• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Как решение Николая I спустя сто лет спасло Москву от немцев

Автор темы

tvi55

Команда форума
Регистрация
27/05/08
Сообщения
3 837
Реакции
1 599
Адрес
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
scale_1200%20%281497%29.webp

Среди многочисленных анекдотов про императора Николая Павловича есть и такой.

Представляя императору на утверждение проект Николаевской железной дороги Санкт-Петербург—Москва, министр путей сообщения упомянул в нём, что ширина колеи железной дороги должна быть равной ширине колеи, принятой на железных дорогах соседней Пруссии. «На х.. больше!», — положил Государь одобрительную резолюцию на этом пункте, забыв дописать слово «Правильно!» или «Согласен!»
Сановники скрупулёзно приняли предначертание императора к исполнению. Деликатным порядком обратились даже к лейб-медику императора, чтобы справиться о размере монаршего мужского достоинства. В итоге всё было выполнено дюйм в дюйм, и с тех пор ширина колеи российских железных дорог составляет 152,4 см, в отличие от принятой в большинстве стран Европы – 143,5 см.
Конечно, это легенда прежде всего в том, что за основу различия было принято несдержанное слово Николая I. Но факт, что российская колея представляет собой уникальное явление в железнодорожных системах Евразийского континента.


Пять футов – одна из разновидностей англо-американской колеи

Однако реальное происхождение русской колеи 1524 мм гораздо проще. Во-первых, это ровно пять английских футов. Во-вторых, железные дороги с колеёй шириной ровно пять футов уже были построены к тому времени на многих магистралях США и Великобритании. Проще говоря, Николай I сделал выбор в пользу английской колеи перед прусской.

scale_1200%20%281498%29.webp

Зачем? А здесь, видимо, сказался тот же принцип, по которому каждая страна вводила у себя собственный калибр стрелкового оружия. Так, в конце 19 века обычным калибром магазинной винтовки в Германии и Австрии было принято 7,92 мм, во Франции – ровно 8 мм, в Англии – 7,71 мм, в Италии – 7,35 мм, в Японии – 6,5 и 7,7 мм. Разница создавалась для того, чтобы противник, овладев трофейными винтовками, не смог использовать в них свои боеприпасы, или наоборот – трофейные патроны в своих винтовках.

Понятно также, что эта опасность грозила только тем странам, которые имели шанс воевать друг с другом. Поэтому в России с лёгкой душой приняли тот же самый калибр стрелкового оружия, который был принят в Соединённых Штатах Америки. Уж с американцами-то русским воевать просто негде и не из-за чего!


Николай I как «засланец» из будущего

Осознал ли Николай I значение железных дорог как стратегического оружия, при котором чрезвычайно важно, если они достанутся врагу как трофей, он не смог бы использовать на них свой подвижной состав? И тогда враг был бы вынужден или переделывать свои вагоны, или перешивать колею? Первый печальный опыт такого использования произошёл в 1870 году, когда прусская армия вторглась во Францию и эффективно использовала для передвижения французские железные дороги. Но это случилось уже шестнадцать лет спустя после смерти Николая I! Выходит, государь заглянул в будущее?!

Так это или нет, но в 1812 году у России имелся негативный опыт вторжения вражеских армий. А что, если бы уже тогда в России были железные дороги? Скорее всего, Николай I, если и имел в виду военные цели, то ориентировался на опыт Отечественной войны. И оказался провидцем!
В 1914-1915 гг., когда операции проходили близко к границе, разница колеи не успела доставить немцам больших неудобств. Хуже пришлось им в 1941 году, когда требовалось доставлять боеприпасы, обмундирование и снаряжение на большее расстояние. Между тем, перешивание русской колеи на европейскую не поспевало за потребностями войск – об этом свидетельствуют и Вильгельм Кейтель, и Альберт Шпеер, и Курт Типпельскирх.
scale_1200%20%281501%29.webp

Примечательный разговор состоялся между Гейнцем Гудерианом, только что вернувшимся разбитым из-под Москвы, и Гитлером в конце декабря 1941 года:

Гудериан: «Сапог, белья, рукавиц и подшлемников нет или они имеются в ничтожном количестве».

Гитлер: «Это неправда. Генерал-квартирмейстер сообщил мне, что зимнее обмундирование отправлено».

Гудериан: «Конечно, обмундирование отправлено, но до нас ещё не дошло. Я проследил его путь. Обмундирование находится на станции в Варшаве и уже в продолжение нескольких недель никуда не отправляется из-за отсутствия паровозов и наличия пробок на железных дорогах».

Такая ситуация была вызвана именно трудностями переделки большой протяжённости колеи. Можно без преувеличения сказать, что «на х.. больше!» Николая I, была ли такая реплика произнесена в реальности или нет, спустя сто лет заморозила немцев под Москвой!
История России
 
Не все так. Дело в том, что консультантом русских инженеров Мельникова и Крафта, отвечавших за строительство южной и северной части Николаевской жд (СПб-Москва) был американский инженер Д. Уистлер. Именно он настоял на колее 5 футов. Равно как и первый подвижной состав дороги был типично американским (четырехосные вагоны). Длинная история. Как показала практика ВОСО (военных сообщений) - перешивка колеи - вещь абсолютно не принципиальная и производится в очень короткие сроки, практически с продвижением армии в ходе боевых действий. На нижнем фото - паровоз серии 55 немецких жд, кажется в районе Гатчины. Кстати, Сталин на потсдамскую конференцию в Берлин приехал на поезде по нашей колее 1524 мм, которую к тому времени успели перешить. Без всякой смены поездов. Колею в ГДР потом перешили обратно на европу. Стратегического значения разница между стефенсоновской (1435 или 4 фута 8,5 дюймов) и 1524 мм (5 футов) - не имеет. Силами желдорбата все решается за несколько дней.

--- Добор поста---

в продолжение нескольких недель никуда не отправляется из-за отсутствия паровозов и наличия пробок на железных дорогах
Замечу о ширине колеи ничего не сказано. Только отсутствие необходимого числа локомотивов и бардак в диспетчеризации.
 
перешивка колеи - вещь абсолютно не принципиальная и производится в очень короткие сроки
Калининградская ж. д. имеет сразу две колеи. В поездах переставляются только тележки. Так что узкая или широкая колея - заменить на раз-два.
 
Не, Саша! При боевых действиях - этож сколько тележек потребуется! Кроме того, немецкий подвижной состав той поры - в основном двухосный. Там колпары перепрессовывать надо - нет тележек. Проще перешить колею. Если действительно интересно, была немецкая книга, кажется Кутчика, про DR-Ost (восточное отделение Дейтче Рейхсбан). Там все подробно описано.
Короче, вклад гоцудаля-имелатола в Победу - очень сомнителен, а про "йух шире" - анекдот. Уистлер, предлагая 5 футовую колею имел собственные аргументы, в штатах она тогда тоже использовалась (т.н. период "битвы колей"). Потом попозжее вся Европа и Америка взяли за основной стандарт "стефенсоновскую" 1435 мм, как наиболее оптимальную, и ее ныне почти 85% на Земле. Но то, что у нас пошире - нам никак не мешало, а в 21 веке, с внедрением типовых контейнеров для перевозок - это вообще фигня: вагон одной колеи - вагон другой колеи - судно - грузовик - 15 минут на перегрузку и все.
 
Сверху Снизу