Велислав Масайтис
Философия правильной охоты
«Я много охотился, много убивал, много видел как убивали другие,
я понял одно: нельзя убивать для забавы.»
Я.С. Русанов
«Только тогда интересы охотничьего дела и сельского хозяйства будут настоящим образом ограждены законом, когда воспрещение убивать животных будет признано правилом, а разрешение – исключением, точно обозначенным в законе» - писал А.А. Силантьев. Это было около ста лет тому назад. Втечение почти века (!) охотникам внушалась эта и другие идеи о «правильной» охоте, о бережном отношении к запасам диких животных и необходимости их охраны. Это на теории. А на деле мы получили обратный эффект. Большинство сельского населения российских охотников имеют весьма отдаленное представление о «правильной», т.е. научно обоснованной, рациональной, охоте. По-прежнему, как и раньше, стреляют весной зайцев, бьют рябчиков. Не считают зазорным «хлопнуть» копалуху или тетерку. Грешат этим и городские охотники. Я уже не говорю о тотальном истреблении дичи на дорогах с использованием автомобилей. Попадают под выстрелы и неохотничьи звери и птицы, некоторые из которых являются редкими. И никакие запреты, никакой контроль не может это остановить. Только осознание самим охотником необходимости придерживаться охотничьих норм и правил способно изменить ситуацию к лучшему.
Давайте спросим себя: - зачем мы охотимся? И ответим честно, не кривя душой, потому что обмануть себя невозможно. Каждый, наверно, ответит по-разному. Кто-то поставит главной причиной получение дополнительного дохода от продукции охоты; другие назовут основным мотивом отдых, общение с природой, эмоциональную разрядку; третьи – общение с друзьями в непринужденной обстановке и т.п. Но всех настоящих охотников, не случайно взявших в руки ружье, объединяет одно – охотничья страсть. Я глубоко убежден, что охотниками не становятся, а рождаются. Охотничья страсть, древний глубокий инстинкт человека, делает мужчин охотниками. Я говорю так, потому что подавляющее большинство охотников – это мужчины. Наши предки, вооруженные копьями и дубинами добывали диких зверей, чтобы питаться их мясом, использовать их шкуры, кости и рога. Но теперь человечество выросло из этого возраста, и в охоте отпала жизненная необходимость, а древний инстинкт остался. Человек по сути своей остается хищником. Ему свойственно убивать других живых существ и себе подобных. Это одна из форм борьбы за существование. Но ведь охота и убийство – совершенно разные вещи, и проводить аналогии здесь недопустимо. Человеку также свойственно размышлять, анализировать и делать выводы.
Многие поколения людей изучали биологию и экологию диких животных чтобы выяснить: кого, когда и сколько можно добывать, чтобы это не приводило к уничтожению видов. Стало известно, что изымать некоторое количество особей из популяции не только возможно, но и необходимо. Теперь мы знаем, что у полигамных животных, таких как глухарь, тетерев, заяц-беляк, лось, допустимо преобладание в популяции доли самок. А у моногамов (рябчик, дикие голуби, бобр) оптимальным является соотношение полов 1:1. Эти азбучные истины заложены в правила и сроки охоты.
Так что же такое «правильная охота»? Ответить на этот вопрос не так просто, как могло бы показаться вначале. Простое соблюдение всех прописных правил еще не есть «правильная» охота. Например, правилами охоты разрешается осенью добывать самок тетерева и глухаря. Но истинный охотник по возможности не будет бить матку, помня о том, что на будущий год она принесет выводок. Не станет он весной стрелять глухаря на вечернем подслухе, хотя это тоже не запрещается правилами. Куда приятнее и престижнее для него взять петуха «под песню» на утренней заре. Настоящий любитель гончих никогда не выстрелит по «шумовому» зайцу, случайно поднятому во время охоты. Он обязательно подзовет собак и набросит их на след, чтобы насладиться музыкой гона и добыть зверя из-под гончих псов. Мотивацией такого поведения является глубокое осознание человеком своего морального совершенства. Да, можно легко застрелить вскочившего неподалеку зайца или вылетевшего рябчика. Это желание возникает в первый же миг в каждом охотнике. А вот вступить в единоборство с диким животным, используя свое мастерство выбрать верный лаз или подманить осторожного рябчика – удел истинных, «правильных» охотников. Им не важно сколько экземпляров дичи они добудут, важнее – как это будет сделано. Следование «правильной» охоте – это удел нравственно зрелых людей, со сложившейся психикой. Они чувствуют свою силу в том, что побеждают в равной схватке и не ищут простых способов добыть животное. Они также понимают и отдают себе отчет в том, что любая охота в конечном счете заканчивается актом убийства. Поэтому все добытые звери и птицы, вся продукция охоты используется ими в полной мере. Настоящий охотник не допустит, чтобы пропало взятое им животное.
И еще хотелось бы остановиться вот на чем. Всегда существовали и существуют ярые и не очень противники охоты, как пережитка прошлого. Во многом мнение этих людей складывется на основе тех примеров, которые они видят в жизни. Лжеохотники-убийцы, с оружием в руках уничтожающие все живое вокруг, в сознании этих людей ассоциируются со всеми охотниками. Разрушить сложившийся стереотип очень трудно. Недаром сказал Лао-цзы: «знающий не говорит, говорящий не знает». Истинные охотники не склонны афишировать себя и свои принципы. Негативное отношение противники охоты также обосновывают негуманностью убийства животных. Но они забывают о том, что убивать диких животных куда гуманнее, чем выращенных на заклание домашних коров и свиней, участь которых заранее предопределена. Трудно быть гуманистами в мире хищников. Так не лучше ли быть самыми гуманными среди убийц!