.
«Неподвижная дуэль вслепую» - была более безопасной. Начальное положение противников – спиной друг к другу. После команды распорядителя выстрелы производились через плечо. Но и здесь сказался «русский характер»: если оба соперника оставались в живых, пистолеты, по обоюдному согласию, заряжали снова.
И еще несколько чисто русских вариантов экстремальных поединков. На расстоянии гарантированного попадания (5-8 шагов), дуэлянты одновременно стреляют друг в друга, но из двух пистолетов заряжен только один, разыгранный по жребию. Это называлось «Приставить пистолет ко лбу». То же самое, но с двумя заряженными пистолетами именовалось «Дуло в дуло». Летальный исход для обоих стрелков был практически гарантирован, но если и этого казалось мало, то стрелялись «Через платок»: Противники брались левыми руками за противоположные концы носового платка и по команде секунданта одновременно стреляли. И, наконец, особым образом обставленное самоубийство по жребию, ничего общего не имевшее с охотой заокеанских ковбоев друг за другом, именовалось «американской дуэлью».
Битва фурий
Отдельного упоминания заслуживают, весьма экзотичные, женские дуэли, инициированные, главным образом, на почве ревности. Однако, зачастую, поводом к кровавому поединку могли послужить просто одинаковые платья у оскорбленной персоны и ее «обидчицы», неудачно вместе появившихся на балу или другом подобном светском мероприятии, что впрочем, не вызвало бы удивления и в наши дни. Впервые такая «разборка» была зафиксирована в XVI веке, в монастыре святой Бенедикты в Италии, и затем нашла свою благодатную почву в России, благодаря Екатерине II, которая и сама в молодые годы приняла участие в подобном мероприятии - «до первой крови». Поостыв с возрастом, императрица, в 1787 году, издала «Манифест о поединках», в котором называла дуэли «чужестранным насаждением» и назначала наказание за любое участие в них в виде денежного штрафа. Непосредственно же обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь. Несмотря на это, практика дуэлей продолжалась, и в XIX веке в России неоднократно появлялись сообщения о смертельных исходах после выяснения отношений между представительницами прекрасного пола.
Некоторые цифры и общественная реакция
В период с 1894 по 1910 год в русской армии состоялось 322 дуэли, из них 315 – с применением огнестрельного оружия. «Отметились»: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 поручиков, подпоручиков и прапорщиков, 72 гражданских лица. Смертью или тяжелым ранением завершилось лишь 30 поединков, остальные закончились легкими ранениями участников, или, вовсе обошлись без таковых. Как и ранее, на практике предусмотренные законом наказания не применялись, и ни одно дело о поединках не дошло до судебного рассмотрения. Характерным примером отношения к дуэли всего русского общества и юстиции XIX века в частности может служить реакция на последние дуэли Пушкина и Лермонтова. Ни Дантес, ни Мартынов не стали в свое время объектами общественного порицания - свет, в обоих случаях, был на стороне победителей.
Нравы XXI века
В наши дни во всех цивилизованных государствах мира дуэли запрещены. Исключение составляет лишь Парагвай, где поединок все еще может послужить для сатисфакции, но лишь при условии, что оба участника согласны на последующее использование их органов в медицинских целях, в случае летального исхода. В законодательстве Российской Федерации нет прямого запрета, однако подобные действия попадают под уголовный кодекс и рассматриваются, в зависимости от реальных обстоятельств, как убийство, или покушение на него, либо нанесение телесных повреждений, либо подстрекательство или пособничество при совершении вышеуказанных преступлений. Тем не менее, демонстративные вызовы на дуэль продолжают публично звучать в эфире. Так, в декабре 2003 года духовный лидер малочисленного алтайского народа - табуларов, режиссер и актер Антон Юданов вызвал на дуэль лидера Либерально-демократической партии России Владимира Жириновского. Последний, во время теледебатов, якобы, назвал алтайцев «варварами». Исходя из этого, оскорбленный Юданов, выдвинул три условия: поединок на ножах, а в случае отказа – известному политику предлагалось уйти в монастырь и выплатить компенсацию в размере 100 000 долларов. Владимир Вольфович проигнорировал вызов, однако, в свою очередь, по итогам чемпионата мира по футболу 2014 года, заявил о намерении вызвать на дуэль главного тренера сборной России, Фабио Капелло. Дон Фабио также ответил молчанием...
ххх
Формальным поводом для прекращения рыцарских турниров стала нелепая гибель короля Генриха II. На турнире 1559 года острый обломок копья графа Монтгомери, попал королю в глаз, нанеся смертельное ранение. На самом деле, закованная в латы боевая рыцарская конница, с появлением огнестрельного оружия, к этому моменту просто потеряла всякое значение.
ххх
Как правило, дуэли ассоциируются с аристократией. Однако, поединки проходили и внутри других общественных слоев. Соперники простого звания могли драться на дубинах, палках или топорах, для дворян же такое оружие считалось недостаточно «благородным».
ххх
Первые пистолетные дуэли в Европе проводились только верхом на лошадях, и лишь позже появилась широко известная «пешая» форма.
ххх
Известны случаи применения в XIX веке на дуэлях совершенно «неканонического» оружия. Так, например, в Индии два рассорившихся английских офицера несколько часов сидели неподвижно в темной комнате, куда предварительно запустили индийскую кобру, пока, наконец, она не укусила одного из них. В России в то же время, некий пристав Цитович, в соответствии с правом оскорбленного, выбрал в качестве оружия медные канделябры, на которых и сражался со своим обидчиком, штабс-капитаном Жегаловым.
ххх
В XV—XVII веке в дуэли на холодном оружии не возбранялись удары руками и ногами, борьба на земле, и другие действия из арсенала уличной драки. Классическим примером французской дуэли раннего периода можно считать дуэль молодого Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом в 1559 году. В ходе поединка гораздо более опытный Матас, легко обезоружил Мурона, чем счел дело законченным, и отвернулся от противника, чтобы сесть на лошадь. В этот момент Мурон поднял шпагу и нанес Матасу удар в спину, убив того наповал. При этом в обществе его подлость не получила никакого порицания, напротив, большинство упрекало убитого за неуместный гуманизм.
ххх
С XVI века дуэль стала законодательно запрещаться как светскими законами, так и установлениями христианской церкви, причём церковь в своих решениях, порицающих практику дуэлей, не делала различия между государственными судебными поединками и частными дуэлями, признавая как те, так и другие противными божественным принципам. Трентский собор (1545—1563) запретил государям устраивать судебные поединки под угрозой отлучения и объявил автоматически отлучаемыми от церкви всех участников, секундантов и даже зрителей дуэлей.
Впервые закон, запрещающий дуэль в России появился во времена Петра I. Так называемый, «139-й воинский артикул», принятый в 1715 году, строго воспрещал дуэли между офицерами: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются …Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И, ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить». Ни одного случая применения этих санкций на практике зафиксировано не было.