Масайтис В.
О звуках, издаваемых глухарем в период токования
Как известно, глухарь относится к птицам довольно молчаливым, и не отличающимся разнообразием звуковых сигналов. Поэтому большинство наших охотников слышали только его весеннюю песню, но и при этом они привыкли различать в ней всего два колена. Справедливости ради надо отметить, что те, кто так полагает, плохо знакомы с весенней жизнью глухаря. А ведь именно токование, как сезонное биологическое явление, позволяет нам наиболее полно изучать его поведение в этот период. Особенно большое значение имеют звуковые сигналы различного происхождения и назначения, знание которых помогает в организации и проведении охоты на току. Ниже речь пойдет, в первую очередь, о звуках, издаваемых самцами, так как только они являются объектами отстрела и привлекают настоящих ценителей весенней охоты.
У птиц по происхождению различают голосовые и неголосовые звуки. Первые производятся с помощью голосового аппарата, последние имеют чисто механическое происхождение. Глухарь здесь не составляет исключения.
1. Звуки неголосового происхождения
Они могут быть двух видов – сопутствующие и направленные. Сопутствующие звуки обычно сопровождают взлет, полет и посадку птицы. Они производятся в основном крыльями и оперением глухаря. Вечером, прилетая на ток, глухарь вначале садится где-нибудь с краю, шумно хлопнув крыльями. Затем он несколько раз меняет свое местоположение, перелетая с дерево на дерево с характерным шумом крыльев “по-по-по” и каждый раз с треском садится на новое дерево. Делает он это явно преднамеренно, как бы давая знать окружающим самцам о своем прибытии и о занятости индивидуального участка. Преднамеренно потому, что глухарь может при необходимости сесть на дерево (как и взлететь с него) совершенно бесшумно. Поэтому звук посадки на вечернем подлете носит еще и другой смысл и может рассматриваться не только как сопутствующий, но и как направленный звуковой сигнал. Охотнику этот звук позволяет с вечера определить количество прилетевших на ток самцов и их приблизительное местоположение.
Такое же значение, только на этот раз предупреждающее об опасности, имеет громкий слет глухаря с дерева, когда неосторожный охотник подшумит его. У всех тетеревиных птиц, в том числе и у глухаря, на крыле в области кистевого сгиба есть так называемое “крылышко” - маленькое перо, прикрепленное к фаланге первого пальца. Убирая или расправляя его, глухарь может взлететь тише или громче. Шумный взлет извещает других птиц на току о приближении опасности.
Если долго и терпеливо сидеть “на подслухе” недалеко от присевшего глухаря, можно услышать его возню и хруст отрываемых пучков хвои во время вечерней кормежки. Чтобы получить очередную порцию хвои, мошник вначале складывает шею, вжимая голову, а затем резко выбрасывет ее вперед, схватывая при этом клювом пучок и отрывая его обратным движением. Все это не может не сопровождаться шумом неопределенного характера, исходящим из кроны дерева.
Есть у глухаря два направленных звука, сопровождающих его весеннюю песню. Первый - это звук “дребезжания” перьев хвоста во время второго колена песни. Слышен он бывает с очень близкого расстояния как тихое “пуррр”. Для охотника, подходящего к птице, он должен означать, что пора остановиться, и если глухаря еще не видно, нужно начинать его высматривать. Второй направленный звук часто заменяет глухую часть песни, когда птица поет “на полу”, при этом глухарь с громким хлопаньем крыльев подлетает вверх на 1 – 1.5 м. Слыша громкие подлеты петуха, охотник должен прекратить подход, т. к. по неписаному закону охотничьей этики нельзя стрелять токовиков на земле.
2. Голосовые звуки
Эти звуки по своему назначению делятся на призывные и защитные. Призывные сигналы в период токования облегчают встречу особей противоположных полов, помогают самцам отстаивать свое право на самок и территорию, способствуя, тем самым, процессу размножения и воспроизводству популяции. Среди них основное значение имеет весенняя демонстративная песня. Она исполняется взрослым самцом, и состоит из нескольких частей или колен. Вначале слышится одиночный щелчок - “док”! Он может повторяться несколько раз, либо сразу переходит в сдвоенное щелканье “тэ-ке”, в зависимости от того, молодой или старый певец, распелся он или нет и т. д.
Во время одиночных щелчков и во время сдвоенного тэкания глухарь поворачивает голову из стороны в сторону, как бы убеждаясь, что ему ничего не угрожает. В этот момент он хорошо видит и слышит, поэтому охотник должен сохранять полную неподвижность и тишину. Сдвоенное “тэ-ке”, также повторяясь, быстро перерастает в дробь, или сплошной “ щелкоток ”, как удачно называл эту часть песни ленинградский писатель и знаток глухариной охоты Адриан Сергеевич Шевченко. Щелкоток глухаря иногда сравнивают с быстрым ударением о стол шарика для настольного тенниса. Пожалуй, это наиболее точное сравнение. В конце дроби слышится так называемый “главный удар”, после которого у птицы наступает глухота. Однако прослушивается он не у всех глухарей. Главный удар можно сравнить с булькающим звуком, который происходит при вытаскивании пробочки из небольшой бутылки. Мне всего один раз довелось четко услышать этот звук у поющего глухаря, и то на очень близком расстоянии. Если верить литературным источникам, главный удар – это звук от втягивания языка в гортань. Вслед за ним сразу идет “точение” или “скрежетание” , второй термин явно менее удачен, но тоже встречается в литературе. Точение представляет собой глухую часть песни глухаря. Птица полностью теряет слух, что позволяет охотнику сделать 1- 2 шага. По моим замерам, точение длится от 2,4 до 2,8 секунд, в среднем около 2,6. Этот звук похож на заточку металлического предмета, отчего и получил соответствующее название. Именно во время точения глухарь расправляет рулевые перья (при поднятом хвосте), как бы дополняя песню звоном пера, о чем уже говорилось ранее.
Некоторые авторы говорят о существовании инфразвуковой части песни у глухаря, т. е. о звуках в области низких частот. Как известно, низкие звуки разносятся на более значительное расстояние по сравнению с высокими, и могут быть услышаны другими самцами и глухарками на большом удалении от источника звука. Думаю, если инфразвуковая песня и существует, то сопутствует щелканью во всех его проявлениях. Дело в том, что во время сильного дождя, когда полная песня глухаря не слышна даже вблизи, именно щелканье прослушивается как глухие удары низкой частоты. Эту особенность не раз мне приходилось замечать при подходе в ненастье к поющей птице.
Таким образом, дотошный натуралист может различить в песне глухаря не менее четырех различных звуков голосового происхождения и один неголосовой сопутствующий сигнал, при этом часть звуков даже выходит за пределы чувствительности человеческого уха. Вот почему делить весеннюю песню этой птицы только на две части было бы крайне неправильно.
Существует и ряд других призывных сигналов у глухарей, несущих тоже весьма важную информацию. Вечером, при посадке на дерево, самец издает так называемое “крёханье” , которое некоторые авторы неверно называют “хрюканьем”, или еще хуже – “рыганием”. Этот звук – заявка на место, он сигнализирует другим самцам о занятости данного участка вполне “боеспособным” соперником. Дело в том, что издают его только зрелые самцы, способные исполнять полную песню. Охотник, услышав на подслухе крёханье глухаря, знает, что утром эта птица обязательно запоет. Крёханье нужно уметь отличать от “ крэкания” или “скрипения” молодых петухов (молчунов), которых еще называют крэкатнями. Они обычно прилетают на ток утром и садятся ближе к периферии токовища. Молчуны не способны петь настоящую песню, они играют роль своеобразных “сторожей” на току, поэтому таких глухарей нужно стараться обходить стороной.
В некоторых литературных источниках упоминается еще один своеобразный звук, который можно услышать на вечернем подлете. Вот что пишет об этом Ю. Смельницкий в статье “На подслухе”: “Сидевший возле просеки (глухарь – прим. автора) тотчас же переместился на соседнее дерево, и, нахохлив шею, встретил вновь прибывшего … совершенно особым, ничем не напоминающим глухариную песню, звуком, “экк-кка-коу” . Тем же звуком ему ответили и вновь прилетевший, и тот, который сидел в соседнем острове”. Из этого отрывка можно заключить, что данный голосовой сигнал, вероятно, используется глухарями с той же целью, что и крёханье. Не исключено также, что это видовой призывной крик глухаря, как, например, карканье у ворон или чириканье воробьев.
Во время токования на земле для приглашения соперника к поединку глухари используют особый звук, состоящий из смеси крёхания и тэкания, который звучит как “тэк-тхе” или “тэка-аха” . Услышав такой звук, охотник должен прекратить подход к птице, так как скрадывание поющего на полу петуха – совершенно ненужное и бесполезное занятие.
Защитные сигналы, как это следует из названия, служат для оповещения других птиц о грозящей опасности, отпугивания врагов и т. д. На току иногда можно услышать тревожный сигнал глухаря - так называемое “скирканье”. Его издает глухарь, обнаруживший явную опасность, которая может угрожать токовикам. Так, например, при подходе к поющему глухарю, можно подшуметь молчуна, который с лопотом крыльев и громким скирканьем пролетает через токовище и все глухари замолкают. Иногда в такое утро они больше не запоют. Поэтому охотник, услышав скиркающего глухаря, должен принять меры к маскировке и постараться как можно меньше выдавать свое присутствие.
В разгар токования иногда удается услышать в току и другой защитный сигнал – верещание. Его можно отнести к неконтролируемым крикам ужаса, которые вырываются у всех птиц в момент смертельной опасности. Верещит обычно поверженный соперник, принимающий участие в поединке, когда победитель нещадно треплет его клювом за шею и бьет крыльями. Интересно, что услышав этот звук, другие самцы спешат на место схватки, чтобы самим оказаться в центре событий. Такой же крик может издавать раненый глухарь, пойманный охотником на земле.
Копалухи, по сравнению с самцами, куда более молчаливы, и кроме квохтанья, звучащего как “аап-аап” , я не слышал от них никаких звуков. Но и оно может носить различные оттенки, и бывает то более отрывистым и высоким, напоминающим лай собаки, то более низким и протяжным. Умение подражать голосу глухарки может сослужить охотнику неплохую службу, когда требуется раззадорить вяло поющего или замолчавшего петуха.
Язык птиц весьма разнообразен и непрост для человеческого восприятия. Но для того, чтобы понимать пернатых, необходимо знать их язык. Охотники, особенно чутко ощущающие изменения в природе, должны всемерно стремиться к этому пониманию.
Санкт-Петербург декабрь 2000 г.