под Москвой велись тяжелейшие бои: фашистские войска рвались к столице, не считаясь с потерями. 18 ноября ожесточенные бои шли в районе поселков Язвище, Сычево (примерно 95 километр современного Новорижского шоссе), где оборону держали казаки генерала Доватора.
Выход на Волоколамское шоссе защищал 37-й Армавирский кавалерийский полк 50-й Кубанской кавалерийской дивизии. К тому моменту полк понес значительные потери и насчитывал всего 116 человек. На левом фланге, на окраине деревни Федюково заняли оборону казаки 4-го эскадрона под командованием младшего политрука Михаила Ильченко. К утру 19 ноября в эскадроне было всего 37 человек. Таким небольшим количеством и были вынуждены встретить бойцы атаку фашистов, наступавших вдоль русла реки Гряды в сторону Москвы.
Чтобы оценить подвиг эскадрона, надо понимать, что ни один боец не надеялся выйти из боя живым. Перед боем казаки расседлали своих коней и отпустили их на волю. Казаки сражались не на жизнь, а на смерть. Фашисты не ожидали столь яростного сопротивления. А ведь эскадрон не поддерживался ни танками, ни артиллерией. У казаков четвертого эскадрона была пара ручных пулеметов, карабины, кинжалы и шашки. Все это было совершенно бесполезно использовать против бронетехники.. Казакам вместо гранат выдали бутылки с горючей смесью. Этим-то новым и опасным для самого казака оружием и пришлось воевать кубанцам с танками. Тем не менее, небольшому количеству казаков удалось не только сдержать немецкую пехоту, но и вывести из строя 28 танков. Поняв, что лобовые атаки не приносят результата, немцы отправили танки с пехотинцами на броне в обход позиций кубанцев, чтобы нанести удар с тыла. Казаки слишком поздно увидели танки и не успели взорвать мост через реку Гряду. Небольшая группа израненных казаков заняла оборону на пути танков, и бой разгорелся с новой силой. До вечера сдерживали казаки фашистский натиск, пока не погибли под вражеским огнем. Немцы так до конца и не поняли, какой небольшой отряд выступал против них, и , не выдержав, отступили. Вечером на позиции эскадрона смог пробраться сын кавполка Александр Копылов, посланный с распоряжением об отходе. Он и принес первые сведения о героической гибели казаков-кубанцев, остановивших ценой своих жизней немецкие танки.
Несколько жителей деревень Федюково и Шелудьково тоже стали свидетелями этого боя. Они и похоронили казаков-кубанцев в братской могиле, а после освобождения этих мест, рассказали об их подвиге генерал-майору И. Плиеву, бывшему тогда командиром 50-й Кубанской кавалерийской дивизии.
В 2006 году на этом месте казаками Кубанской казачьей общины был установлен Поклонный крест в память о подвиге казаков.
http://mezhvaur.nichost.ru/5yh/images/казаки_в_годы_Великой_Отеч.войны.jpg
https://resize.yandex.net/cdfab801b...*:jpg&crop=no&enlarge=0&use-cache-headers=yes
https://youtu.be/x47npjFfI7Q