sssv
Завсегдатай
- С нами с
- 25/07/06
- Постов
- 455
- Оценка
- 47
- Живу в:
- Екатеринбург
- Для знакомых
- Станислав
- Охочусь с
- 1992
- Оружие
- Иж-18, Вепрь СОК95
- Собака(ки)
- З.С. Лайки
Что делать обычному охотнику и как быть в такой ситуации? Прошу поднять этот вопрос В охотничьем хозяйстве России проходят масштабные реформы, которые не оставляют равнодушными ни власть, ни народ.
Идет передача государственных полномочий на уровень субъектов Федерации. Это, в свою очередь, влечет за собой серьезные перемены в системе ведения охотничьего хозяйства.
Актуальной теме было посвящено региональное совещание 26 июля 2007 года, которое проводил департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Не потеряем ли животных?
Общая площадь охотничьих угодий в Курганской области составляет свыше 7 миллионов гектаров. Свыше 2 миллионов осваивают 19 юридических лиц. Они взяли территории для долгосрочного пользования.
В общей же сложности в Зауралье выдано 30 тысяч охотничьих билетов. Но это не привело к сокращению количества промысловых животных и птиц. Последние пять лет численность охотничьих видов животных стабильно держится на одном уровне. В Зауралье едут на охоту и из соседних регионов, и из-за рубежа. Лимит добычи сибирской косули, выделяемый Курганской области, составляет 20 процентов от общероссийского, превышая лимит изъятия девяти других субъектов вместе взятых.
Однако директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Шевелев считает, что не все так гладко, как кажется. Вот что он заявил на региональном совещании:
- В настоящее время 60 процентов охотничьих угодий Курганской области имеют статус территорий общего пользования - это более 4 миллионов гектаров. Кто бы что ни говорил, здесь фактически отсутствует охрана охотничьих ресурсов, отсутствует порядок выдачи именных разовых лицензий, практически не проводятся воспроизводственные мероприятия. По сравнению с началом 90-х годов в Курганской области более чем вдвое сократилась численность лося – с 10 000 до 4 200 в 2007 году. Главной причиной является незаконная добыча данного вида, часто с использованием снегоходов. Действуют стабильные группы браконьеров.
Сейчас для того, чтобы выполнить функции охраны, нужно не менее 170 человек с общим объемом финансирования 25 миллионов рублей. В соответствии с существующей методикой Курганской области выделяется 138 тыс. руб. Организовать эффективную охрану и воспроизводство животного мира на площади 4 миллиона гектаров на такие средства невозможно!
С 1 января 2008 года кардинально изменится законодательная база - практически все функции по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и среды их обитания, а также государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в этой сфере будут переданы субъектам Федерации.
С передачей прав резко возрастает ответственность, и сбор средств за пользование охотничьими ресурсами, соответственно, тоже должен повыситься.
С привлечением пользователя на долговременное владение охотугодьями все встает на свои места. Он привлечет соответствующие материально-технические, организационные и финансовые ресурсы для ведения хозяйства. Будет способен проводить разнообразные биотехнические и ветеринарно-профилактические мероприятия, учётные работы. Сможет самостоятельно осуществлять эффективную охрану животного мира и среды обитания. Обеспечит рациональное использование всех видов охотничьих животных. По крайней мере, такие надежды возлагает на него правительство Курганской области. Оно считает целесообразным предоставить для пользования животным миром до 80 процентов площади охотничьих угодий. Оставшиеся 20 процентов территории будут образовывать резервный фонд охотничьих угодий и особо охраняемые природные территории.
В июне правительством Курганской области утверждён порядок предоставления территорий (акваторий), необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Сформирован состав конкурсной комиссии, которая будет конструктивно решать вопросы по выявлению наиболее достойных претендентов на ведение охотничьего хозяйства. Будет осуществлено ее взаимодействие с администрациями муниципальных образований.
По мнению Виктора Шевелева, нужно сделать так, чтобы у департамента природных ресурсов были все основания требовать от пользователя не допускать снижения численности основных видов охотничьих животных на предоставленной территории. Этот показатель будет зафиксирован в начале срока пользования. В случае падения численности пользователей ждет наказание: либо охота на этот вид будет закрыта, либо, в случае выявленных нарушений, пользование будет прекращено.
Браконьеры одолели
Примеры неумения ведения охотничьего хозяйства есть и сегодня. Это подтвердил в своем выступлении заместитель главы администрации Белозерского района Анатолий Тетеркин:
- В районе творится невообразимое - никуда не годный охотничий устав, узурпированная власть, вся работа охотничьего общества направлена на то, чтобы определенная кучка людей из Кургана насладилась охотой, а дальше «хоть трава не расти». Рекомендации администрации района им не выполняются. В прошлом правлении было два нарушителя охоты, так один из них, даже стыдно говорить об этом, теперь стал начальником общественной милиции.
В связи со сложившейся ситуацией власти Белозерского района попросили перенести конкурс по охотничьим угодьям Белозерского района на год. За это время, по их уверениям, удастся навести порядок.
В качестве лучших на совещании отметили Каргапольское районное общество охотников и рыболовов. Однако председатель правления Вениамин Стрекаловских отметил, что и здесь проблем хватает:
- После того как в 2003 году у нас забрали право составлять протоколы, в районе резко снизилось число выявленных нарушений. Нужно обязательно ставить этот вопрос перед областной Думой. Далее: расцветает браконьерство с дорог. Этой зимой с трассы в закрытые от охоты сроки, можно сказать, не выходя из машины, убито 9 косуль и один лось. Логично будет, если в это время перевозка оружия будет регламентироваться каким-то дополнительным документом, направлением на продажу, например, а не только правом на хранение.
О необходимости более жесткого отношения правоохранительных органов и судебных инстанций к нарушителям закона на совещании говорили не единожды. Ежегодно в Зауралье выявляется более 1000 нарушений в сфере использования объектов животного мира. Хозяйственный ущерб от незаконной добычи диких копытных в 2006 году составил более 5 миллионов рублей.
Уже за первое полугодие 2007 года незаконно добыто 13 лосей, 273 косули, 13 кабанов, причём это только выявленные случаи. Возбуждено 69 уголовных дел по фактам браконьерства, по 8 делам вынесены решения суда, по 61 ведется следствие. Несмотря на то, что законом за такие преступления предусмотрено реальное лишение свободы и конфискация орудий преступления, в том числе и транспортных средств, в областной судебной практике не было подобных случаев. А между тем законно-жёсткие судебные решения по фактам браконьерства с причинением крупного ущерба будут способствовать формированию уважения и к судебной власти, и к органам охраны животного мира.
Ведомства спорят
Виктор Шевелев высказал недовольство по поводу того, что некоторые функции использования животного мира фактически осуществляются Россельхознадзором:
- Это противоречит законодательству и положению об этом органе, а также приводит в некоторых случаях к конфликтным ситуациям, в том числе с местными охотниками. Совмещение контрольно-надзорных и хозяйственных функций, конечно же, недопустимо. Проблема здесь состоит в отсутствии порядка выдачи именных разовых лицензий на территории угодий общего пользования. Такой порядок будет в ближайшее время разработан департаментом и внесён на рассмотрение правительством области.
Руководитель Управления Россельхознадзора по Курганской области Геннадий Порохин в своем выступлении отреагировал на заявления Виктора Шевелева и, чтобы показать эффективность работы своего ведомства, сравнил цифровые показатели работы по охране в угодьях общего пользования и в Россельхознадзоре:
- Уровень охраны в угодьях общего пользования на четыре порядка выше. Всего выявлено 1460 нарушений, из них более 1200 выявил госохотнадзор. Причем мы ведем эту деятельность третий год без оружия. А что касается передачи охотугодий в долговременное пользование, нужно более серьезно подойти к этому вопросу. Я имею в виду, что далеко не каждому удается качественно вести охотхозяйство. За последние 10 лет от охотугодий отказались Юргамышское, Альменевское и Шатровское общества охотников и рыболовов.
Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Курганской области Николай Лопан сделал акцент на том, что уже сегодня нужно определить не только количественный состав охотугодий, но и качественный:
- Площадь охотничьего хозяйства должна быть оптимальной. Если это лесная зона, то в целях организации охраны самая благоприятная площадь – от 10 до 20 тысяч гектаров. А если речь идет о поле (этот тип угодий преобладает в Курганской области), от 25 до 50 тысяч гектаров. Смешанные - от 10 до 25 тысяч гектаров. Эти цифры возникли не случайно, мы исходили из того, что территориальные нормативы на одного егеря сегодня составляют 25 тысяч гектаров. И еще одна важная деталь: предлагаю первыми выставлять на конкурс проблемные территории (имеются в виду приграничные охотугодья: Далматовское, Щучанское, Звериноголовское …)
И.о. начальника милиции общественной безопасности УВД Курганской области Сергей Заскалькин не только подтвердил, что на границе сегодня действительно не все спокойно, но и назвал ряд цифр:
- В Далматово возбуждено уголовных дел по фактам нарушения охоты -12, в Катайске - 6, в Шумихе- 5, в Щучанском, Звериноголовском, Частоозерском районах- по 4 дела. Из 78 18 уголовных дел были раскрыты по горячим следам благодаря активной работе егерей. Они сами без помощи органов милиции задержали браконьеров на местах, привезли и сдали их в правоохранительные структуры. А вообще милиции и охотничьему хозяйству нужно работать как можно слаженней, а то преступники сейчас стали подкованными. Взять хотя бы случай, который произошел 11 января в деревне Дубрава. В ходе очередного осмотра егеря услышали выстрелы. Пришли на место, а там два жителя Каменска-Уральска. У обоих по ружью, собака с ними. Все как полагается. А рядом в 50 метрах две убитые косули. Егеря сообщили сначала своему начальству, потом еще куда-то там, а в милицию жалоба поступила намного позже. Так что вы думаете? В итоге подозреваемые сказали, что они вообще выгуливали собаку и стреляли не они. Так как время уже ушло, мы не смогли доказать вину жителей
Свердловской области. Это дело и по сей день не раскрыто.
Охотники заплатят сполна
Естественно, всех присутствующих волновала финансовая сторона вопроса. Откуда брать деньги на реализацию нововведений? Выделят ли их федеральные структуры или нужно самим думать, какими способами изыскать их в регионе? Если финансирование будет проводиться за счет области, то необходимо уже сегодня выработать механизмы получения и зарабатывания денег на местах. Причем беспокойство выражали не только представители Курганской области (в частности, председатель правления Курганского
облохотрыболовсоюза Владимир Михайлов), но и гости из других регионов (первый заместитель директора департамента по охране, воспроизвод-ству и рациональному использованию биоресурсов ЯНАО, г. Салехард Юрий Климов).
Наиболее свежую информацию по выделению средств мог дать только директор департамента охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Владимир Мельников. Именно поэтому его выступления, которое было завершающим, ждали все. Но в силу того, что федеральный департамент тоже относительно новая структура (он существует всего полгода), цифры, прозвучавшие в докладе, были приблизительными:
- Общий объем субвенций на выполнение полномочий, о которых мы сегодня говорим (это контроль, надзор, выдача разрешений и лицензий на использование объектов животного мира), на 2,5 года составляет 526 миллионов рублей. Из них для Курганской области предусмотрено 3 789 700 рублей. Мы понимаем, что этой суммы явно недостаточно, и в настоящее время проводим работу по увеличению размера субвенций. С другой стороны, многие регионы сами ведут себя пассивно - в Министерство почти не поступают конкретные предложения от субъектов РФ.
Для департамента Курганской области сегодня важной задачей является увеличение поступления сборов и платежей за пользование животным миром. Виктор Шевелев уверен, что ставка сбора за изъятие взрослого лося, предусмотренная налоговым кодексом - 1500 рублей, кабана и косули - 450 рублей, - не соответствует сегодняшним реалиям. В рамках действующего налогового законодательства имеется практически единственная возможность для увеличения доходов областного бюджета, которые могут быть целевым образом направлены на охрану и воспроизводство животного мира – это установление ежегодной арендной платы за пользование охотничьими ресурсами на конкретной территории. Благо, что такая возможность предусмотрена действующим законодательством. Размер этой платы должен исчисляться, исходя из продуктивности конкретных охотничьих угодий, и соотносится со среднерыночной стоимостью добычи конкретного вида животных. Вместе с тем, она не должна быть чрезмерно высокой, чтобы поддерживать приемлемую себестоимость путёвок, это порядка 1000 рублей с каждой добываемой особи копытных.
Все функции по охране, воспроизводству и использованию животного мира на резервных территориях и в заказниках Курганской области будет осуществлять специализированная служба, создание которой уже завершено. Предусматривается наличие егеря в каждом заказнике, согласованы штатное расписание и объёмы финансирования данной службы, в ближайшее время она начнёт свою работу.
В настоящее время в области имеется 16 природных заказников регионального значения и 1 федерального значения, площадь ООПТ составляет около 6 процентов от общей площади охотничьих угодий. В течение ближайших трёх лет правительство области намерено довести площадь особо охраняемых природных территорий до 10 процентов от площади охотничьих угодий.